ЖСК, который был организован в 1971 году, предъявил иск к З. о взыскании 419 р. 91 к. Истец сослался на то, что ответчица была принята в члены ЖСК в 1980 году с предоставлением квартиры вместо выбывшей из кооператива К.
В течение 1980 - 1983 гг. она внесла паевые взносы за квартиру. В соответствии с действующим законодательством размер пая граждан, вступающих в ЖСК, имеющих жилых дома, построенные с привлечением средств государственного бюджета, определяется исходя из строительной стоимости дома, в котором новому члену кооператива предоставляется квартира, включая сумму затрат по строительству этого дома, возмещенную за счет бюджета в связи с введением с 1 июля 1967 г. новых оптовых цен и тарифа.
Пай члена кооператива З., по мнению истца, был исчислен неправильно, только в размере пая, выплаченного кооперативу выбывшей из него К., т.е. менее 419 р. 91 к.
Эта сумма в бесспорном порядке взыскана с истца в доход бюджета, а поэтому ответчица обязана возместить ее кооперативу.
Центральный районный народный суд г. Тулы иск удовлетворил.
В кассационном порядке дело не рассматривалось.
Президиум Тульского областного суда удовлетворил протест заместителя Председателя Верховного Суда РСФСР об отмене судебных постановлений и о направлении дела на новое рассмотрение, указав следующее.
В деле нет официального документа о балансовой стоимости дома, принадлежащего ЖСК, в котором предоставлена квартира.
В материалах дела имеется акт проверки поступления в бюджет средств от граждан, вступивших в ЖСК, финансового отдела Тульского горисполкома. Откуда взяты данные, в акте не указано.
Суду следовало истребовать первичные документы, подтверждающие размер стоимости дома на день приема его на баланс кооператива, а также доли средств бюджета. Упомянутый акт городского финансового отдела таким первичным документом не является. Без проверки первичных документов нельзя установить и правильность определения процента, на который увеличивается паевой взнос лиц, вступивших в кооператив, взамен выбывших из дома ЖСК, построенного с привлечением средств государственного бюджета.
Как видно из материалов дела, ответчица вступила в ЖСК в 1980 году вместо выбывшей из кооператива К. Народный суд не выяснил, вносила ли она при вступлении в этот кооператив паевой взнос с учетом доли, направляемой на возмещение в бюджет затраченных на строительство кооперативного дома государственных средств.
Такая проверка необходима потому, что в случае подтверждения этого обстоятельства ответчица обязана внести в кооператив лишь сумму паенакоплений, которая была возвращена выбывшей из кооператива К., ибо в таком случае бюджетные средства в доле, приходящейся на ее квартиру, уже возмещены.
Поскольку ответчица вступила в ЖСК в 1980 году, а иск предъявлен 14 января 1987 г., суду следовало выяснить, не пропущен ли истцом срок исковой давности. Согласно ст. 83 ГК, течение срока исковой давности начинается со дня возникновения права на иск, т.е. со дня, когда истец узнал или должен был узнать о неисполнении ответчицей своих обязанностей по уплате паевых взносов.
Этот вопрос судом не проверялся, несмотря на то, что имеет существенное значение для правильного разрешения спора.
Если срок исковой давности пропущен, то он может быть восстановлен в случае, если это произошло по уважительной причине (ст. 87 ГК РСФСР).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Президиума Тульского областного суда "В случае если жилой дом ЖСК был построен с привлечением средств государственного бюджета, вновь принятый член ЖСК вносит паевой взнос с учетом доли, направляемой в бюджет на возмещение затраченных на строительство кооперативного дома государственных средств"
Текст постановления предоставлен Арбитражным судом Тульской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве