Решение Собрания представителей муниципального образования Щекинский район
от 24 апреля 2008 г. N 38/409
"Об утверждении Концепции стратегического плана социально - экономического развития
муниципального образования Щекинский район"
В соответствии со статьями 64, 66 Устава муниципального образования Щекинский район, заслушав и обсудив предложения Координационного Совета по стратегическому планированию и инвестиционной политике муниципального образования Щекинский район о концепции стратегического плана социально - экономического развития муниципального образования Щекинский район, на основании статьи 32 Устава муниципального образования Щекинский район Тульской области, Собрание представителей Щекинского района решило:
1. Утвердить Концепцию стратегического плана социально - экономического развития муниципального образования Щекинский район (приложение).
2. Поручить главе администрации Щекинского района (Свиридов Н.Н.) в срок до 01.06.2008 года подготовить план мероприятий по разработке Программы социально - экономического развития муниципального образования Щекинский район на 2008-2012 годы.
3. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на главу администрации Щекинского района (Свиридов Н.Н.) и постоянную комиссию Собрания представителей Щекинского района по стратегическому развитию Щекинского района (Дорогавцев А.В.).
4. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава |
Н.Н. Пилюс |
Концепция стратегического плана социально-экономического развития
муниципального образования Щекинский район
(утв. решением Собрания представителей Щекинского района от 24.04.2008 г. N 38/409)
I. Необходимость разработки стратегического плана социально-экономического развития
муниципального образования Щекинский район
Стратегическое планирование - это процесс самостоятельного определения местным сообществом приоритетов, целей и направлений развития муниципального образования на основе согласованных действий власти, хозяйствующих субъектов и населения Стратегия не только демонстрирует жителям муниципального образования, что направления развития выбраны и механизмы достижения поставленных целей определены, но и позволяет активно и творчески участвовать в выработке долговременных, стратегических решений. Идеи и принципы социально-экономического развития, содержащиеся в стратегии, дают ориентиры предпринимательскому сообществу муниципального образования и внешним инвесторам, помогают им связывать оперативные решения с перспективами муниципального развития.
За период 2002-2005 гг. деятельность исполнительного органа местного самоуправления муниципального образования Щекинский район претерпела существенные изменения.
Основные задачи, решаемые администрацией муниципального образования в начале этого периода, были определены спадом инвестиционной активности в районе, стагнацией в управлении хозяйством района и бюджетным дефицитом. Необходимость ликвидации последствий влияния этих объективных факторов была определена важнейшими направлениями деятельности администрации муниципального образования в период 2005-2007 гг. Основные усилия в этот период были направлены на стабилизацию социально-экономической ситуации в Щекинском районе и создание цивилизованной экономико-правовой среды, которая была бы привлекательной для формирования самодостаточной сферы муниципального хозяйства.
Характерные в целом для страны особенности указанного периода определяли методы работы администрации муниципального образования, которой приходилось решать проблемы, возникавшие во внеплановом порядке, распределять существенно Ограниченные ресурсы, в первую очередь финансовые, руководствуясь принципом "латания дыр", что приводило к нерациональной расстановке приоритетов в процессе формирования экономики и социальной сферы муниципального образования.
К 2006 году администрации удалось взять под контроль все важнейшие участки муниципального хозяйства и определить направления их дальнейшего развития и заняться решением стратегических задач укрепления экономики и развития социальной сферы муниципального образования.
Тем не менее, сегодня менеджмент в муниципальном образовании ориентирован в основном на решение вопросов оперативного управления, которые не предусматривают решения стратегической задачи - повышения социально-экономического уровня жизни населения, который зависит не только от ресурсного наполнения текущей деятельности, но и от развития материальной базы муниципального образования, что и определяет необходимость разработки стратегического плана развития.
В настоящей концепции под стратегическим планом социально-экономического развития МО Щекинский район (далее стратегический план) понимается долгосрочное качественно и количественно определенное направление его развития, включающее комплексную систему намерений (цепей и задач) и действий (проектов и программ), которое реализует внутренние интересы муниципального образования в современных условиях. Термины "стратегия" и "стратегический план" используются здесь как синонимы под которыми понимается обоснованная и сбалансированная программа действий по реализации принципов комплексного социально экономического развития муниципального образования.
Механизм реализации стратегического плана изложен в виде системы программных мероприятий, привязанных к конкретным проектам по всем приоритетным направлениям развития социальной сферы и экономики района. Все направления стратегического плана, представляющие собой совокупность мер, направленных на достижение общей цели, администрации муниципального образования предстоит увязать по срокам и ресурсам. Разрабатываемая стратегия сочетает в себе долгосрочное (стратегическое), среднесрочное (тактическое) и краткосрочное (оперативное) планирование, выводя стратегические направления, цели и задачи на конкретные проекты и программы с их привязкой ко времени, ресурсам, ответственным лицам и результатам.
Механизм разработки и реализации стратегического плана включает следующие элементы:
"стратегическое планирование и прогнозирование (определение стратегических направлений, темпов, пропорций структурной политики развития муниципального хозяйства в целом и его важнейших отраслевых подразделений в отдельности);
"экономические рычаги воздействия, включающие финансовые ресурсы, материально-техническое обеспечение и стимулирование выполнения программных мероприятий;
"правовые рычаги влияния на экономическое развитие района (совокупность нормативных документов местного уровня способствующих росту деловой и инвестиционной активности в МО, а также регулирующих правовые отношения всех действующих субъектов);
"организационную структуру реализации стратегии (состав, функции и характер связи звеньев административно-хозяйственного управления).
Стратегия развития формируется с учетом мнения и непосредственного участия в ее разработке и реализации жителей Щекинского района, представителей бизнес-сообщества, исполнительной и представительной ветвей муниципальной власти района, и будет иметь статус общественного договора с местным сообществом.
II. Краткая характеристика муниципального образования Щекинский район
Муниципальное образование Щекинский район Тульской области расположено в северной части Среднерусской возвышенности на площади 139340 га. Совпадает в границах с Щекинским районом. На севере район граничит с Ленинским районом, на востоке - с Киреевским, на юго-востоке - с Тепло-Огаревским, на юго-западе - с Плавским, на западе - с Одоевским. Находится в полосе лесостепной зоны. Климат района - умеренно-континентальный, с умеренно-холодной зимой и теплым летом мало отличается от других северных и центральных районов Тульской области.
Население 108,8 тыс. чел. (по состоянию на 01.01.2008 г.).
Административным центром МО Щекинский район является город Щекино, один из молодых городов Тульской области расположенный в 25 км к югу от Тулы. Через город и весь район проходят автомагистраль Москва-Симферополь и Московско-Курская железная дорога (станция Щекино).
Муниципальное образование имеет статус муниципального района. В его состав входят 4 городских поселения (город Щекино, рабочий поселок Первомайский, город Советск, рабочий поселок Огаревка) и 5 сельских поселений (Головеньковское, Крапивенское, Лазаревское, Ломинцевское, Костомаровское)
Границы муниципального образования Щекинский район установлены Законом Тульской области от 11 марта 2005 года за N 552-ЗТО "О переименовании муниципального образования "г. Щекино и Щекинский район" Тульской области, установлении границ, наделении статусом и определении административных центров муниципальных образований на территории Щекинского района Тульской области". На территории МО расположены 2 города (Щекино и Советск), 2 рабочих поселка (Первомайский и Огаревка) и 247 сел, деревень и других населенных пунктов.
Почвы разнообразны, но преобладают подзолистые и черноземные. Местности присуще чередование холмов. Много мягко очерченных лощин, приречных долин и оврагов. Обилием воды Щекинский район не отличается. Главной его рекой является Упа, елевыми притоками Плавой, Соловой, а также Крапивенка, Малынь, Холохольня, Деготня, Невежа, Камушки, Малаховка. Воздремка и другие мелкие речушки. Упа является самым крупным притоком Оки. Из поверхностных вод, помимо рек, в районе имеется более 20 родников, множество озер карстового происхождения, прудов, а также искусственные водоемы. Примером последнего может служить Щекинское водохранилище у города Советска с площадью зеркала 600 га. В северо-восточной части района располагаются две карстовые системы. В районе находятся месторождения бурого угля, железных руд, известняка, песка, соли, глины, обнаружены рудо проявления циркония и стронция. Значительная часть территории Щекинского района лежит над мощным соленым пластом морского происхождения. Территория распространения соли расположена к северу от линии г. Алексин - с. Крапивна - с. Лазарево - г. Богородицк. Огнеупорные глины обнаружены в 29 местах. По огнеупорным свойствам они не уступают лучшим глинам мира.
Растительность Щекинской земли разнообразна и интересна. 13,2 % территории района занимают леса, остальная часть - под пашней, сенокосами, садами, занята болотами, озерами, дорогами и т.д. Лесные массивы расположены по большей части на севере района. Это в основном засечные леса тульских засек, которые полосой в 1-5 километров протянулись от Калужской области через Белевский, Одоевский, Щекинский, Ленинский и Веневский районы. Основной древесной породой засек является дуб, который образует вместе с другими породами лесные массивы - дубравы.
В хозяйстве района большую роль играют луговые угодья. По составу трав, характеру и степени увлажнения они разделяются на луга заливные и суходольные.
ГОУ СПО "Крапивенский лесхоз-техникум", готовящий специалистов в области лесного хозяйства, имеет уникальный дендрарий, коллекция которого насчитывает множество редчайших видов растений.
На территории района находится памятник истории и культуры - музей-усадьба великого русского писателя, философа и общественного деятеля Л. Н.Толстого "Ясная Поляна", принесшей всемирную известность Щекинской земле. Из архитектурных объектов в Щекинском районе первое место занимает прекрасный образец позднего древнерусского зодчества Никольская церковь конца XVII в., расположенная на кладбище в д. Кочаки. Несомненный интерес представляет Никольская церковь в с.Крапивна, выполненная в стиле барокко (1759-1764 г.г). Гражданская архитектура представлена домом бывшего земского казначейства (сер. ХIХ в.), также находящегося в Крапивне.
Среди других памятных мест Щекинского района известно с. Мясоедово, принадлежавшее П.Н Мясоедову, лицейскому товарищу А.С.Пушкина. В с. Лапотково, входившего в состав огромного имения магнатов Лазаревых, где останавливались в разное время русские цари Петр I, Александр I, Екатерина II, Николай I, полководец А.В Суворов, поэты и и писатели А.С. Пушкин. М.Ю. Лермонтов, А.С. Грибоедов, И.С.Тургенев и др.
Со Щекинской землей связаны судьбы многих замечательных людей. Среди них декабристы братья Крюковы, ученые Чернопятов В.И., Шренк А.И., Константинов П.Н., Ростовцев Н.Ф., врач-хирург Чулков И.П., киноактер Ю. Горобец, певец и композитор И. Тальков, космонавт С. Залетин и многие другие.
Щекинский район является крупным промышленным районом Тульской области, ведущей подотраслью промышленности является химическая. В целом, его промышленный потенциал представляют такие предприятия, как ОАО "Щекиноазот", ОАО "Химволокно", ООО "Щекинский завод РТО", ЗАО "Щекинский завод "Кислотоупор", ОАО "Завод КВОиТ", ОАО "Керамика", ЗАО "Щекино-Бетон", ООО "Первомайский завод ЖБИ", производственные подразделения "Щекинская ГРЭС" и "Первомайская ТЭЦ" филиала ОАО "ТГК-4". В стадии развития новые предприятия, такие, как ООО "ЭсСиЭй Хайджин Продактс Раша", ЗАО "Стальинвест", ЗАО Промышленная компания "ВЕЛРОСС".
Сельское хозяйство района имеет свою специфику. Находясь в пригородной зоне, оно ставит своей задачей обеспечение населения продуктами, в первую очередь, животноводства, поэтому в районе сложились хозяйства животноводческого характера. Среди сельскохозяйственных предприятий следует выделить такие как: ОАО ПХ "Лазаревское", Племзавод-колхоз "Новая жизнь", КФК "Свобода", ООО "Плава", СПК "Пришненский", СПК "Крапивенский".
С целью определения конкурентных преимуществ проведен SWOT-анализ Щекинского района. Уникальными особенностями и достижениями территории, выделяющими ее из ряда других муниципальных образований, являются:
1. Выгодное транспортно-географическое положение, в т. ч.:
- близость к административному центру области - г. Туле;
- близость к крупному рынку сбыта г. Москвы и Московской области.
- наличие международной автомобильной и железнодорожной магистралей, связывающих ЦФО с южными территориями страны, а также с Украиной и странами Европы;
- развитая внутренняя дорожная сеть.
2. Наличие на территории района крупных производителей химического сырья.
3. Наличие на территории района свободных земель для использования в качестве сельскохозяйственных земель, производственных площадок, территорий под жилую застройку.
4. Развитая энергосистема района - по его территории проходит газотранспортная магистраль ООО "Мострансгаз", расположены Щекинская ГРЭС и Первомайская ТЭЦ.
5. Значительные площади сельскохозяйственных угодий.
6. Наличие залежей полезных ископаемых.
7. В районе создано общественное движение "Яснополянское Соглашение", консолидирующее местное сообщество (общественность, бизнес, власть), инициирующее и продвигающее проекты территориального развития, которые поддерживаются администрацией области, международными общественными организациями и экспертами.
8. Значительный историко-культурный и природный потенциал территории для развития туризма, мест отдыха и оздоровления, в т. ч.:
- государственный мемориальный и природный музей-заповедник "Музей-усадьба Л. Н. Толстого "Ясная Поляна" - объект мирового культурного наследия, духовная святыня для людей из многих стран, имеющий возможности для создания на его базе международного культурного, научного и образовательного центра;
- Крапивна - сохранившийся уездный город XVIII в. с богатой историей и традициями;
- уникальный дендрарий в ГОУ СПО "Крапивенский лесхоз-техникум";
- красивые ландшафты среднерусской полосы.
9. Имеющийся потенциал для развития спорта и инфраструктуры для подготовки спортивных команд использован далеко не полностью.
10. Город Щекино известен на территории СНГ и за его пределами благодаря одному из крупнейших в России химическому производству ОАО "Щекиноазот", разработавшему в 70-е годы Щекинский метод организации производства.
III. Ключевые проблемы муниципального образования
В настоящей концепции для оценки исходной ситуации, его администрацией проведен предварительный анализ результатов деятельности субъектов хозяйствования и самой администрации района за период 2002 - 2005 гг., что позволило выявить наиболее актуальные проблемные области функционирования экономики и социальной сферы территории.
1. Проблемы в области муниципального хозяйства.
1.1. Недостаток бюджетных средств для эффективного решения вопросов муниципального хозяйства.
1.2. Значительный износ инженерных коммуникаций (газопроводов, теплотрасс, системы водоснабжения и водоотведения электрических сетей).
1.3. Моральный и материальный износ значительной части жилого фонда и объектов социально-культурного назначения.
1.4. Отсутствие качественного дорожного покрытия большинства автодорог района.
1.5. Неразвитая система переработки городских отходов.
1.6. Низкое качество питьевой воды.
2. Проблемы социальной сферы и среды проживания.
2.1. Демографическая проблема - высокая смертность при низкой рождаемости, самая высокая доля людей пенсионного возраста в области - "стареющее" население.
2.2. Переселение в район социально-неблагополучных семей из крупных городов.
2.3. Низкий уровень доходов довольно большой части населения района.
2.4. Частичное загрязнение территории района выбросами в результате последствий аварии на ЧАЭС.
2.5. Недостаток благоустроенных мест отдыха для жителей района.
2.6. Низкий уровень организации досуга молодежи.
2.7. Недостаточный уровень материально-технического обеспечения лечебных и образовательных учреждений района современной медицинской и оргтехникой.
2.8. Невысокая заработная плата в сфере образования, здравоохранения и культуры, что повышает текучесть кадров в этих отраслях и делает их непривлекательными для молодых специалистов.
3. Проблемы в области экономики.
3.1. Слабая инвестиционная активность в экономике района по причинам:
"инженерной необеспеченности практически любого инвестиционного проекта;
"неэффективного владения технологиями бизнес-планирования руководством многих субъектов хозяйствования;
"отсутствия программ развития промышленности района и развития малого и среднего предпринимательства;
"конкуренция с крупными городами (Москва, Тула) по обеспеченности квалифицированными кадрами.
3.2. Значительный износ основных фондов многих промышленных предприятий и, прежде всего, инженерных коммуникаций
3.3. Дефицит квалифицированных кадров рабочих профессий, вызванный низкой привлекательностью для молодежи работы непромышленных предприятиях
3.4. Высокая энергоемкость крупных производств и слабое внедрение энергосберегающих технологий.
3.5. Недостаток современных перерабатывающих технологий и производств в сельскохозяйственном секторе.
3.6. Отсутствие качественной инфраструктуры туризма.
4. Проблемы в области развития гражданского общества в районе.
4.1. Недостаточная общественная активность жителей и бизнес-сообщества в решении общественно значимых вопросов и вопросов управления районом.
4.2. Слабое развитие общественных организаций и некоммерческого сектора.
4.3. Низкий уровень проникновения электронных коммуникаций, особенно в сельской местности.
IV. Миссия социально-экономического развития муниципального
образования Щекинский район
В развитии любой сложной системы миссия должна присутствовать для того, чтобы подчинять ей принятие всех управленческих решений
Анализ социально-экономического положения муниципального образования, выявление в ходе анализа конкурентных преимуществ и ключевых проблем, анкетирование жителей муниципального образования и результаты, полученные в ходе обработки анкет, координационным советом, депутатами Собрания представителей и администрацией Щекинского района определена миссия муниципального образования:
"Создание максимально благоприятных экономических, социальных и экологических условий проживания на территории Щекинского района для самореализации его жителей и развития человеческого потенциала территории".
V. Стратегические направления социально-экономического развития
муниципального образования Щекинский район
Путями достижения миссии муниципального образования должны стать следующие четыре стратегических направления развития:
1. Создание условий комфортного и безопасного проживания населения Щекинского района.
Цели и задачи первого стратегического направления:
1.1. Повышение эффективности функционирования жилищно-коммунального комплекса.
Модернизация инженерных сетей.
Повышение инвестиционной привлекательности отрасли путем привлечения организаций-подрядчиков разных форм собственности для выполнения работ по муниципальному заказу на конкурсной основе.
Рост эффективности работ по содержанию домов, улиц и внутриквартальных территорий, повышение качества санитарной очистки территории района.
Внедрение новых энергосберегающих технологий.
Повышение квалификации кадров в сфере ЖКХ.
Организация участия жителей в благоустройстве территории проживания.
Организация и поддержка объединений собственников жилья и передача им в управление жилого фонда.
Обеспечение информационной открытости работы ЖКХ.
1.2. Развитие градостроительства и улучшение использования земель.
Разработка схемы территориального планирования
Реализация приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье"
1.3. Повышение эффективности деятельности системы здравоохранения в районе.
Реструктуризация учреждений здравоохранения.
Обеспечение медицинских учреждений современной медицинской и организационной техникой. Повышение уровня и доступности скорой медицинской помощи населению. Улучшение состояния школьной и дошкольной медицины.
Развитие системы оказания платных медицинских услуг с целью привлечения инвестиций в отрасль. Организация участия профильных подразделений администрации МО в федеральных и региональных целевых программах, разрабатываемых и реализуемых в области здравоохранения. Повышение уровня доходов медицинских работников. Решение кадровой проблемы.
1.4. Повышение эффективности деятельности системы образования в районе.
Повышение качества среднего образования.
Обеспечение обновления технической базы учреждений образования, в т. ч. внебюджетных источников.
Ориентация профессионального и среднетехнического образования молодежи на запросы промышленности, сельского хозяйства и малого бизнеса, и привлечение к этой системе предприятий и организаций района.
Стимулирование развития системы учреждений дополнительного образования детей и подростков, в первую очередь за счет создания негосударственных учреждений.
Создание базы (площадок) для внедрения экспериментальных образовательных технологий на основе педагогического наследия Л. Н. Толстого.
Организация участия профильных подразделений администрации МО в федеральных и региональных целевых программах, разрабатываемых и реализуемых в области народного образования.
Повышение уровня доходов работников образования.
1.5. Обеспечение безопасности проживания.
Создание условий для осуществления общественного контроля над деятельностью правоохранительных органов. Создание возможности для участия жителей города в охране общественного порядка.
Обеспечение условий для создания зон безопасности в городе (охрана подъездов, освещенность дворов и улиц, системы видео наблюдения).
1.6. Организация социальной защиты населения.
Разработка местной системы социальных стандартов, учитывающей достигнутый уровень показателей, входящих в такую систему с учетом его специфики и специфики развития района.
Обеспечение слабозащищенных жителей района субсидиями, в т. ч. по оплате услуг ЖКХ.
Создание и реализация программы продовольственной безопасности района.
Создание системы привлечения спонсорских и др. внебюджетных средств, направленных на финансирование программ оказания помощи слабозащищенным слоям населения.
Создание с участием промышленников и предпринимателей района "зон социальной ответственности".
1.7. Развитие сферы оздоровления, отдыха и туризма.
Создание условий для улучшения культуры и быта населения района, создание общедоступных и благоустроенных мест для отдыха жителей.
Стимулирование развития организации досуга детей, подростков и молодежи района.
Сохранение и возрождение историко-культурного наследия.
Формирование территориального туристического продукта и его продвижение на областном, российском и международном рынках.
Создание на базе музея-усадьбы "Ясная Поляна" международного центра образовательного туризма и отдыха.
Разработка программ развития экологического туризма
Восстановление спортивной инфраструктуры и популяризация спорта среди жителей района.
2. Обеспечение устойчивого развития производственного потенциала, малого и среднего предпринимательства. Цели и задачи второго стратегического направления:
2.1. Развитие производственного потенциала.
В сфере промышленного производства: техническое перевооружение и модернизация предприятий, определяющих сегодняшний потенциал Щекинского района; создание новых конкурентоспособных секторов экономики: промышленных округов на базе свободных производственных мощностей.
В сфере сельскохозяйственного производства: участие в реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса"; содействие созданию высокодоходных промышленно-сельскохозяйственных комплексов, способных эффективно функционировать в условиях рыночных отношений.
2.2. Развитие инфраструктуры экономики района.
Развитие общественной (инженерной, транспортной и социальной) инфраструктуры в целях создания необходимых условий для осуществления экономической деятельности.
Развитие инфраструктуры связи, доступа к современным информационным технологиям.
Развитие инфраструктуры туристического комплекса района в целях привлечения иностранных туристов и российских туристов из других областей и районов.
2.3. Стимулирование развития малого и среднего бизнеса.
Создание условий для развития малого предпринимательства
Создание программы поддержки и развития малого и среднего бизнеса, в т. ч. создание бизнес-инкубатора, бизнес-центра, технопарков на базе градообразующих предприятий.
Укрепление объектов инфраструктуры развития малого и среднего бизнеса, в т. ч. в сельском хозяйстве.
3. Повышение инвестиционной привлекательности района.
Цели и задачи третьего стратегического направления:
3.1. Формирование основных направлений деятельности администрации МО по созданию благоприятного инвестиционного климата с целью привлечения внешних и стимулирования внутренних инвестиций в экономику района, направленных на:
"обеспечение уровня политической и социальной стабильности;
"совершенствование нормативно-правовой базы поддержки инвестиционной деятельности на территории района;
"устранение административных барьеров;
"создание развитой инженерной инфраструктуры;
"создание условий для активизации инвестиционно-строительной деятельности на территории района;
"повышение эффективности использования муниципальной собственности;
"обеспечение равных возможностей для реализации инвестиционных проектов и программ развития всем заинтересованным лицам;
"развитие информационного и коммуникационного поля.
4. Формирование гражданского общества и гражданского самосознания граждан.
Цели и задачи четвертого стратегического направления:
4.1. Содействие формированию институтов гражданского общества в районе.
Создание эффективных форм связи представителей власти с населением и бизнес-сообществом района, обеспечение публичности деятельности Собрания представителей и администрации Щекинского района.
Организация эффективного функционирования комитетов территориального общественного самоуправления.
Активная поддержка развития общественных организаций социальной направленности.
Содействие деятельности объединений предпринимателей, работодателей, профессиональных союзов и общественных организаций.
Пропаганда общественного движения "Яснополянское Соглашение".
4.2. Информационное обеспечение деятельности и открытость властей.
Совершенствование системы взаимодействия исполнительной и представительной власти со средствами массовой информации.
Создание многофункционального постоянно действующего информационного центра исполнительной и представительной власти Щекинского района
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Собрания представителей муниципального образования Щекинский район от 24 апреля 2008 г. N 38/409 "Об утверждении Концепции стратегического плана социально - экономического развития муниципального образования Щекинский район"
Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст решения опубликован: Газета "Щекинский вестник", N 18, 9 мая 2008 г.