Решение Арбитражного суда Тульской области
от 10 марта 2009 г. N А68-9488/08-563/12
Арбитражный суд в составе:
председательствующего судьи Н. И. Чубаровой,
судей И. Р. Дохоян,
Н. В. Петрухиной
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "АК Синтвита" к Собранию представителей муниципального образования Киреевский район
3-е лица: Собрание депутатов муниципального образования рабочий поселок Шварцевский Киреевского района, Администрация муниципального образования рабочий поселок Шварцевский Киреевского района
о признании недействующим решения от 26.12.2007 года N 36-265А
Протокол вела секретарь судебного заседания Щурова О.И.
при участии в заседании:
от ООО "АК Синтвита": Калитаева А.Ю. - по доверенности;
от Собрания представителей муниципального образования Киреевский район: не явились, надлежаще извещены от Собрания депутатов муниципального образования рабочий поселок Шварцевский Киреевского района, АМО рабочий поселок Шварцевский Киреевского района: не явились, надлежаще извещены установил:
Общество с ограниченной ответственностью "АК Синтвита" (ООО "АК Синтвита") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим решения Собрания представителей муниципального образования Киреевский район от 26.12.2007 г. N 36-265А в период с 01.10.2007 г. по 31.12.2007 года.
Заявлением от 11.02. 2009 года ООО "АК Синтвита" уточнило свои требования и просит признать недействующим решение собрания представителей муниципального образования Киреевский район от 26.12.2007 г. N 36-265А в части установления для ООО "Водоснабжение" тарифа на услуги холодного водоснабжения (Приложение 2 к решению).
Собрание представителей муниципального образования Киреевский район заявленные требования не признало.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Собрание депутатов муниципального образования рабочий поселок Шварцевский, Администрация муниципального образования рабочий поселок Шварцевский.
Судом установлено, что Собранием представителей муниципального образования Киреевский район 25.12.2006 г. было принято решение N 18-151 "О нормативах и тарифах на жилищно-коммунальные услуги, оказываемые населению на территории муниципального образования Киреевский район", которым устанавливались тарифы на 2007 год. Приложение N 2 к указанному решению было озаглавлено "Тарифы реализации услуг холодного водоснабжения для населения, проживающего в жилищном фонде всех форм собственности (включая общежития) с учетом НДС"; одной из организаций, оказывающих такие услуги, указано в приложении N 2 ОАО ЖКХ "Шварцевское"; стоимость услуги для оплаты населением с 1 человека в месяц составляла 11,80 рублей.
Решением Собрания представителей муниципального образования Киреевский район от 03.10.2007 г. N 31-23 были внесены изменения в решение собрания представителей муниципального образования Киреевский район от 25.12.2006 г. N 18-151 "О нормативах и тарифах на жилищно-коммунальные услуги, оказываемые населению на территории муниципального образования Киреевский район", и, в частности, ОАО "Шварцевский" было заменено на ООО ЖКХ "Шварцевский".
26.12.2007 г. Собранием представителей муниципального образования Киреевского района было принято решение N 36-265А "О внесении изменений в решение Собрания представителей муниципального образования Киреевский район N 31-236 от 03.10.2007 г. "О внесении изменений в решение Собрания представителей муниципального образования Киреевский район N 18-151 от 25.12.2006 г. "О нормативах и тарифах на жилищно-коммунальные услуги, оказываемые населению на территории Муниципального образования Киреевский район" (оспариваемое).
В пункте 2 решения от 26.12.2007 г. N 36-265А установлено, что нормативы и тарифы на жилищно-коммунальные услуги, оказываемые населению на территории муниципального образования Киреевский район, содержащиеся в приложениях 1, 2, 3, 4, 5, 6, остаются без изменений в редакции решения Собрания представителей N 18-151 от 25.12.2006 и действуют до 31 декабря 2007 года.
Одновременно решением от 26.12.2007 г. N 36-265А в приложении N 2 "Тарифы реализации услуг холодного водоснабжения для населения, проживающего в жилищном фонде всех форм собственности (включая общежития)" и "Тарифы на прочие хозяйственно-бытовые нужды для населения проживающего в жилищном фонде всех форм собственности (включая общежития)" исключено словосочетание "с учетом НДС" (далее -налог на добавленную стоимость) и в разделе "Стоимость услуг для оплаты населением с 1 человека в месяц, руб.", в частности, заменено наименование предприятия: в графе ООО ЖКХ "Шварцевский" на ООО "Водоснабжение" (пункт 1.2 решения).
В Приложении N 2 к решению от 26.12.2007 г. N 36-265А "Тарифы реализации услуг холодного водоснабжения для населения, проживающего в жилищном фронде всех форм собственности (включая общежития)" указан норматив потребления куб.м. на 1 человека в месяц и тарифы за 1 куб.м. воды, в частности, по ООО "Водоснабжение" тариф - 11,80 рублей.
Согласно пункту 3 решения от 26.12.2007 г. N 36-265А, оно должно быть опубликовано в районной газете "Маяк".
В пункте 4 названного решения указано, что настоящее решение вступает в силу с 01.01.2007 года и распространяется на правоотношения, возникшие у предприятия с момента начала оказания услуг ЖКХ населению и иным потребителям.
ООО "АК Синтвита" считает решение от 26.12.2007 г. N 36-265А незаконным, нарушающим его права и законные интересы и просит признать его недействующим по следующим основаниям.
Между ООО "АК Синтвита" и ООО "Водоснабжение" был заключен договор на поставку питьевой воды от 01.10.2007 г. N 01/10/07-2. Период действия договора установлен с 01.10.2007 г. по 31.12.2007 года. В указанный период Собрание представителей Киреевского района приняло решение от 26.12.2007 г. N 36-265А, в котором установило тарифы на коммунальные услуги, в частности, на холодное водоснабжение. Эти тарифы распространялись и на ООО "АК Синтвита".
Согласно пункту 1 статьи 13 Федерального Закона от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" тарифы и надбавки устанавливаются на соответствующий период действия, могут иметь календарную разбивку и вступают в силу с даты начала указанного периода, но не ранее чем через один календарный месяц после их установления и действуют до окончания этого периода.
Таким образом, решение собрания представителей МО Киреевский район от 26.12.2007 г. N 36-265А может применяться только через один месяц после его вступления в силу, т.е. с 26.01.2008 г. Указание в самом решении о том (пункт 4), что оно вступает в силу с 01.10.2007г. и распространяется на правоотношения, возникшие у предприятия с момента начала оказания услуг ЖКХ населению и иным потребителям, прямо противоречит статье 13 Федерального Закона от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
В соответствии с пунктом 3 статьи 13 названного закона период действия тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса не может быть менее одного года. Решением Собрания представителей муниципального образования Киреевский район от 25 декабря 2006 г. N 18-151 уже были установлены тарифы для организаций на 2007 г. Согласно приложению N 2 к вышеуказанному решению тариф по реализации услуг холодного водоснабжения для ОАО ЖКХ "Шварцевский" был установлен в размере 11,80 руб. с налогом на добавленную стоимость. Таким образом, решением Собрания представителей муниципального образования Киреевский район N 36-265 А были необоснованно увеличены тарифы по реализации услуг холодного водоснабжения для ООО "Водоснабжения" - организации, которая стала оказывать услуги холодного водоснабжения вместо ОАО ЖКХ "Шварцевское". Согласно приложению N 2 к решению Собрания представителей муниципального образования Киреевский район N 36-265А тариф для ООО "Водоснабжение" был установлен 11,80 руб., а, учитывая то обстоятельство, что ООО "Водоснабжение" находится на упрощенной системе налогообложения и, соответственно, не является плательщиком налога на добавленную стоимость, то тариф для ООО "Водоснабжение" был необоснованно увеличен на 18 %. Департамент Тульской области по тарифам в своем письме от 30.11.2006 г. N ЮО-36/1120 указал, что экономически обоснованным тарифом на 2007 г. является тариф по водоснабжению за 1 куб. м. в размере 10 руб. без налога на добавленную стоимость. Указанный тариф был признан экономически обоснованным для ОАО ЖКХ "Шварцевское", которое ранее оказывало услуги по водоснабжению. Учитывая то обстоятельство, что ООО "Водоснабжение" стало оказывать услуги по водоснабжению на той же территории, что и ОАО ЖКХ "Шварцевское", соответственно, затраты на оказание услуги у ООО "Водоснабжение" были идентичны затратам ОАО ЖКХ "Шварцевское", и тариф должен был быть таким же, как и для ОАО ЖКХ "Шварцевское".
Указанное решение принято неуполномоченным на то органом. Решение от 26.12.2007 г. N 36-265А было принято Собранием представителей муниципального образования Киреевский район. В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (статья 14) и Федеральным законом от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" вопросы установления тарифов на услуги организаций коммунального комплекса относятся к полномочиям поселений, а не районов.
Решение N 36-265А было принято Собранием представителей муниципального образования Киреевский район 26.12.2007 г., а за два дня до этого Собранием депутатов муниципального образования рабочий поселок Шварцевский Киреевского района 24.12.2007г. было принято решение N 26-84, которым были установлены тарифы на жилищно-коммунальные услуги на 2008 г. Данное обстоятельство, по мнению заявителя, подтверждает тот факт, что в спорный период полномочия по установлению тарифов были отнесены действующим законодательством к компетенции органов местного самоуправления поселения, а не муниципального района.
Кроме того, ООО "АК Синтвита" дополнительно заявило о том, что решение Собрания представителей муниципального образования Киреевский район от 26.12.2007 г. N 36-265А в силу части 3 статьи 15 Конституции РФ, части 2 статьи 47 Федерального Закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 8 части 1 статьи 5 Федерального Закона от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", части 2 статьи 33 Устава муниципального образования Киреевский район, а также в силу пункта 4 самого оспариваемого решения должно быть официально опубликовано, однако доказательств его опубликования не представлено, поэтому оспариваемый нормативный правовой акт не может применяться. Заявитель считает, что указанным решением были установлены тарифы, а не просто произведена замена одного хозяйствующего субъекта, оказывающего услуги по водоснабжению, на другого. В сложившейся ситуации ОАО ЖКХ "Шварцевский" перестало оказывать услуги по водоснабжению, при заключении договоров с ООО "Водоснабжение" у потребителей возникают новые правоотношения; потребители ориентируются на тарифы, установленные для ООО "Водоснабжение". Как указал заявитель, решение от 26.12.2007 г. N 36-265А в период его действия порождало определенные правовые последствия, которые привели к нарушению законных прав и интересов ООО "АК Синтвита".
Собрание представителей муниципального образования Киреевский район заявленные требования ООО "АК Синтвита" не признало, ссылаясь в обоснование своих возражений на следующие нормы и обстоятельства.
Первоначально Собрание представителей муниципального образования Киреевский район указало о том, что решением от 26.12.2007 г. N 36-265А были установлены тарифы на коммунальные услуги на 2007 год не для всех потребителей, а только для населения, о чем свидетельствует решение, принятое 25.12.2006 года N 18-151 "О нормативах и тарифах на жилищно-коммунальные услуги, оказываемые населению на территории муниципального образования Киреевский район". Впоследствии ответчик признал, что под "иными потребителями" в пункте 4 оспариваемого решения понимаются все остальные (помимо населения) потребители (предприятия и учреждения, независимо от организационно-правовой формы).
Собрание представителей муниципального образования Киреевский район считает, что решение от 26.12.2007 г. N 36-265 А было принято в соответствии с действующим законодательством: Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным Законом от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, Федеральным Законом от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и другими нормативно-правовыми актами.
В соответствии с пунктом 3 статьи 13 Федерального Закона от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ период действия тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса не может быть менее одного года. Решением Собрания представителей от 25.12.2006 г. N 36-265А (пункт 1) тарифы на коммунальные услуги установлены сроком на один год, начиная с расчетов населения за январь 2007 года. Указанное решение согласно пункту 6 вступает в силу через месяц после опубликования в печати, что соответствует пункту 1 статьи 13 названного закона.
В связи с изменением перечня предприятий, оказывающих жилищно-коммунальные услуги населению на территории муниципального образования Киреевский район, Собранием представителей в 2007 году неоднократно вносились изменения в решение N 18-151 от 25.12.2006 г.
Решением Собрания представителей от 26.12.2007 г. N 36-265А (которое оспаривает истец), были также внесены изменения в перечень предприятий, оказывающих жилищно-коммунальные услуги, а именно: в разделе "стоимость услуг для оплаты населением с 1 человека в месяц, руб." (Приложение N 2) заменено наименование предприятия - в графе ООО ЖКХ "Шварцевский" на ООО "Водоснабжение". Тариф на услуги холодного водоснабжения в размере 11,80 руб., как и другие тарифы, остался без изменений с даты его установления, то есть с 25.12.2006г. Об этом указано в пункте 2 решения N 36-265А: "Установить, что нормативы и тарифы на жилищно-коммунальные услуги, оказываемые населению на территории муниципального образования Киреевский район, содержащиеся в Приложениях 1,2,3,4,5,6 остаются без изменений, в редакции решения Собрания представителей N 18-151 от 25.12.2006 г. и действуют до 31 декабря 2007 года".
Ответчик считает необоснованным довод истца о том, что тариф по реализации услуг холодного водоснабжения для ООО "Водоснабжение" был увеличен на 18 % (учитывая то обстоятельство, что ООО "Водоснабжение" находится на упрощенной системе налогообложения и соответственно не является плательщиком налога на добавленную стоимость). Решение от 26.12.2007 г. N 36-265А не содержит сведений о том, что указанный тариф установлен с налогом на добавленную стоимость, указана только стоимость 1 куб. м воды в размере 11,80 руб.
Договор на поставку питьевой воды был заключен между двумя хозяйствующими субъектами (ООО "Водоснабжение" и ООО "АК Синтвита"). Согласно пункту 6.1. Договора -оплата производится по тарифу, установленному сторонами на основании смет и калькуляций, утвержденных Департаментом Тульской области по тарифам на основании цен и калькуляций Поставщика, и утверждается в протоколе согласования цены. Ответчик считает, что письмо Департамента Тульской области по тарифам от ЗОЛ 1.06 г. N ЮО-36/1120, направленное в адрес МУП ЖКХ "Шварцевское" (на которое ссылается заявитель), не может являться надлежащим утверждением тарифа.
Кроме того, ОАО ЖКХ "Шварцевский" ранее оказывало услуги по водоснабжению и применяло общий режим налогообложения. Согласно пункту 1 статьи 168 НК РФ реализация (товаров, услуг) производится предприятиями по ценам (тарифам) увеличенным на сумму налога на добавленную стоимость.. В связи с этим потребители, в том числе и ООО "АК Синтвита" производили оплату поданной питьевой воды по тарифу 11,80 руб. с налогом на добавленную стоимость. Тариф, установленный для ООО "Водоснабжение", является тарифом, регулируемым уполномоченным органом.
ООО "Водоснабжение" обратилось в Арбитражный суд Тульской области с иском к ООО "АК Синтвита" о взыскании недополученной суммы цены по договору поставки питьевой воды за октябрь, ноябрь, декабрь 2007 года в размере суммы налога на добавленную стоимость. В результате рассмотрения спора между хозяйствующими субъектами суд счел требования истца обоснованными (решение Арбитражного суда от 25.09.2008 г., оставленное без изменения апелляционной инстанцией без изменения).
На основании вышеизложенного Собрание представителей МО Киреевский район считает, что решение от 26.12.2007 г. N 36-265А, которое оспаривает заявитель, не нарушает прав и законных интересов ООО "АК Синтвита" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, арбитражный суд находит заявленные требования ООО "АК Синтвита" подлежащими удовлетворению.
Суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании не действующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или его отдельные положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Решение Собрания представителей муниципального образования Киреевский район от 26.12.2007 г. N 36-265 А "О внесении изменений в решение Собрания представителей муниципального образования Киреевский район N 31-236 от 03.10.2007 г. "О внесении изменений в решение Собрания представителей муниципального образования Киреевский район N 18-151 от 25.12.2006 г. "О нормативах и тарифах на жилищно-коммунальные услуги, оказываемые населению на территории Муниципального образования Киреевский район" рассчитан на неоднократное применение неопределенным кругом лиц, в связи с чем является нормативным правовым актом.
Собрание представителей муниципального образования Киреевский район признало тот факт, что в пункте 4 решения от 26.12.2007 г. N 36-265А под "иными потребителями" понимаются все потребители (в том числе и предприятия, учреждения, независимо от организационной формы).
Таким образом, указанный нормативный акт имеет отношение не только к населению (гражданам), но и затрагивает права юридических лиц, и в частности ООО "АК Синтвита", в той части, в которой эта организация является потребителем услуг, оказываемых ООО "Водоснабжение" (на основании договора на поставку питьевой вода от 01.01.2007 г. N 01/01/07-2, заключенного между указанными организациями).
Согласно подпункту 4.1 пункта 1 статьи 17 Федерального Закона от 06.10.2003 г. 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения), тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей. Полномочия органов местного самоуправления поселений по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения), тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам, тарифам для потребителей могут полностью или частично передаваться на основе соглашений между органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления муниципального района, в состав которого входят указанные поселения; (п. 4.1 введен Федеральным законом от 30.12.2004 N 211-ФЗ (ред. 26.12.2005))
Собранием представителей муниципального образования Киреевский район представлено в суд Соглашение между муниципальным образованием рабочий поселок Шварцевский Киреевского района и муниципальным образованием Киреевский район от 30 октября 2007 N 1/4 о передаче осуществления части полномочий, согласно которому (пункт 1.1.17) полномочия по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса передаются муниципальному образованию Киреевский район. Соглашение вступает в силу с 01.01.2007 года и действует до 31.12.2007 года. Соглашение пролонгируется на следующий год, если ни одна из сторон не заявит письменно о его расторжении.
Таким образом, орган местного самоуправления района - Собрание представителей муниципального образования Киреевский район на момент принятия оспариваемого решения имело полномочия по принятию нормативного акта по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Решение собрания представителей муниципального образования Киреевский район от 26.12.2007 г. N 36-265 А "О внесении изменений в решение Собрания представителей муниципального образования Киреевский район N 31-236 от 03.10.2007 г. "О внесении изменений в решение Собрания представителей муниципального образования Киреевский район N 18-151 от 25.12.2006 г. "О нормативах и тарифах на жилищно-коммунальные услуги, оказываемые населению на территории Муниципального образования Киреевский район" в пункте 2 установило, что нормативы и тарифы на жилищно-коммунальные услуги, содержащиеся в Приложениях 1, 2, 3, 4, 5, , остаются без изменений в редакции решения Собрания представителей N 18-151 от 25.12.2006 г. и действуют до 31 декабря 2007 года.
На момент обращения ООО "АК Синтвита" в арбитражный суд (08.12.2008г.) с заявлением о признании недействующим решения Собрания представителей муниципального образования Киреевский район от 26.12.2007 г. N 36-265А в период с 01.10.2007 г. по 31.12.2007 г. срок действия оспариваемого нормативного акта истек.
Вместе с тем, данное обстоятельство не влечет безусловного прекращения производства по делу и не препятствует рассмотрению дела.
Как указал Конституционный суд Российской Федерации в Определении от 12.07.2006 г. "По жалобам гражданина Каплина Александра Евгеньевича, открытого акционерного общества"Кузбассэнерго". общества с ограниченной ответственностью "Деловой центр "Гагаринский" и закрытого акционерного общества "Инновационно-финансовый центр "Гагаринский" на нарушение конституционных прав и свобод положениями пункта 1 части 1 статьи 150, статьи 192 и части 5 статьи 195 Арбитражно-процессуального Кодекса Российской Федерации", прекращение производства по делу о признании недействующим нормативного правового акта на основании одного лишь факта утраты им юридической силы фактически приводило бы к отказу заявителю в судебной защите его прав и свобод, с нарушением которых он связывает свое обращение в суд, и не отвечало бы имеющей место в производстве по делам, возникающим из публичных правоотношений, публичной потребности в разрешении спора о законности оспариваемого нормативного правового акта по существу, - утрата оспариваемым нормативным правовым актом силы имеет иные, отличные от признания его недействующим в судебном порядке, юридические последствия, вытекающие, в частности, из положений частей 4 и 5 статьи 195 АПК Российской Федерации, и не является основанием для восстановления нарушенных прав заинтересованного лица (статья 13 ГК Российской Федерации). Поэтому суд, имея в виду, что в делах, возникающих из публичных правоотношений, приоритетные задачи судопроизводства определяются интересами законности, защиты прав и свобод граждан, при оценке значения факта утраты силы оспариваемым нормативным правовым актом для дальнейшего движения дела не может быть связан этим фактом.
Конституционный Суд в данном Определении признал, что положения пункта 1 части 1 статьи 150 АПК Российской Федерации во взаимосвязи с его статьей 192 и частью 5 статьи 195 -по их конституционно-правовому смыслу в системе действующего арбитражного процессуального регулирования - предполагают, что суд не может прекратить производство по делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, когда данный нормативный правовой акт решением принявшего его органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица признан утратившим силу либо в случае, когда срок действия этого нормативного правового акта истек после подачи в суд соответствующего заявления, если в процессе судебного разбирательства будет установлено нарушение оспариваемым нормативным правовым актом прав и свобод заявителя, гарантированных Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами
Оспариваемый нормативный акт затрагивал права и законные интересы ООО "АК Синтвита" в период его действия.
В соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Указанные гарантии в равной мере относятся и к юридическим лицам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 47 названного закона установлено, что муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
В силу пункта 3 статьи 47 Федерального Закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
Согласно пункту 13 статьи 30-1 Устава муниципального образования Киреевский район, принятого на референдуме жителей Киреевского района 23 марта 1997 года (с изменениями и дополнениями) муниципальные правовые акты вступают в силу со дня их официального опубликования в печатном средстве массовой информации, если более поздняя дата вступления в силу не установлена самим нормативным правовым актом.
Решением Собрания представителей муниципального образования Киреевский район от 25.08.2006 г. N 12-00 "О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования Киреевский район" внесены изменения и дополнения в Устав; в частности, в пункте 6 статьи 42 Устава указано, что муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, публикуются в течение 20 дней с момента подписания и вступают в силу после их официального опубликования, обнародования.
Согласно пункту 3 решения от 25.08.2006 г. N 12-99, оно должно быть опубликовано после его государственной регистрации в районной газете "Маяк".
Данные изменения в Уставе зарегистрированы Управлением министерства юстиции РФ по Центральному федеральному округу 06.10.2006 года. Доказательств опубликования этих зарегистрированных изменений и дополнений в Устав муниципального образования Киреевский район не представлено.
Как указано в пункте 3 решения от 26.12.2007 г. N 36-265А (оспариваемого), оно должно быть опубликовано в районной газете "Маяк".
Собрание представителей муниципального образования Киреевский район сообщило арбитражному суду о том, что решение Собрания представителей Муниципального образования Киреевский район от 26.12.2007 г. N 36-265-А "О внесении изменений в решение Собрания представителей муниципального образования Киреевский район N 31-236 от 03.10.2007 г. "О внесении изменений в решение Собрания представителей муниципального образования Киреевский район N 18-151 от 25.12.2006 г. "О нормативах и тарифах на жилищно-коммунальные услуги, оказываемые населению на территории Муниципального образования Киреевский район" не публиковалось (не обнародовалось), так как данное решение вносило изменение только в наименование предприятия, оказывающего услуги ЖКХ, а сами тарифы остались без изменений (письмо от 10.02.2009 г. N 16).
Между тем, закон не предусматривает дифференцированного подхода к опубликованию (обнародованию) нормативных правовых актов, что предполагает опубликование (обнародование) всех без исключения актов подобного характера, изменений и дополнений к ним.
Решение Собрания представителей муниципального образования Киреевский район от 26.12.2007 г. N 36-256-А затрагивает права граждан и юридических лиц, в частности, права ООО "АК Синтвита", поэтому должно было опубликовано (обнародовано) в установленном порядке.
Собрание депутатов муниципального образования рабочий поселок Шварцевский Киреевского района в ходе судебного разбирательства сообщило суду о том, что Решение Собрания представителей муниципального образования Киреевский район от 26.12.2007 г. N 36-265А было обнародовано на территории муниципального образования рабочий поселок Шварцевский Киреевского района на досках объявлений для жителей поселка.
Однако законом установлена обязанность официального опубликования (обнародования) муниципального нормативного правового акта, затрагивающего права, свободы и обязанности человека и гражданина, самим органом, который принял нормативный акт. Собрание представителей муниципального образования Киреевский район доказательств опубликования (обнародования) оспариваемого нормативного акта не представило, в Соглашении о передаче осуществления части полномочий от 30.102006 года N 1/4 эти полномочия Собранию представителей муниципального образования поселок Шварцевский не переданы. Обнародование решения Собрания представителей муниципального образования Киреевский район от 26.12.2007 г. N 36-265А Собранием депутатов муниципального образования поселок Шварцевский представляет собой уже процесс применения неопубликованного официально нормативного правого акта Собрания представителей муниципального образования Киреевский район.
Неопубликованный нормативный акт не подлежит применению. При таких обстоятельствах заявленные требования ООО "АК Синтвита" подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 110, 167-171, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
Заявленные Обществом с ограниченной ответственностью "АК Синтвита" требования удовлетворить.
Признать недействующим решение Собрания представителей муниципального образования Киреевский район от 26.12.2007 года N 36-265А в части установления для ООО "Водоснабжение тарифа на услуги холодного водоснабжения (Приложение 2 к решению), как не соответствующее части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации, пункту 2 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставу муниципального образования Киреевский район.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "АК Синтвита" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 000 рублей.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
На решение может быть подана кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение месяца со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н. И. Чубарова |
|
И. Р. Дохоян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Тульской области от 10 марта 2009 г. N А68-9488/08-563/12
Текст решения официально опубликован не был