Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области напоминает порядок предоставления аудиторского заключения.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N119ФЗ" "Об аудиторской деятельности" (в редакции от 3 ноября 2006 г. N183ФЗ) проводится ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона "О бухгалтерском учете" организации, подлежащие обязательному аудиту, в состав годовой бухгалтерской отчетности включают аудиторское заключение, подтверждающее ее достоверность.
Обязательный аудит осуществляется в случаях, если:
1) организация имеет организационноправовую форму открытого акционерного общества;
2) организация является:
кредитной организацией, бюро кредитных историй;
страховой организацией (за исключением сельскохозяйственных кооперативов) или обществом взаимного страхования;
товарной биржей;
фондовой биржей;
инвестиционным фондом;
государственным внебюджетным фондом, источником образования средств которого являются предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные отчисления, производимые физическими и юридическими лицами;
фондом, источниками образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;
3) объем выручки организации или индивидуального предпринимателя от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 тыс. раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда (500 000 руб. x 100 руб. = 50 000 000 руб.) или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тыс. раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда (200 000 руб. x 100 руб. = 20 000 000 руб.). В качестве показателя объема выручки следует взять строку 010 формы N2 "Отчет о прибылях и убытках", а в качестве суммы активов баланса - строку 300 (или 700) "Бухгалтерский баланс";
4) организация является:
государственным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, если финансовые показатели его деятельности соответствуют предыдущему пункту;
муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, если финансовые показатели его деятельности соответствуют предыдущему пункту;
5) обязательный аудит в отношении этих организаций или индивидуальных предпринимателей предусмотрен федеральным законом.
Обязательный аудит проводится аудиторскими организациями и не может проводиться индивидуальными аудиторами.
При проведении обязательного аудита в организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации составляет не менее 25%, заключение договоров оказания аудиторских услуг должно осуществляться по итогам размещения заказа на оказание таких услуг в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N94ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Аудиторская проверка аудируемых лиц, в финансовой (бухгалтерской) документации которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При проведении обязательного аудита аудиторская организация обязана страховать риск ответственности за нарушение договора.
Если расходы на аудиторские услуги, оказанные организацией на основании Закона N119ФЗ, соответствуют ст. 252 НК РФ, то они могут быть учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией (Письмо Минфина России от 6 июня 2006 г. N031104/3/282.).
С 2009 г. аудиторская деятельность регулируется Федеральным законом от 30.12.2008 N307ФЗ "Об аудиторской деятельности".
Цель аудиторской проверки состоит в установлении достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности организации (пункт 3 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2008 N307ФЗ).
Перечень организаций, отчетность которых за 2009 год подлежит обязательному аудиту, остался неизменным (пункт 1 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 года N307ФЗ).
Обратите внимание: полученное от аудиторов заключение организации обязаны представить в составе годовой бухгалтерской отчетности своему высшему органу управления, а также в налоговый орган (пункт 1 ст. 47, пп. 10, 11 п. 1 ст. 48 Федерального закона от 26.12.1995 N208ФЗ "Об акционерных обществах"; пп. 6, 10 п. 2 ст. 33, ст. 34 Федерального закона от 08.02.1998 N14ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", подпункт 5 п. 1 ст. 23 НК РФ; пп. "г" п. 2 ст. 13 Федерального закона от 21.11.1996 N129ФЗ "О бухгалтерском учете"; п. п. 5, 44 ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации", утв. Приказом Минфина России от 06.07.1999 N43н; п. 2 Указаний об объеме форм бухгалтерской отчетности, утв. Приказом Минфина России от 22.07.2003 N67н).
Следствием для организации, не прошедшей обязательный аудит, может явиться включение ее в план выездных налоговых проверок. За отсутствие в составе бухгалтерской отчетности организации аудиторского заключения налагается штраф:
на организацию в размере 50 руб.;
на руководителя от 300 до 500 руб. (подпункт 5 п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 126 НК РФ; ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).
Уплата этих штрафов не освобождает от необходимости провести аудиторскую проверку и представить аудиторское заключение в налоговую инспекцию (часть 4 статьи 4.1 КоАП РФ).
Игнорирование организацией обязанности по проведению аудита может явиться основанием для ее принудительной ликвидации, инициируемой налоговым органом (пункт 11 статьи 7 Закона РФ от 21.03.1991 N9431 "О налоговых органах Российской Федерации"). Такие действия можно квалифицировать как ведение деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона (пункт 2 ст. 61 ГК РФ.).
При решении вопроса о целесообразности прохождения аудита следует помнить, что аудиторская проверка может помочь своевременно выявить и исправить различные ошибки в учете.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснения Межрайонной Инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Тульской области "О порядке предоставления аудиторского заключения"
Текст разъяснений опубликован в газете "СофтЭксперт" N 3 (80) март 2010 г.