Постановление Главы администрации муниципального образования Большеплотавское Ефремовского района
от 24 ноября 2008 г. N 75
"Об утверждении порядка оценки бюджетной и социальной
эффективности предоставляемых (планируемых к
предоставлению) налоговых льгот по местным налогам"
В целях повышения бюджетной и социальной эффективности применения налоговых льгот в муниципальном образовании Большеплотавское Ефремовского района сокращения числа малоэффективных льгот по местным налогам постановляю:
1. Установить обязательность проведения оценки предоставляемых и планируемых к предоставлению налоговых льгот по местным налогам на предмет их бюджетной и социальной эффективности.
2. Утвердить прилагаемый Порядок проведения оценки бюджетной и социальной эффективности налоговых льгот по местным налогам.
3. Установить, что внесение в Собрание депутатов муниципального образования Большеплотавское Ефремовского района проектов правовых актов, предусматривающих предоставление и пролонгацию налоговых льгот по местным налогам без расчетов их эффективности или низкой оценке их эффективности, рассчитанной в соответствии с утвержденным Порядком, запрещается.
4. Органом муниципального образования, уполномоченным проводить оценку эффективности налоговых льгот, является администрация МО Большеплотавское Ефремовского района.
5. При выявлении актов низкой бюджетной и социальной эффективности действующих налоговых льгот по местным налогам администрации Большеплотавское Ефремовского района осуществляет подготовку проектов правовых актов об отмене предоставляемых налоговых льгот.
6. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию в установленном порядке.
Глава администрации |
Б.Ф. Поляков |
Порядок проведения оценки бюджетной и социальной эффективности
налоговых льгот по местным налогам (утв. Постановлением Главы
администрации муниципального образования Большеплотавское
Ефремовского района от 24 ноября 2008 г. N 75)
1. Общие положения
1.1 Настоящий Порядок (далее - Порядок) определяет процедуру проведения оценки бюджетной и социальной эффективности налоговых льгот по местным налогам, действующим на территории муниципального образования Большеплотавское Ефремовского района (далее - муниципальное образование) и применяется в целях оптимизации количества налоговых льгот, обоснованности их предоставления, повышения качества оценок результатов предоставления налоговых льгот, сокращения необоснованных потерь бюджета муниципального образования.
Действие Порядка распространяется на предоставленные решениями Собрания депутатов муниципального образования, а также планируемые к предоставлению налоговые льготы по местным налогам (далее - налоговые льготы).
1.2 Порядком определяются:
условия предоставления налоговых льгот перечень и последовательность действий при проведении оценки эффективности налоговых льгот требования к применению результатов оценки.
1.3 Под бюджетной эффективностью в настоящем Порядке понимается оценка результата хозяйственной деятельности отдельных категорий налогоплательщиков, которым предоставлены налоговые льготы, в связи с их влиянием на доходы и расходы бюджета муниципального образования;
Под социальной эффективностью в настоящем Порядке понимаются возможные социальные последствия от предоставления налоговых льгот для жителей муниципального образования, которые выражаются в изменении количества и качества товаров, работ и услуг для населения в результате осуществления деятельности налогоплательщиков - получателей льгот.
1.4 Налоговые льготы предоставляются органами местного самоуправления муниципального образования в пределах их компетенции, установленной федеральным законодательством.
1.5 Оценку эффективности налоговых льгот осуществляет администрация муниципального образования Большеплотавское Ефремовского района (далее - Уполномоченный орган).
2. Виды и условия предоставления налоговых льгот
2.1 Налоговые льготы предоставляются налогоплательщикам на основании решений представительного органа муниципального образования.
2.2 Предоставление льгот осуществляется в виде изъятия из налогообложения отдельных элементов объекта налогообложения, а также путем полного или частичного освобождения от уплаты налога.
2.3 Налогоплательщики вправе отказаться от использования налоговой льготы на основании письменного заявления, предоставляемого в налоговый орган по месту постановки на учет в качестве налогоплательщика.
2.4 Неиспользованные в текущем налоговом периоде налоговые льготы не подлежат переносу на иные налоговые периоды, зачету в счет предстоящих платежей по налогам или возмещению за счет средств бюджета муниципального образования.
2.5 Органы местного самоуправления муниципального образования не вправе вносить на утверждение представительного органа муниципального образования проекты правовых актов о предоставлении налоговых льгот при наличии низкой оценки их бюджетной и социальной эффективности.
2.6 При рассмотрении предложений о предоставлении налоговых льгот в обязательном порядке проводится оценка эффективности налоговых льгот в соответствии с настоящим Порядком в разрезе отдельных отраслей экономики (видов деятельности).
3. Критерии оценки эффективности налоговых льгот
3.1 Объектом оценки налоговой льготы является бюджетная и социальная эффективность от ее предоставления.
3.2 Оценка производится Уполномоченным органом в разрезе каждого из местных налогов, в отношении каждой из предоставленных льгот и по каждой категории их получателей, применительно к отдельным отраслям экономики (видам деятельности).
3.3 Оценка эффективности налоговых льгот производится Уполномоченным органом в следующие сроки:
по планируемым к предоставлению налоговым льготам - в течение месяца со дня поступления предложений о предоставлении налоговых льгот;
по предоставленным налоговым льготам по состоянию на конец отчетного года - в срок до 1 июня года, следующего за отчетным.
3.4 В качестве источников информации для расчета оценки эффективности налоговых льгот применяются данные налоговой отчетности, а также иная информация, имеющаяся в распоряжении Уполномоченного органа. При отсутствии необходимых данных Уполномоченный орган запрашивает необходимую информацию иных органов и организаций в пределах своей компетенции, в том числе у лиц, претендующих на получение налоговых льгот.
3.5 При проведении эффективности налоговых льгот Уполномоченный орган использует следующие показатели:
элементы налогообложения (база по налогу на начало и конец отчетного периода, ставка налога, в том числе льготная ставка при ее наличии);
сумма начисленных и фактически уплаченных налогов в бюджет муниципального образования;
задолженность по уплате местных налогов;
сумма сокращения базы налога (при полном или частичном освобождении базы налога от налогообложения) за истекший период отчетного года;
степень использования средств, высвободившихся в результате предоставления налоговых льгот или полученных налогоплательщиками в счет налоговых льгот, по целевому назначению.
4. Порядок оценки эффективности налоговых льгот
4.1 Уполномоченный орган оценивает эффективность налоговых льгот в следующей последовательности:
1. Инвентаризация и анализ налоговых льгот, предоставленных в соответствии с решениями представительного органа муниципального образования. По результатам инвентаризации составляется реестр предоставленных налоговых льгот согласно приложению 1 к настоящему порядку. При предоставлении новых налоговых льгот по местным налогам, отмене льгот или изменении содержания льготы в реестр вносятся соответствующие поправки.
2. Оценка размера потерь (суммы недополученных доходов) бюджета муниципального образования, обусловленных предоставлением налоговых льгот. Оценка осуществляется на основе соотнесения элементов налогообложения, предполагаемой или действующей льготной ставки налога. По итогам оценки потерь бюджета при использовании налоговых льгот составляется сводный отчет, согласно приложению 2 к настоящему Порядку.
3. Оценка бюджетной и социальной эффективности предоставления налоговых льгот.
При оценке бюджетной эффективности учитывается изменение налогооблагаемой базы по каждому виду налоговых льгот и по каждой категории налогоплательщиков как разница между налогооблагаемой базой налога на конец отчетного периода и налогооблагаемой базой налога на начало отчетного периода. Итоговая (сводная) оценка бюджетной эффективности предоставления налоговых льгот осуществляется по форме, согласно приложению 3 к настоящему Порядку.
При оценке социальной эффективности учитываются такие показатели как стоимость предоставляемой муниципальной услуги на начало периода оценки и на последующие периоды, число дополнительных рабочих мест, создаваемых в результате предоставления налоговых льгот; иные параметры, непосредственно влияющие на положительное изменение количества и качества товаров, работ и услуг, предоставляемых населению муниципального образования в результате осуществления деятельности налогоплательщиков - получателей льгот.
4. Оценка эффективности налоговых льгот осуществляется путем сопоставления суммы потерь (суммы недополученных доходов) бюджета муниципального образования, обусловленных предоставлением льгот, с суммой бюджетной или социальной эффективности от предоставления налоговых льгот.
Получение (планирование) меньшей эффективности от предоставления налоговых льгот по сравнению с фактическими (плановыми) потерями бюджета муниципального образования, вызванными предоставлением налоговых льгот, означает низкую эффективность налоговых льгот.
4.2. При выявлении фактов низкой эффективности налоговых льгот Уполномоченный орган в месячный срок осуществляет подготовку заключений по результатам оценки эффективности указанных налоговых льгот и проектов решений об отмене или изменении условий предоставления налоговых льгот и вносит их на рассмотрение представительного органа муниципального образования.
4.3. Заключение и проект решения, указные в п. 4.2 настоящего Порядка, могут не вноситься на рассмотрение представительного органа муниципального образования в случаях и по отдельным видам деятельности, если они определены правовыми актами муниципального образования в качестве приоритетных для развития муниципального образования.
5. Применение результатов оценки налоговых льгот
5.1 Уполномоченный орган по результатам проведения оценки эффективности налоговых льгот составляет аналитическую записку и представляет ее главе администрации муниципального образования и представительному органу муниципального образования в следующие сроки:
по налоговым льготам за истекший финансовый год - в срок до 10 июня года, следующего за отчетным;
по налоговым льготам, планируемым к предоставлению - в течение месяца со дня поступления предложений о предоставлении налоговых льгот.
5.2 Аналитическая записка по результатам оценки эффективности налоговых льгот за истекший финансовый год должна содержать:
полный перечень предоставленных на территории муниципального образования налоговых льгот;
информацию о потерях бюджета муниципального образования (планируемых и фактических) по причине предоставления льгот;
сведения о бюджетной и социальной эффективности действующих налоговых льгот в динамике (не менее 3-х лет);
предложения по сохранению, корректировке или отмене налоговых льгот в зависимости от результатов оценки эффективности;
предложения по предоставлению иных мер муниципальной поддержки, помимо налоговых льгот (муниципальные гарантии, отсрочки, рассрочки, налоговые или бюджетные кредиты и др.).
5.3 Аналитическая записка по результатам оценки эффективности планируемых к предоставлению налоговых льгот должна содержать:
информацию о прогнозируемых потерях бюджета муниципального образования в случае принятия решения о предоставлении льгот;
прогноз бюджетной и социальной эффективности планируемых к предоставлению налоговых льгот в динамике по годам на среднесрочную перспективу (не менее 3-х лет);
предложения по предоставлению иных мер муниципальной поддержки, помимо налоговых льгот;
другие формы и виды поддержки, предоставляемые в текущий момент данной категории налогоплательщиков со стороны муниципального образования.
5.4 Информация от результатах проведения оценки эффективности налоговых льгот публикуется в официальном печатном органе муниципального образования и на Интернет-сайте муниципального образования ежегодно в срок до 10 июня года, следующего за отчетным.
6. Мониторинг результатов оценки эффективности налоговых льгот
6.1 После проведения оценки эффективности налоговых льгот Уполномоченный орган обязан проводить регулярный мониторинг на предмет их использования налогоплательщиками - получателями льгот и результатов применения указанны льгот.
6.2 В ходе мониторинга Уполномоченный орган запрашивает у налогоплательщиков - получателей льгот и анализирует информацию по следующим показателям мониторинга:
фонд оплаты труда на начало и конец отчетного периода;
стоимость основных фондов на начало и конец отчетного периода;
сумма начисленных налогов в бюджет муниципального образования;
сумма уплаченных налогов в бюджет муниципального образования;
сумма задолженности по уплате налогов в бюджет муниципального образования;
сведения об отказах налогоплательщиков пользоваться предоставленной льготой;
использование средств, высвободившихся в результате предоставления налоговых льгот или полученных налогоплательщиками в счет налоговых льгот, по целевому назначению;
иные сведения, необходимые для оценки эффективности налоговых льгот.
6.3 В целях проведения мониторинга оценки налоговых льгот налогоплательщики - получатели налоговых льгот в обязательном порядке предоставляют в Уполномоченный орган ответы на запросы в установленные сроки.
6.4 В случае выявления в ходе мониторинга фактов низкой эффективности налоговых льгот Уполномоченный орган осуществляет действия, предусмотренные в п. 4.2 настоящего Порядка.
Приложение 1
к Порядку проведения оценки
эффективности налоговых льгот
по местным налогам
Реестр предоставленных налоговых льгот по состоянию
на "______"__________200________года
N п/п |
Вид налога |
Содержание льготы |
Условия предоставления |
Категория получателей |
Нормативный правовой акт |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 2
к Порядку проведения оценки
эффективности налоговых льгот
по местным налогам
Сводная отчетная форма для оценки потерь бюджета муниципального
образования при использовании налоговых льгот по состоянию
на "______"__________200________г.
Вид налога________________________________________________________________
Содержание налоговой льготы_______________________________________________
Категория получателей льготы______________________________________________
Стр. |
Показатель |
Значения показателя по годам (не менее трех лет) |
1 |
Налоговая база по налогу за период с начала года, тыс. руб. |
|
2 |
Размер сокращения налоговой базы по налогу за период с начала года; тыс. руб. (При освобождении от налогообложения части базы налога) |
|
3 |
Базовая ставка налога, зачисляемого в бюджет муниципального образования, % |
|
4 |
Льготная ставка налога, зачисляемого в бюджет муниципального образования, % (при применении пониженной ставки налога) |
|
5 |
Сумма потерь бюджета (сумма недополученных доходов) по причине предоставления налоговых льгот, тыс. руб. |
|
Приложение 3
к Порядку проведения оценки
эффективности налоговых
льгот по местным налогам
Сводная оценка бюджетной эффективности предоставления налоговых
льгот по состоянию на "______"__________200________г.
Вид налога________________________________________________________________
Содержание налоговой льготы_______________________________________________
Категория получателей льготы______________________________________________
Стр. |
Показатель |
Значения показателя по годам (не менее трех лет) |
Примечание |
1 |
Налоговая база по налогу на начало года, тыс. руб. |
|
|
2 |
Налоговая база по налогу за период с начала года, тыс. руб. |
|
|
3 |
Стоимость основных средств по состоянию на начало года, тыс. руб. |
|
|
4 |
Стоимость основных средств по состоянию на отчетную дату, тыс. руб. |
|
|
5 |
Фонд оплаты труда на начало года, тыс. руб. |
|
|
6 |
Фонд оплаты труда за период с начала года, тыс. руб. |
|
|
7 |
Снижение расходов бюджета в год, тыс. руб. |
|
|
8 |
Сумма бюджетной эффективности от предоставления налоговых льгот, тыс. руб. |
|
|
Приложение 4
к Порядку проведения оценки
эффективности налоговых льгот
по местным налогам
Общая оценка эффективности предоставленных (планируемых
к предоставлению) налоговых льгот по состоянию на
"______"__________200________г.
Заполняется на основе данных форм 2 и 3.
N п/п |
Категория налогоплательщиков |
Сумма потерь бюджета по годам (не менее трех лет) |
Сумма бюджетной (социальной) эффективности по годам (не менее трех лет) |
Оценка эффективности налоговых льгот по годам (не менее трех лет) |
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Главы администрации муниципального образования Большеплотавское Ефремовского района от 24 ноября 2008 г. N 75 "Об утверждении порядка оценки бюджетной и социальной эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот по местным налогам"
Текст постановления опубликован в газете "Заря. Ефремов" от 17 декабря 2008 г. N 51