Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Тульской областной Думы
от 16 декабря 2010 г. N 18/815
Тульская областная Дума
Доклад о состоянии законодательства Тульской области в 2010 году
г. Тула
Предисловие
Впервые в Тульской области (далее - область) работа по мониторингу законов и анализу законодательной деятельности области была проведена в 2006 году. Доклад 2006 года - итог работы по анализу и оценке законодательства области, попытка системного анализа законодательства области в целом и его отдельных отраслей. В докладе отмечалось возрастание роли законодательства области в решении основных социально-экономических задач страны и области, повышение уровня подготовки и принятия законов. Вместе с тем указывалось и на недостатки: нарушение системности законодательного регулирования, когда допускаются как пробелы, так и дублирование в принятии разных правовых актов; недооценка механизма реализации законов и способов информирования о них населения области, государственных, муниципальных и экономических структур. Преодолению этих недостатков и выработке мер по повышению качества законодательства области были посвящены рекомендации доклада применительно к его основным тематическим блокам.
В 2008 году Тульской областной Думой (далее - областная Дума) был одобрен второй доклад о состоянии законодательства области, который содержал итоги законодательной деятельности областной Думы 4-го созыва за период с 05.11.2004 по 01.11.2008. Основной целью этого доклада была оценка законодательства области с точки зрения полноты и качества правового обеспечения основных направлений государственной политики, определенных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Послании губернатора Тульской области о положении в области, и долгосрочных приоритетов стратегического развития России с учетом их преемственности и внутренней взаимосвязи, а также основных направлений государственной политики области. Впервые в докладе была представлена информация по взаимодействию областной Думы с федеральными органами государственной власти, прокуратурой области, судебными органами, органами юстиции и Общественной палатой Тульской области, что позволило составить целостное представление об отдельных законах и о системе законодательства области. Доклад содержал основные практические итоги четырехлетней законодательной деятельности областной Думы 4-го созыва, мониторинга законодательства и правоприменительной практики.
Доклад "О состоянии законодательства Тульской области в 2009 году" был третьим докладом и содержал практические итоги законодательной деятельности областной Думы, анализ законотворческой деятельности и мониторинг правоприменительной практики. В докладе нашли отражение основные направления законодательства, которые характеризовали динамичный процесс, прежде всего социально-экономического и политико-правового развития законодательства области, и особенности законодательного регулирования в современных условиях.
Доклад посвящен основным тенденциям развития законодательства области в условиях финансово-экономического кризиса. Принципиальной новизной доклада стал анализ законодательства с точки зрения его социальной направленности. Был проведен анализ антикризисных мер, принимаемых в области, подробно рассмотрены особенности регулирующего воздействия законодательства на экономику в условиях системного кризиса, тенденции правоприменительной практики через мониторинг судебной практики, а также мер прокурорского воздействия, при этом установлена органичная взаимосвязь законотворческого процесса с правоприменительной практикой.
Как показало время, положения указанных докладов вызвали значительный интерес непосредственно у правоприменителей и специалистов.
Однако время не стоит на месте, и процессы, происходящие в стране, диктуют необходимость принятия новых законов и постоянного обновления всего массива действующего законодательства.
Доклад о состоянии законодательства Тульской области в 2010 году (далее - доклад) учитывает изменения, произошедшие в законах области за год, содержит информацию, способствующую раскрытию и пониманию дальнейших перспектив развития законотворчества в области.
В части 1 подведены итоги развития законодательства области в 2010 году с разбивкой по сферам правового регулирования.
В части 2 приведена информация об осуществлении мониторинга законодательства области и по анализу нормативного обеспечения реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2009 года на территории области.
Часть 3 содержит предложения по совершенствованию федерального и областного законодательства, в том числе направленные на решение задач, обозначенных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2010 года и Послании губернатора Тульской области о положении в области 2010 года.
Основываясь на опыте своих предшественников, парламентарии пятого созыва одним из главных приоритетов в своей работе обозначили повышение качества законотворчества. В целях повышения эффективности взаимодействия и формирования согласованной позиции органов государственной власти области, федеральных органов государственной власти, надзорных органов, органов местного самоуправления образуются совместные рабочие группы по мониторингу действующих законов области. Деятельность указанных рабочих групп положительно отражается на качестве принимаемых областной Думой законов.
Подготовка доклада, по сути, является мониторингом законов области по состоянию на январь 2011 года и анализом законотворчества за период с 1 января 2010 года по 16 декабря 2010 года. Проделанная работа будет официально одобрена областной Думой.
Основные статистические показатели, характеризующие
деятельность областной Думы за 2010 год
Областной Думой 5-го созыва за период с 01.01.2010 по 16.12.2010
проведено:
|
13 |
заседаний областной Думы, на которых рассмотрено 642 вопроса; |
|
107 |
заседаний комитетов областной Думы, на которых рассмотрено 1478 вопросов; |
|
13 |
заседаний рабочих групп; |
принято:
|
148 |
законов области, из них: |
|
30 |
вновь принятые (базовые); |
|
113 |
о внесении изменений в действующее законодательство области; |
|
3 |
о приостановлении действия закона области в целом или его отдельных положений; |
|
2 |
о признании утратившими силу отдельных положений законов области или законов в целом; |
|
639 |
постановлений областной Думы, из них: |
|
363 |
по проектам законов области; |
|
132 |
по отзывам на проекты федеральных законов; |
|
67 |
по награждению Почетной грамотой областной Думы; |
|
1 |
по обращениям областной Думы; |
|
5 |
по итогам рассмотрения протестов, представлений, требований прокурора области; |
|
18 |
утверждение положений, внесение изменений в положения, Регламент областной Думы, рассмотрение отчетов, докладов и т.п.; |
|
24 |
по назначению и согласованию назначения на должность; |
|
29 |
иные вопросы (в том числе планы работы, повестки дня заседаний, состав комитетов и комиссий, внесение изменений в постановления областной Думы и т.п.). |
На заседаниях комитетов областной Думы за отчетный период рассмотрено:
|
671 |
проект федеральных законов; |
|
1 |
экспертное заключение Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области. |
Заключение
Как показал проведенный анализ, последовательное совершенствование и развитие законодательства области в 2010 году явилось важнейшим условием социально-экономического развития области и решения стратегической задачи повышения качества жизни граждан.
Областная Дума в 2010 году продолжила работу над совершенствованием законодательной базы области в сфере общественной и экономической жизни региона. Усовершенствована правовая база деятельности органов государственной власти, приняты законы по вопросам реализации бюджетной политики, взаимодействию с муниципальными образованиями в Тульской области, важные нормативные правовые акты в сфере социальной защиты детей, инвалидов, малообеспеченных граждан и многодетных семей и др.
Приоритетами законодательного процесса в 2010 году были задачи обеспечения устойчивого функционирования экономики, поддержки незащищенных слоев населения, а в условиях посткризисного развития это обеспечение занятости населения, экономическая стабильность.
Решению этих задач способствовало сбалансированное законодательство области, действенные механизмы его реализации, надежность инструментов защиты прав граждан, оптимальность льготных режимов для предприятий и мер их поддержки, социальные гарантии, льготы, компенсации и субсидии для нуждающихся граждан.
За рассматриваемый период можно выделить ряд устойчивых позитивных тенденций в организации деятельности областной Думы, обусловленных необходимостью законодательного обеспечения сформулированных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2009 года приоритетов, уточняющих механизмы реализации основных направлений государственной политики: это высокая интенсивность процесса подготовки, рассмотрения и принятия областной Думой законов социальной направленности, в сфере экономики, финансов, налоговой политики и государственного строительства.
В 2010 году областной Думой проводилась системная работа по контролю за исполнением действующих нормативных правовых актов и мониторингу законодательной базы области.
Результаты деятельности областной Думы 2010 года свидетельствуют о сложности и новизне задач, которые ставит перед участниками нормотворческого процесса стратегия правового развития России.
Законодательство области находится в постоянном развитии, в целом демонстрирует системность и эффективность правового регулирования общественных отношений, активный подход в решении актуальных проблем.
В ежегодных докладах о состоянии законодательства области формулируются выводы и рекомендации по совершенствованию законодательства области на следующий год.
Анализ реализаций выводов докладов позволяет отметить, что они находят свое воплощение в действующем законодательстве. В то же время ряд рекомендаций носит повторяющийся характер и указания на них содержатся в ряде докладов. Их реализация затруднена тем, что недостатки носят системный характер и не могут быть устранены незамедлительно.
Отрадно отметить, что за 2010 год количественное возрастание принимаемых законов претерпело изменение, хотя уменьшение общего количества законов и незначительное, но это позволяет сделать вывод о некоторой стабильности законодательства области.
Отмечается также ускорение законодательной процедуры путем принятия законов в первом и окончательном чтении. Длительный процесс принятия закона, когда между чтениями проходит значительный период времени, имеет негативные последствия, так как общественные отношения меняются и сокращение сроков введения норм в действие имеет положительную тенденцию.
В докладах отмечалось, что не соблюдаются сроки исполнения решений суда о необходимости внесения изменений в действующее законодательство. Приходится констатировать, что и 2010 году такое правовое регулирование несколько запаздывало.
Положительным является закрепление контрольных полномочий законодательного органа в отношении администрации области в форме ежегодных отчетов губернатора области о результатах деятельности, и это может стать новой формой взаимодействия органов государственной власти области.
Неоднократно в докладах отмечалась необходимость сокращения сроков принятия подзаконных правовых актов после вступления в силу законов области. Это значительно повысило бы эффективность правотворческой деятельности. Однако и в 2010 году эта проблема не была решена.
Еще один из выводов докладов остается нереализованным - отсутствие плана законопроектных работ на длительную перспективу, который позволял бы осуществлять законодательный процесс системно и полно, а не только откликаться на потребности текущего момента.
Значимым результатом 2010 года является повышение доступности текстов проектов федеральных законов и проектов законов Тульской области, рассматриваемых в областной Думе, которые размещаются на Интернет-сайте областной Думы и доступ к которым возможно осуществить через терминал, размещенный в бюро пропусков здания администрации области. Привлечению общественности к законодательному процессу способствуют и проводимые областной Думой публичные слушания, а также создание Общественной палаты Тульской области и Молодежного парламента при Тульской областной Думе. Это говорит о совершенствовании механизма публичного обсуждения социально значимых законопроектов и привлечения общественности к законотворческой деятельности.
Вывод о необходимости разработки и принятия нормативного правового акта об осуществлении правового мониторинга также не реализован, в то время как в некоторых субъектах Российской Федерации (Липецкая область, Республика Татарстан, Ямало-Ненецкий автономный округ) уже приняты законы о мониторинге и успешно реализуются. Они содержат механизм взаимодействия всех участников законотворческого процесса, заинтересованных в конечном результате - принятии качественного и эффективного закона. Для того чтобы мониторинг как инструмент, отражающий то, что происходит в правовой сфере, превратился из аналитики, отстраненной от реалий, в важную контрольную функцию за состоянием законодательства, он требует правового закрепления.
Работа над докладом позволила выявить основные тенденции развития законодательства в области, а также определить задачи и практические шаги по повышению качества принимаемых законов и совершенствов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.