Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Часть 2. Осуществление мониторинга законодательства Тульской области
2.1. Анализ нормативного обеспечения реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2009 года на территории Тульской области
Неоднократно подчеркивалось, что формирование и развитие законодательства Тульской области, как и других субъектов Российской Федерации, неразрывно связано со сложными политическими, экономическими и социальными процессами, которые происходят в стране.
В 2010 году совершенствование законодательства области также было обусловлено необходимостью нормативного обеспечения сформулированных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2009 года (далее - Послание) приоритетов, уточняющих механизмы реализации основных направлений государственной политики.
Следует отметить, что все проекты федеральных законов, поступившие из Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и направленные на реализацию задач, поставленных в Послании, были одобрены областной Думой.
Особое внимание в Послании было уделено укреплению демократических институтов. Можно с уверенностью сказать, что работа в этом направлении была наиболее полно и последовательно проведена как на федеральном, так и на региональном уровне.
Принятие федеральных законов, направленных на серьезную корректировку закона о политических партиях в общенациональном масштабе, позволило субъектам Российской Федерации продолжить совершенствование системы избирательного законодательства на местах и обеспечить проведение политической реформы на региональном уровне.
В 2010 году областной Думой приняты 12 законов области и внесено изменение в Регламент Тульской областной Думы, которыми урегулированы следующие вопросы, обозначенные в Послании.
В целях реализации положения о предложении субъектам Российской Федерации внести в свои конституции и уставы положения, предусматривающие представление региональным парламентам ежегодных отчетов о деятельности высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их руководителей (по аналогии с Конституцией Российской Федерации) областной Думой принят Закон Тульской области от 30 апреля 2010 года N 1446-ЗТО "О поправках в статьи 18 и 30 Устава (Основного Закона) Тульской области".
Гарантии равного освещения в средствах массовой информации деятельности партий, представленных в региональном парламенте, закреплены в Законе Тульской области от 22 июля 2010 года N 1464-ЗТО "О гарантиях равенства политических партий, представленных в Тульской областной Думе, при освещении их деятельности региональными телеканалом и радиоканалом".
Для приведения законодательства области в соответствие с положениями федерального законодательства о досрочном голосовании на всех видах выборов, голосовании по открепительным удостоверениям приняты Закон Тульской области от 22 июля 2010 года N 1475-ЗТО "О внесении изменений в статьи 33 и 34 Закона Тульской области "О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами депутатов представительных органов муниципальных образований, членов иных выборных органов местного самоуправления", Закон Тульской области от 22 июля 2010 года N 1476-ЗТО "О внесении изменений в статьи 28 и 29 Закона Тульской области "О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами главы муниципального образования, иного выборного должностного лица местного самоуправления", Закон Тульской области от 22 июля 2010 года N 1477-ЗТО "О внесении изменений в Закон Тульской области "О местном референдуме".
С целью предоставления гарантии представительства в законодательном органе субъекта Федерации партий, за которые на региональных выборах проголосовало более 5 процентов избирателей, принят Закон Тульской области от 22 июля 2010 года N 1471-ЗТО "О внесении изменений в Закон Тульской области "О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами депутатов Тульской областной Думы".
На совершенствование избирательной системы на региональном уровне и повышение уровня политической конкуренции направлены принятые областной Думой Закон Тульской области от 22 июля 2010 года N 1466-ЗТО "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Тульской области", Закон Тульской области от 6 июля 2010 года N 1452-ЗТО "О внесении изменения в статью 40 Закона Тульской области "О референдуме Тульской области", Закон Тульской области от 6 июля 2010 года N 1453-ЗТО "О внесении изменения в статью 37 Закона Тульской области "О местном референдуме", Закон Тульской области от 3 декабря 2010 года N 1504-ЗТО "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Тульской области".
В Послании указывалось на выработку общего мнения о необходимости перехода к выборам в представительные органы власти всех уровней исключительно по партийным спискам. Следует отметить, что в Тульской области в октябре 2009 года и в марте 2010 года впервые по новому региональному законодательству прошли выборы депутатов областной Думы и Тульской городской Думы исключительно по пропорциональной избирательной системе. Выборы показали результативность и преимущества этой избирательной системы.
По вопросам, связанным с реализацией положения Послания об освобождении непарламентских партий, имеющих представительство в законодательных собраниях, от сбора подписей, приняты Закон Тульской области от 6 июля 2010 года N 1455-ЗТО "О внесении изменений в статью 16 Закона Тульской области "О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами главы муниципального образования, иного выборного должностного лица местного самоуправления" и Закон Тульской области от 6 июля 2010 года N 1454-ЗТО "О внесении изменений в статью 21 Закона Тульской области "О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами депутатов представительных органов муниципальных образований, членов иных выборных органов местного самоуправления".
В целях реализации положения федерального законодательства о предоставлении политическим партиям, не представленным в законодательном органе субъекта Российской Федерации, права не менее одного раза в год участвовать в заседании законодательного органа власти субъекта Российской Федерации (вне зависимости от того, есть ли в данном регионе региональное отделение партии или нет) внесены изменения в Регламент Тульской областной Думы (постановление Тульской областной Думы от 23.09.2010 N 14/589). Регламент дополнен главой XIII-1 "Участие политических партий, не представленных в Думе, в заседании Думы", в которой установлен порядок участия данных политических партий в заседании областной Думы. Такая возможность была предоставлена представителям политических партий "Патриоты России", ЛДПР, "Правое дело", "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО", принявшим участие в 16-ом заседании областной Думы, на котором был рассмотрен проект закона области о бюджете области на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов.
Введение федеральным законом единого критерия установления численности депутатов органов законодательной власти субъектов Российской Федерации не потребовало корректировки законодательства Тульской области. Численность депутатов Тульской областной Думы составляет 48 человек и соответствует предложенной Президентом Российской Федерации численности депутатских мандатов для субъектов Российской Федерации с количеством зарегистрированных избирателей от 1 до 2 миллионов человек (не менее 35 и не более 90 депутатов).
Для выполнения рекомендации об организации законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации трансляции в сети Интернет в режиме реального времени открытых пленарных заседаний в областной Думе проведена работа по созданию системы видеотрансляции. С апреля 2010 года велись трансляции заседаний Думы в отложенном режиме, а начиная с июля 2010 года осуществляется трансляция заседаний областной Думы на официальном Интернет-сайте Тульской областной Думы в режиме реального времени.
В целях информирования населения о деятельности областной Думы в 2010 году решалась задача расширения возможностей доступа к Интернет-сайту областной Думы. Федеральный закон от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (далее - Федеральный закон N 8-ФЗ), который вступил в силу с 1 января 2010 года, предъявил новые требования к составу размещаемой органами государственной власти информации о своей деятельности в сети Интернет. Для пополнения сайта недостающей информацией была проведена работа по расширению состава существующих разделов, созданию новых разделов, распределены обязанности по их информационному наполнению.
В целях повышения открытости и обеспечения права неограниченного круга лиц на доступ к информации о деятельности областной Думы в здании администрации области (помещение бюро пропусков) установлен терминал с доступом к официальному сайту областной Думы, информационным системам "КонсультантПлюс" и "Гарант". Как показал опыт его использования в 2010 году, информация доступна пользователям, востребована и популярна.
Также следует отметить, что в рамках исполнения Федерального закона N 8-ФЗ организована работа с устными запросами о деятельности Думы: создана нормативная правовая база, утвержден перечень уполномоченных лиц для предоставления информации о деятельности Думы, выделен номер справочного телефона, адрес электронной почты для запросов.
Одним из важнейших условий для решения масштабных задач всестороннего преобразования в экономике, социальной сфере, совершенствования политической системы, сформулированных в Послании, является дальнейшее развитие институтов гражданского общества.
В целях обеспечения согласования общественно значимых интересов и развития гражданского общества в области принят Закон Тульской области от 4 октября 2010 года N 1484-ЗТО "Об Общественной палате Тульской области".
По результатам проведения консультаций с общественными объединениями, профессиональными союзами, высшими учебными заведениями и творческими союзами, действующими на территории области, областной Думой было утверждено двенадцать членов Общественной палаты Тульской области.
В 2010 году Думой проведена работа по формированию молодежного парламента при Тульской областной Думе 5-го созыва (далее - Молодежный парламент). В состав Молодежного парламента от региональных отделений политических партий, молодежных общественных объединений, территориальных профсоюзных организаций, органов студенческого самоуправления вошло 48 человек.
Молодые парламентарии энергично включились в работу, принимают участие в заседаниях профильных комитетов Тульской областной Думы.
На совершенствование взаимодействия с Советом муниципальных образований Тульской области направлен принятый областной Думой Закон Тульской области от 25 февраля 2010 года N 1409-ЗТО "О полномочиях органов государственной власти Тульской области по взаимодействию с Советом муниципальных образований Тульской области".
Для совершенствования форм взаимодействия 27 мая 2010 года на расширенном заседании Правления Тульской торгово-промышленной палаты состоялась церемония подписания Соглашения о взаимодействии Тульской областной Думы и Тульской торгово-промышленной палаты в сфере законотворческой деятельности (далее - Соглашение). В Соглашении сформулированы основные направления совместной работы - содействие развитию экономики региона; поддержка мер повышения энергоэффективности экономики и превентивной тарифной политики в отношениях хозяйствующих субъектов всех форм собственности; развитие системы финансовой поддержки малого и среднего бизнеса; обеспечения положительной динамики развития внешнеэкономической деятельности.
В феврале 2010 года подписан Протокол о намерениях между Тульской областной Думой и Тульской Епархией Русской Православной Церкви (Московский Патриархат).
В Протоколе о намерениях стороны зафиксировали свою готовность, используя имеющиеся у них возможности, направлять усилия на развитие двустороннего взаимовыгодного сотрудничества в области обеспечения правовых основ образовательной, социальной, благотворительной и культурно-просветительской деятельности. Дума и Епархия могут проводить совместные обсуждения вопросов на семинарах, заседаниях круглых столов и конференциях, взаимные консультации по вопросам, касающимся жизни Церкви и общества, в том числе в связи с разработкой и принятием соответствующих нормативных правовых актов.
На протяжении последних лет осуществляется целенаправленная реализация мероприятий национального плана противодействия коррупции. Но коррупция продолжает оставаться, как отмечено в Послании, одним из главных барьеров на пути развития страны. Президент Российской Федерации Д.А. Медведев считает, что борьба с коррупцией должна вестись по всем направлениям: от совершенствования законодательства, работы правоохранительной и судебной систем - до воспитания в гражданах нетерпимости к любым, в том числе бытовым, проявлениям этого социального зла... все сферы государственного управления должны стать открытыми для общества, включая деятельность органов государственной власти, судов и органов судейского сообщества. Принят Указ Президента Российской Федерации от 13.04.2010 N 460 "О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы".
Основные направления деятельности в сфере противодействия коррупции определены в Плане противодействия коррупции в органах исполнительной власти Тульской области на 2009 - 2010 годы, утвержденном распоряжением губернатора области от 29.09.2008 N 1461-рг.
В соответствии с постановлением губернатора области от 22.08.2008 N 44-пг в области создан межведомственный орган, регулирующий вопросы противодействия коррупции, - Совет при губернаторе Тульской области по противодействию коррупции, членом которого является председатель областной Думы.
В соответствии с федеральным законодательством осуществляется антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов.
В целях совершенствования законодательства в сфере противодействия коррупции в 2010 году приняты Закон Тульской области от 18 февраля 2010 года N 1405-ЗТО "О представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Тульской области, и лицами, замещающими государственные должности Тульской области, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера", Закон Тульской области от 18 февраля 2010 года N 1406-ЗТО "О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Тульской области, и лицами, замещающими государственные должности Тульской области, и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Тульской области". На обеспечение открытости судебной власти направлен принятый областной Думой Закон Тульской области от 30 апреля 2010 года N 1442-ЗТО "О внесении изменений в Закон Тульской области "О мировых судьях в Тульской области".
Также приняты постановление областной Думы от 27.05.2010 N 11/455 "О Положении о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Тульской области в Тульской областной Думе и счетной палате Тульской области, и лицами, замещающими государственные должности Тульской области в Тульской областной Думе и счетной палате Тульской области, и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Тульской области в Тульской областной Думе и счетной палате Тульской области" и Постановление губернатора Тульской области от 03.09.2010 N 47-пг "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции".
Одна из ключевых задач, поставленных Президентом РФ в Послании, - обеспечение жильём ветеранов Великой Отечественной войны.
В области порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, установлен постановлением администрации Тульской области от 17.08.2006 N 387 "Об утверждении временного Положения о форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату постановления N 387 следует читать как "от 7 августа 2006 г."
В апреле 2010 года в указанное постановление были внесены изменения (принято постановление администрации Тульской области от 06.04.2010 N 326), обеспечивающие реализацию положений Федерального закона от 21 декабря 2009 года N 327-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах", в соответствии с которыми устанавливается право на однократное обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, независимо от даты постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также закрепляется возможность получения, по желанию, взамен обеспечения единовременной денежной компенсации за счет средств федерального бюджета на основании соответствующего письменного заявления с целью дальнейшего строительства или самостоятельного приобретения жилого помещения.
Одним из основных условий предоставления отдельным категориям ветеранов, инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, мер социальной поддержки по обеспечению жильем является нахождение их на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Вопросы принятия граждан на учет, снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях, ведение учетных дел граждан осуществляется органами местного самоуправления, ими проводится работа по предоставлению указанным категориям граждан субсидий на приобретение жилья или единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета.
В целях нормативного урегулирования указанного порядка работы, сложившегося на практике, Законом Тульской области от 3 декабря 2010 года N 1516-ЗТО "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жильем отдельных категорий жителей Тульской области" органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов наделены государственными полномочиями по обеспечению жильем отельных категорий ветеранов, ветеранов войны и инвалидов на неопределенный срок, установлены права и обязанности губернатора области, органов государственной власти области, органов местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий, финансовое и материальное обеспечение органов местного самоуправления для осуществления государственных полномочий, а также порядок отчетности органов местного самоуправления об исполнении переданных им государственных полномочий и порядок осуществления органами государственной власти области контроля за осуществлением государственных полномочий.
(По состоянию на 29 октября 2010 года на учёте в органах местного самоуправления Тульской области в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий состоят 814 ветеранов Великой Отечественной войны и членов семей погибших (умерших) ветеранов войны.
На обеспечение жильём ветеранов Великой Отечественной войны в бюджет Тульской области в 2010 году поступило средств федерального бюджета в общей сумме 542,6 млн. рублей. С учётом остатка средств прошлого периода это позволило обеспечить субсидиями 634 ветерана войны и членов семей умерших ветеранов войны.
Своевременная и безусловная реализация полученных средств на обеспечение жильём ветеранов войны находится на особом контроле у администрации области: в Минрегион России представлен еженедельный график обеспечения жильём ветеранов войны по муниципальным районам и городским округам; проводится еженедельный мониторинг и совещания с главами администраций муниципальных районов и городских округов в режиме видеоконференции о выполнении указанного плана-графика; администрацией области проработан с органами Россреестра по Тульской области механизм выдачи ветеранам войны необходимых справок и регистрации сделок в сокращённые сроки.
В результате проделанной работы по состоянию на 29 октября 2010 года жилыми помещениями обеспечено 257 ветеранов войны и членов семей умерших ветеранов войны, что на сегодня опережает план-график обеспечения жильём ветеранов Великой Отечественной войны, утверждённый Министерством регионального развития РФ.
377 ветеранов и их родственников, получивших гарантийные письма на предоставление им субсидии для приобретения жилья, в настоящее время осуществляют поиск и оформление жилого помещения.
К концу декабря 2010 года все ветераны, на которых выделены федеральные средства в текущем году, реализуют свое право на улучшение жилищных условий.) *(1)
В Послании указывалось на необходимость проведения масштабных программ поддержки занятости населения в условиях финансово-экономического кризиса, которые должны включать опережающее профессиональное обучение, организацию общественных работ, создание временных и постоянных рабочих мест, оказание адресной поддержки людей.
В области в 2010 году в рамках долгосрочной целевой программы "Содействие занятости населения Тульской области на 2009 - 2011 годы" осуществлялись мероприятия, направленные на снижение общей и регистрируемой безработицы, повышение уровня занятости и информированности населения о ситуации на рынке труда, о государственных услугах, предоставляемых органами занятости населения; улучшение профессиональной ориентации, психологической поддержки и социальной адаптации безработных граждан и незанятого населения; содействие трудоустройству незанятых граждан, в том числе на временные работы; повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы; развитие форм и технологий целевого взаимодействия с работодателями в подборе персонала в рамках активного содействия трудоустройству безработных граждан и граждан, ищущих работу; совершенствование организационных форм развития внутренней и внешней трудовой миграции, повышение мобильности трудовых ресурсов области; повышение уровня комфортности и доступности предоставления государственных услуг; обеспечение количественного соответствия объемов подготовки рабочих кадров и специалистов в областной системе профессионального образования профессионально-отраслевой структуре экономики области.
В целях обеспечения дополнительной целевой поддержки и защиты граждан, вынужденно потерявших работу, увольняемых или находящихся под риском увольнения, снижения напряженности на рынке труда администрацией области разработана и утверждена программа дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Тульской области в 2010 году (постановление от 14.01.2010 N 27). Программой предусмотрен ряд организационных и социальных мер, направленных на поддержку и защиту граждан, вынужденно потерявших работу, уволенных или находящихся под угрозой увольнения, способствующих снижению напряженности на рынке труда. Результатом предпринятых мер стало снижение уровня регистрируемой безработицы по области с 2,1 % в январе 2010 до 1,41% в ноябре 2010 года.*(2)
В Послании особо отмечена успешная реализация государственной программы развития сельского хозяйства, а также поставлена задача - сделать сельское хозяйство одним из лидеров экономического роста и в результате этого улучшить качество жизни на селе.
В области решение поставленных задач осуществляется в рамках реализации долгосрочных целевых программ "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на территории Тульской области на 2009-2012 годы" и "Социальное развитие села Тульской области до 2012 года", утвержденных постановлениями администрации Тульской области от 02.04.2009 N 205 и N 204.
Программа развития сельского хозяйства включает мероприятия по созданию общих условий функционирования сельского хозяйства, развитию приоритетных отраслей сельского хозяйства, повышению финансовой устойчивости сельского хозяйства.
Программа социального развития села Тульской области предусматривает финансирование мероприятий по газификации, водоснабжению, улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, включая молодых специалистов и молодые семьи.
Основные направления и формы государственной поддержки сельскохозяйственного производства на территории Тульской области установлены Законом Тульской области от 14 декабря 2005 года N 659-ЗТО "О государственной поддержке сельскохозяйственного производства".
24 февраля 2010 года в Москве состоялось подписание соглашений между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Тульской областью о финансировании в 2010 году Государственной программы развития сельского хозяйства. Были подписаны Соглашение "О порядке и условиях предоставления субсидий из федерального бюджета бюджету Тульской области на мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, и развитию социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности в рамках реализации федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года" на 2010 год" и Соглашение "О предоставлении субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства". По условиям соглашений, в 2010 году агропромышленный комплекс области из федерального бюджета и бюджета области получит более 1 млрд. 165,5 млн. рублей. Из них 140 миллионов рублей - на реализацию мероприятий социального развития села. Субсидии федерального бюджета в первую очередь будут направлены на поддержку крупных инвестиционных проектов по таким направлениям, как развитие мясного и молочного животноводства, работа сахарных заводов, первичная обработка мяса и молока, модернизация сельскохозяйственных производств.*(3)
В Послании отмечено, что лучшей антикризисной политикой является стимулирование частного спроса, отсюда вытекает задача осуществления дополнительных мер по поддержке потребительского кредитования и расширению жилищного строительства.
Для комплексного решения проблем развития жилищного строительства в целях обеспечения доступности жилья широким слоям населения области администрацией области утверждена долгосрочная целевая программа "Стимулирование развития жилищного строительства в Тульской области на 2011-2015 годы" (постановление от 25.10.2010 N 1012). Основными задачами Программы являются: стимулирование развития жилищного строительства, в том числе по направлениям, обеспечивающим его доступность для граждан, развитие платежеспособного спроса населения области.
Общий объем финансирования Программы предусмотрен в размере 76739,36 млн. руб., в том числе средства федерального бюджета - 1495,20 млн. руб., средства бюджета области - 4168,52 млн. руб., средства местных бюджетов - 514,74 млн. руб., средства частных инвесторов и институтов развития - 35502,4 млн. руб. (С учетом финансирования, предусмотренного следующими программами: "Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) жилищного фонда с высоким уровнем износа по Тульской области на 2009-2012 годы", "Обеспечение жильем молодых семей в Тульской области на 2009-2012 годы", "Развитие ипотечного жилищного кредитования в Тульской области на 2009 - 2012 годы", "Модернизация и капитальный ремонт объектов коммунальной инфраструктуры Тульской области на 2009-2012 годы", "Социальное развитие села Тульской области до 2012 года", а также программой по жилищному строительству на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения).
Сегодня показатель доступности жилья по области составляет 6,3 года.*(4)
Обеспеченность граждан Тульской области жильем - 25,2 квадратных метра на человека (при среднем значении показателя по Российской Федерации - 22,4 квадратных метра на человека). Количество семей-очередников, льготников, ветеранов составляет 57,4 тысячи, 59 процентов из них проживают в ветхом и аварийном жилищном фонде. Для обеспечения жильем всех очередников необходимо построить около 3 млн. кв. метров жилья, в том числе для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда - около 2 млн. кв. метров.
В рамках федеральной целевой программы "Жилище" в области осуществляется государственная поддержка на приобретение жилья: молодым семьям - до 40 процентов от расчетной стоимости жилья; молодым специалистам на селе - до 70 процентов от расчетной стоимости жилья; при ипотечном кредитовании: работникам бюджетных учреждений и многодетным семьям - 40 процентов расчетной стоимости жилья; гражданам, проживающим в помещениях, непригодных для проживания, - 70 процентов расчетной стоимости жилья.
Кроме того, за счет средств федерального бюджета, Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, бюджета Тульской области при участии местных бюджетов решается одна из наиболее острых проблем области - строительство социального жилья для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда.
За период 2002 - 2009 гг. сумма финансовых вложений, направленная на переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, составила 2,7 млрд. рублей, в том числе за период 2005 - 2009 гг. - 1,9 млрд. рублей, из них из средств бюджета Тульской области - 1,7 млрд. рублей. Введено всего 180 тыс. кв. метров жилья и переселено 4700 семей.*(5)
Решение проблем по переселению граждан из аварийного жилищного фонда благодаря созданию Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства стало более эффективным. За счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, выделенных области на эти цели в размере 1,3 млрд. рублей, в 2008 году построено 18 тыс. кв. метров жилья, переселено из аварийного жилищного фонда 483 семьи, в этом году будет построено 35 тыс. кв. метров жилья и переселено 916 семей.
Большое внимание уделяется не только вопросам обеспечения жильем наименее защищенных категорий граждан - молодых семей, граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилье, получателей сертификатов (военнослужащих, переселенцев, ликвидаторов радиационных аварий, ветеранов и инвалидов), но и развитию ипотеки жилищного кредитования, рефинансированию ипотечных кредитов и внедрению в практику новых ипотечных продуктов.
В Послании отмечено, что необходимо выйти на такие изменения в законодательстве и в государственном управлении, которые помогут переходу всей нашей экономики на инновационный характер развития, и порядок осуществления инвестиций должен стать в России не менее комфортным, чем у наших конкурентов, а сама система контроля и надзора, в том числе система сертификации продукции, не должна создавать дополнительных препятствий для инвесторов, готовых к реализации инновационных решений.
Проводимая в последние годы инвестиционная политика области направлена на эффективное использование естественных преимуществ региона как базовых факторов экономического роста, а также таких инструментов стимулирования инвесторов, как снижение уровня регионального налогообложения, содействие в подборе площадок для размещения производств, административная помощь и поддержка в прохождении согласительных процедур, гарантии соблюдения прав инвестора и других.
В целях совершенствования регионального законодательства в сфере правового стимулирования инвестиций, в том числе в области капитальных вложений, в 2010 году принят Закон Тульской области от 6 февраля 2010 года N 1390-ЗТО "О льготном налогообложении при осуществлении инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений на территории Тульской области".
Решение задач стимулирования развития науки и техники, повышения научно-технического уровня и эффективности внедрения научно-технических работ и инновационных проектов, а также развития инновационной инфраструктуры региона осуществляется в рамках долгосрочной целевой программы "Государственная поддержка научно-технического потенциала Тульской области в 2010-2012 годах" (утверждена постановлением администрации области от 08.06.2009 N 395).
Цель Программы отвечает приоритетным задачам социально-экономического развития области - внедрение современных технологий, повышение доли высокотехнологичных и наукоемких производств, повышение инновационной активности в высокотехнологичных сферах промышленности, содействие интеграции научного потенциала разработчиков вооружения и военной техники и промышленных предприятий с целью внедрения научных разработок в различных отраслях экономики области.
Основными мероприятиями Программы являются выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) по разработке нового вида продукции и выполнение НИОКР по разработке новой технологии в рамках приоритетных направлений развития промышленности области: производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования; химическое производство; производство машин и оборудования; текстильное и швейное производство; производство пищевых продуктов; производство строительных материалов.
Механизм управления инвестициями и инновациями предполагает создание благоприятной инвестиционной среды и стимулирование привлечения крупных инвестиций в область, оказание целенаправленной поддержки прикладной науке.
Как отмечено в Послании, "развитие производства происходит только там, где есть реальная конкуренция".
Региональная программа "Развитие конкуренции в Тульской области на 2010-2012 годы" утверждена постановлением администрации Тульской области от 03.08.2010 N 728 для создания условий развития конкуренции в отраслях экономики, интенсификации экономики, внедрения новых технологий, увеличения объемов доступных и качественных товаров и услуг, повышения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов и территории в целом. Основные мероприятия Программы направлены на сокращение административных барьеров, повышение информационной прозрачности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, сокращение прямого участия государственных органов и органов местного самоуправления в хозяйственной деятельности, организацию сбора информации о товарах и услугах на региональном потребительском рынке.
Развитие медицинской техники, технологий и фармацевтики объявлено в Послании важнейшим для граждан направлением работы. Поставлена задача - обеспечить людей качественными и доступными лекарственными средствами, а также новыми технологиями профилактики и лечения заболеваний, в первую очередь тех, что являются наиболее распространёнными причинами потери здоровья и смертности.
Перспективам развития здравоохранения в области уделяется особое внимание. Среди важнейших целей - сокращение людских потерь от управляемых причин заболевания и смертности. Вопросы обеспечения расходов отрасли бюджетными средствами, создание предпосылок для стабильной работы лечебно-профилактических учреждений, повышение эффективности использования ресурсов системы здравоохранения области - все это находит отражение в социальной политике региона.
Главный итог социальной направленности бюджета области на 2011-2013 годы - финансирование охраны здоровья населения за счет средств бюджета области возрастет на 60% и к 2012 году составит 5,9 млрд. руб.*(6)
Законом Тульской области "О бюджете Тульской области на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" предусматриваются расходы на реализацию мероприятий в сфере здравоохранения по девяти долгосрочным целевым программам с общим объемом средств на три года свыше 1,5 млрд. руб.
Бюджетные ресурсы будут в основном сконцентрированы на обеспечении мероприятий долгосрочной целевой программы "Развитие здравоохранения Тульской области на 2009-2015 годы". Это позволит продолжить работу по повышению доступности и качества оказания медицинской помощи населению области путем сосредоточения усилий и средств на решение следующих задач: совершенствование организации медицинской помощи больным, страдающим социально значимыми заболеваниями и пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, совершенствование оказания медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями, внедрение в практику здравоохранения области современных медицинских информационных технологий, развитие первичной медико-санитарной помощи, усиление профилактической направленности здравоохранения области в целях раннего выявления заболеваний и др.
Принципиально новым направлением в бюджете здравоохранения двух ближайших лет станет софинансирование за счет средств бюджета области программы модернизации здравоохранения по 400,0 млн. рублей ежегодно.
Постановлением администрации Тульской области от 26.02.2010 N 179 (в ред. от 08.10.2010) утверждены предельные размеры оптовых надбавок и предельные размеры розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
Тульский регион характеризуется компактным проживанием населения численностью более 1,5 млн. человек. Характерной демографической особенностью области является высокий удельный вес лиц старше трудоспособного возраста, который составляет 27%. Детское население составляет 16%.
В области создан ряд новых специализированных учреждений здравоохранения: перинатальный центр, детская психоневрологическая больница с центром восстановительного лечения и реабилитации детей с детским церебральным параличом, многопрофильный детский санаторий, врачебно-физкультурный диспансер, медицинский информационно-аналитический центр. Начали свою работу 6 центров здоровья для взрослых, к концу 2010 года будут открыты 2 центра здоровья для детей.
Анализ показателей заболеваемости и смертности населения области позволил определить приоритеты дальнейшей модернизации здравоохранения по таким направлениям, как кардиология, неврология, эндокринология, онкология и другие.
В 2011-2012 гг. планируется сохранить существующую сеть учреждений здравоохранения. В соответствии с приоритетами дополнительно будут созданы областной кардиологический и областной эндокринологический диспансеры. Эти специализированные учреждения должны будут организовать оказание медицинской помощи по своим профилям с поэтапным внедрением стандартов в соответствии с установленными требованиями. Будут укрупнены существующие и созданы новые специализированные межмуниципальные отделения на базе районных и городских больниц, а также планируется организация межмуниципальных центров с чётко установленной маршрутизацией пациентов по различным профилям. Откроется Тульский городской клинико-диагностический центр.
Будет создан один межмуниципальный перинатальный центр, улучшена материально-техническая база и оснащение областного перинатального центра, открыты специализированные консультативные кабинеты. В родильных домах и отделениях будут организованы индивидуальные родильные залы. Получат техническое перевооружение детские реанимационные отделения, а также созданы условия для выхаживания новорожденных с низкой массой веса.
Предусмотрена реорганизация 18 участковых больниц, имеющих по 5-10 терапевтических коек, во врачебные амбулатории с офисами врачей общей практики. На базе поликлиник планируется открытие пунктов неотложной медицинской помощи, а также онкологических и противотуберкулезных кабинетов.
Планируется приведение материально-технической базы 92-х ФАПов в соответствие с лицензионными требованиями.
В целях решения одной из важнейших задач модернизации - информатизации здравоохранения предполагается создание информационной системы персонифицированного учёта оказания медицинской помощи, которая обеспечит оперативный учёт медицинской помощи, учреждений здравоохранения и медицинских кадров и создаст надежную основу для решения ключевых задач управления ресурсами.
Для повышения качества оказания медпомощи на современном уровне планируется поэтапное внедрение стандартов. Для внедрения стандартов медицинской помощи на первом этапе выбраны стандарты по тем заболеваниям, которые являются ведущими причинами в структуре заболеваемости и смертности населения региона. Это - инфаркты миокарда, острые нарушения мозгового кровообращения, сахарный диабет, рак молочной железы, травмы верхних и нижних конечностей.
В области продолжается реализация мероприятий долгосрочной целевой программы "Развитие здравоохранения Тульской области на 2009-2015 годы" с общим объёмом финансирования более 2 млрд. 714 млн. рублей. *(7)
Повышение энергоэффективности, переход к рациональной модели потребления ресурсов являются одними из основных направлений модернизации и технологического обновления всей производственной сферы, изложенных в Послании.
Сегодня в России сформирована нормативная правовая база в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, начался этап практической реализации намеченного курса.
Федеральным законом от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлены основные требования к энергетической эффективности предприятий, организаций, в том числе бюджетных, осуществляющих регулируемые виды деятельности. В соответствии с данным Законом государственная энергосберегающая политика должна осуществляться на основе реализации государственных, отраслевых и региональных программ.
В области разработана и утверждена постановлением администрации Тульской области от 28 июля 2010 года N 677 программа по энергосбережению и повышению энергетической эффективности Тульской области на 2010-2015 годы (далее - Программа). Основные мероприятия Программы: совершенствование управления в сфере энергетики; повышение энергоэффективности в бюджетной сфере и жилищном фонде, в топливно-энергетическом комплексе, в сферах промышленности и транспорта, в агропромышленном комплексе; снижение энергетических издержек малого и среднего бизнеса. Реализация мероприятий Программы будет способствовать устойчивому обеспечению экономики и населения региона энергоресурсами, сокращению их удельного потребления организациями бюджетной сферы и реального сектора экономики, росту конкурентоспособности, энергетической и экологической безопасности Тульской области.
Исполнение региональной Программы будет осуществляться в двух направлениях: наращивание энергетического потенциала Тульской области и снижение потребности в дополнительных энергоресурсах за счет энергосбережения.
Реализация основных мероприятий Программы начнется с 2011 года с финансированием мероприятий в этом году в размере 1 244,71 млн. рублей.
В муниципальных образованиях области разработаны муниципальные программы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Перечень основных мероприятий муниципальных программ в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1225 "О требованиях к муниципальным и региональным программам энергосбережения и повышения энергетической эффективности включает: выявление и передачу в муниципальную собственность бесхозяйного имущества, используемого при передаче энергии; организацию управления бесхозным имуществом; сокращение использования электроэнергии на передачу теплоносителя; сокращение потерь энергии при ее передаче.
В Послании указано, что постоянным направлением деятельности исполнительной власти должна стать и оптимизация бюджетных расходов.
Администрацией области разработана Программа повышения эффективности бюджетных расходов Тульской области, ее реализация будет осуществляться в 2011-2013 годах.
Расходы бюджета области на 2011 год сформированы с учетом мероприятий по оптимизации расходов, предусмотренных Программой повышения эффективности расходов Тульской области.
В 2010 году в целях повышения финансовой самостоятельности бюджетов муниципальных районов (городских округов) области и заинтересованности органов местного самоуправления в развитии отраслей экономики принят Закон Тульской области от 3 декабря 2010 года N 1508-ЗТО "О внесении изменений в статью 3 Закона Тульской области "О межбюджетных отношениях между органами государственной власти Тульской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Тульской области".
Учитывая возможность выделения средств из бюджета области, изменен срок, с которого будут предоставляться дотации на поощрение достижения наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, с 1 января 2013 года на 1 января 2011 года. С этой целью приняты Закон Тульской области от 3 декабря 2010 года N 1506-ЗТО "О внесении изменений в статьи 1 и 2 Закона Тульской области "О приостановлении действия статей 8 и 13-2 Закона Тульской области "О межбюджетных отношениях между органами государственной власти Тульской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Тульской области" и Закон Тульской области от 3 декабря 2010 года N 1514-ЗТО "О признании утратившим силу Закона Тульской области "О приостановлении действия Закона Тульской области "О предоставлении грантов муниципальным образованиям в целях поощрения достижения наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Тульской области".
Подводя итог, можно констатировать, что совершенствование нормативной базы области в 2010 году было направлено на обеспечение эффективного решения на территории области задач, поставленных в Послании.
2.2. Деятельность Тульской областной Думы по мониторингу законодательства области
Законодательная база в значительной степени определяет эффективность решения многих социально-экономических проблем. Очевидно, что качество законов может быть проверено только практическим путем. Именно этим обусловлена деятельность областной Думы по мониторингу законодательства области. С каждым годом совершенствуются формы и механизмы проведения мониторинга законодательства области.
В 2010 году предпринимались активные меры по усилению контроля за исполнением действующих нормативных правовых актов, осуществлялось проведение мониторинга законодательной базы области в рамках рабочих групп. Всего было создано 3 рабочих группы, в том числе 2 рабочие группы по мониторингу законов области и 1 рабочая группа по мониторингу ситуации, сложившейся на территории Тульской области в связи с повышением с 1 января 2010 года хозяйствующим субъектам и объектам социальной сферы размера оплаты за электрическую энергию и коммунальные услуги.
1. Рабочая группа по мониторингу Закона Тульской области "О жилищном фонде Тульской области".
Создание данной рабочей группы было обусловлено внесением в областную Думу представления прокурора области об устранении нарушений законодательства о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. В представлении было указано, что установленный Законом Тульской области "О жилищном фонде Тульской области" порядок обеспечения жильем лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, только по месту их регистрации в качестве нуждающихся в жилых помещениях ведет к ущемлению прав и законных интересов указанной категории граждан, лишая их перспектив в получении достойной работы и более благоприятных условий жизни.
Распоряжением председателя областной Думы от 20 апреля 2010 года N 71-р была создана рабочая группа по мониторингу Закона Тульской области от 12 ноября 2007 года N 902-ЗТО "О жилищном фонде Тульской области". В ее состав вошли депутаты областной Думы, представители администрации области и прокуратуры области.
В результате работы данной группой были сформулированы предложения, направленные на совершенствование законодательства области по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. Губернатором области был внесен проект закона области "О внесении изменения в статью 5 Закона Тульской области "О жилищном фонде Тульской области", который был принят областной Думой в качестве Закона Тульской области от 4 октября 2010 года N 1488-ЗТО.
Законом закреплены гарантии прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на внеочередное получение жилого помещения жилищного фонда Тульской области путем установления нормы, согласно которой в случае отсутствия возможности предоставления указанным гражданам жилого помещения по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) жилое помещение с письменного согласия этих граждан предоставляется в границах другого населенного пункта, территория которого входит в состав того же муниципального района.
При рассмотрении вопроса депутаты областной Думы обратились к губернатору области с просьбой при подготовке проекта закона области о внесении изменений в Закон Тульской области "О бюджете Тульской области на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" рассмотреть возможность увеличения средств на жилищное строительство, в том числе на приобретение квартир для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством). В результате бюджетные ассигнования на Программу по жилищному строительству для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, увеличены на 9,3 млн.рублей и общий объем финансирования в 2010 году данной Программы составил 28,5 млн. рублей.
С целью реализации дополнительных гарантий детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа прокурором области 16.11.2010 года внесен в областную Думу проект закона Тульской области "О реализации дополнительных гарантий прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение".
В законопроекте приведен перечень обстоятельств, препятствующих возвращению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в закрепленные за ними жилые помещения, что позволит исключить факты возвращения граждан данной категории в жилые помещения, являющиеся непригодными для проживания, предотвратить попадание в окружение асоциальных лиц, влияние которых негативно может отразиться на дальнейшей судьбе сирот.
Сбор необходимых документов для рассмотрения вопроса о внеочередном предоставлении жилья указанной категории граждан за один год до достижения ими 18-летнего возраста возложен на законных представителей детей-сирот, а в случае отсутствия таковых - орган опеки и попечительства, который осуществляет контроль за своевременным сбором и предоставлением указанных документов законными представителями детей-сирот.
Предусмотрено, что жилые помещения будут предоставляться детям-сиротам по их выбору по месту первичного выявления и устройства под опеку или попечительство, по месту окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, по месту трудоустройства по окончании пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, по месту жительства лиц, у которых дети-сироты находились на воспитании, по месту нахождения закрепленного жилого помещения при наличии обстоятельств, препятствующих возвращению детей-сирот в закрепленные за ними жилые помещения. До обеспечения жилыми помещениями жилищного фонда Тульской области детям-сиротам будет предоставляться жилье по договору безвозмездного пользования, а по истечении пяти лет после заключения договора на данное помещение может быть заключен договор социального найма данного жилья.
2. Рабочая группа по мониторингу пункта 1 статьи 5 Закона Тульской области "О транспортном налоге" в части применения налоговой ставки для легковых автомобилей, используемых в целях осуществления предпринимательской деятельности.
В связи с обращением Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области для детальной проработки вопроса о необходимости внесения изменений в пункт 1 статьи 5 Закона Тульской области от 28 ноября 2002 года N 343-ЗТО "О транспортном налоге" в части применения налоговой ставки для легковых автомобилей, используемых в целях осуществления предпринимательской деятельности, распоряжением председателя областной Думы от 15 июня 2010 года N 110-р была создана рабочая группа по мониторингу пункта 1 статьи 5 названного Закона. В ее состав вошли депутаты областной Думы, представители администрации области и Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области.
В рамках рабочей группы, помимо обращения Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области в отношении пункта 1 статьи 5 Закона Тульской области N 343-ЗТО, были рассмотрены еще два обращения указанного федерального органа по уточнению срока уплаты транспортного налога (авансовых платежей по транспортному налогу) и по устранению неоднозначного толкования норм пунктов 1, 1-1 статьи 8 Закона Тульской области N 343-ЗТО.
По итогам заседания рабочей группы были выработаны конкретные предложения, которые были учтены в законопроекте "О внесении изменений в Закон Тульской области "О транспортном налоге", внесенном губернатором области в областную Думу в октябре 2010 года. Законопроект принят в качестве Закона Тульской области от 10 ноября 2010 года N 1497-ЗТО. Помимо приведения в соответствие с федеральным законодательством положений законодательства области, устранены неясности в толковании норм, устанавливающих налоговые льготы по транспортному налогу для налогоплательщиков - физических лиц. Уточнено, что налоговые льготы налогоплательщикам, указанным в статье 8 Закона, предоставляются в отношении одной единицы транспортного средства, а при наличии у налогоплательщиков права на получение льгот по нескольким основаниям, предусмотренным названной статьей, льгота предоставляется по одному основанию по их выбору. Также налоговые льготы пенсионерам установлены в отношении автомобилей, мотоциклов и мотороллеров определенной в Законе мощности.
3. Рабочая группа по мониторингу ситуации, сложившейся на территории Тульской области в связи с повышением с 1 января 2010 года хозяйствующим субъектам и объектам социальной сферы размера оплаты за электрическую энергию и коммунальные услуги.
На 7-ом заседании областной Думы 18 февраля 2010 года был поднят вопрос о ситуации, сложившейся на территории области в связи с повышением с 1 января 2010 года хозяйствующим субъектам и объектам социальной сферы размера оплаты за электрическую энергию и коммунальные услуги. Многие предприятия в январе 2010 года получили счета-фактуры на оплату электрической энергии, в которых стоимость оплаты без предупреждения была увеличена от 23 до 300 процентов.
Фракция "Единая Россия" предложила создать рабочую группу для комплексного рассмотрения вопроса, поскольку он затрагивает не только тарифную политику, но и механизм расчета.
Постановлением областной Думы от 18.02.2010 N 7/306 была создана рабочая группа по мониторингу ситуации, сложившейся на территории Тульской области в связи с повышением с 1 января 2010 года хозяйствующим субъектам и объектам социальной сферы размера оплаты за электрическую энергию и коммунальные услуги. В ее состав вошли депутаты областной Думы, представители администрации области, прокуратуры области, Тульского территориального управления федеральной антимонопольной службы, Тульской торгово-промышленной палаты, Тульского отделения Союза машиностроителей, Тульского отделения Союза промышленников и предпринимателей, Тульского отделения общественной организации "Опора России".
На заседаниях рабочей группы вопрос был всесторонне рассмотрен с участием представителей энергосбытовых компаний области, промышленных предприятий и предприятий малого бизнеса области.
На 9-ом заседании областной Думы 25 марта 2010 года в рамках "часа контроля" по результатам работы рабочей группы обсуждена информация о ситуации, сложившейся на территории Тульской области в связи с повышением с 1 января 2010 года хозяйствующим субъектам и объектам социальной сферы размера оплаты за электрическую энергию и коммунальные услуги.
На этом же заседании Думы было принято обращение Тульской областной Думы к энергосбытовым компаниям Тульской области по вопросу повышения с 1 января 2010 года хозяйствующим субъектам оплаты за электроэнергию, к потребителям электрической энергии и в департамент Тульской области по тарифам (постановление Тульской областной Думы от 25.03.2010 N 9/371).
Учитывая необходимость поддержки промышленных предприятий региона, организаций малого и среднего бизнеса, сельхозтоваропроизводителей в период преодоления последствий мирового финансового кризиса, была высказана просьба к энергосбытовым компаниям области пересмотреть потребителям договорные величины потребления электроэнергии заявленной мощности на 2010 год.
В обращении предлагалось энергосбытовым компаниям области при отнесении потребителей электроэнергии области к различным группам потребителей исходя из числа часов использования электрической мощности использовать данные фактически потребленной электрической мощности. При этом рекомендовалось потребителям электрической энергии области активизировать процесс установки приборов учета потребления электроэнергии.
Департаменту Тульской области по тарифам при очередном регулировании тарифов на электрическую энергию предложено не применять дифференциацию тарифов исходя из числа часов использования электрической мощности ниже 5000 часов.
Обращение было учтено энергосбытовыми компаниями при пересмотре договорных отношений с отдельными хозяйствующими субъектами.
Активное взаимодействие с органами власти области в сфере нормотворческой деятельности также позволяет совершенствовать законодательство области.
В рамках реализации Соглашения между Тульской областной Думой и Управлением внутренних дел по Тульской области о взаимодействии в сфере нормотворческой деятельности в феврале 2010 года на заседании комитета по государственному строительству и местному самоуправлению областной Думы были рассмотрены предложения Управления ГИБДД УВД по Тульской области по вопросам ужесточения санкций за нарушение правил остановки и стоянки транспортных средств на дворовых территориях города Тулы и Тульской области, выезд на полосу встречного движения при возникновении заторов, установления ответственности водителей за создание заторов на проезжей части, установления обязанности по использованию специальных цепей противоскольжения на грузовых автомобилях и ответственности за нарушение данной обязанности.
В результате обсуждения комитетом по государственному строительству и местному самоуправлению был внесен и принят областной Думой в качестве закона законопроект "О внесении изменений в статью 8.41 Закона Тульской области "Об административных правонарушениях в Тульской области".
На рассмотрении в областной Думе в настоящее время находится еще одна законодательная инициатива УВД по Тульской области - проект закона Тульской области "Об участии граждан в охране общественного порядка на территории Тульской области", который направлен на создание системы правовых норм, регулирующих участие жителей области в обеспечении правопорядка, повышение эффективности деятельности правоохранительной системы путем привлечения общественности к оказанию содействия правоохранительным органам в борьбе с преступностью и правонарушениями.
Для всестороннего рассмотрения и обсуждения вопросов реализации законодательства областной Думой активно используются такие формы работы, как "выездные" заседания комитетов и заседания "круглых столов".
10 марта 2010 года в городе Донской состоялось выездное заседание комитета по экономической политике, вопросам собственности и земельным отношениям областной Думы. На заседании комитета депутаты в числе прочих обсудили вопрос о реализации в данном муниципальном образовании Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон N 185-ФЗ).
В области немало ветхого жилья. Особенно его много в шахтерских городах, одним из которых является г. Донской. В 65-тысячном городе по результатам обследования, проведенного несколько лет назад, 80 процентов благоустроенного жилья требовало капитального ремонта.
Собственными силами муниципалитет вряд ли бы осилил решение этой проблемы. Помогла успешная реализация в г. Донском Федерального закона N 185-ФЗ. С учетом требований Федерального закона была сформирована программа по ремонту многоквартирных домов, на ее реализацию в 2008 году было направлено 148,9 млн. рублей из федерального, областного и местного бюджетов. Благодаря этому было отремонтировано 109 многоэтажек.
Появление шести новых многоквартирных домов в г. Донском стало возможно благодаря Фонду содействия реформирования ЖКХ. В рамках принятой региональным парламентом областной целевой программы по переселению граждан из аварийного жилья из средств Фонда на строительство новых домов поступило 270,2 млн. рублей. Еще 119 млн. рублей на эти цели были выделены из бюджета области. Новое благоустроенное жилье получили 282 семьи, которые были переселены из 98 аварийных строений.
Таким образом, целенаправленная работа по реализации Федерального закона N 185-ФЗ позволила достичь определенных успехов в решении крайне важной задачи - переселения граждан из аварийного и ветхого жилья.
18 мая 2010 года в г. Ефремове прошло выездное заседание комитета по социальной политике областной Думы по вопросу: "Воспитание подрастающего поколения на основе духовно-нравственных, культурных традиций и семейных ценностей". В заседании комитета приняли участие представители департаментов администрации области, Тульской епархии, руководства ряда районов области, а также муниципальных органов управления образованием, руководители образовательных учреждений, преподаватели основ православной культуры, представители общественности.
Подводя итоги обсуждения, председатель комитета по социальной политике областной Думы Г.Г. Фомина подчеркнула, что вопросы духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения должны оставаться в числе приоритетных направлений деятельности органов власти всех уровней.
Комитет принял решение, в котором содержатся предложения к администрации области, органам местного самоуправления, руководителям образовательных учреждений и другим организациям по продолжению необходимой для общества работы по воспитанию детей и подростков региона на основе духовно-нравственных, культурных и семейных ценностей.
Администрации Тульской области:
- рассмотреть возможность разработки и утверждения долгосрочной целевой программы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи Тульской области на 2012-2016 годы;
- рассмотреть возможность разработки и утверждения долгосрочной целевой программы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения Тульской области.
Департаменту образования Тульской области, органам местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования:
- ежегодно проводить в образовательных учреждениях области мониторинг преподавания учебных курсов духовно-нравственной направленности;
- осуществлять на базе государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Тульской области "Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области" повышение квалификации педагогических работников по вопросам духовно-нравственного и патриотического воспитания;
- обобщить положительный опыт образовательных учреждений по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию, по взаимодействию образовательных учреждений с институтами гражданского общества и семьей по вопросам духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России;
- активизировать взаимодействие органов управления образованием с общественными организациями, а также средствами массовой информации в целях освещения опыта духовно-нравственного просвещения и патриотического воспитания подрастающего поколения.
Руководителям образовательных учреждений:
- принять меры по ознакомлению педагогических работников и внедрению в образовательный процесс положений Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- продолжить работу по преподаванию основ православной культуры в образовательных учреждениях области, активно привлекать родительскую общественность к духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей и молодежи;
- разработать и реализовать систему вовлечения родителей в процессы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, в том числе в рамках деятельности органов общественного управления образовательным учреждением;
- обеспечить направление педагогических работников на обучение по программам повышения квалификации в сфере патриотического и духовно-нравственного воспитания;
- обратить особое внимание на повышение качества преподавания гуманитарных дисциплин - русского языка, отечественной истории, обществознания, художественной культуры, недопустимость фальсификации исторических данных и искажения положительных образов выдающихся деятелей и героев Отечества.
Средствам массовой информации:
- активнее освещать опыт духовно-нравственного просвещения и патриотического воспитания подрастающего поколения области.
Просить Тульскую Епархию Русской Православной Церкви:
- продолжить взаимодействие с органами местного самоуправления области в деле укрепления нравственных устоев в обществе, культурных и патриотических традиций, проведение совместных мероприятий, направленных на духовно-нравственное просвещение жителей области.
Встречи, проводимые комитетом по социальной политике в муниципальных образованиях Ефремовского и Кимовского районов в рамках реализации Протокола о намерениях между Тульской областной Думой и Тульской Епархией Русской Православной Церкви, способствовали тому, чтобы более четко увидеть воспитательную составляющую образовательного процесса в школах, детских садах, учреждениях дополнительного образования.
В Кимовске депутаты смотрели, как реализуется региональная программа по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи только в образовательных учреждениях. Осознавая всю значимость воспитания молодого поколения на великих ценностях русской культуры, высокой нравственности, духовности, в Ефремове ставили перед собой задачу уже иного плана: увидеть, через какие мероприятия реализуется воспитание молодого человека образовательными учреждениями, молодежными организациями, учреждениями культуры, с тем, чтобы сохранить духовные корни, культурные традиции и семейные ценности, выработать нравственные ориентиры.
Вопрос формирования у детей и молодежи нравственных чувств, нравственного облика, нравственных позиций, нравственного поведения - все это и есть духовно-нравственное воспитание.
8 апреля 2010 года комитет областной Думы по социальной политике провел "круглый стол", посвященный проблемам организации лечения и оздоровления отдельных категорий жителей области на базе санаторно-курортных учреждений региональной Федерации профсоюзов. Заседание состоялось в санатории (курорте) "Егнышевка" в Алексинском районе области.
В работе "круглого стола" приняли участие депутаты областной Думы, представители администрации области, Тульской федерации профсоюзов, муниципального образования Алексинский район и другие заинтересованные стороны.
Перед началом "круглого стола" его участники познакомились с ООО "Санаторий (курорт) "Егнышевка", который по своим материально-технической и лечебным возможностям является одним лучших оздоровительных учреждений региона.
В ходе заседания была отмечена необходимость сохранения системы круглогодичного полноценного оздоровления и отдыха детей и подростков, особенно в каникулярный период, а также долечивания (реабилитации) больных в санаторно-курортных учреждениях, находящихся на территории области. Дело в том, что вступивший в силу с 1 января 2010 года Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" внес серьезные изменения в систему приобретения, распространения и выдачи путевок в загородные оздоровительные лагеря и региональные здравницы.
Участники "круглого стола" приняли резолюцию, в которой выступили с предложениями по сохранению санаторно-курортной деятельности на территории Российской Федерации и Тульской области в адрес Государственной Думы Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, уполномоченного по правам ребенка при Президенте Российской Федерации, администрации области и областной Думы, муниципальных образований, региональной трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений.
В резолюции, в частности, предложено: разработать стратегию санаторно-курортного дела в Российской Федерации и концепцию долгосрочной целевой программы "Здоровье работающего населения Тульской области", создать рабочие группы для подготовки проекта федерального закона о санаторно-курортной деятельности и разработки закона области об установлении порядка охраны и использования объектов, имеющих оздоровительную ценность, а также рассмотреть возможность формирования в области госзаказа на круглогодичное оздоровление и санаторно-курортное лечение детей.
Вопросы реализации национальной образовательной инициативы Президента Российской Федерации "Наша новая школа" на территории области в Год учителя были обсуждены 30 ноября 2010 года в Дубенском районе Тульской области (МОУ Воскресенская средняя общеобразовательная школа).
Новым импульсом в развитии системы образования стала провозглашенная в Послании образовательная инициатива "Наша новая школа".
Перед государством и обществом поставлены пять важнейших задач: школа должна стать центром качественного образования, творчества и информации; в ней должна быть безбарьерная среда для детей-инвалидов; семья должна иметь возможность выбора школы; и, что особенно важно для малокомплектных школ, удаленных школ и, в целом, для российской провинции, - в школе должен быть доступ к урокам лучших преподавателей с использованием технологий дистанционного и дополнительного образования.
Это требует от законодателей, госорганов, органов местного самоуправления разработки, принятия и реализации целого ряда нормативных правовых актов.
Именно поэтому Государственная Дума приняла решение о принятии нового интегрированного федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".
В сентябре и октябре этого года депутаты комитета по социальной политике активно участвовали в работе парламентских слушаний и рабочих совещаний по концепции новой редакции закона, проводимых Советом Федерации и Комитетом Государственной Думы по образованию.
Депутатами проведены две информационно-дискуссионные встречи на базе муниципальных образований в городе Суворове и городе Туле с приглашением управленцев-организаторов, педагогической общественности районов области. Руководителями органов образования города и образовательных учреждений были внесены постатейные предложения в текст федерального законопроекта, которые были направлены в Государственную Думу и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
В сформированной Президентом Российской Федерации Дмитрием Анатольевичем Медведевым Национальной образовательной инициативе "Наша новая школа" особой задачей поставлено усиление воспитательного потенциала школы, прежде всего по формированию у обучающихся толерантного отношения к представителям других национальностей; изучению истории Отечества, культуры, традиций и обычаев народов, населяющих нашу страну. Это нашло отражение в государственных образовательных стандартах. Так, в федеральном государственном стандарте указывается на то, что помимо укрепления физического здоровья, должно укрепляться духовное здоровье учащихся.
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования вводится предметная область "Основы духовно-нравственной культуры народов России". Это будет способствовать воспитанию способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формированию представлений о светской этике, традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России.
Особой задачей в реализации национальной образовательной инициативы Президента РФ выделено создание безбарьерной среды для детей-инвалидов, обеспечение условий для получения ими образования, соответствующего их возможностям.
Третий год реализуются Закон Тульской области "О нормативах размера расчета субвенций местным бюджетам на воспитание и обучение детей-инвалидов в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях", мероприятия долгосрочных целевых программ:
- по решению проблем инвалидов и инвалидности,
- новой программы "Стирая грани", призванной развивать единое реабилитационное пространство для детей-инвалидов в условиях семейного воспитания, их социализацию и интеграцию в общество;
- по улучшению положения детей, содержащей мероприятия по повышению эффективности профилактики детской инвалидности и социализации их в общество;
- организация отдыха и оздоровления детей, предусматривающей создание профильных лагерей для детей с ограниченными возможностями здоровья;
- развития образования, в рамках которой предусмотрены средства на софинансирование дистанционного образования детей-инвалидов в размере 5,5 млн. рублей.
В 2010 году на эти цели были получены субсидии из федерального бюджета в беспрецедентно большом размере - почти 46 млн. рублей.
Это позволило создать условия для дистанционного образования 150 детей-инвалидов, организовать обучение 76 педагогических работников и 105 родителей.
С начала текущего учебного года 18 детей-инвалидов обучаются на дому с использованием дистанционных образовательных технологий.
В 2010 году в региональном этапе всероссийской олимпиады школьников участвовали 1,5 тысячи тульских ребят, почти на треть больше, чем в прошлом году. Увеличилось и число старшеклассников, участников олимпиад, проводимых ведущими московскими ВУЗами (МГУ им. М.В. Ломоносова, Московским государственным горным университетом, Государственным технологическим университетом "Московский институт стали и сплавов" и другими).
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации "О присуждении в 2010 году премий для поддержки талантливой молодежи" определены 5 номинантов из числа тульской молодежи в возрасте от 14 до 25 лет - призеров Всероссийских и международных конкурсных мероприятий, которые получат премию в размере 30 тыс. рублей за счет средств федерального бюджета.
Кроме этого, из регионального бюджета 15 кандидатов - победителей региональных олимпиад и иных конкурсных мероприятий получат в 2010 году денежное вознаграждение в зависимости от достигнутых успехов.
На эти цели долгосрочной целевой программой "Развитие образования в Тульской области на 2009-2012 годы" предусмотрены средства в 2010 году в размере 240 тыс. рублей.
В области сохранены и, несмотря на сложную экономическую ситуацию, различные формы материальной и моральной поддержки педагогов: меры социальной поддержки для работников образовательных учреждений и единовременные пособия для молодых специалистов, социальные льготы для сельских учителей и поощрение творчески работающих педагогов.
Только в рамках приоритетного национального проекта "Образование" 360 лучших педагогов области стали обладателями премий Президента Российской Федерации и администрации области, среди которых 157 - педагоги образовательных учреждений города Тулы.
Вызывает особую гордость, что победителем конкурса "Учитель года России - 2010" стал наш земляк, выпускник Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н.Толстого, Гарифзянов Андрей Рузильевич - учитель биологии и химии МОУ "Волхонщинская средняя общеобразовательная школа" пос. Красная Нива Тульской области.
За заслуги в организации и совершенствовании учебного процесса и внедрение инновационных технологий Гарифзянов Андрей Рузильевич награжден Почетной грамотой Тульской областной Думы (постановление от 28.10.2010 N 15/648).
Одной из основных форм проведения мониторинга законодательства в областной Думе является деятельность по приведению законодательства области в соответствие с федеральным законодательством, которая системно проводится в Думе с 2006 года. Результатом данной работы стало значительное снижение внесения актов прокурорского реагирования, экспертных заключений Управления министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области. Если в 2009 году было принесено 14 протестов прокурора области и внесено 16 экспертных заключений Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тульской области, то в 2010 году в областную Думу поступило 5 актов прокурорского реагирования и 1 экспертное заключение.
В 2010 году областной Думой проведена значительная работа по приведению законодательства области в соответствие с федеральным законодательством. Осуществлен анализ более 300 федеральных законов, подготовлены 30 предложений по совершенствованию законодательства области в связи с принятием федеральных законов, которые содержали рекомендации по внесению изменений в 35 действующих законов области, Регламент Тульской областной Думы, а также по принятию 3 нормативных правовых актов и 5 законов области, регулирующих отдельные правоотношения в соответствии с федеральным законодательством.
Всего из 148 принятых Тульской областной Думой за данный период законов области 73 закона было принято с целью приведения законодательства области в соответствие с федеральным законодательством.
В целях осуществления контроля за реализацией в области вновь принятых федеральных законов, радикально меняющих существующее положение, используется формирование планов мероприятий по нормативному обеспечению реализации данных законов.
Так, в связи с принятием Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Федеральный закон N 83-ФЗ) были утверждены план рассмотрения областной Думой законов области, подлежащих приведению в соответствие с Федеральным законом N 83-ФЗ, и план мероприятий администрации области по совершенствованию правового положения государственных учреждений области.
В предложениях по совершенствованию законодательства области в связи с принятием Федерального закона N 83-ФЗ содержались рекомендации по внесению изменений в 19 законов области и принятию до 1 декабря 2010 года закона области, которым должны быть установлены: форма финансового обеспечения деятельности бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации в переходный период (путем предоставления субсидий в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации или на основании бюджетной сметы с учетом установленных федеральным законом особенностей); дата (не позднее 1 января 2012 года), начиная с которой осуществляется зачисление в бюджет субъекта Российской Федерации доходов, полученных казенными учреждениями субъекта Российской Федерации от платных услуг и иной приносящей доход деятельности, и после которой указанный ниже порядок использования таких доходов к этим казенным учреждениям не применяется; порядок и направления использования бюджетными учреждениями субъекта Российской Федерации, являющимися получателями бюджетных средств, и казенными учреждениями доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности субъекта Российской Федерации и переданного в оперативное управление указанным учреждениям, и (или) полученных ими средств от оказания платных услуг, безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, в том числе добровольных пожертвований, средств от иной приносящей доходы деятельности.
В результате проведенной в данном направлении работы в 2010 году принято 13 законов области, в том числе Закон Тульской области от 28 сентября 2010 года N 1483-ЗТО "О внесении изменений в Закон Тульской области "О бюджетном процессе в Тульской области", Закон Тульской области от 29 ноября 2010 года N 1503-ЗТО "О регулировании отдельных правоотношений, связанных с совершенствованием правового положения государственных учреждений Тульской области", Закон Тульской области от 10 ноября 2010 года N 1501-ЗТО "О музеях и музейных ценностях Тульской области", Закон Тульской области от 3 декабря 2010 N 1505-ЗТО "О внесении изменений в статьи 12 и 13 Закона Тульской области "О счетной палате Тульской области".
Следует отметить активную работу комитетов областной Думы, которые в целях приведения законов области в соответствии с федеральными, разрабатывали и вносили в качестве законодательной инициативы соответствующие законопроекты (всего комитетами областной Думы было внесено 8 законодательных инициатив).
Внесение изменений в законы области, подлежащие приведению в соответствие с Федеральным законом N 83-ФЗ, находится на контроле в Тульской областной Думе.
Таким образом, деятельность областной Думы по мониторингу законодательства области направлена на своевременное выявление и устранение недостатков правового регулирования, выработку единых подходов к решению проблемных вопросов правотворчества.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.