Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к постановлению
администрации
муниципального образования
Воловский район
от 13 июля 2010 г. N 319
Стандарт муниципальной услуги
в области образования "Дополнительное образование"
1. Организации, в отношении которых применяется Стандарт
1.1. Организациями, в отношении которых применяется Стандарт муниципальной услуги "Дополнительное образование" (далее - муниципальная услуга), являются муниципальные образовательные учреждения дополнительного образования детей, подведомственные комитету образования администрации муниципального образования Воловский район.
1.2. Настоящий Стандарт распространяется на услугу в области дополнительного образования детей в учреждениях дополнительного образования детей, предоставляемую населению учреждениями дополнительного образования детей, подведомственными комитету образования администрации муниципального образования Воловский район, оплачиваемую (финансируемую) из средств бюджета администрации муниципального образования Воловский район, и устанавливает основные требования, определяющие качество предоставления услуг.
2. Нормативно-правовые акты, регламентирующие качество предоставления муниципальных услуг в области образования.
2.1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993).
2.2. Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989.
2.3. Федеральный закон Российской Федерации от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с изменениями.
2.4. Федеральный закон Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" с изменениями.
2.5. Федеральный закон Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" с изменениями.
2.6. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" с изменениями.
2.7. Федеральный закон Российской Федерации от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" с изменениями.
2.8. Федеральный закон Российской Федерации от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" с изменениями.
2.9. Федеральный закон Российской Федерации от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" с изменениями.
2.10. Постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 233 "Об утверждении типового Положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей" с изменениями.
2.11. Постановление Правительства Российской Федерации от 05.07.2001 N 505 "Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг" с изменениями.
2.12. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 03.04.2003 N 27 "О введении в действие эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.1251-03. Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)".
3. Порядок получения доступа к Услуге.
3.1. Муниципальная услуга предоставляется бесплатно.
3.2. Получателями муниципальной услуги являются все граждане муниципального образования Воловский район, преимущественно в возрасте от 6 до 18 лет (в учреждениях физкультурно-спортивной направленности, подведомственных комитету образования администрации муниципального образования Воловский район), при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья.
3.3. Дополнительное образование детей предоставляется по образовательным программам следующих направленностей:
1) научно-техническое;
2) туристско-краеведческое;
3) эколого-биологическое;
4) художественно-эстетическое;
5) культурологическое;
6) социально-педагогическое;
7) военно-патриотическое;
8) естественнонаучное.
3.4. Дополнительное образование детей может быть представлено следующими видами образовательных учреждений:
1) центр (центр дополнительного образования детей, центр внешкольной работы, центр внешкольного образования, детско-юношеский центр, центр детского и юношеского туризма и экскурсий, детский оздоровительно-образовательный (профильный) центр, подростковый центр, центр детского технического творчества, центр эстетического воспитания детей и молодежи, центр детского творчества и т.п.);
2) Дворец (Дворец детского и юношеского творчества);
3) детская школа искусств, в том числе по видам искусств;
4) детско-юношеская спортивная школа;
5) специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва.
3.5. В учреждениях дополнительного образования детей наполняемость групп не рекомендуется превышать 15 детей (за исключением хоровых, танцевальных, оркестровых и тому подобных групп).
С учетом направленности программ дополнительного образования занятия проводятся индивидуально или с группой детей. Группы могут быть одновозрастные или разновозрастные.
3.6. Продолжительность занятия в учреждении дополнительного образования без перерыва должна составлять не более 45 минут, а для детей до 6-летнего возраста - 30 - 35 минут. Необходимо проведение перерывов между занятиями длительностью не менее 5 минут для отдыха детей и проветривания помещений.
3.7. Порядок приема в учреждения дополнительного образования детей должен быть доведен до сведения детей, их родителей (законных представителей) и закрепляться в уставе учреждения.
При приеме в учреждение дополнительного образования последнее обязано ознакомить детей и (или) их родителей (законных представителей) с уставом учреждения, лицензией на право ведения образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации учреждения, режимом работы учреждения, правилами поведения в учреждении, порядком реализации программ по выбранному направлению. Права и обязанности учащихся учреждения, их родителей (законных представителей) должны быть определены уставом данного учреждения и иными предусмотренными этим уставом локальными актами. Обучающиеся и их родители должны быть с ними ознакомлены.
При приеме в спортивные, спортивно-технические, туристские, хореографические объединения необходимо медицинское заключение о состоянии здоровья ребенка.
3.8. Режим работы учреждения дополнительного образования детей определяется уставом учреждения. Начало занятий в учреждениях дополнительного образования детей должно быть не ранее 8.00, а их окончание - не позднее 20.00.
Занятия в учреждениях дополнительного образования детей могут проводиться в любой день недели, включая выходные дни и каникулярное время.
4. Требования к качеству муниципальной услуги.
4.1. Дополнительное образование решает ряд социально значимых проблем, таких как:
- обеспечение занятости детей, их социальная адаптация в меняющихся условиях современной жизни общества;
- формирование здорового образа жизни;
- профилактика безнадзорности, правонарушений и других асоциальных проявлений среди детей и подростков.
Количество учреждений, предоставляющих услуги дополнительного образования детям, должно соответствовать количеству всех желающих заниматься в них.
Учреждения, оказывающие услуги по предоставлению дополнительного образования детям, должны располагать широким спектром программ дополнительного образования, удовлетворяющих потребности всех желающих и способствующих развитию способностей детей, самореализации личности ребенка, успешной адаптации обучающегося в обществе.
Содержание образования в учреждениях дополнительного образования детей строится на основании:
1) типовых программ, утвержденных Министерством образования РФ;
2) адаптированных программ, утвержденных педагогическим советом учреждения;
3) авторских программ, утвержденных педагогическим советом учреждения и прошедших внешнюю экспертизу.
Программы должны быть составлены с учетом возрастных и психофизиологических возможностей учащихся.
Осуществление образовательного процесса строится на основе добровольного выбора обучающимися направлений деятельности.
Организация образовательного процесса предусматривает, что:
1) основной формой образовательной работы с детьми являются занятия в объединениях по интересам (кружки, студии, секции, клубы и др.);
2) количество обучающихся в объединениях определяется в зависимости от направления деятельности, возраста детей, срока обучения и закрепляется уставом учреждения;
3) расписание занятий объединения составляется для создания наиболее благоприятного режима работы и отдыха детей с учетом пожелания родителей, а также возрастных особенностей детей и установленных санитарно-гигиенических норм;
4) учебные помещения должны быть оснащены необходимым оборудованием и инвентарем в соответствии с программой объединения;
5) оценка результативности образовательного процесса, уровня подготовки обучающихся проводится по итогам их участия в соревнованиях, смотрах, выставках, конференциях, слетах и с использованием других форм (зачетов, мастер-классов, творческих отчетов).
Занятия в объединениях по интересам могут проводиться по программам одной тематической направленности или комплексным, интегрированным программам.
Каждый ребенок имеет право заниматься в нескольких объединениях, менять их.
С детьми-инвалидами проводится индивидуальная работа.
Учреждение дополнительного образования детей может организовывать социально-педагогическую, досуговую и образовательную деятельность в клубах по месту жительства.
В каникулярное время учреждение может открывать лагеря с дневным пребыванием и туристические базы, создавать различные формирования.
По инициативе детей в учреждении дополнительного образования детей могут создаваться детские общественные объединения и организации, действующие в соответствии со своими уставами и положениями.
Учреждение дополнительного образования детей может создавать объединения в других образовательных учреждениях и организациях. Отношения между ними определяются договором.
Учреждение организует и проводит массовые мероприятия (олимпиады, конференции, соревнования, выставки, акции, праздники и другие мероприятия по направлениям дополнительного образования и воспитания).
Учреждение создает условия для участия обучающихся в городских, региональных, всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, фестивалях, акциях и других мероприятиях по направлениям дополнительного образования и воспитания.
В учреждении ведется методическая работа, опытно-экспериментальная и инновационная деятельность, направленная на совершенствование образовательного процесса, программ, форм и методов деятельности объединений, мастерства педагогических работников.
4.2. Объем услуги определяется количеством детей, обучающихся в муниципальном учреждении дополнительного образования детей в течение года.
4.3. Основными факторами, влияющими на качество предоставления муниципальной услуги, являются:
наличие и состояние документов, в соответствии с которыми функционирует учреждение дополнительного образования детей;
условия размещения учреждения дополнительного образования детей и его материально-техническое оснащение;
укомплектованность учреждения дополнительного образования детей специалистами и их квалификация;
содержание информации об учреждении дополнительного образования детей;
наличие внутренней (собственной) и внешней систем контроля за деятельностью учреждения дополнительного образования детей.
4.3.1. Документы, в соответствии с которыми функционирует учреждение дополнительного образования детей:
устав учреждения;
приказы, правила, инструкции, методики, определяющие методы (способы) предоставления услуги и их контроля, предусматривающие меры совершенствования работы учреждения;
настоящий Стандарт муниципальной услуги, составляющий нормативную основу практической деятельности учреждения дополнительного образования детей;
прочие документы (штатное расписание, правила внутреннего трудового распорядка).
4.3.2. Учреждение дополнительного образования детей должно быть размещено в специально предназначенных зданиях и помещениях, доступных для населения, обеспеченных всеми средствами коммунально-бытового обслуживания, средствами связи.
Площадь, занимаемая учреждением, должна обеспечивать размещение работников и получателей услуг и предоставление им услуг в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями (СанПиН 2.4.4.1251-03).
Учреждения дополнительного образования детей могут размещаться как в отдельно стоящем здании, так и во встроенном или пристроенном помещении. Этажность зданий не может быть более 4 этажей.
Учреждение дополнительного образования детей должно быть оснащено специальным оборудованием, аппаратурой, приборами, отвечающими требованиям стандартов, технических условий, других нормативных документов и обеспечивающими надлежащее качество предоставляемых услуг.
Специальное оборудование используется строго по назначению, содержится в технически исправном состоянии. Неисправное оборудование заменяется или ремонтируется, а пригодность к эксплуатации отремонтированного оборудования подтверждается проверкой.
4.3.3. Учреждение дополнительного образования детей должно располагать необходимым числом специалистов в соответствии со штатным расписанием.
Специалисты должны иметь соответствующее образование, квалификацию, профессиональную подготовку, обладать знаниями и опытом, необходимыми для выполнения возложенных на них обязанностей, пройти предварительный медицинский осмотр перед поступлением на работу, а также с периодичностью, определенной требованиями, предъявляемыми к данной должности.
Основным требованием к персоналу учреждения дополнительного образования детей для получения допуска к работе с детьми, помимо прохождения обязательных медицинских осмотров, является обязательное прохождение инструктажей (с письменной отметкой каждого работника в соответствующих журналах) по технике безопасности и охране труда, пожарной и электробезопасности. Работники должны знать и быть ознакомлены с планом эвакуации, а также с действиями при чрезвычайных ситуациях.
В учреждениях дополнительного образования детей должны быть созданы условия для аттестации специалистов, обеспечения повышения квалификации работников, для которых указанные образовательные учреждения являются основным местом работы, не реже 1 раза в 5 лет.
Наряду с соответствующей квалификацией и профессионализмом сотрудники учреждения дополнительного образования детей должны обладать высокими нравственными и морально-этическими качествами, чувством ответственности. К педагогической деятельности в учреждениях дополнительного образования детей не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда или по медицинским показаниям.
4.3.4. В состав информации о предоставляемой учреждением дополнительного образования детей услуге в обязательном порядке включается:
характеристики услуги, область ее предоставления и затраты времени на ее предоставление;
возможность влияния потребителей на качество услуги;
правила и условия эффективного и безопасного предоставления услуги;
гарантийные обязательства учреждения дополнительного образования детей - исполнителя услуг.
Информирование граждан осуществляется посредством:
1) публикации настоящего Стандарта в средствах массовой информации;
2) информационных стендов (уголков получателей услуг) в учреждениях дополнительного образования.
Также информационное сопровождение может обеспечиваться за счет тематических публикаций.
В каждом учреждении дополнительного образования должны быть информационные уголки, содержащие копии лицензии, сведения о бесплатных и платных услугах, требования к учащимся, соблюдение которых обеспечивает выполнение качественной услуги, порядок работы с обращениями и жалобами граждан, настоящий Стандарт.
Информация о деятельности учреждения, о порядке и правилах предоставления услуг должна обновляться (актуализироваться) по мере необходимости, но не реже чем раз в год.
4.3.5. Учреждения дополнительного образования детей должны иметь документально оформленную внутреннюю систему контроля за деятельностью структурных подразделений и сотрудников по оказанию муниципальной услуги на их соответствие стандартам, другим нормативным документам в области дополнительного образования. Система контроля должна охватывать этапы планирования, работу с потребителями, оформление результатов контроля, выработку и реализацию мероприятий по устранению выявленных недостатков.
Внутренний контроль осуществляет руководитель учреждения дополнительного образования, его заместители, руководители структурных подразделений.
Внешняя система контроля включает в себя контроль, осуществляемый комитетом образования администрации муниципального образования Воловский район, за соответствием качества фактически предоставляемой услуги настоящему Стандарту. Также внешний контроль по направлениям осуществляют Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области, Государственного пожарного надзора и другие государственные контролирующие органы.
4.4. Работа учреждений дополнительного образования детей в области качества услуги должна быть направлена на полное удовлетворение нужд населения, непрерывное повышение качества услуги.
4.5. Руководитель учреждения обеспечивает разъяснение и доведение политики в области качества услуги до всех структурных подразделений и сотрудников учреждения.
4.6. При оценке качества услуги используют следующие критерии:
полнота предоставления услуги в соответствии с требованиями документов и ее своевременность;
результативность (эффективность) предоставления услуги.
5. Порядок обжалования нарушений требований Стандарта.
5.1. Общие положения.
5.1.1. Обжаловать нарушение требований настоящего Стандарта муниципальной услуги может любое лицо, являющееся потребителем услуги.
За несовершеннолетних обжаловать нарушение настоящего Стандарта могут родители (законные представители).
Правозащитные организации могут представлять интересы вышеуказанных лиц.
5.1.2. Лицо, подающее жалобу на нарушение требований стандарта муниципальной услуги (далее - заявитель), при условии его дееспособности может обжаловать нарушение настоящего Стандарта следующими способами:
1. указание на нарушение требований Стандарта сотруднику организации, оказывающей услугу;
2. жалоба на нарушение требований Стандарта руководителю организации, оказывающей услугу;
3. жалоба на нарушение требований Стандарта в комитет образования администрации муниципального образования Воловский район;
4. обращение в суд.
5.1.3. Подача и рассмотрение жалобы в комитет образования администрации муниципального образования Воловский район осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
6. Регулярная проверка соответствия деятельности организации требованиям Стандарта.
6.1. Данный раздел регламентирует проведение регулярной проверки деятельности организаций, оказывающих муниципальную услугу.
6.2. Регулярная проверка соответствия деятельности организаций, оказывающих муниципальную услугу, требованиям настоящего Стандарта (далее - регулярная проверка) проводится ответственным подразделением не реже 1 раза в год, но не чаще 3 раз в год.
При проведении регулярной проверки ответственное подразделение комитета образования администрации муниципального образования Воловский район не должно вмешиваться в хозяйственную деятельность оказывающей услугу организации.
6.3. Регулярная проверка деятельности одной организации должна быть осуществлена ответственным подразделением в течение не более пяти рабочих дней.
6.4. Регулярная проверка проводится без предварительного уведомления о ее проведении организации, оказывающей услугу.
6.5. Регулярная проверка проводится сотрудниками ответственного подразделения в присутствии руководителя организации, оказывающей услугу (его заместителя).
6.6. В ходе регулярной проверки должно быть установлено соответствие или несоответствие деятельности организации требованиям настоящего Стандарта.
6.7. По результатам проверки ответственное подразделение:
- готовит Акт проверки организации, оказывающей услугу, допустившей нарушение Стандарта, по устранению выявленных нарушений и применению мер ответственности;
- обеспечивает применение мер ответственности к организации, оказывающей услугу и допустившей нарушение требований Стандарта, ее руководителю.
7. Информация о результатах регулярной проверки в отношении каждой организации, деятельность которой подлежала проверке, должна быть опубликована на официальном сайте администрации городского округа в сети Интернет не позднее 15 дней со дня проведения регулярной проверки.
8. Система индикаторов (характеристик) качества услуги.
N п/п |
Индикаторы качества бюджетной услуги |
Значение индикатора, % |
1 |
2 |
3 |
1 |
Сохранение контингента обучающихся в течение учебного года |
В пределах 90 - 100% |
2 |
Участие учащихся в конкурсах, фестивалях, выставках различного уровня |
В пределах 5% от контингента |
3 |
Доля педагогических кадров с высшим профессиональным образованием от общего числа педагогов |
не менее 40% |
4 |
Доля педагогов, прошедших курсы повышения квалификации не менее 1 раза в 5 лет, от общего числа педагогов |
100 |
9. Ответственность за качество оказания услуги дополнительного образования.
9.1. Работа учреждений по предоставлению услуг в области дополнительного образования должна быть направлена на полное удовлетворение нужд клиентов, непрерывное повышение качества услуг.
9.2. Руководитель учреждения дополнительного образования несет полную ответственность за соблюдение требований настоящего Стандарта и определяет основные цели, задачи и направления деятельности учреждения в области совершенствования качества предоставляемых услуг дополнительного образования художественно-эстетической направленности.
10. Руководитель учреждения дополнительного образования обязан:
1) обеспечить разъяснение и доведение Стандарта до всех структурных подразделений и сотрудников учреждения;
2) четко определить полномочия, ответственность и взаимодействие всего персонала учреждения, осуществляющего предоставление услуг и контроль качества дополнительного образования в области культуры;
3) организовать информационное обеспечение деятельности учреждения дополнительного образования в соответствии с требованиями Стандарта;
4) обеспечить внутренний контроль за соблюдением Стандарта;
5) обеспечить выработку предложений по совершенствованию процедуры оказания услуг дополнительного образования и настоящего Стандарта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.