Решение Арбитражного суда Тульской области от 26 октября 2009 г. N А68-6766/09
Арбитражный суд в составе:
председательствующего судьи |
Драчена А.В., |
судей |
Андреевой Е.В., Пестрецовой Н.М., |
протокол вела секретарь судебного заседания |
Васильева Е.Ю., |
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО "Жилищное и тепловое хозяйство" к Собранию депутатов второго созыва муниципального образования город Узловая Узловского района, при участии прокурора Тульской области, о признании не действующим решения Собрания депутатов от 05.05.2009 N 5-17 "Об утверждении нормативов потребления горячего водоснабжения для населения муниципального образования город Узловая Узловского района и норматива горячего водоснабжения в жилых домах со всеми видами благоустройства жилищного фонда" в части утверждения норматива горячего водоснабжения в жилых домах в размере 1,73 Гкал на одного человека в год, а также в части установления платы в месяц за услуги горячего водоснабжения,
при участии в заседании:
от заявителя - представитель Ушаков А.И., по доверенности от 20.03.2009;
от ответчика - глава муниципального образования Лобастов Ю.Ф., паспорт;
от прокуратуры Тульской области - прокурор Лазукина О.Г., удостоверение N 168444,
установил:
ООО "Жилищное и тепловое хозяйство" обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании не действующим нормативного правового акта - решения Собрания депутатов второго созыва муниципального образования город Узловая Узловского района от 05.05.2009 N 5-17 "Об утверждении нормативов потребления горячего водоснабжения для населения муниципального образования город Узловая Узловского района и норматива горячего водоснабжения в жилых домах со всеми видами благоустройства жилищного фонда" в части утверждения норматива горячего водоснабжения в жилых домах в размере 1,73 Гкал на одного человека в год, а также в части установления платы в месяц за услуги горячего водоснабжения с момента издания.
В обоснование требований заявитель указал, что при утверждении нормативов потребления тепловой энергии органом местного самоуправления были нарушены пункты 5, 10, 14, 19 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306.
При установлении норматива ответчиком не были учтены конструктивные и технические параметры жилых домов, расчет не осуществлялся.
Ответчик возражал против удовлетворения заявленных требований. Признал факт отсутствия расчета при утверждении норматива. Также указал, что утверждение норматива должно осуществляться в кубических метрах на одного человека. Ввиду утверждения норматива впервые был взят ранее действовавший на территории Узловского района норматив и утвержден без осуществления каких-либо расчетов.
Прокурор Тульской области указал, что оспариваемый нормативный правовой акт издан с нарушением Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306.
Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, суд установил:
решением Собрания депутатов второго созыва муниципального образования город Узловая Узловского района от 05.05.2009 N 5-17 "Об утверждении нормативов потребления горячего водоснабжения для населения муниципального образования город Узловая Узловского района и норматива горячего водоснабжения в жилых домах со всеми видами благоустройства жилищного фонда" в оспариваемой части был утвержден норматив горячего водоснабжения в жилых домах со всеми видами благоустройства в размере 1,73 Гкал на одного человека в год. Также в оспариваемой части решения от 05.05.2009 N 5-17 установлена плата в рублях на одного человека в месяц (с НДС) для ООО "ЖТХ" за услуги централизованного горячего водоснабжения в жилых домах, оборудованных: ванными - 182,70 руб.; умывальниками, мойками, душами - 131,95 руб.; блоками душевых кабинок в общежитиях - 121,80 руб.
Данное решение опубликовано в газете "Знамя" от 09.05.2009 N 50-51 (12106).
ООО "Жилищное и тепловое хозяйство" является организацией, предоставляющей услуги по теплоснабжению и горячему водоснабжению населению, проживающему на территории муниципального образования город Узловая Узловского района, что подтверждается текстом оспариваемого акта.
Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо оттого, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
Оспариваемое решение Собрания депутатов второго созыва муниципального образования Город Узловая Узловского района от 05.05.2009 N 5-17 "Об утверждении нормативов потребления горячего водоснабжения для населения муниципального образования Город Узловая Узловского района и норматива горячего водоснабжения в жилых домах со всеми видами благоустройства жилищного фонда" является нормативным правовым актом, так как устанавливает нормативы потребления тепловой энергии применительно ко всем гражданам муниципального образования. Таким образом, данный акт рассчитан на неоднократное применение и должен действовать независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Нормативные правовые акты органов местного самоуправления могут быть оспорены в арбитражном суде в соответствии со статьей 78 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В силу части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В оспариваемой части решения от 05.05.2009 N 5-17 был установлен как норматив горячего водоснабжения, так и тариф оказываемой ООО "Жилищное и тепловое хозяйство" услуги по горячему водоснабжению, сформулированный как плата в рублях на одного человека в месяц.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Исходя из подпункта "д" пункта 5 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила) при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома: в отношении отопления - материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования.
В соответствии с пунктом 8 Правил установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе уполномоченных органов или ресурсоснабжающих организаций.
Для установления нормативов потребления коммунальных услуг необходимо их определить либо рассчитать по формулам согласно приложению (пункт 14 Правил).
Согласно пункту 19 Правил при определении и расчете нормативов потребления коммунальных услуг используются методы (с соблюдением условий их применения), установленные настоящими Правилами. Определение нормативов потребления должно быть подтверждено результатами измерений коллективными (общедомовыми) приборами учета, расчетами в отношении многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями.
Пункт 20 Правил называет методы, по которым определяются нормативы.
Таким образом, даже при отсутствии заявления ресурсоснабжающей организации, осуществляя установление нормативов потребления тепловой энергии по собственной инициативе, орган местного самоуправления обязан был применять соответствующий метод, установленный пунктом 20 Правил.
Как указал ответчик, никаких расчетов при утверждении норматива потребления горячего водоснабжения им не производилось.
Утверждение норматива потребления тепловой энергии без применения методов, установленных Правилами, и осуществления расчета норматива с учетом всех обозначенных данными Правилами факторов нарушает право заявителя на полное возмещение затрат, связанных с оказанием коммунальной услуги.
Кроме того, оспариваемым актом утвержден норматив в Гкал на одного человека, тогда как согласно подпункту "а" пункта 7 Правил при выборе единицы измерения в отношении холодного и горячего водоснабжения, водоотведения используются показатели - кубический метр на одного человека.
Вопросы утверждения тарифа на услуги горячего водоснабжения регулируются Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 30,12.2004 N 210-ФЗ "Об основах Регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Основами ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 (далее - Основы ценообразования), постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".
Часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации определяет, что к плате за коммунальные услуги относится плата за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение.
Согласно части 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом.
Право органов местного самоуправления по регулированию тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунального комплекса, используемых в сфере водоснабжения, предусмотрено частью 3 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
Согласно пункту 47 Основ ценообразования тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения.
Тарифы на горячую воду включают в себя стоимость 1 куб. м холодной воды и расходы на подогрев воды, определяемые как произведение количества тепловой энергии, необходимого для нагрева 1 куб. м холодной воды до температуры, установленной в соответствии с нормативными правовыми актами, и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" (пункт 48 Основ ценообразования).
Стоимость 1 куб. м холодной воды, используемой для целей горячего водоснабжения, определяется как сумма тарифа на холодную воду и стоимости ее дополнительной химической очистки и деаэрации (пункт 49 Основ ценообразования).
В соответствии с приложением N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется по приведенным расчетам. Размер платы за горячее водоснабжение утверждается в рублях за кубический метр.
При установлении тарифа на услуги горячего водоснабжения, оказываемые ООО "Жилищное и тепловое хозяйство", ответчик определил плату в рублях на одного человека в месяц и включил в данную плату НДС.
Экономически обоснованного расчета указанной платы с учетом требований Основ ценообразования, Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, ответчиком суду не представлено.
Как пояснил в судебном заседании представитель Собрания депутатов, никаких расчетов при утверждении тарифов не производилось.
Федеральные налоги и сборы в силу пункта "з" статьи 71 Конституции Российской Федерации относятся к ведению Российской Федерации.
Налог на добавленную стоимость в соответствии со статьей 13 Налогового кодекса Российской Федерации относится к федеральным налогам.
Включение в плату за услуги горячего водоснабжения НДС осуществлено неправомерно, так как орган местного самоуправления не вправе определять своим нормативным правовым актом, подлежит ли налогообложению федеральным налогом та или иная операция.
Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает упрощенную систему налогообложения (глава 26.2), при которой организации не уплачивают НДС (часть 2 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации).
Ставки налога на добавленную стоимость и условия налогообложения также установлены Налоговым кодексом Российской Федерации и могут быть изменены только федеральным законодательством.
На основании изложенного и в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оспариваемый нормативный правовой акт признается не действующим полностью как не соответствующий Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, Основам ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520, постановлению Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".
В соответствии с частью 4 статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 4 информационного письма от 13.08.2004 N 80 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов", решение Собрания депутатов второго созыва муниципального образования город Узловая Узловского района от 05.05.2009 N 5-17 "Об утверждении нормативов потребления горячего водоснабжения для населения муниципального образования город Узловая Узловского района и норматива горячего водоснабжения в жилых домах со всеми видами благоустройства жилищного фонда" в части утверждения норматива горячего водоснабжения в жилых домах в размере 1,73 Гкал на одного человека в год, а также в части установления платы в месяц за услуги горячего водоснабжения признается не действующим с момента принятия решения по настоящему делу.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины.
В связи с тем, что требования заявителя удовлетворены, а ответчик освобожден от уплаты госпошлины, уплаченная государственная пошлина в сумме 2000 руб. подлежит возвращению из федерального бюджета Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
заявление ООО "Жилищное и тепловое хозяйство" удовлетворить.
Признать не действующим решение Собрания депутатов второго созыва муниципального образования город Узловая Узловского района от 05.05.2009 N 5-17 "Об утверждении нормативов потребления горячего водоснабжения для населения муниципального образования город Узловая Узловского района и норматива горячего водоснабжения в жилых домах со всеми видами благоустройства жилищного фонда" в части утверждения норматива горячего водоснабжения в жилых домах в размере 1,73 Гкал на одного человека в год, а также в части установления платы в рублях на одного человека в месяц (с НДС) для ООО "Жилищное и тепловое хозяйство" за услуги централизованного горячего водоснабжения в жилых домах, оборудованных: ванными - 182,70 руб.; умывальниками, мойками, душами - 131,95 руб.; блоками душевых кабинок в общежитиях - 121,80 руб., как не соответствующее Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, Основам ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520, постановлению Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".
Возвратить ООО "Жилищное и тепловое хозяйство" из федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину в сумме 2000 руб.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
На решение может быть подана кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в месячный срок после его принятия.
Председательствующий |
А.В. Драчен |
Судьи |
Е.В. Андреева, |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Тульской области от 26 октября 2009 г. N А68-6766/09
Текст решения официально опубликован не был