Решение Арбитражного суда Тульской области от 24 сентября 2010 г. N А68-4143/10
Арбитражный суд Тульской области в составе:
председательствующего судьи Петрухиной Н.В.,
судей Дохоян И.Р., Чубаровой Н.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лобковой Л.В.,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению ООО "Жилдомсервис" к Собранию депутатов муниципального образования "Рабочий поселок Огаревка" Щекинского района, третье лицо - Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области, о признании недействующим нормативно- правового акта,
при участии в судебном заседании:
от прокурора Тульской области - Лазукина О.Г., удостоверение N 168444;
от заявителя - генеральный директор Веселов Н.В., паспорт, представитель Мельников Г.И. - по доверенности от 21.05.2010;
от ответчика - глава муниципального образования "Рабочий поселок Огаревка" Щекинского района Хайрулина Р.Н., паспорт;
от УФАС по Тульской области - не явился, извещен.
ООО "Жилдомсервис" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействующими решений Собрания депутатов муниципального образования "Рабочий поселок Огаревка" Щекинского района от 23.03.2010 N 19-95 "О внесении изменений и дополнений в решение Собрания депутатов муниципального образования "Рабочий поселок Огаревка" Щекинского района от 17.10.2006 N 17-1 "Об утверждении нормативов на услуги водоснабжения, теплоснабжения и вывоза ТБО на территории муниципального образования "Рабочий поселок Огаревка" Щекинского района" и от 23.03.2010 N 19-96 "О внесении изменений и дополнений в решение Собрания депутатов муниципального образования "Рабочий поселок Огаревка" Щекинского района от 17.11.2009 N 10-62 "Об утверждении платы на коммунальные услуги для населения, проживающего в государственном и муниципальном фонде, и для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом муниципального образования "Рабочий поселок Огаревка" на 2010 год" как не соответствующих постановлению Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг".
Ответчик требования признал.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области.
В соответствии с частью 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в дело вступил прокурор Тульской области.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, арбитражный суд
установил:
23.03.2010 Собранием депутатов муниципального образования "Рабочий поселок Огаревка" Щекинского района принято решение N 19-95 "О внесении изменений и дополнений в решение Собрания депутатов муниципального образования Рабочий поселок Огаревка Щекинского района от 17.10.2006 N 17-1 "Об утверждении нормативов на услуги водоснабжения, теплоснабжения и вывоза ТБО на территории муниципального образования "Рабочий поселок Огаревка" Щекинского района".
Данным решением установлен с 01.01.2010 средний норматив тепловой энергии:
0,013969 Гкал/кв.м в месяц,
0,167628 Гкал/кв.м в год.
В соответствии с указанным решением на основании статьи 27 Устава муниципального образования "Рабочий поселок Огаревка" Щекинского района 23.03.2010 Собранием депутатов муниципального образования "Рабочий поселок Огаревка" Щекинского района принято решение N 19-96 "О внесении изменений и дополнений в решение Собрания депутатов муниципального образования "Рабочий поселок Огаревка" Щекинского района от 17.11.2009 N 10-62 "Об утверждении платы на коммунальные услуги для населения, проживающего в государственном и муниципальном фонде, и для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, муниципального образования Рабочий поселок Огаревка на 2010 год".
Данным решением с 01.01.2010 установлена плата за централизованное отопление 1 кв. м общей площади в месяц для населения муниципального образования "Рабочий поселок Огаревка" Щекинского района, проживающего в государственном и муниципальном фонде, и для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, в размере 24,1 руб. исходя из норматива по ЖКУ в месяц 0,013969 и тарифа ООО "Жилдомсервис" 1724,26 руб. за 1 Гкал.
Заявитель, считая, что оспариваемые решения не соответствуют требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", поскольку приняты без проведения аудита оплаты ЖКУ, что привело к нарушению его прав и интересов, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Собрание депутатов муниципального образования "Рабочий поселок Огаревка" Щекинского района признало предъявленные требования.
Третье лицо - Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области в отзыве указало, что, поскольку оспариваемые решения устанавливают нормативы и плату за коммунальные услуги для граждан, проживающих в государственном и муниципальном фонде муниципального образования "Рабочий поселок Огаревка" Щекинского района, и не затрагивают вопросов недопущения, ограничения, устранения конкуренции, данные решения не противоречат Федеральному закону от 26.07.2006 N 135-Ф3 "О защите конкуренции".
Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Приложение. I квартал 2011 г.
Прокурор Тульской области полагал, что требования заявителя являются обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку оспариваемые решения приняты с нарушением требований постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг".
Оценив представленные доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, арбитражный суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению, при этом суд исходит из следующего.
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно подпункту "а" пункта 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для отопления в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения 2 к настоящим Правилам (исходя из нормативов потребления тепловой энергии на отопление).
Порядок установления и изменения нормативов потребления коммунальных услуг регулируется Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N306).
Пунктом 16 Правил N 306 определен срок действия нормативов потребления коммунальных услуг, составляющий не менее трех лет, и указано, что в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами.
Согласно пункту 13 Правил N 306 основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5%.
В судебном заседании установлено, что решением Собрания депутатов муниципального образования "Рабочий поселок Огаревка" Щекинского района от 17.10.2006 N 17-1 были утверждены нормативы на услуги водоснабжения, теплоснабжения и вывоза ТБО на территории муниципального образования "Рабочий поселок Огаревка" Щекинского района.
При этом расчет норматива на услуги теплоснабжения, оказываемые на территории муниципального образования "Рабочий поселок Огаревка" Щекинского района был выполнен ГУП ТО "Жилкомреформа" в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306.
Исходя из решения Собрания депутатов муниципального образования "Рабочий поселок Огаревка" Щекинского района от 23.03.2010 N 19-95, основанием для изменения нормативов на услуги водоснабжения, теплоснабжения и вывоза ТБО на территории муниципального образования "Рабочий поселок Огаревка" Щекинского района, утвержденных решением Собрания депутатов муниципального образования "Рабочий поселок Огаревка" Щекинского района от 17.10.2006 N 17-1, послужили "представленные администрацией муниципального образования Рабочий поселок Огаревка Щекинского района предложения по нормативу тепловой энергии для населения муниципального образования "Рабочий поселок Огаревка" Щекинского района".
Ни представить указанные предложения, ни пояснить, в чем они заключаются, ответчик не смог.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что оспариваемые решения Собрания депутатов муниципального образования "Рабочий поселок Огаревка" Щекинского района приняты в отсутствие оснований, предусмотренных пунктом 13 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306.
Согласно пункту 5 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, при определении нормативов потребления коммунальных услуг (отопления) учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома: материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования.
Для установления нормативов потребления коммунальных услуг необходимо их определить либо рассчитать по формулам согласно приложению - пункт 14 указанных Правил.
При этом определение нормативов потребления должно быть подтверждено результатами измерений коллективными (общедомовыми) приборами учета, расчетами в отношении многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями - пункт 19 Правил.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, при вынесении оспариваемых решений от 23.03.2010 N 19-95,19-96 Собранием депутатов муниципального образования "Рабочий поселок Огаревка" Щекинского района вышеуказанные нормы учтены не были, так как никаких расчетов при утверждении норматива потребления тепловой энергии не производилось.
ООО "Жилдомсервис" является управляющей компанией по управлению жилым фондом на территории муниципального образования "Рабочий поселок Огаревка" Щекинского района и предоставлению жителям жилищно-коммунальных услуг, в том числе и услуг по отоплению жилых домов.
При введении нового тарифа по оплате ЖКУ (отопления), измененного в сторону уменьшения, было отменено и возмещение выпадающих доходов теплоснабжающей организации, то есть 000 "Жилдомсервис" было поставлено перед фактом необходимости перерасчета полученных денежных сумм и возврата их населению, чем были нарушены его права и законные интересы,
Нарушение Собранием депутатов муниципального образования "Рабочий поселок Огаревка" Щекинского района при изменении нормативов на услуги теплоснабжения хотя бы одного из требований указанного нормативного правового акта означает несоответствие принятых ответчиком решений требованиям законодательства, что влечет признание их недействующими согласно статье 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах требования заявителя подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с Собрания депутатов муниципального образования "Рабочий поселок Огаревка" Щекинского района следует взыскать в пользу ООО "Жилдомсервис" расходы по уплате госпошлины в сумме 4000 руб.
Руководствуясь статьями 110,167-170,176,195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
требования ООО "Жилдомсервис" удовлетворить.
Признать недействующими решения Собрания депутатов муниципального образования "Рабочий поселок Огаревка" Щекинского района от 23.03.2010 N 19-95 "О внесении изменений и дополнений в решение Собрания депутатов муниципального образования "Рабочий поселок Огаревка" Щекинского района от 17.10.2006 N 17-1 "Об утверждении нормативов на услуги водоснабжения, теплоснабжения и вывоза ТБО на территории муниципального образования "Рабочий поселок Огаревка" Щекинского района" и от 23.03.2010 N 19-96 "О внесении изменений и дополнений в решение Собрания депутатов муниципального образования Рабочий поселок Огаревка Щекинского района от 17.11.2009 N 10-62 "Об утверждении платы на коммунальные услуги для населения, проживающего в государственном и муниципальном фонде, и для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, муниципального образования "Рабочий поселок Огаревка" на 2010 год" как не соответствующие требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг".
Решение суда вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Взыскать с Собрания депутатов муниципального образования "Рабочий поселок Огаревка" Щекинского района в пользу ООО "Жилдомсервис" расходы по уплате госпошлины в сумме 4000 руб.
Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.В. Петрухина |
Судьи |
И.Р. Дохоян, Н.И. Чубарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Тульской области от 24 сентября 2010 г. N А68-4143/10
Настоящее решение вступает в законную силу после его принятия
Текст решения официально опубликован не был