Решение Арбитражного суда Тульской области от 3 сентября 2010 г. N А68-4431/10
Арбитражный суд Тульской области в составе:
председательствующего судьи Пестрецовой Н.М.,
судей Андреевой Е.В., Драчена А.В.,
протокол ведет секретарь судебного заседания Радебич Н.М.,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению ООО "Водоканализационное хозяйство" к администрации муниципального образования "Головеньковское" Щекинского района Тульской области, Собранию депутатов муниципального образования "Головеньковское" Щекинского района Тульской области, третье лицо - Департамент Тульской области по тарифам, при участии прокурора Тульской области, о признании недействующим решения Собрания депутатов муниципального образования "Головеньковское" Щекинского района Тульской области от 26.03.2010 N 17-87 "Об утверждении нормативов водопотребления и водоотведения для населения, проживающего в домах со всеми видами благоустройства и домах с водопроводом, канализацией, ваннами и автоматическими проточными газовыми или электрическими водонагревателями на территории муниципального образования Головеньковское Щекинского района",
при участии в заседании:
от заявителя - Казанцев Н.Н., паспорт; Мосина Н.М., по доверенности;
от Собрания депутатов - Лобанова Л.А., паспорт; Макарова С.М., по доверенности от 30.08.2010;
от администрации - Лобанова Л.А., паспорт; Макарова С.М., по доверенности от 30.08.2010;
от прокурора Тульской области - Лазукина О.Г., удостоверение N 084609;
от Департамента по тарифам - не явились, извещены.
ООО "Водоканализационное хозяйство" (далее - ООО "ВКХ") с учетом уточнения заявленных требований обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим решения Собрания депутатов муниципального образования "Головеньковское" Щекинского района Тульской области от 26.03.2010 N 17-87 "Об утверждении нормативов водопотребления и водоотведения для населения, проживающего в домах со всеми видами благоустройства и домах с водопроводом, канализацией, ваннами и автоматическими проточными газовыми или электрическими водонагревателями на территории муниципального образования Головеньковское Щекинского района"
Определением суда от 26.07.2010 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент Тульской области по тарифам. В заседание суда 30.08.2010 представитель третьего лица не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещен. Лица, участвующие в деле, не возражают против рассмотрения дела в отсутствие Департамента Тульской области по тарифам.
Дело в порядке части 2 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассматривается в отсутствие Департамента Тульской области по тарифам.
В соответствии с частью 5 статьи 52 АПК РФ в рассматриваемое дело вступил прокурор Тульской области (заявление за исх. N 11 в-10 от 26.07.2010).
Из материалов дела, пояснений лиц, участвующих в деле, суд
установил:
решением Собрания депутатов муниципального образования "Головеньковское" Щекинского района от 26.03.2010 N 17-87 "Об утверждении нормативов водопотребления и водоотведения для населения, проживающего в домах со всеми видами благоустройства и домах с водопроводом, канализацией, ваннами и автоматическими проточными газовыми или электрическими водонагревателями на территории муниципального образования Головеньковское Щекинского района" утверждены:
с 01.01.2010 норматив горячего водоснабжения на одного человека в месяц для населения, проживающего в жилищном фонде всех форм собственности с централизованным горячим водоснабжением, оборудованным умывальниками, душами с ванной длиной от 1500 до 1700 мм, в размере 3,0 куб. м;
с 01.01.2010 норматив горячего холодного водопотребления на одного человека в месяц для населения, проживающего в жилищном фонде всех форм собственности с централизованным горячим водоснабжением, оборудованным умывальниками, душами с ванной длиной от 1500 до 1700 мм, в размере 5,00 куб. м;
с 01.01.2010 норматив холодного водопотребления на одного человека в месяц для населения, проживающего в жилищном фонде всех форм собственности с водопроводом, канализацией, ваннами, автоматическими проточными газовыми или электрическими водонагревателями с многоточечным разбором, в размере 5,85 куб. м;
с 01.01.2010 норматив водоотведения на одного человека в месяц для населения, проживающего в жилищном фонде всех форм собственности с централизованным горячим водоснабжением, оборудованным умывальниками, душами с ванной длиной от 1500 до 1700 мм, в размере 8,0 куб. м;
с 01.01.2010 норматив водоотведения на одного человека в месяц для населения, проживающего в жилищном фонде всех форм собственности с водопроводом, канализацией, ваннами, автоматическими проточными газовыми или электрическими водонагревателями с многоточечным разбором, в размере 5,85 куб. м.
Данное решение было опубликовано в газете "Щекинский вестник" 27.03.2010, спецвыпуск.
ООО "ВКХ" является организацией, предоставляющей услуги по водопотреблению и водоотведению населению, проживающему на территории муниципального образования "Головеньковское" Тульской области, что подтверждается Уставом общества.
В обоснование заявленных требований ООО "ВКХ" указало, что при утверждении нормативов водопотребления и водоотведения для населения были нарушены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила).
Изменение нормативов потребления уже повлекло причинение заявителю убытков в сумме 1586,3 тыс. руб. Ожидаемые убытки по итогам 2010 г. составят 2607,6 тыс. руб.
Ответчик возражал против удовлетворения заявленных требований, при этом признал факт отсутствия расчетов при утверждении нормативов. Ответчик также пояснил суду, что оспариваемое решение было принято для приведения в соответствие нормативной базы, регулирующей тарифы на территории муниципального образования "Головеньковское" Щекинского района с федеральными законами, а также для приведения в соответствие со статьей 6 Федерального закона от 26.12.2006 N 184-ФЗ, где определены предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги при неизменном наборе и объеме потребляемых услуг. Рост платы граждан по каждому виду коммунальных услуг может составлять величину, отличную от утвержденных предельных индексов. Однако рост совокупного платежа каждого гражданина по сумме коммунальных услуг не может превышать установленных предельных индексов.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального Закона следует читать как "от 26 декабря 2005 г."
Прокурор Тульской области указал, что оспариваемый нормативный правовой акт издан с нарушением Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306.
Департамент Тульской области по тарифам письменного отношения к иску не выразил, в судебном заседании 06.08.2010 представитель пояснил, что Департамент не занимается установлением нормативов водопотребления и водоотведения, вместе с тем направлял в адрес главы муниципального образования "Головеньковское" Щекинского района расчет рекомендуемых нормативов. Указанный расчет носил рекомендательный характер.
Оценив представленные доказательства, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо оттого, возникли или прекратились конкретные правоотношения, просмотренные актом.
Оспариваемое решение Собрания депутатов муниципального образования "Головеньковское" Щекинского района от 26.03.2010 N 17-87 "Об утверждении нормативов водопотребления и водоотведения для населения, проживающего в домах со всеми видами благоустройства и домах с водопроводом, канализацией, ваннами и автоматическими проточными газовыми или электрическими водонагревателями на территории муниципального образования "Головеньковское" Щекинского района" является нормативным правовым актом, так как устанавливает нормативы водопотребления и водоотведения применительно ко всем гражданам муниципального образования. Таким образом, данный акт рассчитан на неоднократное применение и должен действовать независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 29 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Нормативные правовые акты органов местного самоуправления могут быть оспорены в арбитражном суде в соответствии со статьей 78 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В силу части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Оспариваемым решением были установлены нормативы холодного и горячего водопотребления и водоотведения.
Исходя из подпункта "а" пункта 5 Правил при определении нормативов потребления коммунальных услуг в отношении холодного и горячего водоснабжения учитываются следующие конструктивные технические параметры многоквартирного дома или жилого дома: этажность, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования, вид системы теплоснабжения (открытое, закрытое).
В соответствии с пунктом 8 Правил установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе уполномоченных органов или ресурсоснабжающих организаций.
Для установления нормативов потребления коммунальных услуг необходимо определить либо рассчитать их по формулам согласно приложению (пункт 14 Правил).
Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Приложение. I квартал 2011 г.
Согласно пункту 19 Правил при определении и расчете нормативов потребления коммунальных услуг используются методы (с соблюдением условий их применения), установленные настоящими Правилами, Определение нормативов потребления должно быть подтверждено результатами измерений коллективными (общедомовыми) приборами учета, расчетами в отношении многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями.
Пункт 20 Правил называет методы, по которым определяются нормативы
В соответствии с пунктом 24 Правил решение о применении одного из методов либо их сочетании принимается уполномоченными органами.
Основные требования к составу нормативов потребления коммунальных услуг изложены в разделе IV Правил.
Ответчик не оспаривает того обстоятельства, что никаких расчетов при утверждении оспариваемых нормативов им не производилось. Подобные расчеты суду не были представлены в ходе судебного разбирательства.
Утверждение нормативов потребления без применения методов, установленных Правилами с учетом всех обозначенных данными Правилами факторов, нарушает право заявителя на полное возмещение затрат, связанных с оказанием коммунальных услуг.
В рассматриваемом случае общество обосновывает нарушение его прав и законных интересов тем, что начисление оплаты по установленным оспариваемым решением нормативам приводит к возникновению для него убытков.
В соответствии с частью 1 статьи 182 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют тому или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности
На основании изложенного и в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 195 АПК РФ оспариваемый нормативный правовой акт признается не действующим полностью как не соответствующий Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2305.2006 N 306.
В соответствии с частью 4 статьи 195 АПК РФ и позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 4 информационного письма от 13.01.2004 N 90 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов", решение Собрания депутатов муниципального образования "Головеньковское" Щекинского района Тульской области от 23.03.2010 N 17-87 "Об утверждении нормативов водопотребления и водоотведения для населения, проживающего в домах со всеми видами благоустройства и домах с водопроводом, канализацией, ваннами и автоматическими проточными газовыми или электрическими водонагревателями на территории муниципального образования "Головеньковское" Щекинского района" признается не действующим с момента принятия решения по настоящему делу.
В порядке статьи 110 АПК РФ с Собрания депутатов муниципального образования "Головеньковское" Щекинского района Тульской области в пользу ООО "ВКХ" подлежат взысканию расходы по уплате госпошлины в сумме 2000 руб.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
признать недействующим решение Собрания депутатов муниципального образования "Головеньковское" Щекинского района Тульской области от 26.03.2010 N 17-87 "Об утверждении нормативов водопотребления и водоотведения для населения, проживающего в домах со всеми видами благоустройства и домах с водопроводом, канализацией, ваннами и автоматическими проточными газовыми или электрическими водонагревателями на территории муниципального образования "Головеньковское" Щекинского района" как не соответствующее Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306.
Взыскать с Собрания депутатов муниципального образования "Головеньковское" Щекинского района в пользу ООО "Водоканализационное хозяйство" расходы по уплате госпошлины в сумме 2000 руб.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
На решение может быть подана кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в месячный срок после его принятия.
Председательствующий |
Н.М. Пестрецова |
Судьи |
Е.В. Андреева, Л. В. Драчен |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Тульской области от 3 сентября 2010 г. N А68-4431/10
Настоящее решение вступает в законную силу после его принятия
Текст решения официально опубликован не был