Решение Арбитражного суда Тульской области от 15 июня 2011 г. N А68-2280/11
Арбитражный суд Тульской области в составе:
председательствующего |
Елисеевой Л.В. |
при ведении протокола судебного заседания: |
Захаровым К.Т. |
рассмотрел в судебном заседании дело по иску (заявлению) ООО "Компания "БЭСТ ОЙЛ" к Администрации г. Тулы о признании незаконным отказа и о признании недействительным постановления
При участии в заседании: от заявителя - представитель Порошков В.А. по доверенности от 12.04.2011г.
от ответчика - представитель Комаров С.В. по доверенности от 16.11.2010 г. N 96
Общество с ограниченной ответственностью "Компания "БЭСТ ОЙЛ" (далее - ООО "Компания "БЭСТ ОЙЛ") обратилось в суд с заявлением (с учетом уточнения от 13.04.2011 г.) о признании незаконным отказа Администрации города Тулы от 24.02.2011 г. N 1350 к в выдаче разрешения на строительство здания торгового назначения на пересечении ул. Степанова и ул. Гармонной в Пролетарском районе г. Тулы и обязании Администрации города Тулы устранить допущенные нарушения прав и законным интересов ООО "Компания "БЭСТ ОЙЛ" путем выдачи испрашиваемого разрешения на строительство (дело N А68-1607/11).
Также, ООО "Компания "БЭСТ ОЙЛ" обратилось в суд с заявлением о признании недействительным Постановления Администрации города Тулы от 29.03.2011 г. N 743 "О признании утратившим силу постановления администрации города Тулы от 29.03.2010 г. N 1039" (дело N А68-2280/11).
Определением суда от 27.04.2011 г. данные дела были объединены в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением делу N А68-2280/11.
Суд, выслушав доводы сторон и изучив материалы дела, установил:
19.06.2008 г. Главой администрации города Тулы было издано постановление N 2253, в соответствии с которым ООО "Компания "БЭСТ ОЙЛ" было предварительно согласовано место размещения здания торгового назначения, утвержден акт о выборе земельного участка площадью 5 919 кв.м., распложенного на землях населенного пункта (г. Тула) на пересечении ул. Степанова и ул. Гармонной (согласно прилагаемой схеме), и проект его границ (код @ 26193).
Также указанным постановлением был утвержден градостроительный план земельного участка, определенного проектом его границ (код @ 26193), с присвоением ему регистрационного номера RU71330100000379 (п. 2 Постановления).
В целях реализации настоящего постановления ООО "Компания "БЭСТ ОЙЛ" в установленном порядке надлежало:
- выполнить инженерные изыскания для подготовки проектной документации;
-получить градостроительный план земельного участка в управлении градостроительства и архитектуры администрации города Тулы;
-обеспечить разработку архитектурно-строительного проекта, согласовать его с управлением градостроительства и архитектуры администрации города Тулы и осуществить, в установленных федеральным законодательством случаях, государственную экспертизу проектной документации;
- обеспечить проведение кадастровых работ, постановку земельного участка на кадастровый учет и получить кадастровый паспорт (план) этого земельного участка;
- обратиться с заявлением в администрацию города Тулы о предоставлении земельного участка для строительства с приложением его кадастрового паспорта (плана).
Все мероприятия, указанные в данном постановлении, ООО "Компания "БЭСТ ОЙЛ" выполнила.
Постановлением главы администрации г. Тулы от 12.01.2009 г. N 1 был признан пешеходным тупиковый участок на ул. Гармонной от ул. Марата до территории торгового центра "Пролетарский".
Постановлением главы администрации г. Тулы от 14.04.2009 г. N 888 в п. 1 Постановления главы администрации г. Тулы от 19.06.2008 г. N 2253 было внесено дополнение, которым был установлен основной вид предварительно согласованного заявителю земельного участка - "для строительства здания торгового назначения".
Постановлением администрации Тульской области от 13.07.2009 г. N 519 заявителю в аренду для строительства здания торгового назначения был представлен земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 71:30:03 01 10:80, площадью 5 919 кв.м., находящийся примерно в 13 м по направлению на восток от ориентира здание образовательного учреждения, распложенного за пределами участка, адрес ориентира: г. Тула, р-н Пролетарский, ул. Гармонная, дом 37.
На основании данного постановления между Департаментом имущественных и земельных отношений Тульской области (Арендодатель) и ООО "Компания "БЭСТ ОЙЛ" (Арендатор) был заключен договор аренды земельного участка, в соответствии с которым спорный земельный участок в кадастровым номером 71:30:03 01 10:80 был предоставлен заявителю в аренду для строительства здания торгового назначения сроком на 3 года. Данный договор в установленном законом порядке зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области.
29.03.2010 г. Главой администрации г. Тулы было издано постановление N 1039 "Об утверждении градостроительного плана земельного участка, распложенного в Пролетарском районе г. Тулы, на пересечении ул. Степанова и ул. Гармонной", согласно которому был утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 71:30:03 01 10:80, расположенного на землях населенного пункта (г. Тула) в Пролетарском районе, на пересечении ул. Степанова и ул. Гармонной с присвоением ему номера RU71326000-02005.
Проектная документация на "Здание торгового назначения на пересечении ул. Степанова и ул. Гармонной в Пролетарском районе г. Тулы" прошла государственную экспертизу и получила положительное заключение (см. Заключение экспертизы от 11.01.2011 г. N 71-1-2-0002-11).
Письмом от 11.02.2011 г. N 77 заявитель направил в адрес заместителя главы администрации г. Тулы - начальника Управления градостроительства и архитектуры администрации города Тулы документы для получения разрешения на строительство объекта "Здание торгового назначения на пересечении ул. Степанова и ул. Гармонной в Пролетарском районе г. Тулы".
Кроме того, 14.02.2011 г. ООО "Компания "БЭСТ ОЙЛ" направило в Администрацию г. Тулы письмо (исх. N 78) с просьбой выдать разрешение на строительство здания торгового назначения на пересечении ул. Степанова и ул. Гармонной в Пролетарском районе г. Тулы.
Дополнительно заявитель сообщал ответчик о том, что вся необходимая для получения разрешения на строительство документация согласно п. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ передана на рассмотрение в Управление градостроительства и архитектуры (письмо ООО "Компания "БЭСТ ОЙЛ" N 77 от 11.02.2011 г.).
В ответ на данное обращение Администрация г. Тулы письмом от 24.02.2011 г. N 1350к отказала заявителю в выдаче испрашиваемого им разрешения на строительство со ссылкой на п. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, указав при этом, что в градостроительном плане N RU71326000-02005 допущена техническая ошибка в части несоответствия его проекту застройки II Пролетарского микрорайона г. Тулы: часть улицы Гармонная является территорией общего пользования, которая не подлежит застройке.
Кроме того, 29.03.2011 г. Администрацией города Тулы было издано постановление N 743, в соответствии с которым было признано утратившим силу постановление администрации города Тулы от 29.03.2010 г. N 1039 "Об утверждении градостроительного плана земельного участка, расположенного в Пролетарском районе г. Тулы, на пересечении ул. Степанова и ул. Гармонной".
Будучи не согласным с данным постановлением, а также с отказом Администрации в выдаче разрешения на строительство спорного объекта, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Выслушав доводы сторон, оценив представленные ими доказательства, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению.
При этом суд исходит из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания данной нормы следует, что для признания ненормативного акта недействительным, действий (бездействия) незаконными необходимо соблюдение двух условий:
несоответствие ненормативного правового акта, решений, действия (бездействия) закону и
нарушение прав и законных интересов субъекта предпринимательской деятельности.
В силу ч.1 ст. 65 и ч. 5 ст. 200 АПК РФ орган или лицо, которые приняли оспариваемые акт, решение или совершили действия (бездействие), обязаны доказать соответствие их закону, а лицо, обращающееся с требованием о признании недействительным ненормативного правового акта, действий (бездействия) незаконными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных законодательством.
В соответствии с подп. 5 ч. 3. ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся: выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов.
Согласно ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (п. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ).
В силу ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка;
3) материалы, содержащиеся в проектной документации;
а) пояснительная записка;
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;
г) схемы, отображающие архитектурные решения;
д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
е) проект организации строительства объекта капитального строительства;
ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;
4) положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса), положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;
5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);
6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта.
В соответствии с ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство
при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или
несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка,
а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Таким образом, перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
Из материалов дела следует, и установлено судом в ходе рассмотрения настоящего дела, что ООО "Компания "БЭСТ ОЙЛ" к заявлению о выдаче разрешения на строительство приложила все необходимые документы, перечень которых предусмотрен ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.
Данный факт представителем Администрации г. Тулы в ходе судебного разбирательства не оспаривался.
В судебном заседании представитель ответчика настаивал на том, что градостроительный план земельного участка N RU71326000-02005, на котором планируется осуществлять строительство спорного здания торгового назначения, противоречит проекту застройки II Пролетарского микрорайона г. Тулы, а, именно, согласно проектной документации заявителя, объект - здание торгового назначения на пересечении ул. Степанова и ул. Гармонной в пролетарском районе г. Тулы, соединяется на уровне 2-3 этажей с существующим зданием ТЦ "Пролетарский", тем самым перекрывает поперечник улицы Гармонной, что не предусмотрено Генеральным планом г. Тулы, утв. решением Тульской городской Думы от 20.06.2007 г., и проектом застройки II Пролетарского микрорайона г. Тулы, утв. архитектором г. Тулы 03.02.1989 г. Согласно указанным градостроительным документам улица Гармонная является проездной жилой улицей, на которой располагаются объекты социального и культурно-бытового назначения.
Кроме того, по мнению ответчика, застроив поперечник улицы Гармонной сооружением - переходом в существующий ТЦ "Пролетарский", заявитель тем самым получит право на приватизацию земельного участка, занимаемого проездной улицей Гармонной.
В связи с этим, в целях недопущения нарушения ч. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ, администрацией г. Тулы было отказано заявителю в выдаче испрашиваемого разрешения на строительство объекта "Здание торгового назначения на пересечении ул. Степанова и ул. Гармонной в Пролетарском районе города Тулы", а в последующем принято постановление от 29.03.2011 г. N 743 о признании утратившим силу постановления администрации города Тулы от 29.03.2010 г. N 1039, которым утвержден градостроительный план земельного участка N RU71326000-02005.
Суд не принимает во внимание данные доводы ответчика по следующим основаниям.
То обстоятельство, что, по мнению ответчика, Градостроительный план земельного участка не соответствует проекту застройки II Пролетарского микрорайона г. Тулы, в силу ч. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации не является основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
При этом отсутствия документов, предусмотренных ч. ч. 7, 9 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, либо несоответствия представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка Администрацией г. Тулы на момент рассмотрения заявления заявителя не установлено. Не установлены данные обстоятельства и судом при рассмотрении настоящего спора.
Изучив представленные сторонами документы, суд приходит к выводу о том, что Градостроительный план спорного земельного участка соответствует Генеральному плану муниципального образования город Тула, утв. Решением Тульской городской Думы от 20.06.2007 г. N 32/676, и Правилам землепользования и застройки муниципального образования город Тула, утв. решением Тульской городской Думы от 24.06.2009 г. N 70/1528.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду решение Тульской городской Думы от 25 марта 2009 г. N 65/1406
Спорный земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-1 (зона застройки многоэтажными жилыми домами).
В соответствии со ст. 34.3 Правил землепользования и застройки муниципального образования город Тула, утвержденных решением Тульской городской Думы от 25.03.2009 N 65/1406, Ж-1 - это зона, предназначенная для высокоплотной застройки многоквартирными многоэтажными (5 - 25 этажей), жилыми домами с объектами социального и культурно-бытового обслуживания населения, преимущественно местного значения, иных объектов согласно градостроительным регламентам. При этом среди основных видов разрешенного использования в данной зоне указаны:
Многоквартирные многоэтажные жилые дома 5 - 25 этажей
- Детские дошкольные образовательные учреждения
- Общеобразовательные учреждения
- Многопрофильные учреждения дополнительного образования
- Амбулаторно-поликлинические учреждения
- Пункты оказания первой медицинской помощи
- Отделения, участковые пункты милиции
- Административно-хозяйственные и общественные учреждения и организации районного и локального уровня
- Офисы
- Физкультурно-оздоровительные сооружения
- Предприятия розничной торговли промышленными и продовольственными товарами
- Объекты бытового обслуживания
- Аптеки
- Предприятия общественного питания
- Учреждения жилищно-коммунального хозяйства
- Конфессиональные объекты
- Автостоянки для постоянного хранения индивидуальных легковых автомобилей
- Подземные
- Надземные
- Полуподземные
- Многоэтажные
- Встроенные или встроенно-пристроенные
- Открытые
- Гаражи боксового типа для инвалидов (временно размещаемые).
Как следует из кадастрового паспорта на земельный участок с кадастровым номером 71:30:03 01 10:80, градостроительного плана на указанный земельный участок, видом разрешенного использования указанного земельного участка является "для строительства здания торгового назначения". Данное разрешенное использование соответствует разрешенному использованию, установленному для зоны Ж-1.
Спорный градостроительный план земельного участка согласован с начальником Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Тулы.
Каких-либо доказательств, подтверждающих несоответствие градостроительного плана земельного участка Правилам землепользования и застройки муниципального образования город Тула, Администрацией г. Тулы в материалы дела не представлено.
Кроме того, постановлением главы администрации г. Тулы от 12.01.2009 г. N 1 тупиковый участок по ул. Гармонной от ул. Марата до территории торгового центра "Пролетарский", где согласно проектной документации планируется соединение проектируемого здания торгового центра с существующим зданием двухэтажной вставкой, поднятой над землей для обеспечения прохода людей и проезда автомобилей, был признан пешеходным.
Таким образом, ул. Гармонная не является проездной жилой улицей, как на то указывает ответчик.
Кроме того, проектная документация заявителя на здание торгового назначения получила положительное заключение государственной экспертизы (см. заключение N 71-1-2-002-11 от 11.01.2011 г.).
Суд также не принимает во внимание довод ответчика о том, что в случае выдачи спорного разрешения на строительство будет нарушена ч. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ, содержащая запрет на приватизацию земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, скверами, бульварами и другими объектами.
Как следует из письма ГУП ТО "Тулземкадастр" форма градостроительного плана земельного участка, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2005 г. N 840, предусматривает, что на чертеже градостроительного плана кроме мест допустимого размещения зданий, строений и сооружений также указываются и границы зон действия публичных сервитутов, которые отражены в градостроительном плане земельного участка с номером RU71326000-02005, утв. постановлением администрации г. Тулы от 29.03.2010 г. N 1039. При этом, будучи установленным в силу прямого указания нормативно-правового акта (п. 2 ст. 23 Земельного кодекса РФ), публичный сервитут обязателен для исполнения всеми субъектами, в том числе собственником земельного участка, землепользователем, землевладельцем и иными правообладателем земельного участка, в отношение которого такой публичный сервитут установлен.
В разделе "иные показатели" вышеназванного градостроительного плана указано об обеспечении беспрепятственного прохода по пешеходному тупиковому участку по ул. Гармонной.
В проекте предусмотрено, что на участке улицы Гармонной по своему конструктивному решению здание торгового центра поднято над уровнем земли для обеспечения прохода людей и проезда автомобилей.
Тем самым в установленном порядке обеспечен беспрепятственный проход и проезд по улице Гармонная, что не противоречит проекту застройки II Пролетарского микрорайона города Тулы.
Суд отмечает также, что в ст. 36 Земельного кодекса РФ отсутствует безусловная обязанность ответчика предоставить заявителю в собственность земельный участок, в случае, если в законе предусмотрен запрет на предоставление такого земельного участка в собственность.
Таким образом, судом в ходе рассмотрения настоящего спора не было установлено оснований для отказа заявителю в выдаче спорного разрешения.
Что касается оспариваемого заявителем Постановления Администрации города Тулы от 29.03.2011 г. N 743 "О признании утратившим силу постановления администрации города Тулы от 29.03.2010 г. N 1039", то суд считает, что данное постановление является незаконным, поскольку, как указывалось выше, судом при рассмотрении настоящего дела не было установлено противоречий градостроительного плана земельного участка N RU71326000-02005, утв. Постановлением администрации г. Тулы от 29.03.2010 г. N 1039, проекту первой очереди застройки второго Пролетарского микрорайона г. Тулы, и, соответственно, оснований для признания утратившим силу постановления администрации города Тулы от 29.03.2010 г. N 1039 не имелось.
При указанных обстоятельствах, требования заявителя подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4 000 руб. подлежат отнесению на Администрацию г. Тулы и, соответственно, возмещению ООО "Компания "БЭСТ ОЙЛ".
На основании вышеизложенного, и руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд решил:
Требования Общества с ограниченной ответственностью "Компания "БЭСТ ОЙЛ" удовлетворить.
Признать недействительным полностью Постановление администрации г. Тулы от 29.03.2011 г. N 743 "О признании утратившим силу постановления Администрации города Тулы от 29.03.2010 г. N 1039".
Признать незаконным отказ Администрации г. Тулы, изложенный в письме N 1350к от 24.02.2011 г., в выдаче Обществу с ограниченной ответственностью "Компания "БЭСТ ОЙЛ" разрешения на строительство объекта "Здание торгового назначения на пересечении ул. Степанова и ул. Гармонной в Пролетарском районе г. Тулы" в соответствии с проектной документацией с учетом корректировки, разработанной ООО "ПСП "Стройэкспертиза", как несоответствующий требованиям ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Обязать Администрацию г. Тулы выдать Обществу с ограниченной ответственностью "Компания "БЭСТ ОЙЛ" разрешение на строительство объекта "Здание торгового назначения на пересечении ул. Степанова и ул. Гармонной в Пролетарском районе г. Тулы" в соответствии с проектной документацией с учетом корректировки, разработанной ООО "ПСП "Стройэкспертиза", в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Администрации г. Тулы в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Компания "БЭСТ ОЙЛ" в возмещение расходов на уплату государственной пошлины 4 000 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Тульской области в месячный срок после его принятия.
Судья |
Л.В. Елисеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Тульской области от 15 июня 2011 г. N А68-2280/11
Текст решения официально опубликован не был