Решение Арбитражного суда Тульской области от 31 мая 2011 г. N А68-1337/11
Арбитражный суд в составе:
Судьи |
Андреевой Е.В. |
протокол судебного заседания вел секретарь судебного заседания |
Захаров К.Т. |
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "НовоПласт" (ОГРН 1047796357290, ИНН 7732501495) к администрации муниципального образования Алексинский район (ОГРН 1027103676269 ИНН 7111006850) о признании недействительным п. 9 постановления главы администрации МО Алексинский район N 209 от 11.02.2008 г. "Об изменении разрешенного использования земельных участков"
при участии в заседании: от заявителя - не явился, извещен;
от ответчика - Ворогущина О.Е., по доверенности от 30.03.2011г. N19
Суд установил.
Постановлением главы администрации МО Алексинский район N 302 от 15.02.2005 г. было прекращено право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок ОАО "Автоколонна 1661" и указанный земельный участок с кадастровым номером 71:24:020334:0005, общей площадью 45 550 кв.м., расположенный по адресу: Тульская область, г. Алексин, ул. Болотова, был предоставлен ООО "НовоПласт" в аренду сроком на 49 лет для размещения и эксплуатации зданий и сооружений.
Постановлением главы администрации МО Алексинский район N 974 от 05.05.2006 г. земельный участок с кадастровым номером 71:24:020334:0005, общей площадью 45 550 кв.м., расположенный по адресу: Тульская область, г. Алексин, ул. Болотова, д. 1 "а" предоставлен ООО "НовоПласт" в собственность за плату под находящимися в собственности заявителя производственными зданиями, при этом разрешенное использование земельного участка не менялось - для размещения и эксплуатации зданий и сооружений.
28.09.2006 г. между МО Алексинский район (продавец) и ООО "НовоПласт" (покупатель) был заключен договор купли-продажи земельного участка N 85-ЗМ, согласно которого продавец передает в собственность ООО "НовоПласт" земельный участок с кадастровым номером 71:24:020334:0005, категория земель: земли поселений, разрешенное использование: для размещения и эксплуатации зданий и сооружений ООО "НовоПласт", общей площадью 45 550 кв.м., расположенный по адресу: Тульская область, г. Алексин, ул. Болотова, д. 1 "а".
21.06.2007 г. Алексинский территориальный отдел Управления Роснедвижимости по Тульской области обратился в администрацию МО Алексинский район с письмом N 395 об уточнении видов разрешенного использования земельных участков, т.к. у земельных участков, перечисленных в данном письме, входящих в состав территории МО Алексинский район, вид разрешенного использования не соответствует классификатору видов использования земель, утвержденных приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 27.12.2006 г. N П/0425 "Об утверждении классификаторов и справочников, входящих в "Сборник классификаторов и справочников автоматизированной информационной системы ведения государственного кадастра недвижимости".
11.02.2008 г. главой администрации МО Алексинский район, во исполнение данного письма, вынесено постановление N 209 "Об изменении разрешенного использования земельных участков", п. 9 которого внесено изменение в постановление главы Алексинского района от 25.08.2005 г. N 1843 "О внесении изменений в постановление главы города Алексина и Алексинского района от 15.02.2005 г. N 302" и установлено разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 71:24:020334:0005, площадью 45 550 кв.м. - для размещения объектов предпринимательской деятельности.
В феврале 2010 г. указанный земельный участок был разделен на семь самостоятельных земельных участков. При получении свидетельств о праве собственности на сформированные земельные участки с кадастровыми номерами: 71:24:020334:64;71:24:020334:65; 71:24:020334:66; 71:24:020334:67; 71:24:020334:68; 71:24:020334:69; 71:24:020334:70 ООО "НовоПласт" узнал, что в свидетельствах было указано разрешенное использование: для размещения объектов предпринимательской деятельности.
Неоднократные попытки заявителя путем обращения в администрацию МО Алексинский район устранить данное нарушение оказались безрезультатными, в связи с чем 14.03.2011г. ООО "НовоПласт" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным (с учетом уточнения) п. 9 постановления главы администрации МО Алексинский район N 209 от 11.02.2008 г. "Об изменении разрешенного использования земельных участков" по основаниям, изложенным в заявлении.
Администрация МО Алексинский район возражала против удовлетворения заявленного требования по основаниям, изложенным в отзыве от 11.04.2011 г. N 16-ну.
Суд, рассмотрев материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, считает, что требование заявителя подлежит удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
Статьей 198 ч. 1 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ст. 201 ч. 2 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) установлено, что одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Статьей 7 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" определен состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости, в который включены следующие дополнительные сведения об объекте недвижимости: категория земель, к которой отнесен земельный участок; разрешенное использование.
Поскольку объектом земельных отношений согласно статье 11.1 ЗК РФ является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами, допустимые виды разрешенного использования определяются применительно к конкретному земельному участку.
Статьей 10 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" определен состав сведений государственного кадастра недвижимости о территориальных зонах. Установлена обязанность соответствующего органа в срок не более чем десять рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется территориальная зона либо отменяется установление такой зоны, представить в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о такой зоне (ч. 6 ст. 15 Закона о кадастре).
Сведения о территориальных зонах вносятся в государственный кадастр недвижимости в порядке информационного взаимодействия. При этом порядок соответствующего информационного взаимодействия органа кадастрового учета и органа местного самоуправления установлен Положением об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 618 (далее - Положение).
Пунктом 11 Положения предусмотрено, что орган местного самоуправления в целях внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о территориальных зонах представляет в орган кадастрового учета выписку из раздела правил землепользования и застройки, определяющего границы и содержание территориальных зон, перечень координат характерных точек границ территориальных зон в установленной системе координат, а также перечень видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны либо реквизиты правового акта, которым такой перечень утвержден.
На основании ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но не позднее чем до 1 января 2012 г. решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением установленных законом случаев, с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, с учетом положений ч. 3 - 10 ст. 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части соответствующих требований.
Решением Собрания депутатов МО город Алексин Алексинского района Тульской области от 29.06.2009 г. N 5(5).2 утверждены Генеральный план и Правила землепользования и застройки муниципального образования город Алексин Алексинского района, т.е. по состоянию на 11.02.2008 г. данный документ не был принят.
Таким образом, до принятия правил землепользования и застройки, но не позднее 1 января 2012 г., изменение разрешенного использования земельного участка осуществляется решением органа местного самоуправления с учетом публичных слушаний.
Публичных слушаний по изменению вида разрешенного использования принадлежащего ООО "НовоПласт" земельного участка с кадастровым номером 71:24:020334:0005, общей площадью 45 550 кв.м., расположенного по адресу: Тульская область, г. Алексин, ул. Болотова, д. 1 "а", категория земель: земли населенных пунктов, не проводилось. Данный факт ответчик не оспаривает.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в целях осуществления государственного кадастрового учета изменений земельного участка в связи с изменением вида разрешенного использования в орган кадастрового учета необходимо представить соответствующее заявление и копию документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка.
Согласно части 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков правообладателями земельных участков, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
В соответствии с частью 3 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов, являющимся составной частью правил землепользования и застройки.
Таким образом, при наличии утвержденных в установленном порядке правил землепользования и застройки правообладатель земельного участка может выбрать вид разрешенного использования в соответствии с вышеуказанными положениями Земельного кодекса Российской Федерации и Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Для изменения сведений государственного кадастра недвижимости в орган кадастрового учета в данном случае должно быть представлено заявление о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости по форме, установленной Приказом Минюста России от 20 февраля 2008 г. N 34, а также копия фрагмента правил землепользования и застройки; межевой план, сведения об изменении вида разрешенного использования существующего земельного участка (либо сведения о выбранном виде разрешенного использования образуемого участка).
Круг лиц, имеющих право на обращение в орган кадастрового учета с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости, установлен частью 3 статьи 20 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в соответствии с которой к таким лицам относятся собственники соответствующих объектов недвижимости.
ООО "НовоПласт" с таким заявлением в орган кадастрового учета не обращался.
Кроме того, ответчик не смог пояснить и представить документы, обосновывающие определение разрешенного использования спорного земельного участка как для размещения объектов предпринимательской деятельности.
В представленном ответчиком в качестве приложения к приказу Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 27.12.2006 г. N П/0425 "Об утверждении классификаторов и справочников, входящих в "Сборник классификаторов и справочников автоматизированной информационной системы ведения государственного кадастра недвижимости" классификаторе видов использования земель указаны также следующие виды разрешенного использования: для размещения объектов промышленности; для размещения иных объектов производственной, инженерной и транспортной инфраструктуры, исходя из назначения производственных объектов, расположенных на данном земельном участке.
В п. 2.1 договора купли-продажи земельного участка от 28.09.2006 г. N 85-ЗМ указано целевое назначение спорного земельного участка - для размещения и эксплуатации зданий и сооружений (для эксплуатации комплекса зданий и сооружений ООО "НовоПласт").
Приобщенная к материалам дела по ходатайству ответчика ксерокопия классификатора видов использования земель не содержит доказательств, свидетельствующих о принадлежности данного документа к приказу Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 27.12.2006 г. N П/0425 в качестве приложения, подлинный документ для обозрения суду не представлен, в связи с чем руководствоваться данным документом при принятии оспариваемого в части постановления орган местного самоуправления не должен был.
Кроме того, в приказе отсутствует указание на необходимость совершения территориальными органами кадастрового учета действий, посредством обращения в органы местного самоуправления, по изменению разрешенного использования.
Оспариваемое в части постановление администрации МО Алексинский район N 209 от 11.02.2008 г. нарушает права заявителя, поскольку в результате изменения разрешенного использования существенно изменилась кадастровая стоимость земельных участков, что влечет за собой существенное изменение размера уплачиваемого земельного налога.
Таким образом, суд считает, что пункт 9 постановления главы администрации МО Алексинский район N 209 от 11.02.2008 г. "Об изменении разрешенного использования земельных участков" является недействительным, т.к. принят с нарушение процедуры принятия данных изменений предусмотренной законодательством и нарушает права и законные интересы заявителя.
В соответствии требованиями пункта 2 статьи 126 и части 1 статьи 128 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный кодекс) уплата государственной пошлины является условием для обращения в арбитражный суд.
Согласно статье 110 Арбитражного кодекса судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. По правилам этой же статьи государственная пошлина относится к судебным расходам.
То обстоятельство, что ответчиком является орган, освобожденный от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражные суды на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса, не может быть основанием для отказа истцу в возмещении его судебных расходов.
Законодательством не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу. Напротив, в части 1 статьи 110 Арбитражного кодекса гарантируется возмещение всех понесенных судебных расходов в пользу выигравшей дело стороны независимо от того, является ли проигравшей стороной государственный или муниципальный орган, в связи с чем суд считает необходимым взыскать с администрации МО Алексинский район в пользу ООО "НовоПласт" судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 руб.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167, 170-176, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
Требование ООО "НовоПласт" удовлетворить.
Признать недействительным п. 9 постановления главы администрации МО Алексинский район N 209 от 11.02.2008 г. "Об изменении разрешенного использования земельных участков".
Взыскать с администрации МО Алексинский район в пользу ООО "НовоПласт" судебные расходы в виде уплаченной госпошлины в размере 2 000 руб.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Тульской области.
Судья |
Е.В.Андреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Тульской области от 31 мая 2011 г. N А68-1337/11
Текст решения официально опубликован не был