Решение Арбитражного суда Тульской области от 8 июня 2011 г. N А68-1366/11
Арбитражный суд Тульской области в составе
судьи |
Рыжиковой Н.А., |
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Рекламная группа "Атлантис" (ИНН 7106025640, ОГРН 1027100752458) к администрации муниципального образования Дубенский район о признании постановления администрации муниципального образования Дубенский район от 24.02.2011 N 117 недействительным,
при участии в заседании: от заявителя - представитель Кочережников О.В. по доверенности от 29.01.2010 г.;
от ответчика - представители администрации Чубарова Е.П., Тимонина С. А. по доверенности от 24.03.2011 г.
Протокол вела секретарь судебного заседания Морозова Г.Ю.
Общество с ограниченной ответственностью "Рекламная группа "Атлантис" (далее по тексту решения также ООО "РГ "Атлантис", Общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с требованием о признании недействительным постановления администрации муниципального образования Дубенский район от 24.02.2011 N 117 "Об отмене постановлений главы администрации Дубенский район от 22.10.2007 г. NN 553, 554 и постановления администрации МО Дубенский район от 14.05.2010 г. N474".
Заявленные требования обосновывает тем, что постановления от 22.10.2007 N 553 и N 554 "О разрешении ООО "РГ "Атлантис" на размещение двухсторонней отдельно стоящей рекламной конструкции" были изданы в соответствии с п. 9 ст. 19 Закон о рекламе в редакции, действующей на момент вынесения указанных постановлений; указанные постановления являются разрешениями на установку рекламных конструкций;
перечень оснований для аннулирования разрешений, указанный в п. 18 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее по тексту решения - Закон о рекламе), является исчерпывающим и расширению не подлежит;
в качестве основания для аннулирования разрешений ответчик указал протест Прокурора Дубенского района Тульской области от 10.02.2011 N 7-27-11, однако Закон о рекламе не содержит такого основания для аннулирования разрешения на установку рекламной конструкции;
постановление администрации муниципального образования Дубенский район от 14.05.2010 N 474 "О предоставлении в аренду земельных участков ООО "РГ "Атлантис" вынесено по результатам публичного предложения данных участков в аренду посредством размещения в газете "Наследие" Дубенского района от 05.03.2010 N 9 объявления о предполагаемой сдаче в аренду земельных участков, однако торги не состоялись вследствие отсутствия заявлений других претендентов, желающих получить в аренду земельные участки и принять участие в торгах. Единственным заявлением в Администрацию о предоставлении земельных участков в аренду было заявление Общества. По результатам публикации вследствие отсутствия более 1 месяца после публикации заявлений других претендентов было издано постановление администрации МО Дубенский район N 474 от 14.05.2010 г. "О предоставлении в аренду земельных участков ООО "РГ "Атлантис" и 19.07.2010 г. подписан договор аренды земельных участков N 208;
договор аренды земельных участков является одновременно договором на установку и размещение рекламных конструкций;
вопросы аренды земельных участков не входят в предмет регулирования, указанный в Законе о рекламе, на основании которого было принято обжалуемое постановление N 117 от 24.02.2011 г.; при разрешении Администрацией муниципального образования Дубенский район вопроса о предоставлении Обществу земельных участков в аренду сроком на 5 лет, ответчик руководствовался исключительно нормами земельного законодательства; заключение договоров аренды земельных участков не связано с исполнением нормативных актов, регулирующих вопросы наружной рекламы на территории района на момент заключения договоров аренды;
реализация органами местного самоуправления полномочия на отмену ранее принятых актов не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов.
Администрация муниципального образования Дубенский район (далее по тексту решения также Администрация) представила отзыв на заявление от 24.03.2011 г., в котором возражала против удовлетворения заявленных требований, указав, что:
оспариваемое постановление принято в соответствии с требованиями Закона о рекламе, Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту решения - Закон N 131-Ф3) и на основании Устава муниципального образования Дубенский район;
при принятии постановлений от 22.10.2007 N 553 и N 554, от 14.05.2010 N 474 требования части 5.1 статьи 19 Закона о рекламе были нарушены, поскольку договор аренды на установку и эксплуатацию рекламной конструкции не заключался, а был заключен договор аренды земельного участка в соответствии с Земельным кодексом
Исследовав материалы дела, суд установил следующее.
11.10.2007 г. ООО "РГ "Атлантис" обратилось в администрацию МО Дубенский район с заявлением о выдаче разрешений на размещение двухсторонних отдельно стоящих конструкций размером 6м х 3м по адресу: п. Дубна - ул. Первомайская в районе рынка, и размером 6м х 3м по адресу: с. Воскресенское - въезд в с. Воскресенское в районе торгового павильона по ул. Школьная.
22.10.2007 г. администрацией муниципального образования Дубенский район были приняты постановления N N 553, 554 "О разрешении ООО "РГ "Атлантис" на размещение двухсторонней отдельно стоящей рекламной конструкции" размером 6м х 3м по адресу: село Воскресенское Дубенского района Тульской области в районе торгового павильона по ул. Школьная и на ул. Первомайская в районе рынка.
Постановлением от 09.07.2009 N 1164 Администрация согласовала ООО "РГ "Атлантис" проведение комплекса землеустроительных и кадастровых работ на земельные участки из земель населенных пунктов, предполагаемой площадью 18 кв.м., для размещения двухсторонних отдельно стоящих рекламных конструкций, расположенных по адресу:
- Тульская область, Дубенский район, п. Дубна, ул. Первомайская (в районе рынка);
- Тульская область, Дубенский район, с. Воскресенское, ул. Школьная (в районе павильона).
По результатам проведенных землеустроительных работ сформированные земельные участки были поставлены на кадастровый учет и им были присвоены кадастровые номера 71:07:02 01 08:449 и 71:07:04 02 14:89.
В газете "Наследие" Дубенского района от 05.03.2010 N 9 размещено информационное сообщение о том, что администрация муниципального образования Дубенский район информирует население о предполагаемой сдаче в аренду следующих земельных участков:
с кадастровым номером 71:07:02 01 08:449, из земель населенных пунктов, общей площадью 5 кв.м., находящегося по адресу: Тульская область, Дубенский район, с. Воскресенское, в 18 м на юго-запад от дома N 48 по ул. Почтовая, для размещения двусторонней отдельно стоящей рекламной конструкции;
с кадастровым номером 71:07:04 02 14:89, из земель населенных пунктов, общей площадью 5 кв.м., находящегося по адресу: Тульская область, Дубенский район, пос. Дубна, в 50 м на юго-запад от дома N 14 по ул. Первомайская, для размещения двусторонней отдельно стоящей рекламной конструкции.
14.05.2010 г. Администрацией принято постановление N 474 "О предоставлении в аренду земельных участков ООО "РГ "Атлантис", которым на основании ходатайства генерального директора Общества с учетом опубликованного объявления в газете "Наследие" от 03.05.2010 N 9 ООО "Рекламная группа "Атлантис" в аренду были предоставлены земельные участки с кадастровыми номерами 71:07:02 01 08:449, 71:07:04 02 14:89, общей площадью каждый по 5 кв.м., из земель населенных пунктов для размещения двусторонних отдельно стоящих рекламных конструкций в границах, указанных в кадастровых паспортах участков, прилагаемых к настоящему постановлению, сроком на 5 лет.
19.07.2010 г. Администрация заключила договор аренды N 208 находящихся в государственной собственности земельных участков с кадастровыми NN 71:07:02 01 08:449, 71:07:04 02 14:89 с ООО "РГ "Атлантис" сроком с 01.08.2010 г. по 31.07.2015 г. 19.07.2010 г. составлен акт приема-передачи указанных земельных участков.
24.02.2011 Администрация вынесла постановление N 117 "Об отмене постановлений главы администрации Дубенский район от 22.10.2007 г. NN 553, 554 и постановления администрации МО Дубенский район от 14.05.2010 г. N 474" из которого следует, что, рассмотрев протест прокурора Дубенского района от 10.02.2011 N 7-27-11 на постановления главы администрации муниципального образования Дубенский район от 22.10.2007. NN 553, 554 "О разрешении ООО "РГ "Атлантис" на размещение двухсторонней отдельно стоящей рекламной конструкции", в соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-Ф3 "О рекламе", Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", на основании Устава муниципального образования Дубенский район администрация муниципального образования Дубенский район постановила:
постановление главы администрации муниципального образования Дубенский район от 22.10.2007 N 553 "О разрешении ООО "РГ "Атлантис" на размещение двухсторонней отдельно стоящей рекламной конструкции", постановление главы администрации муниципального образования Дубенский район от 22.10.2007 N 554 "О разрешении ООО "РГ "Атлантис" на размещение двухсторонней отдельно стоящей рекламной конструкции" и постановление администрации муниципального образования Дубенский район от 14.05.2010 N 474 "О предоставлении в аренду земельных участков ООО "РГ "Атлантис" отменить;
аннулировать разрешения ООО "РГ "Атлантис" на размещение двухсторонней отдельно стоящей рекламной конструкции размером 6x3 м по адресу: Тульская область, Дубенский район, с.Воскресенское - въезд в с .Воскресенское в районе торгового павильона по ул.Школьная; Тульская область, п. Дубна, ул.Первомайская в районе рынка;
ООО "РГ "Атлантис" осуществить демонтаж рекламных конструкций в течение месяца и удалить информацию, размещенную на рекламной конструкции, в течение трех дней;
Комитету имущественных и земельных отношений администрации муниципальною образования Дубенский район расторгнуть договор аренды находящихся в государственной собственности земельных участков от 19.07.2010 N 208.
Не согласившись с постановлением Администрации от 24.02.2011 N 117, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Проанализировав материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, суд пришел к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания приведенных правовых норм вытекает, что удовлетворение требований об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными возможно лишь при совокупности двух условий, а именно: несоответствия оспариваемых актов, решения, действий (бездействия) нормам закона и нарушение ими прав заявителя.
В соответствии со ст. 4 Закона о рекламе законодательство Российской Федерации о рекламе состоит из настоящего Федерального закона. Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы могут регулироваться также принятыми в соответствии с настоящим Федеральным законом иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
В пункте 1 ст. 3 Закона о рекламе определено, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Требования к распространению наружной рекламы, посредством использования рекламных конструкций, в частности, щитов, установлены в ст. 19 Закона о рекламе.
Согласно ч. 1 ст. 19 Закона о рекламе распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
Частью 5 ст. 19 Закона о рекламе установлено, что установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.
В соответствии с ч. 5.1 ст. 19 Закона о рекламе (с изменениями, внесенными Федеральным законом N 193-ФЗ от 21.07.2007 г., вступившими в силу с 01.07.2008 г.) заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований.
Участником торгов (в форме аукциона или конкурса) не вправе быть лицо, занимающее преимущественное положение в сфере распространения наружной рекламы на момент подачи заявки на участие в торгах. Если по результатам проведения аукциона или конкурса лицо приобретает преимущественное положение, данные результаты являются недействительными (ч. 5.2 ст. 19 Закона о рекламе).
В силу ч. 5.5, 5.6, 5.7 ст. 19 Закона о рекламе для участия в торгах (аукционе или конкурсе) лицо обязано предоставить соответственно в орган государственной власти, орган местного самоуправления информацию об общей площади информационных полей рекламных конструкций, разрешения на установку которых выданы этому лицу и его аффилированным лицам на соответствующей территории. Аукцион или конкурс на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, которое находится в государственной или муниципальной собственности и на котором на основании договора между соответственно органом государственной власти, органом местного самоуправления и владельцем рекламной конструкции установлена рекламная конструкция, проводится по истечении срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. В случае, если к участию в аукционе или конкурсе допущен один участник, аукцион или конкурс признается несостоявшимся. При соблюдении требований, установленных частями 5.2 - 5.5 настоящей статьи, договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается с лицом, которое являлось единственным участником аукциона или конкурса.
В силу части 9.2 ст. 19 Закона о рекламе разрешения, выданные органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа с нарушением требований частей 5.1, 5.2, 5.5 - 5.7 и 9.1 настоящей статьи, подлежат аннулированию на основании предписания антимонопольного органа.
Из материалов дела следует, что Обществом получены разрешения на размещение двух рекламных двухсторонних отдельно стоящих конструкций: размером 6м х 3м по адресу: п. Дубна - ул. Первомайская в районе рынка, и размером 6м х 3м по адресу: с. Воскресенское - въезд в с. Воскресенское в районе торгового павильона по ул. Школьная, что подтверждается постановлениями администрация муниципального образования Дубенский район постановлениями N N 553, 554 от 22.10.2007 г.
При этом, в ст. 16 Федерального закона от 16 октября 2006 года N 160-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О рекламе" указано, что разрешение на распространение наружной рекламы, выданное органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа до 01 июля 2006 г., признается разрешением на установку рекламной конструкции, а решение о его аннулировании или признании его недействительным может быть принято по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 13 марта 2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
Из названных положений Закона о рекламе следует, что заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции предшествует получению разрешения на установку рекламной конструкции, а не наоборот как получилось у Общества, получившего разрешение после вступления в силу Закона о рекламе.
14.05.2010 г. Администрация издала постановление N 474 "О предоставлении в аренду земельных участков ООО "РГ "Атлантис", которым на основании ходатайства генерального директора Общества с учетом опубликованного объявления в газете "Наследие" от 03.05.2010 N 9 ООО "Рекламная группа "Атлантис" в аренду были предоставлены земельные участки с кадастровыми номерами 71:07:02 01 08:449, 71:07:04 02 14:89, общей площадью каждый по 5 кв.м., из земель населенных пунктов для размещения двусторонних отдельно стоящих рекламных конструкций в границах, указанных в кадастровых паспортах участков, прилагаемых к настоящему постановлению, сроком на 5 лет.
Судом из анализа материалов дела установлено, что Администрацией нарушен порядок установки наружной рекламной конструкции, предусмотренный ст. 19 Закона о рекламе, так как аукцион или конкурс на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке не проводился (объявление в газете "Наследие" носит общий информационный характер и не содержи указания на проведение аукциона или конкурса), разрешение на размещение рекламы получено до заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
В связи с изложенным доводы Общества о том, что договор аренды земельных участков является одновременно договором на установку и размещение рекламных конструкций судом не принимается.
Согласно ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В ст. 51 Закона N 131-ФЗ указано, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
На основании ч. 3 ст. 34 Закона N 131-ФЗ порядок формирования, полномочии, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.
В соответствии со ст. 48 Закона N 131-ФЗ предусмотрено, что муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления и должностными лицами органов местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, судом, а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).
При этом в силу п. 4 ст. 7 Закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.
Таким образом, основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, компетентный орган местного самоуправления, его должностное лицо в порядке самоконтроля вправе отменить ранее принятый данным либо другим должностным лицом органа местного самоуправления правовой акт при наличии предусмотренных законом оснований.
При этом отмена органом местного самоуправления принятого им акта возможна исходя из необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций и не может противоречить действующему законодательству и произвольно ограничивать субъективные права.
Принимая решение по вопросам местного значения, орган местного самоуправления в постановлении должен обосновать свою позицию ссылками на конкретные нормативные правовые акты и требования технических регламентов.
Таким образом, при принятии постановлений главы администрации муниципального образования Дубенский район от 22.10.2007 N 553, N554, от 14.05.2010 N 474 были нарушены положения ст. 19 Закона о рекламе, Администрация вправе была в рамках предоставленных ей полномочий в соответствии со ст. 48 Закона N 131-ФЗ отменить незаконные постановления.
Неуказание в постановлении от 24.02.2011 N 117 статей Закона о рекламе, Закона N 131-ФЗ, послуживших основанием для отмены постановлений Администрации от 22.10.2007 N 553, N 554, от 14.05.2010 N 474 не является существенным нарушением, влияющим на законность оспариваемого постановления.
Суд полагает, что Администрация при принятии оспариваемого постановления обоснованно исходила из требований Закона о рекламе, о невозможности выдачи разрешения без проведения торгов по продаже права на заключение договоров на установку рекламных конструкций на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, распоряжение которыми осуществляется органами местного самоуправления.
Исходя из изложенного, суд считает оспариваемое постановление соответствующим требованиям действующего законодательства и не нарушающим права и законные интересы заявителя, в связи с чем отказывает последнему в удовлетворении его требований на основании ч. 3 ст. 201 АПК РФ.
Расходы по уплате государственной пошлины в силу ст. 110 АПК РФ подлежат отнесению на ООО "Рекламная группа "Атлантис".
Руководствуясь ст. ст. 110, 167-170, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
В удовлетворении требований ООО "Рекламная группа "Атлантис" отказать.
Судебные расходы отнести на заявителя.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Тульской области в месячный срок после его принятия.
Судья |
Н.А. Рыжикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Тульской области от 8 июня 2011 г. N А68-1366/11
Текст решения официально опубликован не был