Решение Арбитражного суда Тульской области от 25 августа 2011 г. N А68-3615/11
Арбитражный суд Тульской области в составе:
судьи |
Рыжиковой Н.А. |
Протокол вела секретарь судебного заседания |
Морозова Г.Ю. |
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ДНД" (ОГРН 1027103672342, ИНН 7111013590) к Администрации муниципального образования город Алексин Алексинского района (ИНН 7111015862, ОГРН 1067146000558)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Администрация муниципального образования Алексинский район о признании отказа в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию летнего кафе незаконным и обязании выдать разрешение на ввод в эксплуатацию, взыскании судебных расходов,
при участии в заседании:
от заявителя: представитель Сурков А.А. по доверенности от 18.05.2011 г.;
от ответчика: представитель Алифанова Я.Н. по доверенности от 11.01.2011 г.;
от 3-го лица: не явил., извещ.
Общество с ограниченной ответственностью "ДНД" (далее по тексту решения также Общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с требованиями с учетом уточнений от 04.08.2011 г. о признании основания для отказа в выдаче ООО "ДНД" разрешения на ввод в эксплуатацию летнего кафе, ограждения территории, конструкции навесов, санузла, замощения, расположенных по адресу: Тульская область, город Алексин, улица Болотова, дом 18, содержащегося в письме администрации муниципального образования г. Алексин Алексинского района N 478 от 07.04.2011 г. незаконным; взыскании с администрации муниципального образования г. Алексин Алексинского района в пользу ООО "ДНД" судебные расходы в сумме 12000 руб.
В обоснование заявленных требований Общество указывает на следующее:
летнее кафе, ограждение территории, конструкции навесов, санузла, замощения, расположенные по адресу: Тульская область, город Алексин, улица Болотова, дом 18, являются объектами капитального строительства, что подтверждается проектом летнего кафе по адресу: Тульская область, город Алексин, улица Болотова, дом 18, согласованным начальником отдела градостроительства и архитектуры администрации муниципального образования г. Алексин Алексинского района, техническими паспортами, выданными 10.04.2010 г. Алексинским отделением Тульского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ";
в ч. 6 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации не указано основания в выдаче разрешения на строительство, содержащегося в письме администрации муниципального образования г. Алексин Алексинского района N 478 от 07.04.2011 г.
Администрация муниципального образования г. Алексин Алексинского района (далее по тексту решения также - Администрация г. Алексина) представила отзыв на заявление от 27.07.2011 г., в котором просит отказать в удовлетворении заявленных требований, в связи со следующим:
Обществом представлено недостаточно документов для выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, а именно отсутствовали следующие документы:
1) градостроительный план земельного участка или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории;
2) акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора);
3) документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство;
4) документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объектов капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов индивидуального жилищного строительства;
5) документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии);
6) схема, отображающая расположение построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), за исключением случаев строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта;
на основании ч. 7 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, кроме указанных в части 6 настоящей статьи оснований, является невыполнение застройщиком требований, предусмотренных частью 18 статьи 51 настоящего Кодекса, а именно Застройщик в течение десяти дней со дня получения разрешения на строительство обязан безвозмездно передать в орган местного самоуправления выдавший разрешение на строительство, сведения о площади, о высоте и об этажности планируемого объекта капитального строительства, о сетях инженерно-технического обеспечения, один экземпляр копии результатов инженерных изысканий и по одному экземпляру копий разделов проектной документации, предусмотренных пунктами 2, 8 - 10 и 11.1 части 12 статьи 48 Кодекса. Требования данной нормы ООО "ДНД" также не исполнены;
в представленных ООО "ДНД" технических паспортах на сооружения отнесение объектов к объектам недвижимого имущества отсутствует, что свидетельствует о том, что выстроенный объект не является объектом, как капитального строительства, так и недвижимого имущества, так же это подтверждается отсутствием кадастрового паспорта на объект, выдаваемый Алексинским отделением Тульского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ";
согласно п. 1.3. договора аренды земельного участка N 1649 от 15.08.2007 г. данный участок предоставлен для общего пользования (благоустройства территории прилегающей к зданию культурно-развлекательного комплекса "Фрегат") по адресу: Тульская область, город Алексин, улица Болотова, дом 18; приведенное описание целей использования Участка является окончательным.
Администрация муниципального образования Алексинский район представила письменные пояснения по существу заявленных требований, из которых следует, что она полностью поддержала позицию Администрации г. Алексин, изложенную в отзыве на заявление.
Третье лицо в судебное заседание не явилось, отзыв на заявление не представило; извещено о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
Спор рассматривается по имеющимся материалам в отсутствие третьего лица в порядке ст. 156 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Постановлением главы администрации муниципального образования Алексинский район от 13.08.2007 N 2312 ООО "ДНД" предоставлен земельный участок с кадастровым номером 71:24:020333:0171, площадью 3550 кв.м., расположенный по адресу: Тульская область, г. Алексин, ул. Болотова, д. 18 для общего пользования (благоустройство территории прилегающей к зданию культурно-развлекательного комплекса "Фрегат") в аренду сроком на 10 лет.
15.08.2007 г. между администрацией муниципального образования Алексинский район и ООО "ДНД" заключен договор аренды земельного участка N 1649-зм.
Постановлением администрации муниципального образования Алексинский район от 29.04.2009 N 807 уточнено разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 71:24:020333:0171, вместо "для благоустройства" стало "для размещения объектов предпринимательской деятельности".
04.04.2011 г. Общество обратилось в администрацию г. Алексин с заявлением N 820 о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта недвижимости: летнее кафе, ограждение территории, конструкции навесов, санузла, замощения, приложив к заявлению следующие документы:
- технический паспорт на сооружение санузел для посетителей;
- технический паспорт на сооружение навес для мангала;
- технический паспорт на сооружение навес для барной стойки;
- технический паспорт на сооружение навес для обеденных столов;
- план границ земельного участка по ул. Болотова, дом 18, площадью 3550 кв.м.;
- разрешение на строительство N RU 71501000-301 от 03.02.2010 г.;
- проект летнего кафе N РО-2009-26-АФ по адресу: г. Алексин, ул. Болотова, дом 18.
Факт представления именно этих документов установлен судом в ходе судебного заседания от 25.08.2011 г., на которое Администрация г. Алексина для обозрения суда представила вышеуказанные документы, что подтверждается протоколом судебного заседания.
Доказательств иного ООО "ДНД" в нарушение ст. 65 АПК РФ не представлено; в заявлении Общества от 04.04.2011 г. не поименованы приложенные к заявлению документы.
07.04.2011 г. Администрация г. Алексин в ответ на заявление Общества N 820 от 04.04.2011 г. сообщила, что согласно ч. 6 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации администрация г. Алексин отказывает ввести в эксплуатацию летнее кафе, ограждение территории, конструкции навесов, санузла и замощения, так как сооружения на строительном объекте не являются капитальными.
Не согласившись с указанным отказом, Общество обратилось в суд с настоящими требованиями.
Проанализировав материалы дела, выслушав доводы участвующих в деле лиц, суд пришел к выводу, что требования не подлежат удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
Согласно ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительная деятельность должна осуществляться с соблюдением требований технических регламентов, безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам, соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.
В соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст. 3 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство. Указанное разрешение выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство, при этом к заявлению о выдаче такого разрешения в обязательном порядке должны прилагаться правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка, материалы проектной документации, а также иные предусмотренные ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации документы.
Разрешение на строительство на земельном участке выдается органом местного самоуправления по месту нахождения такого земельного участка (ч. 4 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 2 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Частью 3, 4 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции на момент обращения Общества с заявлением в Администрацию г. Алексин) установлено, что к заявлению о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию прилагаются следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории;
3) разрешение на строительство;
4) акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора);
5) документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство;
6) документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объектов капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов индивидуального жилищного строительства;
7) документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии);
8) схема, отображающая расположение построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), за исключением случаев строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта;
9) заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение государственного экологического контроля в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 настоящего Кодекса.
Указанные в пунктах 6 и 9 части 3 настоящей статьи документ и заключение должны содержать информацию о нормативных значениях показателей, включенных в состав требований энергетической эффективности объекта капитального строительства, и о фактических значениях таких показателей, определенных в отношении построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства в результате проведенных исследований, замеров, экспертиз, испытаний, а также иную информацию, на основе которой устанавливается соответствие такого объекта требованиям энергетической эффективности и требованиям его оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов. При строительстве, реконструкции, капитальном ремонте многоквартирного дома заключение органа государственного строительного надзора также должно содержать информацию о классе энергетической эффективности многоквартирного дома, определяемом в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Правительством Российской Федерации могут устанавливаться помимо предусмотренных частью 3 настоящей статьи иные документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, в целях получения в полном объеме сведений, необходимых для постановки объекта капитального строительства на государственный учет.
Для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию разрешается требовать только указанные в частях 3 и 4 настоящей статьи документы.
Частями 6, 7 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является:
1) отсутствие документов, указанных в части 3 настоящей статьи;
2) несоответствие объекта капитального строительства требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории;
3) несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство;
4) несоответствие параметров построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства проектной документации. Данное основание не применяется в отношении объектов индивидуального жилищного строительства.
Основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, кроме указанных в части 6 настоящей статьи оснований, является невыполнение застройщиком требований, предусмотренных частью 18 статьи 51 настоящего Кодекса. В таком случае разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается только после передачи безвозмездно в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, выдавшие разрешение на строительство, сведений о площади, о высоте и об этажности планируемого объекта капитального строительства, о сетях инженерно-технического обеспечения, одного экземпляра копии результатов инженерных изысканий и по одному экземпляру копий разделов проектной документации, предусмотренных пунктами 2, 8 - 10 и 11.1 части 12 статьи 48 настоящего Кодекса, или одного экземпляра копии схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
Согласно ч. 8 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию может быть оспорен в судебном порядке.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту решения - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания приведенных правовых норм вытекает, что удовлетворение требований об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными возможно лишь при совокупности двух условий, а именно: несоответствия оспариваемых актов, решения, действий (бездействия) нормам закона и нарушение ими прав заявителя.
Судом установлено, что Администрация г. Алексин отказала Обществу в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в связи с тем, что объект не является капитальным строением, однако данного основания для отказа не предусмотрено ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Между тем, обращаясь в Администрацию г. Алексин с заявлением от 04.04.2011 г. о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, ООО "ДНД" не приложило предусмотренные ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации документы, что подтверждено материалами дела.
Таким образом, суд приходит к выводу, что Администрацией г. Алексин не допущено нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, так как законных оснований для ввода в эксплуатацию летнего кафе, ограждения территории, конструкции навесов, санузла, замощения, расположенных по адресу: Тульская область, город Алексин, улица Болотова, дом 18, у Администрации г. Алексин не имелось.
Также суд обращает внимание на следующее.
Согласно договору аренды 15.08.2007 N 1649-зм ООО "ДНД" получен в аренду земельный участок общей площадью 3550 кв.м. с кадастровым номером 71:24:020333:171, категории земель - земли поселений, видом угодий - "общественные улицы и площади", для общего пользования (благоустройство территории прилегающей к зданию культурно-развлекательного комплекса "Фрегат") по адресу: Тульская обалсть, г. Алексин, ул. Болотова, дом 18.
Постановлением администрации муниципального образования Алексинский район от 29.04.2009 N 807 уточнено разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 71:24:020333:0171, вместо "для благоустройства" стало "для размещения объектов предпринимательской деятельности".
Проектом РО-2009-26-АР летнего кафе по адресу: г. Алексин, ул. Болотова, дом 18, предусмотрено строительство объекта - летнего кафе - временная (летняя) организация торговли и общественного питания сезонного функционирования, для обслуживания посетителей ограниченным ассортиментом кулинарной продукцией, прохладительными напитками и сопутствующими товарами с оборудованными посадочными метами под стационарными навесами.
Из представленных документов суд делает вывод о том, что земельный участок с кадастровым номером 71:24:020333:0171 предоставлялся Обществу для возведения временного строения. Доказательств тому, что земельный участок предоставлялся Обществу для строительства объектов недвижимости, заявителем в материалы дела не представлено.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу об отсутствии основания для удовлетворения требования ООО "ДНД".
В силу ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь ст. ст. 110, 167-170, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
В удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью "ДНД" отказать.
Судебные расходы отнести на заявителя.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Тульской области в месячный срок после его принятия; кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Центрального округа через Арбитражный суд Тульской области в двухмесячный срок после вступления решения суда в законную силу.
Судья |
Н.А. Рыжикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Тульской области от 25 августа 2011 г. N А68-3615/11
Текст решения официально опубликован не был