Решение Арбитражного суда Тульской области от 6 октября 2011 г. N А68-4489/11
Арбитражный суд Тульской области в составе:
председательствующего |
Елисеевой Л.В. |
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания |
Михайловой Д.В. |
рассмотрел в судебном заседании дело по иску (заявлению) индивидуального предпринимателя Ермакова В.П. (ОГРН 305714906400012, ИНН 711401810962) к Администрации муниципального образования г. Донской (ОГРН 1027101374893, ИНН 7117002300) о признании незаконным отказа от 01.04.2011 г. N СО 1.1.5/634
При участии в заседании:
от заявителя - представитель Мак Ю.В. по доверенности от 11.05.2011 г.
от ответчика - представитель Генг Н.В. по доверенности от 07.07.2009 г.
Индивидуальный предприниматель Ермаков Василий Павлович обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа администрации МО г. Донской от 01.04.2011 г. N СО 1.1.6/634 в выборе земельного участка площадью 42,0 кв. м. по адресу: Тульская область, Донской, мкр. Центральный, ул. Октябрьская, д. 128, и предварительном согласовании места размещения объекта - магазина, и об обязании администрации обеспечить процедуру выбора земельного участка площадью 42,0 кв. м. по адресу: Тульская область, г. Донской, мкр. Центральный, ул. Октябрьская, д. 128, для строительства магазина и принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта (магазина), утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка в течение 10 дней с момента вступления в законную силу решения Арбитражного суда Тульской области.
Ответчик требования заявителя не признал по основаниям, изложенным в отзыве.
Суд, выслушав доводы сторон и изучив материалы дела, установил:
Постановлением Главы муниципального образования город Донской от 20.07.2005 г. N 729 "О предварительном согласовании для предпринимателя Ермакова В.П. места размещения объекта (магазина) по адресу: г. Донской, мкр. Центральный, ул. Октябрьская, район жилого дома N 128" предварительно согласовано для предпринимателя Ермакова В.П. место размещения объекта и утвержден акт выбора земельного участка с прилагаемым к нему проектом границ земельного участка общей площадью 150,0 кв. м. для строительства магазина в коммерческих целях, находящегося примерно в 16 м по направлению на юг от жилого пятиэтажного дома, расположенного по адресу: г. Донской, мкр. Центральный, ул. Октябрьская, д. 128; Ермакову В.П. разрешено проведение проектно-изыскательских работ для строительства магазина на вышеуказанном земельном участке.
В 2006 г. подготовлен Проект строительства магазина по реализации строительных материалов по адресу: Тульская область, г. Донской, мкр. Центральный, ул. Октябрьская, который был согласован с Отделом по градостроительству и архитектуре Администрации муниципального образования г. Донской.
15.05.2006 г. заместителем главы Администрации принято Постановление N 527 "О предоставлении земельного участка в аренду предпринимателю Ермакову В.П. для коммерческих целей", согласно которому предпринимателю Ермакову В.П. предоставлен в аренду (сроком на пять лет) земельный участок из земель поселений, расположенный на землях общего пользования в общественно-деловой зоне с кадастровым номером 71:26:01 02 01:0028, находящийся примерно в 16 м по направлению на юг от пятиэтажного жилого здания, расположенного по адресу: г. Донской, мкр. Центральный, ул. Октябрьская, д. 128, для строительства магазина в коммерческих целях (торговля непродовольственными товарами) в границах кадастрового плана земельного участка площадью 150,0 кв. м.
01.10.2006 г. на основании вышеназванного Постановления (N 527) между Администрацией в лице Комитета имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования г. Донской и предпринимателем Ермаковым В.П. заключен договор аренды N 200, согласно которому Ермаков В.П. принимает в аренду земельный участок из земель поселений с кадастровым номером 71:26:01 02 01:0028, находящийся примерно в 16 м по направлению на юг от пятиэтажного жилого здания, расположенного по адресу: г. Донской, мкр. Центральный, ул. Октябрьская, д. 128 для строительства магазина в коммерческих целях (торговля непродовольственными товарами) в границах кадастрового плана земельного участка, площадью 150,0 кв. м.; договор заключен сроком на 5 лет с 01.10.2006 г. по 30.09.2011 г. и зарегистрирован УФРС по Тульской области 14.11.2006 г. за N 717125/015/2006.384.
25.04.2007 г. Главой администрации муниципального образования г. Донской предпринимателю Ермакову В.П. выдано Разрешение N 4 на строительство объекта недвижимости - магазина по реализации строительных материалов на основании Постановления Главы администрации муниципального образования г. Донской от 15.05.2006 г. N 527, договора аренды земельного участка от 01.10.2006 г. N 200, согласованной проектной документации. Срок действия разрешения с учетом продления до 25.04.2009 г.
10.07.2008 г. ИП Ермаков В.П. зарегистрировал право собственности на объект незавершенного строительства (магазин), расположенный по адресу: Тульская область, г. Донской, мкр. Центральный, ул. Октябрьская, район д. 128.
23.12.2009 г. Ермаков П.В. обратился в Администрацию с заявлением вх. N 1.1.6/3324 о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию данного магазина.
В связи с выявленным Администрацией несоответствием размера земельного участка и выстроенного предпринимателем Ермаковым В.П. на нем здания, ему было отказано в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию магазина. При этом в ответе Администрации исх. N СО 1.1.6/97 от 22.01.2010 г. указано, что заявителю необходимо площадь и границы земельного участка привести в соответствие с площадью земельного участка, занятого зданием и необходимого для его использования.
26.02.2010 г. предприниматель Ермаков В.П. обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 36,0 кв. м. для строительства магазина в коммерческих целях, расположенного по адресу: г. Донской, мкр. Центральный, ул. Октябрьская, в районе д. 128, дополнительно к ранее предоставленному в аренду земельному участку с кадастровым номером 71:26:010201:28 под здание магазина, построенного им в соответствии с проектом, утвержденным Ярцевой М.С., и разрешением на строительство, выданным Администрацией 25.04.2007 г. N 4.
Глава Администрации письмом за исх. N СО 1.1.6/602 от 30.03.2010 г. сообщил Ермакову В.П. о том, что испрашиваемый земельный участок согласно утвержденному генеральному плану муниципального образования г. Донской расположен на озелененных территориях общего пользования с основными видами разрешенного использования: городские парки, сады, скверы, бульвары и предоставление его для строительства магазина в коммерческих целях невозможно.
Будучи не согласным с указанным отказом, заявитель обжаловал его в суд.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 15.07.2010 г. по делу N А68-2545/10, вступившим в законную силу, в удовлетворении требований ИП Ермакова В.П. было отказано.
При этом в мотивировочной части решения суд не согласился с основаниями отказа, изложенными в тексте письма за исх. N СО 1.1.6/602 от 30.03.2010 г., указав при этом что "Земельный кодекс РФ не содержит запрета на предоставление земель общего пользования в аренду для строительства, в том числе магазина." Судом также было отмечено, что "из представленного Ермаковым В.П. проекта строительства магазина уже усматривалось, что строительство магазина будет осуществляться с нарушением границ предоставленного земельного участка - 150 кв. м. (размер участка 12,0 м х 12,5 м, размер выстроенного здания 15,2 м х 10,8 м), однако это обстоятельство не послужило основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство".
В связи с этим, довод администрации о невозможности предоставления в аренду дополнительного земельного участка ввиду его отнесения к землям общего пользования, признан судом необоснованным.
Между тем, отказывая в удовлетворении заявленных Ермаковым В.П. требований, суд исходил их отсутствия нарушения спорным отказом прав заявителя, поскольку "при подаче заявления от 26.02.2010 г. предприниматель нарушил требования ст. 31 Земельного кодекса РФ и его заявление не могло быть рассмотрено по существу".
21.09.2010 г. заявитель обратился в Администрацию МО г. Донской с заявлением о выборе земельного участка и предварительной согласовании места размещения объекта с соблюдением требований ст. 31 ЗК РФ.
21.10.2010 г. Администрация направила в адрес Ермакова В.П. письмо исх. N СО 1.1.6/2069, в котором указала, что согласно топографических изысканий, имеющихся в отделе строительства и архитектуры УЖКХ, определенный заявителем земельный участок площадью 42,0 кв. м. расположен в охранной зоне водопроводных сетей.
Руководствуясь ст. 10.20 СНиП 2.04.02-84 "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения" ширину санитарно-защитной полосы водоводов надлежит принимать не менее 10 м.
Учитывая изложенное, определенный заявителем земельный участок в районе д. 128 по ул. Октябрьской, мкр. Центральный г. Донской, не выдерживает ограничения, установленные настоящими нормами и правилами и не может использоваться для эксплуатации магазина.
03.03.2011 г. заявитель вновь обратился в Администрацию МО г. Донской с просьбой в порядке ст. 31 ЗК РФ обеспечить выбор земельного участка и предварительно согласовать место размещения объекта - магазина, расположенного по адресу: Тульская область, г. Донской, мкр. Центральный, ул. Октябрьская, примерно в 16 м на юг от жилого дома N 128.
К указанному заявлению Ермаков В.П. приложил:
- исполнительную съемку водовода, согласно которой расстояние от выступающей части здания магазина в осях А-Б / 1-3 (т.е. от границы испрашиваемого заявителем участка) составляет 5,5 м.;
- справку ООО "Коммунальные ресурсы "ДОН" от 12.01.2011 г. N 8, в которой разъяснено, что в соответствии с п. 7.23 СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" (таблица 14) расстояние по горизонтали (в свету) от ближайших подземных инженерных сетей до зданий и сооружений должно быть: от водопровода и напорной канализации до фундаментов зданий и сооружений - 5 м, от самотечной канализации (бытовая и дождевая) до фундаментов зданий и сооружений - 3 м.
В силу п. 10.20 СНиП 2.04.02-84 "водоснабжение. Наружные сети и сооружения" ширина санитарно-защитной полосы водоводов, проходящих по незастроенной и застроенной территории принимается от крайних водоводов: при прокладке в сухих грунтах - не менее 10 м при диаметре до 1 000 мм, т.е. не менее 5 м по обе стороны.
При этом при прокладке водоводов по застроенной территории ширину полосы по согласованию с органами санитарно-эпидемиологической службы допускается уменьшать;
- согласование ООО "Коммунальные ресурсы "ДОН" на схеме границ земельного участка для строительства магазина в коммерческих целях от 18.03.2010 г.;
- выкопировку из топоплана г. Донской (район д. 128 по ул. Октябрьской мкр. Центрального, масштаб 1:500), выполненную отделом строительства и архитектуры администрации муниципального образования город Донской, согласно которой расстояние от выступающей части магазина составляет 10 м.
01.04.2011 г. Администрацией МО г. Донской в адрес предпринимателя было направлено письмо исх. N СО 1.1.6/634, в котором ответчик указал, что при рассмотрении представленной заявителем исполнительной съемки водовода, выполненной ФГУП "ЦТМП "Центрмаркшейдерия" с нанесенным нежилым объектом, выявлено несоответствие местоположения встроенного объекта и земельного участка с кадастровым номером 71:26:01 02 01:0028. Согласно схеме земельного участка, расположенного по адресу: Тульская область, г. Донской, мкр. Центральный, район дома N 128, фактически выстроенный объект выходит на 2,5 м со стороны (н4 и н1) за границу земельного участка с кадастровым номером 71:26:01 02 01:0028, предоставленного предпринимателю в аренду по договору N 200 от 01.10.2006 г.
Кроме того, администрация указала, что испрашиваемый заявителем земельный участок площадью 42,0 кв. м. дополнительно к ранее предоставленному на праве аренды земельному участку с кадастровым номером 71:26:01 02 01:0028, согласно схеме земельного участка по адресу: Тульская область, г. Донской, мкр. Центральный, район дома N 128, и справке ООО "Коммунальные ресурсы "ДОН" от 12.01.2011 г. расположен в охранной зоне водопроводных сетей.
Будучи не согласным с указанным отказом администрации заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
В обоснование заявленных требований заявитель указал, в частности, что в нарушение п. 4.2 решения собрания депутатов муниципального образования город Донской от 24.08.2006 г. N 14-12 "Об утверждении положения о порядке управления и распоряжения земельными участками на территории муниципального образования город Донской" заявление предпринимателя от 04.03.2011 г. N 1.1.5/552 единолично рассмотрено главой администрации, а не муниципальной комиссией по рассмотрению вопросов, связанных с оборотом земель, находящихся в ведении администрации, утв. Постановлением главы администрации от 06.09.2002 г. N 884. Следовательно, Администрацией был нарушен порядок рассмотрения заявления предпринимателя от 04.03.2011 г. N 1.1.6/552.
Кроме того, в оспариваемом отказе администрация ссылается не на схему спорного земельного участка, а на схему сквера. При этом на схеме сквера отсутствуют координаты земельного участка, ранее предоставленного заявителю в аренду площадью 150,0 кв. м. с кадастровым номером 71:26:01 02 01:0028. При этом, неизвестно, каким образом Администрация на схеме сквера, на которой произвольно нанесен земельный участок (без здания магазина), установила, что фактически выстроенный объект выходит на 2,5 метра со стороны (н4 и н1) за границу земельного участка с кадастровым номером 71:26:01 02 01:0028.
Утверждение администрации о том, что спорный земельный участок нарушает охранную зону водопроводных сетей, документально не подтвержден.
Оспаривая доводы заявителя, ответчик указал, в частности, что в данном случае выбор спорного земельного участка площадью 42 кв. м. не производился, акт выбора земельного участка не оформлялся. При рассмотрении заявления ИП Ермакова В.А. отделом строительства и архитектуры Администрации были выявлены несоответствия представленных документов, а также нарушения строительных норма и правил, а, именно, п. 10.20 СНиП 2.04.02-84 "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения", который устанавливает ширину санитарно-защитной полосы водоводов, проходящих по незастроенной территории, от крайних водоводов: при прокладке в сухих грунтах - не менее 10 м при диаметре до 1 000 мм, т.е. не менее 5 м по обе стороны. При прокладке водоводов по застроенной территории ширину полосы по согласованию с органами санитарно-эпидемиологической службы допускается уменьшать.
Согласно представленной истцом технической документации расстояние от водовода до объекта (магазина) составляет 5,5 м. В связи с чем заявителю фактически было отказано в проведении процедуры выбора земельного участка. При этом данное заявление в муниципальную комиссию для оформления акта выбора земельного участка и предварительного согласования не передавалось. Данное заявление было рассмотрено в соответствии с п. 3 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", согласно которому ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.
Выслушав доводы сторон, оценив представленные ими доказательства, арбитражный суд отмечает следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания данной нормы следует, что для признания ненормативного акта недействительным, действий (бездействия) незаконными необходимо соблюдение двух условий:
несоответствие ненормативного правового акта, решений, действия (бездействия) закону и
нарушение прав и законных интересов субъекта предпринимательской деятельности.
В силу ч.1 ст. 65 и ч. 5 ст. 200 АПК РФ орган или лицо, которые приняли оспариваемые акт, решение или совершили действия (бездействие), обязаны доказать соответствие их закону, а лицо, обращающееся с требованием о признании недействительным ненормативного правового акта, действий (бездействия) незаконными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных законодательством.
В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса РФ.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотрен статьей 30 Земельного кодекса РФ, согласно которой предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1# настоящей статьи.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в порядке, установленном в пункте 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации. На основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в строительстве (статья 31 ЗК РФ), осуществляется выбор подходящего земельного участка для размещения объекта, принимается решение о предварительном согласовании места его размещения, проводятся работы по формированию земельного участка, присваивается кадастровый номер и принимается решение о предоставлении земельного участка в порядке, установленном в статье 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
Статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации урегулирован порядок выбора земельных участков для строительства.
В соответствии с п. 1 ст. 31 ЗК РФ, гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями .
Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, а также дежурные кадастровые карты (планы), содержащие сведения о местоположении земельных участков, предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления (п. 2 ст. 31 ЗК РФ).
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (п. 3 ст. 31 ЗК РФ).
Согласно п. 5 ст. 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (п. 6 ст. 31 ЗК РФ).
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (ч. 7 ст. 36 ЗК РФ).
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта нежилого назначения начинается с выбора земельного участка, процедура которого последовательно урегулирована ст. 31 Кодекса.
При этом орган местного самоуправления, получивший заявление лица, заинтересованного в выборе земельного участка под строительство конкретного объекта, обязан обеспечить этот выбор на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных или иных условий использования соответствующей территории.
В соответствии с п. 1.6 Положения о порядке управления и распоряжения земельными участками на территории муниципального образования город Донской, утв. Решением Собрания депутатов муниципального образования город Донской от 24.07.2006 г. N 14-12 (далее - Положение), управление и распоряжение земельными участками на территории муниципального образования город Донской осуществляется администрацией муниципального образования город Донской (далее - Администрация), в пределах ее полномочий, установленных Уставом муниципального образования город Донской и настоящим Положением, через комитет имущественных и земельных отношений Администрации (далее - Комитет), за исключением земельных участков, передача которых во владение, пользование, собственность или аренду осуществляется Администрацией только с согласия Собрания депутатов муниципального образования город Донской.
При этом согласно п. 3.5 Положения предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в следующем порядке:
1. Выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта в соответствии с разделом 4 настоящего положения.
2. Проведение работ по формированию земельного участка.
3. Государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с законодательством.
4. Принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными разделом 5 настоящего Положения.
В свою очередь, в соответствии с разделом 4 Положения выбор земельных участков для строительства осуществляется в следующем порядке.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства (далее именуемые - Заявитель), обращается в Администрацию с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В заявлении указываются следующие данные:
- реквизиты и адрес заявителя;
- наличие предпроектной документации;
- предполагаемое место его размещения;
- обоснование примерного размера земельного участка;
- целевое назначение и испрашиваемое право на земельный участок, сроки пользования испрашиваемым земельным участком;
- сведения государственного земельного кадастра об испрашиваемом земельном участке.
К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (п. 4.1 Положения).
В случае отсутствия в заявлении указанных данных, уполномоченный орган Администрации направляет Заказчику письмо о необходимости предоставить недостающие сведения (п. 4.2 Положения).
Согласно п. 4.3 Положения заявление направляется в постоянно действующую комиссию, созданную постановлением главы Администрации, которая обеспечивает выбор земельного участка на местности на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах.
Результаты работы комиссии оформляются актом выбора земельного участка доя строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны, в котором указываются:
- местоположение земельного участка и состав угодий;
- пользователь земель на момент выбора участка, вид права пользования на участок, его кадастровый номер (при наличии);
- площадь земельного участка, испрашиваемого под объекты строительства;
- необходимость выкупа земельного участка у собственника при размещении объекта;
- варианты размещения объекта;
- необходимость установления санитарной (охранной) зоны;
- необходимость рекультивации земель и др.
При необходимости согласования размещения объекта с другими службами, в акте указывается конкретный перечень этих служб.
Неотъемлемой частью акта выбора земельного участка является проект границ земельного участка, подписанный членами комиссии, представителями служб, указанных в акте комиссии (п. 4.4 Положения).
При наличии вариантов размещения объектов комиссия рассматривает предложенные варианты и рекомендует к принятию наиболее оптимальный вариант на основании сравнения технико-экономических показателей, с учетом экологических, социальных и других последствий размещения объекта (п. 4.5 Положения).
Предпроектная документация, акт выбора земельного участка рассматриваются и согласовываются отделом строительства и архитектуры администрации МО город Донской (п. 4.6 Положения).
В силу п. 4.7 Положения отдел земельных отношений Комитета формирует дело о предварительном согласовании места размещения объекта.
Комитет информирует население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства путем публикации информации в местном официальном печатном издании (п. 4.8 Положения).
Дело о предварительном согласовании места размещения объекта предоставляется на рассмотрения главе Администрации. По поручению главы Администрации Комитет готовит проект постановления главы Администрации о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Постановление главы Администрации приобщается к делу о предварительном согласовании места размещения объекта (п. 4.9 Положения).
В соответствии с п. 4.10 Положения постановление о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка и действует в течение трех лет.
Постановление о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд (п. 4.13 Положения).
Из материалов дела следует, что 03.03.2011 г. заявитель обратился в Администрацию МО г. Донской с просьбой в порядке ст. 31 ЗК РФ обеспечить выбор земельного участка и предварительно согласовать место размещения объекта - магазина, расположенного по адресу: Тульская область, г. Донской, мкр. Центральный, ул. Октябрьская, примерно в 16 м на юг от жилого дома N 128.
К указанному заявлению Ермаков В.П. приложил:
- исполнительную съемку водовода, согласно которой расстояние от выступающей части здания магазина в осях А-Б / 1-3 (т.е. от границы испрашиваемого заявителем участка) составляет 5,5 м.;
- справку ООО "Коммунальные ресурсы "ДОН" от 12.01.2011 г. N 8, в которой разъяснено, что в соответствии с п. 7.23 СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" (таблица 14) расстояние по горизонтали (в свету) от ближайших подземных инженерных сетей до зданий и сооружений должно быть: от водопровода и напорной канализации до фундаментов зданий и сооружений - 5 м, от самотечной канализации (бытовая и дождевая) до фундаментов зданий и сооружений - 3 м.
В силу п. 10.20 СНиП 2.04.02-84 "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения" ширина санитарно-защитной полосы водоводов, проходящих по незастроенной и застроенной территории принимается от крайних водоводов: при прокладке в сухих грунтах - не менее 10 м при диаметре до 1 000 мм, т.е. не менее 5 м по обе стороны.
При этом при прокладке водоводов по застроенной территории ширину полосы по согласованию с органами санитарно-эпидемиологической службы допускается уменьшать;
- согласование ООО "Коммунальные ресурсы "ДОН" на схеме границ земельного участка для строительства магазина в коммерческих целях от 18.03.2010 г.;
- выкопировку из топоплана г. Донской (район д. 128 по ул. Октябрьской мкр. Центрального, масштаб 1:500), выполненную отделом строительства и архитектуры администрации муниципального образования город Донской, согласно которой расстояние от выступающей части магазина составляет 10 м.
Замечаний к представленному пакету документов у администрации не было, запросов о предоставлении дополнительных документов администрацией МО г. Донской в адрес заявителя не направлялось.
В ответ на указанное обращение 01.04.2011 г. Администрацией МО г. Донской в адрес предпринимателя было направлено письмо исх. N СО 1.1.6/634, в котором ответчик указал, что при рассмотрении представленной заявителем исполнительной съемки водовода, выполненной ФГУП "ЦТМП "Центрмаркшейдерия" с нанесенным нежилым объектом, выявлено несоответствие местоположения встроенного объекта и земельного участка с кадастровым номером 71:26:01 02 01:0028. Согласно схеме земельного участка, расположенного по адресу: Тульская область, г. Донской, мкр. Центральный, район дома N 128, фактически выстроенный объект выходит на 2,5 м со стороны (н4 и н1) за границу земельного участка с кадастровым номером 71:26:01 02 01:0028, предоставленного предпринимателю в аренду по договору N 200 от 01.10.2006 г.
Кроме того, администрация указала, что испрашиваемый заявителем земельный участок площадью 42,0 кв. м. дополнительно к ранее предоставленному на праве аренды земельному участку с кадастровым номером 71:26:01 02 01:0028, согласно схеме земельного участка по адресу: Тульская область, г. Донской, мкр. Центральный, район дома N 128, и справке ООО "Коммунальные ресурсы "ДОН" от 12.01.2011 г. расположен в охранной зоне водопроводных сетей.
При этом, в нарушение п. 4.3 Положения заявление предпринимателя в постоянно действующую комиссию, созданную постановлением главы администрации, которая обеспечивает выбор земельного участка на местности на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах, не направлялось.
Данный факт ответчиком не оспаривается.
Кроме того, из системного анализа Положения в части, касающейся порядка предоставления земельного участка для строительства (в частности, пунктов 4.10 - 4.13 Положения), рассмотрение заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта завершается принятием Администрацией постановления о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта.
Между тем, никакого постановления по результатам рассмотрения заявления Ермакова В.П. администрацией не принималось.
Данный факт ответчиком также не оспаривается.
В связи с изложенным, суд соглашается с доводом заявителя о том, что Администрацией был нарушен порядок рассмотрения заявления предпринимателя о выборе земельного участка и предварительном согласовании объекта.
Кроме того, суд также принимает во внимание довод заявителя о том, что доводы администрации фактически выстроенный объект выходит на 2,5 м со стороны (н4 и н1) за границу земельного участка с кадастровым номером 71:26:01 02 01:0028, предоставленного предпринимателю в аренду по договору N 200 от 01.10.2006 г., изложенные им в оспариваемом отказе, документально не подтверждены.
В приложенной к отказу схеме земельного участка по адресу: Тульская область, г. Донской, мкр. Центральный, район дома N 128 (сквер) отсутствуют какие-либо координаты точек 1, 2, 3 и 4, являющихся угловыми точками земельного участка, предоставленного заявителю в аренду.
Кроме того, точки н1 и н4 на указанной схеме вообще не являются границами земельного участка с кадастровым номером 71:26:01 02 01:0028.
Кроме того, суд соглашается с доводом заявителя о том, что спорный земельный участок не нарушает охранную зону водопроводных сетей.
Согласно Исполнительной съемке водовода от 09.02.2011 г., выполненной ФГУП "ЦТМП "Центрмаркшейдерия" водовод от выступающей части здания находится на расстоянии 5,5 м.
Доказательств обратного Администрацией в материалы дела не представлено.
В соответствии с п. 10.20 СНиП 2.04.02-84 "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения" ширину санитарно-защитной полосы водоводов, проходящих по незастроенной территории, надлежит принимать от крайних водоводов: при прокладке в сухих грунтах - не менее 10 м при диаметре до 1000 мм.
При прокладке водоводов по застроенной территории ширину полосы по согласованию с органами санитарно-эпидемиологической службы допускается уменьшать.
При этом как разъяснено в письме ООО "Коммунальные ресурсы "ДОН" от 12.01.2011г. N 8, ширина санитарно-защитной полосы водоводов должна быть не менее 5 м. по обе стороны.
В спорном случае, расстояние до водовода составляет 5,5 м, что не противоречит вышеуказанному СНиП.
При указанных обстоятельствах, отказ ответчика, изложенный в письме от 01.04.2011 г. N СО 1.1.6/634, не соответствует положениям ст. 31 Земельного кодекса РФ и Положения о порядке управления и распоряжения земельными участками на территории муниципального образования город Донской, утв. Решением Собрания депутатов муниципального образования город Донской от 24.07.2006 г. N 14-12.
В соответствии со ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии с частью 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения суда по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Следовательно, закон возложил на суды обязанность указать в судебном акте способ восстановления нарушенных прав и законных интересов лица, чье требование удовлетворено судом.
Согласно ч. 10 ст. 30 ЗК РФ в случае признания судом недействительным отказа в предоставлении земельного участка для строительства суд в своем решении обязывает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, предоставить земельный участок с указанием срока и условий его предоставления.
Однако, после определения участка(ков), подходящих для строительства того объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление, пункт 3 статьи 31 Кодекса обязывает органы местного самоуправления городских и сельских поселений информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
По смыслу данного положения оно призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 Кодекса).
Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
Исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 Кодекса стадий и условий выбора земельного участка под строительство акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования.
Устранение нарушения интересов заявителя не должно приводить к предоставлению не предусмотренных законодательством преимуществ и ущемлению интересов иных лиц.
Учитывая, что в материалах дела отсутствуют сведения о публикации сведений о возможном предоставлении земельного участка, о возможных вариантах выбора земельного участка, суд считает невозможным обязать ответчика принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта (магазина), утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка в течение 10 дней с момента вступления в законную силу решения Арбитражного суда Тульской области.
Указанный вывод согласуется в правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 14.09.2010 г. N 4424/10.
В связи с признанием оспариваемого отказа недействительным, суд указывает на устранение допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя, путем обязания Администрации МО г. Донской в установленный законом срок повторно рассмотреть заявление индивидуального предпринимателя Ермакова В.П. от 03.03.2011 г. в соответствии с требованиями ст. 31 ЗК РФ и Положения о порядке управления и распоряжения земельными участками на территории муниципального образования город Донской, утв. Решением Собрания депутатов муниципального образования город Донской от 24.07.2006 г. N 14-12.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 руб. подлежат отнесению на Администрацию муниципального образования город Донской и, соответственно, возмещению индивидуальному предпринимателю Ермакову Василию Павловичу.
На основании вышеизложенного, и руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд решил:
Признать незаконным отказ Администрации муниципального образования город Донской от 01.04.2011 г. N СО 1.1.6/634 в выборе земельного участка площадью 42,0 кв. м., расположенного по адресу: Тульская область, г. Донской, мкр. Центральный, ул. Октябрьская, район д. 128, для строительства, как несоответствующий требованиям Земельного кодекса РФ и Положения о порядке управления и распоряжения земельными участками на территории муниципального образования город Донской, утв. решением Собрания депутатов муниципального образования город Донской от 24.08.2006 г. N 14-12.
Обязать Администрацию муниципального образования город Донской в установленный законом срок повторно рассмотреть заявление индивидуального предпринимателя Ермакова Василия Павловича от 03.03.2011 г. в соответствии с требованиями ст. 31 Земельного кодекса РФ и Положения о порядке управления и распоряжения земельными участками на территории муниципального образования город Донской, утв. решением Собрания депутатов муниципального образования город Донской от 24.08.2006 г. N 14-12.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Взыскать с Администрации муниципального образования город Донской в пользу индивидуального предпринимателя Ермакова Василия Павловича в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 200 руб.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Тульской области; вступившее в законную силу решение суда может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Центрального округа через Арбитражный суд Тульской области.
Судья |
Л.В. Елисеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Тульской области от 6 октября 2011 г. N А68-4489/11
Текст решения официально опубликован не был