Решение Арбитражного суда Тульской области от 14 июля 2011 г. N А68-2113/11
Арбитражный суд Тульской области в составе:
председательствующего |
Елисеевой Л.В. |
при ведении протокола судебного заседания секретарем |
Михайловой Д.В. |
рассмотрел в судебном заседании дело по иску (заявлению) индивидуального предпринимателя Ерохиной Н.О. (ИНН 713100010324, ОГРН 304715228100054) к Администрации муниципального образования Одоевский район (ИНН 7131000871, ОГРН 1027103471680)
3-е лицо
МУП "Одоевские рынки" МО "Одоевский район"
О признании незаконным отказа
При участии в заседании от заявителя - предприниматель Ерохина Н.О., паспорт, представитель Ивлев В.В. по доверенности от 08.06.2011 г.
от ответчика - представители: Исмагулова Р.П. по доверенности от 26.04.2011 г. N 730, Родина В.М. по доверенности от 26.04.2011 г. N 731
от 3-его лица - представитель Исмагулова Р.П. по доверенности от 08.06.2011 г. N 42
Индивидуальный предприниматель Ерохина Наталья Олеговна обратилась в суд с заявлением (с учетом уточнения) о признании незаконным отказа Администрации Одоевский район Тульской области (от 04.05.2011 г. N 795) в реализации преимущественного права индивидуального предпринимателя Ерохиной Натальи Олеговны на приобретение арендуемого нежилого здания - магазина, площадью 63,3 кв.м., расположенного по адресу: Тульская область, Одоевский район, п. Одоев, ул. К.Маркса, в рамках Федерального закона N 159-ФЗ от 22.07.2008 г. "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и об обязании Администрации муниципального образования Одоевский район Тульской области:
1) обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого предпринимателем Ерохиной Натальей Олеговной нежилого здания - магазина, площадью 63,3 кв.м., расположенного по адресу: Тульская область, Одоевский район, п. Одоев, ул. К.Маркса, д. 59, в порядке, установленном Федеральным законом "об оценочной деятельности в Российской Федерации" в двухмесячный срок с даты вынесения настоящего решения;
2) принять решение об условиях приватизации арендуемого предпринимателем Ерохиной Натальей Олеговной нежилого здания - магазина, площадью 63,3 кв.м., расположенного по адресу: Тульская область, Одоевский район, п. Одоев, ул. К.Маркса, д. 59, в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке;
3) направить предпринимателю Ерохиной Наталье Олеговне предложение о заключении договора купли-продажи, подписанный проект договора купли-продажи арендуемого ею нежилого здания - магазина, площадью 63,3 кв.м., расположенного по адресу: Тульская область, Одоевский район, п. Одоев, ул. К.Маркса, д. 59, в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества.
Ответчик и 3-е лицо требования заявителя не признали.
Суд, выслушав сторон и 3-его лица и изучив материалы дела, установил:
Индивидуальный предприниматель Ерохина Н.О. с 15.09.2005 г. по настоящее время арендует нежилое здание - магазин площадью 63,3 кв.м., находящееся в муниципальной собственности и расположенное по адресу: Тульская область, Одоевский район, п. Одоев, ул. К.Маркса, д. 59, для использования под магазин, что подтверждается
договором аренды недвижимого имущества, находящегося в собственности Одоевского района, от 14.09.2005 г., срок аренды - с 15.09.2005 г. по 15.08.2006 г.;
договором аренды недвижимого имущества, находящегося в собственности Одоевского района, от 11.08.2006 г., срок аренды - с 16.08.2006 г. по 30.06.2007 г.;
договором аренды недвижимого имущества, находящегося в собственности Одоевского района, от 29.07.2007 г., срок аренды - с 01.07.2007 г. по 31.05.2008 г.;
договором аренды недвижимого имущества, находящегося в собственности Одоевского района, от 30.05.2008 г., срок аренды - с 01.06.2008 г. по 30.04.2009 г.;
договором аренды недвижимого имущества, находящегося в собственности Одоевского района, от 30.04.2009 г., срок аренды - с 01.05.2009 г. по 31.03.2010 г.;
договором аренды недвижимого имущества, находящегося в собственности Одоевского района, от 01.04.2010 г., срок аренды - с 01.04.2010 г. по 28.02.2011 г. Данный договор возобновил свое действие на неопределенный срок, поскольку арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя.
04.04.2011 г. индивидуальный предприниматель Ерохина Н.О. обратилась в администрацию МО Одоевский район с просьбой предоставить арендуемое помещение в собственность в порядке, предусмотренной Федеральным законом N 159-ФЗ.
В ответ на указанное обращение Администрация письмом от 04.05.2011 г. N 795 отказала заявителю в выкупе арендуемого им имущества, указав при этом, что спорное имущество с 1997 года находится в хозяйственном ведении у МУП "Одоевские рынки".
Будучи не согласной с данным отказом, индивидуальный предприниматель Ерохина Н.О. обратилась в суд с настоящим заявлением.
Суд считает, что требования заявителя удовлетворению не подлежат.
При этом суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ) (в редакции от 17.07.2009 г.) субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"). При этом такое преимущественное право может быть реализовано при условии, что:
1) арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества;
2) отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с ч. 4 ст. 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном ч. 2 ст. 9 настоящего Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества;
3) площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности;
4) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Понятие субъекта малого и среднего предпринимательства дано в статье 4 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;
2) средняя численность работников за предшествующий календарный год должна превышать следующие предельные значения численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;
3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, арендуемое помещение может быть приватизировано в упрощенном порядке хозяйствующим субъектом, отвечающим требованиям ст. 4 Федерального закона N 209-ФЗ, при условии соблюдения им в совокупности всех четырех условий, указанных в ст. 3 Федерального закона N 159-ФЗ.
Из материалов дела следует, что среднесписочная численность работников ИП Ерохиной Н.О. по состоянию на 01.01.2011 г. составила 2 человека.
Площадь арендуемого ею помещения составляет 63,3 кв.м., что не превышает значений, установленных Законом Тульской области от 18.12.2008 г. N 1182-ЗТО (1 000 кв.м.).
Спорное помещение находится в аренду у заявителя с 15.09.2005 г. по настоящее время.
На момент обращения заявителя с заявление о выкупе спорного помещения у ИП Ерохиной Н.О, задолженность по арендной плате за спорное помещение отсутствовала. Данный факт представителями ответчика в ходе рассмотрения дела не оспаривался.
Также, спорное помещение не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Между тем, в ходе рассмотрения настоящего спора было установлено, что спорное имущество находится в хозяйственном ведении МУП "Одоевские рынки" МО Одоевский район.
Исходя из смысла ст. ст. 294, 295, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, не вправе распоряжаться этим имуществом. Имуществом, закрепленным на праве хозяйственного ведения за государственным или муниципальным унитарным предприятием, распоряжается само предприятие в пределах, определяемых в соответствии с ГК РФ.
Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона N 159-ФЗ государственное или муниципальное предприятие вправе осуществить возмездное отчуждение недвижимого имущества, принадлежащего ему и арендуемого лицом, отвечающим требованиям, предусмотренным статьей 3 настоящего Закона, в порядке, обеспечивающем реализацию преимущественного права арендатора на приобретение указанного имущества.
То есть, Федеральный закон N 159-ФЗ только предоставляет право государственным и муниципальным унитарным предприятиям осуществить продажу имущества, но не возлагает на эти предприятия обязанность по продаже этого имущества.
В п. 13 Информационного письма от 05.11.2009 N 134 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что по смыслу Федерального закона N 159-ФЗ право на приобретение арендуемого нежилого помещения не может быть реализовано в порядке, предусмотренном ч. 2 ст. 9 названного Закона, если арендуемое имущество принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения.
Суд не принимает во внимание довод заявителя о том, что собственником не принималось решения о передаче его в хозяйственное ведение МУП "Одоевские рынки".
Из материалов дела следует, что 09.12.1997 г. главой администрации Одоевского района Тульской области было издано постановление N 510 "О создании унитарного муниципального предприятия "Торговый дом", в соответствии с которым было постановлено создать унитарное муниципальное предприятие "Торговый дом" с уставным фондом 87 079 тыс. руб. (п. 1 постановления).
Комитету по экономике и управлению имуществом было предписано:
- выступить учредителем Унитарного муниципального предприятия "Торговый дом" от лица муниципального образования "Одоевский район";
- передать в установленном порядке Унитарному муниципальному предприятию "Торговый дом" имущество на сумму 87 079 тыс. руб. для внесения в уставный фонд вышеназванного предприятия и закрепить на праве хозяйственного ведения.
Во исполнение данного постановления 10.12.1997 г. главой администрации Одоевского района было издано постановление N 512 "О регистрации Устава муниципального унитарного предприятия "Торговый дом".
Согласно п. 1.1 Устава МУП "Торговый дом" основано на муниципальной собственности Одоевского района.
Учредителем Предприятия является комитет по управлению имуществом администрации Одоевского района (п. 1.2 Устава).
Согласно п. 6.1 Устава Комитет по экономике, управлению имуществом и приватизации передает МУП "Торговый дом" в полное хозяйственное ведение имущество в размере 87 079 000 рублей.
Имущество предприятия принадлежит ему на правах хозяйственного ведения (п. 6.4 Устава).
06.01.1998 г. между Комитетом по экономике, управлению имуществом и приватизации и МУП "Торговый дом" был заключен договор о закреплении за МУП "Торговый дом" имущества на праве полного хозяйственного ведения.
В соответствии с п. 1 данного договора передача имущества в полное хозяйственное ведение между сторонами осуществляется на основании актов приема-передачи имущества.
29.12.1997 г. председателем комитета по экономике и управлению имуществом Одоевского района был согласован акт приема передачи имущества согласно приложению N 1, находящегося на тот момент на балансе УМПЖКХ на баланс МУП "Торговый дом".
В качестве основания для такой передачи в указанном акте указано, в частности, постановление главы Одоевского района от 09.12.1997 г. N 510.
В свою очередь, в приложении к данному акту указано, в частности, нежилое здание магазин "Птица", п. Одоев, ул. К.Маркса, д. 59 (спорное имущество).
04.03.1999 г. главой муниципального образования "Одоевский район" Тульской области было издано постановление N 46 "О реорганизации муниципальных унитарных предприятий "Одоевские рынки" и "Торговый дом".
Согласно п. 1 данного постановления было принято решение о реорганизации МУП "Одоевские рынки" путем присоединения к нему муниципального предприятия "Торговый дом".
02.04.1999 г. зав. отделом по управлению имуществом был согласован акт приема-передачи объектов нежилого фонда от МУП "Торговый дом" МУП "Одоевские рынки".
Спорное имущество было поставлено на баланс МУП "Одоевские рынки", что подтверждается инвентарной карточкой учета основных средств.
25.04.2005 г. между Комитетом по экономике МО "Одоевский район" и МУП "Одоевские рынки" МО "Одоевский район" Тульской области был дополнительно заключен договор, согласно которому имущество, отраженное в балансе Предприятия по состоянию на 01.04.2005 г., закрепляется за Предприятием на праве хозяйственного ведения.
Суд отмечает также, что согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Учитывая, что спорное имущество было передано в хозяйственное ведение МУП "Торговый дом", являющееся правопредшественником МУП "Одоевские рынки", до вступления в законную силу Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", последующей регистрации данного права не требовалось.
В свою очередь, согласно справке Одоевского производственного участка Тульского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" от 17.12.2010 г. по состоянию на 15.09.1998 г. недвижимое имущество, расположенное по адресу: Тульская область, п. Одоев, ул. К.Маркса, д. 59, на праве государственной собственности было зарегистрировано за Одоевским комбинатом коммунальных предприятий, т.е. за предприятием, с баланса которого спорное имущество передано на баланс МУП "Торговый дом".
Таким образом, спорное имущество, о выкупе которого просит заявитель, находится в хозяйственном ведении МУП "Одоевские рынки" с момента создания его правопредшественника - МУП "Торговый дом" (с 1997 года).
Учитывая изложенное, у суда отсутствуют основания для утверждения о том, то спорное имущество не передавалось в хозяйственное ведение 3-го лица, а также для вывода о том, что передача спорного имущества в хозяйственное ведение МУП "Одоевские рынки" имела своей целью исключительно воспрепятствование ИП Ерохиной Н.О. в реализации права на приобретение в собственность арендуемого ею имущества.
Суд отмечает также, что все договоры аренды, в соответствии с которыми заявитель арендовала спорное имущество, являются трехсторонними, одной из сторон данных договоров является МУП "Одоевские рынки".
Таким образом, администрация МО Одоевский район правомерно отказала заявителю в выкупе спорного помещения.
При таких обстоятельствах, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований заявителя.
Расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 200 руб. (200 руб. за подачу заявления об оспаривании отказа и 2 000 руб. за обеспечительные меры) подлежит отнесению на заявителя.
В пользу заявителя из федерального бюджета подлежит возврату государственная пошлина в сумме 200 руб.
На основании вышеизложенного и, руководствуясь ст. ст. 110, 167-170, 201 АПК РФ, арбитражный суд решил:
В удовлетворении требований индивидуального предпринимателя Ерохиной Натальи Олеговны отказать.
Расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 200 руб. отнести на индивидуального предпринимателя Ерохину Наталью Олеговну.
Возвратить в пользу индивидуального предпринимателя Ерохиной Натальи Олеговны из федерального бюджета государственную пошлину в размере 200 руб.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд черед Арбитражный суд Тульской области.
Судья |
Л.В.Елисеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Тульской области от 14 июля 2011 г. N А68-2113/11
Текст решения официально опубликован не был