Решение Арбитражного суда Тульской области от 19 июля 2011 г. N А68-2420/11
Арбитражный суд Тульской области в составе
судьи |
Елисеевой Л.В. |
Протокол вела секретарь судебного заседания |
Михайлова Д.В. |
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Третья генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" (ИНН 0326023099, ОГРН 1040302983093)
к администрации муниципального образования город Суворов Суворовского района (ИНН 7133025543, ОГРН 1067152000123)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Тульской области о признании недействительным постановления от 13.01.2011 N 11,
при участии в заседании:
от заявителя - представитель Крутикова Т.В. по доверенности от 23.12.2010г. N 393;
от ответчика - представители Наташин А.Н. по доверенности от 14.02.2011г., Белоусова Л.А. по доверенности от 14.02.2011г.;
от третьего лица - не явились, извещены увед. 706066.
Открытое акционерное общество "Третья генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" (далее по тексту решения также ОАО "ОГК-3", Общество) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с требованием о признании недействительным постановления администрации муниципального образования город Суворов Суворовского района от 13.01.2011 N 11 "О признании утратившим силу постановлений администрации муниципального образования город Суворов Суворовского района "Об уточнении вида разрешенного использования земельного участка".
Заявленные требования обосновывает следующим:
при принятии оспариваемого ненормативного правового акта администрация муниципального образования город Суворов Суворовского района нарушила ст. 36 Конституции Российской Федерации, так как ОАО "ОГК-3" использует спорные земельными участками свободно и открыто для размещения сооружений и объектов, обслуживающих электростанцию; не уточнение вида фактического использования нарушает права ОАО "ОГК-3" по свободному пользованию земельными участками;
п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации, так как виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений;
требование ОАО "ОГК-3" об уточнении видов разрешенного использования земельных участков является правомерным и обусловлено принятой классификацией земельных участков по группам видов разрешенного использования, до 2007 года классификация земель населенных пунктов по видам разрешенного использования для территорий промышленных объектов предусматривала только один вид развешенного использования "земли под промышленными объектами"; в настоящий момент перечень групп видов разрешенного использования содержит 15 различных групп и для территорий промышленных объектов предусматривает не один вид;
постановление администрации муниципального образования город Суворов Суворовского района от 13.01.2011 N 11 немотивированно;
кадастровая стоимость земельного участка находится в прямой зависимости от вида его разрешенного использования, поэтому принятие оспариваемого постановления затрагивает имущественные права ОАО "ОГК-3", влияет на размер исчисляемого Обществом земельного налога и арендной платы.
Администрация муниципального образования город Суворов Суворовского район (далее по тексту решения также Администрация) представила отзывы на заявление от 05.05.2011 г., от 17.05.2011 г., в которых возражала против удовлетворения заявленных требований, указав, что:
оспариваемое постановление принято с целью устранения нарушений, допущенных во время его принятия;
согласно предоставленных ОАО "ОГК-3" кадастровых паспортов и свидетельств о государственной регистрации права на здания и сооружения, расположенные на земельных участках принадлежащих ОАО "Третья генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" на праве собственности и договоров аренды, а также учитывая то, что данные земельные участки находятся в зоне объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, совокупность выше изложенного указывает на то, что фактическое использование земельных участков соответствует виду их разрешенного использования и изменение их будет не целесообразно;
изменения в Правила землепользования и застройки муниципального образования город Суворов Суворовского района не вносились;
на решение вынести постановление N11 от 13.01.2011 г. также повлияли, более подробное рассмотрение и анализ представленных ОАО "ОГК-3" документов и вынесенных администрацией муниципального образования город Суворов Суворовского района постановлений от 24.11.2010 г., от 21.12.2010 г., а также устные разъяснения и рекомендации со стороны Земельно-кадастровой палаты по Тульской области, Земельного комитета муниципального образования Суворовский район о правильности и порядке изменения вида разрешенного использования земельных участков в соответствии с действующим законодательством.
Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Тульской области представила письменные пояснения по существу заявленных требований от 25.05.2011 г., из которых следует, что:
сведения о видах разрешенного использования спорных земельных участков были внесены в государственный реестр недвижимости в порядке информационного взаимодействия в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в случае удовлетворения заявленных требований соответствующие изменения в сведения государственного кадастра недвижимости о видах разрешенного использования земельных участков будут внесены на основании представленного решения суда, вступившего в законную силу.
Также Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Тульской области ходатайствовало о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд, рассмотрев данное ходатайство в порядке ст. 159 АПК РФ, считает возможным его удовлетворить и рассмотреть дело в отсутствие третьего лица.
Спор рассматривается по имеющимся материалам в отсутствие третьего лица в порядке ст. 156 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Земельные участки с кадастровыми номерами 71:18:030103:0003; 71:18:030103:0055; 71:18:030103:0056; 71:18:030103:0057; 71:18:030103:0058; 71:18:030103:0059; 71:18:030103:0060; 71:18:030103:0062; 71:18:030101:58; 71:18:030101:66; 71:18:030101:68 принадлежат ОАО "ОГК-3" на праве собственности, земельные участки с кадастровыми номерами 71:18:030101:67; 71:18:030101:69; 71:18:030101:70 ОАО "ОГК-3" арендует у администрации муниципального образования Суворовский район по договору аренды N 607 от 27.09.2010 г.
ОАО "ОГК-3" направило Главе администрации муниципального образования город Суворов Суворовского района письма N 01юр-12/9847, N01юр-12/9848 от 18.11.2010 г., N01юр-12/1986 от 17.12.2010 г. "Об уточнении вида разрешенного использования".
В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N-137 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", решением Собрания депутатов муниципального образования город Суворов Суворовского района N 12-105 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования город Суворов Суворовского района", администрация муниципального образования город Суворов Суворовского района приняла постановления, которыми изменила вид разрешенного использования земельных участков вместо "для размещения сооружений промышленности" - "для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов", отменила фактическое использование (характеристика деятельности) земельных участков - "для размещения сооружений промышленности", а именно:
1) земельного участка с кадастровым номером 71:18:030103:0003 (постановление N 303 от 24.11.2010 г.);
2) земельного участка с кадастровым номером 71:18:030103:0055 (постановление N 302 от 24.11.2010 г.);
3) земельного участка с кадастровым номером 71:18:030103:0056 (постановление N 301 от 24.11.2010 г.);
4) земельного участка с кадастровым номером 71:18:030103:0057 (постановление N 300 от 24.11.2010 г.);
5) земельного участка с кадастровым номером 71:18:030103:0058 (постановление N 299 от 24.11.2010 г.);
6) земельного участка с кадастровым номером 71:18:030103:0059 (постановление N 298 от 24.11.2010 г.);
7) земельного участка с кадастровым номером 71:18:030103:0060 (постановление N 297 от 24.11.2010 г.);
8) земельного участка с кадастровым номером 71:18:030103:0062 (постановление N 296 от 24.11.2010 г.);
9) земельного участка с кадастровым номером 71:18:030101:58 (постановление N 304 от 24.11.2010 г.);
10) земельного участка с кадастровым номером 71:18:030101:66 (постановление N 316 от 21.12.2010 г.);
11) земельного участка с кадастровым номером 71:18:030101:67 (постановление N 319 от 21.12.2010 г.);
12) земельного участка с кадастровым номером 71:18:030101:68 (постановление N 317 от 21.12.2010 г.);
13) земельного участка с кадастровым номером 71:18:030101:69 (постановление N 316 от 21.12.2010 г.);
14) земельного участка с кадастровым номером 71:18:030101:70 (постановление N 320 от 21.12.2010 г.).
13.01.2011 г. Главой администрации муниципального образования город Суворов Суворовского района принято постановление N 11 "О признании утратившим силу постановлений администрации муниципального образования город Суворов Суворовского района "Об уточнении вида разрешенного использования земельного участка", которым были признаны утратившими силу постановления администрации муниципального образования город Суворов Суворовского района: N 296 от 24.11.2010 г., N 297 от 24.11.2010 г., N 298 от 24.11.2010 г., N 299 от 24.11.2010 г., N 300 от 24.11.2010 г., N 301 от 24.11.2010 г., N 302 от 24.11.2010 г., N 303 от 24.11.2010 г., N 304 от 24.11.2010 г., N 316 от 21.12.2010 г., N 317 от 21.12.2010 г., N 318 от 21.12.2010 г., N 319 от 21.12.2010 г., N 320 от 21.12.2010 г., в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом муниципального образования город Суворов Суворовского района.
Не согласившись с постановлением Администрации от 13.01.2011 N 11, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Проанализировав материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, суд пришел к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания приведенных правовых норм вытекает, что удовлетворение требований об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными возможно лишь при совокупности двух условий, а именно: несоответствия оспариваемых актов, решения, действий (бездействия) нормам закона и нарушение ими прав заявителя.
Земельный кодекс Российской Федерации (далее по тексту решения - ЗК РФ) устанавливает принцип целевого использования земельных участков, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (пп. 8 п. 1 ст. 1, пп. 2 п. 1 ст. 40 ЗК РФ).
Согласно ст. 7 ЗК РФ земли по целевому назначению подразделяются на категории и используются в соответствии с установленным для каждой категории целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из принадлежности земель к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В силу статьи 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Согласно п. 9 ст. 1, п.п. 2, 6 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту решения - ГрК РФ) разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки.
В соответствии с положениями ст. 37 ГрК РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от формы собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
В силу п. 2 ст. 85 ЗК РФ для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент.
Из материалов дела следует, что Решением Собрания депутатов муниципального образования город Суворов Суворовского района от 30.12.2009г. N 12-105 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования город Суворов Суворовского района.
Согласно ст. 18 Правил землепользования и застройки изменение видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на территории муниципального образования город Суворов осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами при условии соблюдения требований технических регламентов и иных требований в соответствии с действующим законодательством (п. 1 ст. 18).
Изменение видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на территории муниципального образования город Суворов может осуществлять правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства без дополнительных разрешений и согласований, если:
- применяемые в результате этого изменения виды использования указаны в градостроительном регламенте в качестве основных видов разрешенного использования или являются вспомогательными по отношении к существующим в пределах объекта права основным или условно разрешенным видам использования;
- правообладателем получено заключение органа архитектуры и градостроительства о том, что планируемое изменение вида разрешенного использования возможно без существенных конструктивных преобразований объектов, не связано необходимостью подготовки проектной документации и может быть осуществлено без получения разрешения на строительство - в соответствующих случаях.
Из материалов дела следует, что администрацией МО г. Суворов Суворовского района было приняты постановления об изменении разрешенного использования земельных участков, а, именно:
- земельного участка с кадастровым номером 71:18:03 01 03:0003 с "для эксплуатации артезианской скважины N 12" на "для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов" (постановление от 24.11.2010г. N 303);
- земельного участка с кадастровым номером 71:18:03 01 03:0055 с "для эксплуатации здания хранилища гаммадефектоскопов" на "для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов" (постановление от 24.11.2010г. N 302);
- земельного участка с кадастровым номером 71:18:03 01 03:0056 с "для эксплуатации артезианской скважины N 11" на "для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов" (постановление от 24.11.2010г. N 301);
- земельного участка с кадастровым номером 71:18:03 01 03:0057 с "для эксплуатации здания весовой" на "для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов" (постановление от 24.11.2010г. N 300);
- земельного участка с кадастровым номером 71:18:03 01 03:0058 с "для эксплуатации здания склада хлорной извести и мастерские участка N 1" на "для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов" (постановление от 24.11.2010г. N 299);
- земельного участка с кадастровым номером 71:18:03 01 03:0059 с "для эксплуатации здания склада хранения серной кислоты" на "для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов" (постановление от 24.11.2010г. N 298);
- земельного участка с кадастровым номером 71:18:03 01 03:0060 с "для эксплуатации здания гаража N 2" на "для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов" (постановление от 24.11.2010г. N 297);
- земельного участка с кадастровым номером 71:18:03 01 03:0062 с "для эксплуатации административного здания цеха топливоподачи" на "для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов" (постановление от 24.11.2010г. N 296);
- земельного участка с кадастровым номером 71:18:03 01 01:58 с "для эксплуатации сооружений промышленности" на "для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов" (постановление от 24.11.2010г. N 304);
- земельного участка с кадастровым номером 71:18:03 01 01:66 с "для размещения сооружений промышленности" на "для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов" (постановление от 21.12.2010г. N 316);
- земельного участка с кадастровым номером 71:18:03 01 01:67 с "для размещения сооружений промышленности" на "для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов" (постановление от 21.12.2010г. N 319);
- земельного участка с кадастровым номером 71:18:03 01 01:68 с "для размещения сооружений промышленности" на "для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов" (постановление от 21.12.2010г. N 317);
- земельного участка с кадастровым номером 71:18:03 01 01:69 с "для размещения сооружений промышленности" на "для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов" (постановление от 21.12.2010г. N 316);
- земельного участка с кадастровым номером 71:18:03 01 01:70 с "для размещения сооружений промышленности" на "для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов" (постановление от 21.12.2010г. N 320).
Земельные участки с кадастровыми номерами 71:18:030103:0003; 71:18:030103:0055; 71:18:030103:0056; 71:18:030103:0057; 71:18:030103:0058; 71:18:030103:0059; 71:18:030103:0060; 71:18:030103:0062; 71:18:030101:58; 71:18:030101:66; 71:18:030101:68 принадлежат ОАО "ОГК-3" на праве собственности, земельные участки с кадастровыми номерами 71:18:030101:67; 71:18:030101:69; 71:18:030101:70 ОАО "ОГК-3" арендует у администрации муниципального образования Суворовский район по договору аренды N 607 от 27.09.2010 г.
Между тем, указанное изменение разрешенного использования вышеуказанных земельных участков было осуществлено администрацией г. Суворов Суворовского района без учета Правил землепользования и застройки МО г. Суворов Суовровского района. Указанные Правила не содержат такого вида разрешенного использования как "для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов".
Таким образом, изменение вида разрешенного использования спорных земельных участков было с нарушением Правил землепользования и застройки, предусматривающих, что изменение видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на территории муниципального образования город Суворов может осуществлять правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства без дополнительных разрешений и согласований, если, в частности, применяемые в результате этого изменения виды использования указаны в градостроительном регламенте в качестве основных видов разрешенного использования.
Суд не принимает во внимание довод заявителя о том, что перечисленные в Правилах землепользования и застройки муниципального образования город Суворов Суворовского района градостроительные регламенты не отражают фактического использования земельных участков, поскольку данные Правила в установленном законом порядке не оспорены. Кроме того, данными Правилами предусмотрена процедура внесения изменения в них, в том числе в части установления видов разрешенного использования земельных участков. В связи с чем, заявитель вправе в установленном порядке обратиться с заявлением о внесении соответствующих изменений в Правила землепользования и застройки МО г. Суворов Суворовского района.
Судом также отклоняется ссылка заявителя на п. 8 ст. 36# ГК РФ, поскольку данная норма не регулирует порядок изменения разрешенного использования земельного участка.
Суд не принимает во внимание довод заявителя о том, что Правила землепользования и застройки муниципального образования город Суворов Суворовского района и градостроительные карты к ним не опубликованы и не вступили в силу.
Как следует из материалов дела, Решением Собрания депутатов муниципального образования город Суворов Суворовского района от 30.12.2009г. N 12-105 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования город Суворов Суворовского района.
Данные Правила опубликованы в газете "Вестник администрации МО Суворовский район" от 08.02.2010г. N 3 (185).
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления") в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочием по учреждению печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации.
В ч. 3 ст. 47 Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления" закреплено, что порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
По смыслу указанных норм учреждение печатного средства массовой информации является правом, а не обязанностью органов местного самоуправления. Следовательно, муниципальные правовые акты и иная официальная информация могут публиковаться в иных средствах массовой информации (печатных изданиях), если это установлено уставом муниципального образования и обеспечивает возможность ознакомления с ними граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования.
Согласно п. 3 ст. 45 Устава МО г. Суворов Суворовского района принятые Собранием депутатов муниципального образования нормативные правовые акты направляются главе муниципального образования для подписания и обнародования в течение 10 дней.
Нормативные правовые акты Собрания депутатов муниципального образования о налогах и сборах вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Иные нормативно правые акты Собрания депутатов вступают в силу в порядке, определенном в статье 45 настоящего Устава (п. 6 ст. 46 Устава).
В свою очередь, согласно п. 9 ст. 45 Устава муниципальные правовые акты вступают в силу со дня их подписания, если иное не предусмотрено самими актами.
Муниципальные правовые акта, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) (п. 10 ст. 45 Устава).
Таким образом, Устав муниципального образования г. Суворов Суворовского района не определяет, в каком именно печатном издании осуществляется официальная публикация нормативных правовых актов, принятых Собранием депутатов муниципального образования г. Суворов Суворовского района.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что публикация спорных Правил землепользования и застройки в газете "Вестник администрации муниципального образования Суворовский район" является официальным опубликованием данных правил, которое обеспечило возможность ознакомления с ними граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования.
Кроме того, если согласиться с доводом заявителя о том, что спорные Правила землепользования и застройки муниципального образования город Суворов Суворовского района в установленном законом порядке не опубликованы, то в таком случае, ответчиком при принятии постановление от 24.11.2010г. и от 21.12.2010г. об уточнении видов разрешенного использования спорных земельных участков не был соблюден порядок принятия такого рода постановлений.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 4 ФЗ от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но не позднее чем до 31 декабря 2012 года, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3 - 10 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части соответствующих требований.
В силу частей 3-6 ст. 39 ГрК РФ в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования проводятся с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение. В случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства может оказать негативное воздействие на окружающую среду, публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску такого негативного воздействия. Комиссия направляет сообщения о проведении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, правообладателям объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, и правообладателям помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается данное разрешение. Заключение о результатах публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
Срок проведения публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и не может быть более одного месяца (ч. 7 ст. 39 ГрК РФ).
Пунктами 12 ст. 31 ГрК РФ установлено, что публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся комиссией в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьей 28 настоящего Кодекса и с частями 13 и 14 настоящей статьи.
При этом, в случае подготовки правил землепользования и застройки применительно к части территории поселения или городского округа публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся с участием правообладателей земельных участков и (или) объектов капитального строительства, находящихся в границах указанной части территории поселения или городского округа. В случае подготовки изменений в правила землепользования и застройки в части внесения изменений в градостроительный регламент, установленный для конкретной территориальной зоны, публичные слушания по внесению изменений в правила землепользования и застройки проводятся в границах территориальной зоны, для которой установлен такой градостроительный регламент. В этих случаях срок проведения публичных слушаний не может быть более чем один месяц (п. 14 ст. 31 ГрК РФ).
Таким образом, до принятия правил землепользования и застройки, но не позднее 1 января 2012 г., изменение разрешенного использования земельного участка осуществляется решением органа местного самоуправления с учетом публичных слушаний.
Судом установлено, что администрация муниципального образования город Суворов Суворовского района, принимая постановления N 296 от 24.11.2010 г., N 297 от 24.11.2010г., N 298 от 24.11.2010 г., N 299 от 24.11.2010 г., N 300 от 24.11.2010 г., N 301 от 24.11.2010 г., N 302 от 24.11.2010 г., N 303 от 24.11.2010 г., N 304 от 24.11.2010 г., N 316 от 21.12.2010 г., N 317 от 21.12.2010 г., N 318 от 21.12.2010 г., N 319 от 21.12.2010 г., N 320 от 21.12.2010 г. каких-либо публичных слушаний по изменению вида разрешенного использования земельных участков, не проводила.
Суд отмечает также, что заявитель не обосновал факт обращения в администрацию МО г. Суворов Суворовского района с заявлением об уточнении разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 71:18:03 01 01:58, поскольку как следует из материалов дела, в частности, кадастровой выписки, данный земельный участок расположен на территории иного муниципального образования - муниципального образования Суворовский район.
Согласно ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту решения - Закон N 131-ФЗ) указано, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
На основании ч. 3 ст. 34 Закона N 131-ФЗ порядок формирования, полномочии, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.
В соответствии со ст.48 Закона N 131-ФЗ предусмотрено, что муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления и должностными лицами органов местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, судом, а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).
При этом в силу п. 4 ст. 7 Закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.
Таким образом, основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, компетентный орган местного самоуправления, его должностное лицо в порядке самоконтроля вправе отменить ранее принятый данным либо другим должностным лицом органа местного самоуправления правовой акт при наличии предусмотренных законом оснований.
При этом отмена органом местного самоуправления принятого им акта возможна исходя из необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций и не может противоречить действующему законодательству и произвольно ограничивать субъективные права.
Принимая решение по вопросам местного значения, орган местного самоуправления в постановлении должен обосновать свою позицию ссылками на конкретные нормативные правовые акты и требования технических регламентов.
Таким образом, поскольку постановления N 296 от 24.11.2010 г., N 297 от 24.11.2010г., N 298 от 24.11.2010 г., N 299 от 24.11.2010 г., N 300 от 24.11.2010 г., N 301 от 24.11.2010 г., N 302 от 24.11.2010 г., N 303 от 24.11.2010 г., N 304 от 24.11.2010 г., N 316 от 21.12.2010 г., N 317 от 21.12.2010 г., N 318 от 21.12.2010 г., N 319 от 21.12.2010 г., N 320 от 21.12.2010 г. были приняты с нарушением норм действующего законодательства, Администрация вправе была в рамках предоставленных ей полномочий в соответствии со ст. 48 Закона N 131-ФЗ отменить незаконные постановления.
Неуказание в постановлении от 13.01.2011 г. N 17 статей нормативных правовых актов, послуживших основанием для отмены постановлений "Об уточнении вида разрешенного использования земельного участка" не является существенным нарушением, влияющим на законность оспариваемого постановления.
Суд полагает, что в спорном случае принятием Администрацией МО г. Суворов Суворовского района оспариваемого постановления от 13.01.2011 г. N 17 "О признании утративших силу постановлений администрации муниципального образования город Суворов Суворовского района " Об уточнении вида разрешенного использования земельного участка" не были нарушены права и законные интересы заявителя, поскольку само изменение разрешенного использования спорных земельных участков в соответствии с постановлениями от 24.11.2010 г. и от 21.12.2010 г. был осуществлено с нарушением требований действующего законодательства.
При указанных обстоятельствах суд не усматривает оснований для удовлетворения требований заявителя.
Расходы по уплате государственной пошлины в силу ст. 110 АПК РФ подлежат отнесению на ООО "ОГК-3".
Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
В удовлетворении требований заявителя отказать.
Расходы по уплате государственной пошлины отнести на заявителя.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Тульской области в месячный срок со дня его принятия.
Судья |
Л.В. Елисеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Тульской области от 19 июля 2011 г. N А68-2420/11
Текст решения официально опубликован не был