Администрация города Тулы, именуемая в дальнейшем "Администрация", в лице главы администрации города Авилова Е.В., действующего на основании Устава муниципального образования город Тула, Координационный совет организаций профсоюзов города Тулы, именуемый в дальнейшем "Профсоюзы", в лице председателя Тульской федерации профсоюзов Каенкова И.А., действующего на основании Устава Тульской федерации профсоюзов, и Территориальное объединение работодателей "Тульский городской союз работодателей", именуемый в дальнейшем "Работодатели", в лице председателя Калинина Н.Н., действующего на основании Устава организации "Тульский городской союз работодателей", все вместе именуемые в дальнейшем "Стороны", в соответствии с Трудовым кодексом РФ и Законом Тульской области "О социальном партнерстве в сфере труда" заключили настоящее соглашение (далее - Соглашение) по основным вопросам проведения социально-экономической политики в целях повышения уровня и качества жизни населения, поддержания социальной стабильности на основе устойчивого развития и модернизации экономики муниципального образования город Тула.
Стороны Соглашения в объеме своих полномочий принимают на себя обязательства, закрепленные областным трехсторонним соглашением между правительством Тульской области, Тульской федерацией профсоюзов и Тульским областным союзом работодателей на 2013 - 2014 годы.
Стороны признают необходимым заключение отраслевых территориальных соглашений, коллективных договоров на предприятиях, в учреждениях и организациях (далее - организации) всех форм собственности. Настоящее соглашение рассматривается Сторонами как основа при ведении коллективных переговоров в организациях.
Суммы бюджетных средств, требуемые для реализации пунктов Соглашения, включаются в проект муниципального бюджета на соответствующий год, вносимый на утверждение Тульской городской Думы.
Стороны Соглашения в объеме своих полномочий принимают меры, направленные на обеспечение реализации заключенных соглашений и коллективных договоров, оказывают содействие в развитии социального партнерства на всех уровнях.
1. В целях развития отраслей экономики города, предпринимательства,
обеспечения занятости населения и развития трудовых ресурсов
Стороны совместно:
1.1. В области экономической политики считают приоритетными следующие направления:
- увеличение объемов инвестиций в промышленность города не менее 2 процентов ежегодно в сопоставимых ценах;
- рост объемов производства конкурентоспособной продукции (работ, услуг) во всех отраслях экономики, ее продвижение на внутреннем и внешнем рынках, развитие малого предпринимательства;
- улучшение производственной, транспортной, финансово-кредитной инфраструктуры;
- создание конкурентной среды на рынке товаров и услуг, осуществление мониторинга обоснованности установления цен предприятиями (организациями) - монополистами;
- насыщение потребительского рынка качественными товарами и услугами.
1.2. Проводят согласованную политику при подготовке и принятии решений в отношении неплатежеспособных организаций, направленную на предотвращение возникающих социальных конфликтов.
При возникновении предпосылок для проведения процедур, связанных с несостоятельностью (банкротством) организаций, разрабатывают и осуществляют меры по опережающему профессиональному обучению, переквалификации и социальной поддержке работников.
1.3. Разрабатывают и реализуют политику по защите социально-трудовых интересов многодетных семей, молодежи и инвалидов, содействуют трудоустройству инвалидов на рабочие места по квоте.
1.4. Осуществляют согласованные действия по сдерживанию уровня официально регистрируемой безработицы для достижения его не более 0,85 процента от численности экономически активного населения.
1.5. В области тарифной политики исходят из необходимости соблюдения баланса, обеспечивающего как эффективное функционирование поставщиков услуг и товаров, так и стимулирование снижения энерго- и ресурсоемкости экономики г. Тулы, а также минимизацию негативного влияния роста тарифов и цен на уровень жизни населения г. Тулы и экономику предприятий-потребителей.
1.6. Принимают скоординированные меры по снижению социальной напряженности в результате массового увольнения работников организаций. При определении уровня массового высвобождения работников руководствуются следующими критериями:
а) при ликвидации организаций любой организационно-правовой формы с численностью работающих 15 и более человек;
б) при сокращении численности или штата работников в размере 10 процентов в течение 30 календарных дней в организациях с численностью до 50 человек;
в) при сокращении численности или штата работников организаций в количестве:
- 25 и более человек в течение 30 календарных дней;
- 100 и более человек в течение 60 календарных дней;
- 250 и более человек в течение 90 календарных дней.
1.7. Разрабатывают и принимают меры, направленные на преодоление негативных тенденций от влияния теневой экономики и неформального рынка труда, недопущение "скрытых" форм оплаты труда.
1.8. Принимают меры по обеспечению подготовки и повышению квалификации кадров в соответствии с потребностями рынка труда, в том числе непосредственно на производстве. Разрабатывают систему взаимодействия высших учебных заведений с работодателями, включая создание учредительных советов с участием представителей бизнеса.
1.9. Осуществляют согласованные действия по обеспечению трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы, и молодых специалистов. Совершенствуют и развивают систему профессиональной ориентации среди учащихся общеобразовательных школ, учреждений начального и среднего профессионального образования.
1.10. Разрабатывают и реализуют комплекс мероприятий по созданию временных рабочих мест для несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет.
1.11. Принимают участие в подготовке и финансировании ежегодного Праздника труда, конкурсов профессионального мастерства с участием социальных партнеров.
1.12. Определяют масштабы использования иностранных рабочих с учетом ситуации на рынке труда.
1.13. Осуществляют контроль за соблюдением законодательства, защищающего интересы работников предприятий, расположенных на территории города Тулы, при смене собственника.
Администрация:
1.14. Проводит согласованную политику с Работодателями и Профсоюзами при разработке основных параметров программ и прогнозов социально-экономического развития муниципального образования город Тула, включая прогноз баланса трудовых ресурсов.
1.15. В целях создания благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства оказывает различного вида поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
1.16. В целях продвижения товаров тульских товаропроизводителей на межрегиональные рынки и привлечения инвесторов в реальный сектор экономики предоставляет материалы для формирования официального городского портала.
1.17. Содействует развитию торгово-экономического и научно-технического сотрудничества муниципального образования город Тула с другими муниципальными образованиями, субъектами РФ, зарубежными государствами.
1.18. Оказывает содействие при подготовке квалифицированных рабочих кадров через систему начального и среднего профессионального образования для экономики и социальной сферы муниципального образования с учетом заявок работодателей и потребностей рынка труда.
1.19. Осуществляет анализ заявок на квотирование иностранной рабочей силы с учетом необходимости приоритетного найма российских граждан. Выдает заключения о целесообразности привлечения и использования труда иностранных работников организацией-заявителем при отсутствии фактов: высвобождения работников - граждан России в течение предыдущих двух лет в связи с сокращением численности, занижения размера заработной платы, создания работодателем социально-бытовых условий проживания привлекаемых работников, не соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям.
1.20. В организациях, где предполагается массовое сокращение работников, размещает информацию о проведении ярмарок вакансий, услугах государственной службы занятости и проводит иную информационно-разъяснительную работу о возможности трудоустройства и профессионального обучения профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда.
1.21. Регулярно через средства массовой информации обеспечивает доведение до населения информации о рынке труда, возможностях службы занятости населения по трудоустройству, обучению и переподготовке высвобождаемых работников, а также перечень профессий, на которые имеется устойчивый спрос.
Администрация и Работодатели:
1.22. Осуществляют совместные действия, направленные на создание условий для участия малых и средних предприятий в реализации государственных, областных и муниципальных программ развития территорий.
1.23. Обеспечивают приоритетное право российских граждан на вакантные рабочие места на рынке труда муниципального образования город Тула.
1.24. При возникновении предпосылок для проведения процедур, связанных с несостоятельностью (банкротством) организаций, разрабатывают и осуществляют меры по опережающему профессиональному обучению, переквалификации и социальной поддержке работников.
Профсоюзы:
1.25. Выходят с инициативой по разработке, заключению отраслевых соглашений, коллективных договоров в организациях всех форм собственности и включению в них обязательств, направленных на сохранение и развитие производства, повышению качества производимой продукции и оказываемых услуг, по укреплению трудовой и производственной дисциплины.
1.26. Способствуют устойчивой финансово-экономической работе организаций: соблюдению трудовой и технологической дисциплины, росту производительности труда, повышению профессионализма и деловой активности работников через коллективные договоры, соглашения, конкурсы, общественные смотры. Участвуют в организации трудового соревнования в организациях. Распространяют передовой опыт.
1.27. Содействуют стабилизации работы организаций путем обсуждения вопросов производственной деятельности на профсоюзных собраниях, заседаниях профсоюзных органов. Содействуют работодателям по созданию в коллективах условий для творческого, производительного труда.
1.28. Принимают активное участие в снижении социальной напряженности. С целью предотвращения несанкционированных митингов и забастовок, приводящих к дестабилизации экономики, проводят разъяснительную работу среди работников предприятий.
1.29. Выступают в поддержку требований работников организации о приостановке выполнения решения по массовому высвобождению работающих или его поэтапному проведению.
1.30. При проведении процедур банкротства обеспечивают контроль действия коллективного договора и действий работодателя при расторжении трудовых договоров.
1.31. Оказывают членам Профсоюзов безвозмездные услуги и консультации по вопросам труда, занятости, трудовых споров и др.
1.32. Участвуют в работе городского координационного комитета содействия занятости населения.
Профсоюзы и Работодатели:
1.33. Организуют трудовое соревнование подразделений, конкурсы профессионального мастерства в организациях с подведением итогов и применением форм морального и материального стимулирования.
1.34. Рассматривают возможность включения в коллективные договоры обязательства по:
- сохранению и развитию производства, повышению производительности труда и конкурентоспособности выпускаемой продукции, обеспечению занятости;
- предоставлению высвобождаемым работникам льгот и компенсаций сверх установленных законодательством, возможности переобучения их новым профессиям, а также оплачиваемого времени для поиска новой работы до наступления срока расторжения трудового договора (с учетом финансового положения предприятия);
- развитию системы внутрипроизводственного обучения персонала, предусматривая на эти цели соответствующее финансирование;
- выделению временных рабочих мест для трудоустройства в свободное от учебы время несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, в том числе для детей сотрудников;
- развитию научно-технического творчества молодежи.
1.35. Ежеквартально информируют работников о финансово-хозяйственной деятельности организаций, принимаемых мерах по стабилизации и развитию производства.
Работодатели:
1.36. Принимают меры по обеспечению прибыльной работы организаций, своевременному техническому перевооружению, внедрению передовых технологий, созданию дополнительных рабочих мест.
1.37. Разрабатывают и реализуют бизнес-планы в целях привлечения капиталов для инвестирования инновационной деятельности.
1.38. Осуществляют ликвидацию организаций, изменение форм собственности, полную или частичную приостановку производства, влекущие за собой сокращение рабочих мест или существенное ухудшение условий труда, только после предварительного (не менее чем за три месяца) сообщения об этом соответствующим Профсоюзам и территориальному органу службы занятости населения.
1.39. Информируют выборные органы первичных профсоюзных организаций по вопросам экономической и финансовой деятельности организаций, принимаемых мерах по стабилизации и развитию производства, предоставляют право председателям первичных профсоюзных организаций получать информацию по социально-трудовым вопросам.
1.40. Согласовывают с профсоюзными органами привлечение иностранной рабочей силы в организацию. Обеспечивают в первоочередном порядке трудоустройство российских граждан на рабочие места, предусматриваемые для привлечения иностранной рабочей силы.
1.41. Принимают меры в пределах установленной квоты к выделению или созданию за счет собственных средств рабочих мест, в том числе специальных, для приема на работу инвалидов и в установленные законом сроки представляют в государственное учреждение Тульской области "Центр занятости населения г. Тулы" информацию о рассчитанном количестве рабочих мест для приема на работу инвалидов и наличии вакантных рабочих мест (должностей).
1.42. Представляют в центр занятости населения информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей) на предприятии, в организации.
2. В целях повышения уровня жизни, регулирования
оплаты труда и социальной защищенности населения
Стороны совместно:
2.1. Принимают меры по доведению величины средней заработной платы в организациях города до уровня не менее 4-кратного размера прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного в Тульской области.
2.2. Осуществляют согласованные действия по увеличению заработной платы низкооплачиваемых групп работников до величины, установленной Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Тульской области.
2.3. Содействуют организации и проведению периодических, дополнительных и углубленных медицинских осмотров работающих граждан.
2.4. Проводят согласованную политику в области развития культуры, спорта, туризма, организации детского и семейного отдыха, санаторно-курортного лечения работников и членов их семей, сохранения и укрепления сети спортивных, социально-культурных, санаторных объектов на территории муниципального образования город Тула. Не допускают снижения объемов финансирования и уровня обеспечения перечисленным выше объектам по сравнению с предыдущим годом.
2.5. Взаимодействуют в подготовке и организации оздоровления и отдыха детей в соответствии с долгосрочной целевой программой "Организация отдыха и оздоровления детей в Тульской области на 2012 - 2016 годы". Не допускают снижения объемов финансирования и уровня оздоровления детей по сравнению с предыдущим годом. Устанавливают часть стоимости путевки, оплачиваемую из семейного бюджета, диффиренцированно в зависимости от среднедушевого дохода семьи, но не выше 30 процентов ее полной стоимости. Устанавливают размер единовременной денежной компенсации для оплаты части стоимости путевки, самостоятельно приобретенной родителем, дифференцирован но в зависимости от среднедушевого дохода семьи.
2.6. Расширяют практику активного сотрудничества по оказанию разноплановой помощи детским домам и школам-интернатам, созданию условий для социальной поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
2.7. Не допускают ликвидации социально-бытовых, культурных и спортивных учреждений всех форм собственности, а также использования не по назначению зданий, сооружений и иного имущества, принадлежащих указанным учреждениям.
Администрация:
2.8. Обеспечивает своевременную выплату заработной платы работникам учреждений, финансируемых из муниципального бюджета, и проводит работу в рамках своих полномочий по обеспечению погашения задолженности по выплате заработной платы работникам внебюджетной сферы.
2.9. При формировании социальных статей проекта муниципального бюджета рассматривает предложения соответствующих профсоюзных органов и территориальных объединений работодателей.
2.10. В целях своевременной выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы в полном объеме выделяет средства на выплату заработной платы, в том числе за вторую половину декабря финансового года с производством окончательного расчета до 1 января следующего года.
2.11. Принимает меры по доведению размера средней заработной платы работников учреждений бюджетной сферы до величины средней заработной платы в регионе.
2.12. Обеспечивает сохранение действующих выплат работникам, имеющим почетные звания, отраслевые нагрудные знаки, ученые степени по профильной специальности, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
2.13. Предусматривает в проекте муниципального бюджета на соответствующий финансовый год и своевременно выделяет средства:
а) на повышение фонда оплаты труда работникам муниципальных учреждений в размерах и в сроки, установленные для работников государственных учреждений Тульской области;
б) на оплату труда работникам муниципальных учреждений города за вторую половину декабря финансового года с производством окончательного расчета до 1 января следующего года;
в) на оплату дополнительных отпусков работникам учреждений, финансируемых из муниципального бюджета, работающих с ненормированным рабочим днем;
г) на оплату дополнительных отпусков работникам учреждений, финансируемых из муниципального бюджета, согласно Списку производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день;
д) на доплату низкооплачиваемым категориям работников бюджетных учреждений до размера минимальной заработной платы, установленного Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Тульской области;
е) на оплату периодических медицинских осмотров и приобретение медицинских книжек работникам учреждений бюджетной сферы в случаях, установленных законодательством РФ;
ж) на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда в учреждениях, финансируемых из муниципального бюджета, согласно заявкам руководителей учреждений в пределах предусмотренных ассигнований;
з) на замену уходящих в отпуск работников муниципальных дошкольных учреждений;
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
к) на реализацию муниципальной программы "О выплате ежемесячной надбавки педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений города Тулы, не достигшим 30-летнего возраста";
л) на выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда.
2.14. Принимает меры по улучшению санитарного состояния города.
Администрация и Работодатели:
2.15. Обеспечивают своевременное финансирование работ по проведению капитального ремонта находящихся в собственности домов и коммуникаций в соответствии со списком (планом) и в пределах предусмотренных ассигнований.
2.16. Разрабатывают мероприятия по повышению качества транспортных услуг населению на основе перехода на пассажирские перевозки транспортом большей вместимости.
Профсоюзы:
2.17. Обеспечивают защиту прав и интересов членов Профсоюзов и других работников, уплачивающих взнос солидарности в Профсоюзы, организаций, присоединившихся к Соглашению, в случае наделения первичных профсоюзных организаций полномочиями на представительство в установленном порядке.
2.18. Осуществляют контроль соблюдения законодательства о труде, в том числе своевременной выплаты заработной платы и других социальных выплат, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации и Тульской области. Вносят предложения по привлечению к ответственности должностных лиц, не обеспечивающих выполнение указанных нормативных правовых актов.
Профсоюзы и Работодатели:
2.19. Предусматривают в коллективных договорах:
а) конкретный размер денежной компенсации в случае нарушения установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, - не ниже одной трехсотой действующей в это время и увеличенной на 1 пункт ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченной в срок суммы за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно;
б) оплату в размере средней заработной платы периода приостановки работником исполнения трудовых обязанностей по причине задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней.
2.20. Включают в коллективные договоры обязательства:
а) по выплате месячной заработной платы работникам, полностью отработавшим норму рабочего времени и выполнившим нормы труда (трудовые обязанности) при нормальных условиях труда, не ниже размера минимальной заработной платы, установленной Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Тульской области;
б) по установлению тарифной ставки 1-го разряда (оклада) в организациях внебюджетного сектора экономики в соответствии с положениями отраслевых (межотраслевых) соглашений, но не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного в Тульской области;
в) по росту заработной платы в размере не ниже индекса потребительских цен в Тульской области;
г) по оплате работы в ночное и вечернее время, повышенной не менее чем на 40 процентов и 20 процентов (соответственно) часовой тарифной ставки (оклада), за каждый час работы, исходя из финансового положения предприятия;
д) по установлению минимального размера дополнительных расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства (суточные) не ниже норм на выплату суточных, применяемых в налоговом учете.
2.21. Разрабатывают и включают в коллективные договоры мероприятия со сроками реализации:
- по доведению величины средней заработной платы в организации до уровня не менее 4-кратного размера прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного в Тульской области;
- по доведению средней заработной платы работников организации до среднего уровня заработной платы по соответствующему виду экономической деятельности.
2.22. Предусматривают в коллективных договорах положения о необходимости поддержания тарифной части заработка на уровне, установленном отраслевым (межотраслевым) соглашением, но не ниже 70 процентов от общего его размера.
2.23. Предусматривают в коллективных договорах порядок выплаты вознаграждения работникам, за исключением работников, получающих оклад (должностной оклад), за нерабочие праздничные дни, в которые они не привлекались к работе, в размере не менее 2/3 средней заработной платы.
2.24. Включают в коллективные договоры положения об оказании единовременной материальной помощи работникам при рождении ребенка.
2.25. Разрабатывают и включают в коллективные договоры мероприятия по организации отдыха и оздоровления детей сотрудников. Предусматривают в коллективных договорах предоставление вышедшим на пенсию работникам и их семьям возможности пользоваться объектами организации, имеющими социально-культурное назначение.
Работодатели:
2.26. Обеспечивают своевременную выплату заработной платы работникам. При нарушении установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, производят их выплату с уплатой процентов (денежной компенсации) в соответствии с обязательствами, предусмотренными в коллективном договоре.
2.27. Устанавливают тарифную ставку 1-го разряда (оклада) в организациях внебюджетного сектора экономики в соответствии с положениями отраслевых (межотраслевых) соглашений, но не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного в Тульской области.
2.28. Производят выплату месячной заработной платы работникам (в том числе занятым у индивидуальных предпринимателей) внебюджетного сектора экономики, отработавшим норму рабочего времени и выполнившим нормы труда (трудовые обязанности) при нормальных условиях труда, не ниже размера минимальной заработной платы, установленного Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Тульской области.
2.29. Заключают договоры с учреждениями начального профессионального образования с внесением в них обязательств сторон по подготовке рабочих, специалистов необходимой квалификации и их трудоустройству.
2.30. Обеспечивают выплату работникам гарантированных государством пособий по обязательному социальному страхованию, в том числе пособий по материнству и детству.
2.31. Предоставляют по запросам соответствующих профсоюзных органов документы по заработной плате работников.
2.32. Выделяют средства для оплаты части стоимости оздоровительных путевок, приобретаемых их работниками, в части не компенсируемой выплатами, производимыми муниципальным образованием, в целях недопущения превышения затрат родителя на оплату путевки свыше 30 процентов от ее полной стоимости.
Приоритет отдавать лицам, имеющим среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Тульской области.
2.33. Принимают меры по созданию условий для организации горячего питания работников. Не допускают ликвидации столовых полного цикла на производствах любых форм собственности со сменным и круглосуточным режимом работы от 200 человек в смену.
3. В целях улучшения условий и охраны труда
Стороны совместно:
3.1. Участвуют в реализации долгосрочных целевых программ "Улучшение условий и охраны труда в Тульской области на 2009 - 2013 годы" и "Улучшение условий и охраны труда в Тульской области на 2014 - 2016 годы".
3.2. Организуют взаимодействие с органами надзора и контроля с целью осуществления совместных комплексных проверок состояния условий и охраны труда в организациях. Обеспечивают контроль в области охраны труда, промышленной безопасности.
3.3. Рассматривают вопросы состояния условий и охраны труда, промышленной и экологической безопасности в качестве приоритетных направлений сотрудничества с целью обеспечения достойных условий труда.
3.4. Регулярно информируют население о состоянии производственного травматизма, условиях труда в организациях города и реализуют мероприятия по снижению показателей производственного травматизма и улучшению условий и охраны труда.
3.5. Разрабатывают предложения по совершенствованию законодательства в области охраны труда и информируют работников о вновь принимаемых правовых актах по вопросам охраны труда.
3.6. Обеспечивают в полном объеме социальные гарантии пострадавшим на производстве в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (ФЗ N 125 от 24.07.1998).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер Федерального закона от 24 июля 1998 г. "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" следует читать как "125-ФЗ"
3.7. Участвуют в реализации программ улучшения условий и охраны труда, направленных на снижение рисков несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний и улучшение демографической ситуации.
3.8. Осуществляют совместные проверки по вопросам проведения предварительных и периодических медицинских осмотров, обеспечения работников средствами индивидуальной защиты.
3.9. Обеспечивают контроль за своевременным и полным перечислением страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
3.10. Организуют и проводят общегородской День охраны труда и финансируют указанное мероприятие на паритетной основе.
3.11. Организуют и проводят с участием организаций города, группой компаний "Охрана труда" ежеквартальные практические семинары (совещания) по вопросам охраны труда и исполнения трудового законодательства, в том числе по вопросам распространения передового отечественного и зарубежного опыта по улучшению состояния условий и охраны труда.
Администрация:
3.12. Содействует работодателям в проведении аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации организации работ по охране труда в учреждениях, финансируемых из муниципального бюджета.
3.13. Обеспечивает финансирование мероприятий по охране труда и пожарной безопасности в учреждениях, финансируемых из муниципального бюджета, согласно заявкам руководителей учреждений и в пределах утвержденных бюджетных ассигнований.
3.14. Принимает участие в организации обучения и проверке знаний по вопросам охраны труда руководителей и специалистов отдельных категорий застрахованных.
3.15. Доводит до предприятий и организаций города информацию о вновь принятых нормативных правовых актах по охране труда.
3.16. В установленном порядке принимает участие в расследовании групповых, тяжелых несчастных случаев на производстве и несчастных случаев на производстве со смертельным исходом.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
3.18. Доводит до заинтересованных организаций города информацию о предприятиях, изготавливающих и реализующих средства индивидуальной защиты.
3.19. Проводит на безвозмездной основе консультирование работодателей и работников по вопросам охраны труда.
Профсоюзы:
3.20. Взаимодействуют с органами государственного управления охраной труда, органами надзора и контроля и осуществляют контроль за соблюдением нормативных правовых актов по охране труда, а в случае выявления нарушений требуют от работодателя устранить их.
3.21. Информируют работников организаций о необходимости соблюдения установленных правил охраны труда, состоянии условий и охраны труда на рабочих местах с целью исключения человеческого фактора из организационных причин производственного травматизма.
3.22. Защищают интересы работников:
- в вопросах обеспечения работодателем безопасных условий труда и права работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда;
- пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональное заболевание.
3.23. Принимают участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Осуществляют общественный контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда на малых предприятиях.
3.24. Проводят выборы уполномоченных (доверенных) лиц профсоюзных комитетов и членов комитетов (комиссий) по охране труда во всех организациях и на предприятиях, где действуют первичные профсоюзные организации.
3.25. Добиваются включения в коллективные договоры обязательств по реализации Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", в том числе по финансированию мер по предотвращению наступления страхового случая, лечения и оздоровления трудящихся на основании решения комиссии по социальному страхованию.
3.26. Предоставляют на безвозмездной основе большой актовый зал в здании Тульской федерации профсоюзов для проведения совместных ежеквартальных практических семинаров по охране труда и общегородского Дня охраны труда.
Профсоюзы и Работодатели:
3.27. Предусматривают в коллективных договорах и соглашениях:
а) мероприятия по улучшению условий и охраны труда, а также средства на их финансирование;
б) предоставление компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда;
в) обязательства по созданию рабочих мест, отвечающих современным требованиям охраны труда;
г) предоставление времени с оплатой в размере средней заработной платы уполномоченным профсоюзных комитетов по охране труда, не освобожденным от основной работы, для выполнения возложенных на них обязанностей по осуществлению общественного контроля за состоянием условий и охраны труда, а также для их обучения. Обеспечивают информированность персонала о безусловном соблюдении каждым работником установленных правил, методов работы и технологических процессов, при рациональном выполнении которых работник сохраняет свою работоспособность, средства труда и имущество организации (предприятия).
3.28. Проводят мониторинг состояния условий и охраны труда в организациях для разработки мероприятий, направленных на предупреждение производственного травматизма и профзаболеваний.
3.29. Предусматривают в коллективных договорах оплату времени простоя при превышении параметров микроклиматических условий (превышение или понижение температурного режима на рабочих местах по сравнению с допустимыми значениями, установленными СНиП) как простоя по вине работодателя - не менее 2/3 среднего заработка.
Работодатели:
3.30. Информируют работников при поступлении на работу и в процессе работы о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и опасных производственных факторов.
3.31. Создают условия для осуществления уполномоченными (доверенными) лицами профсоюзных комитетов, а также членами комитетов (комиссий) по охране труда контроля за соблюдением на рабочих местах требований норм и правил по охране труда.
3.32. Направляют за счет собственных средств работников организаций на обучение по охране труда с отрывом от производства. Совершенствуют подготовку и обучение специалистов безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.
3.33. Организуют работу по аттестации рабочих мест по условиям труда и выполнение мероприятий по их доведению до нормативных требований с последующей сертификацией работ по охране труда. Включают в состав аттестационных комиссий представителей профсоюзных организаций, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда.
3.34. Создают в организациях за счет собственных средств специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, получивших трудовое увечье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья, связанное с исполнением работниками трудовых обязанностей в данной организации.
3.35. Обеспечивают условия для осуществления контроля за состоянием условий и охраны труда в организациях, расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний органами надзора и контроля, Фондом социального страхования, работниками Государственной экспертизы условий труда, а также представителями профсоюзов и иных органов общественного контроля.
3.36. Обеспечивают своевременное и полное перечисление страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
3.37. Предусматривают средства на проведение природоохранных мероприятий по улучшению окружающей среды.
3.38. Обеспечивают финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
3.39. Предоставляют в профсоюзный комитет информацию:
- о перечне профессий, для которых было изменено пенсионное обеспечение по спискам N 1 и N 2;
- о состоянии рабочего места, указывая вредные и опасные факторы, а также размер компенсационных доплат и льгот за работу в особых условиях труда.
3.40. Создают и обеспечивают работу кабинетов и уголков охраны труда согласно Постановлению Минтруда от 17.01.2001 РФ N 7.
3.41. Обеспечивают получение дополнительного профессионального образования или прохождение профессиональной переподготовки в области охраны труда руководителей служб охраны труда и специалистов по охране труда организаций.
3.42. Обеспечивают обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медосмотры (обследования) работников, работающих с вредными или опасными производственными факторами.
3.43. Принимают меры по выводу из эксплуатации морально устаревшего и физически изношенного оборудования, угрожающего жизни и здоровью работников, способствующего загрязнению окружающей среды.
4. В целях защиты пенсионных прав работающего населения
Стороны совместно:
4.1. Участвуют в решении вопросов поступления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и ведения персонифицированного учета в городе Туле.
Администрация:
4.2. Рассматривает на межведомственной комиссии по погашению задолженности по выплате заработной платы и контролю за поступлением в бюджет города Тулы налоговых платежей организаций, являющихся должниками по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Работодатели:
4.3. В целях пенсионного обеспечения работников своевременно представляют в территориальные органы Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Тульской области отчетность в соответствии с требованиями пенсионного законодательства для ведения персонифицированного учета.
4.4. Выдают работникам предприятия копию индивидуальных сведений, представленных в Пенсионный фонд Российской Федерации.
4.5. Обеспечивают сохранность и своевременно передают на архивное хранение документы по заработной плате работников, стажу и работе во вредных условиях, дающих право на льготное пенсионное обеспечение.
4.6. Рассматривают возможность по введению в организациях системы негосударственного пенсионного обеспечения работников.
Профсоюзы и Работодатели:
4.7. Предусматривают в коллективных договорах раздел "Обязательное пенсионное страхование" и мероприятия по добровольному пенсионному обеспечению застрахованных лиц.
4.8. Создают совместно с профсоюзными организациями на предприятии комиссию по пенсионным вопросам.
4.9. Организуют мероприятия по торжественному вручению в организациях пенсионных удостоверений с приглашением представителей территориальных органов Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Тульской области.
5. В целях эффективного участия молодежи (лиц до 35 лет)
в развитии экономики региона, обеспечения их профессионального
роста, занятости и социальной защищенности
Стороны совместно:
5.1. Осуществляют согласованные действия по обеспечению трудоустройства молодых специалистов и содействию студенческой занятости.
Администрация:
5.2. В целях обеспечения государственной и муниципальной поддержки в решении жилищной проблемы молодых семей, принятых в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, предусматривает в бюджете расходы на реализацию муниципальной долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на период 2009 - 2015 годы" в период действия подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище".
Администрация и Работодатели:
5.3. Содействуют обеспечению занятости молодежи различных категорий.
Профсоюзы и Работодатели:
5.4. Включают в коллективные договоры раздел по молодежной политике с перечнем дополнительных льгот и гарантий молодым работникам, совмещающим работу с обучением в профильных учебных заведениях, возвратившимся на работу в организации после прохождения военной службы.
5.5. Проводят конкурсы профессионального мастерства среди молодых рабочих и специалистов.
Работодатели:
5.6. Предусматривают меры социальной поддержки, дополнительные гарантии и льготы молодым семьям.
5.7. Развивают взаимодействие с образовательными учреждениями среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного профессионального образования в целях подготовки квалифицированных кадров.
5.8. Обеспечивают рабочими местами выпускников профильных учебных заведений города Тулы в соответствии с необходимой потребностью.
5.9. Формируют и организуют работу советов молодых специалистов, молодых мастеров, наставников.
5.10. Проводят в организациях Дни открытых дверей, экскурсии с целью ознакомления с профессиями, востребованными на рынке труда.
Профсоюзы:
5.11. Проводят обучение молодого профсоюзного актива по вопросам трудового законодательства, охраны труда, социального партнерства.
5.12. Проводят открытые уроки в учебных заведениях на тему: "Сегодня учащийся или студент, завтра работник - член профсоюза".
5.13. Создают в профсоюзных организациях города Тулы советы (комиссии) по работе с молодежью.
6. В целях обеспечения социального партнерства в сфере труда
Стороны совместно:
6.1. Реализуют меры, направленные на повышение роли городской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее - Комиссия), в формировании и реализации государственной политики в сфере труда:
- проведение в рамках компетенции Комиссии консультаций по вопросам социально-экономической политики в городе;
- участие Комиссии в разработке и (или) обсуждении проектов нормативных правовых актов по вопросам социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, программ социально-экономического развития.
6.2. Принимают решения по вопросам, включенным в Соглашение, после ознакомления с ними Сторон и консультаций на уровне Комиссии.
6.3. Обеспечивают возможность представителям Сторон принимать участие в рассмотрении на всех уровнях вопросов, не включенных в Соглашение, но представляющих взаимный интерес.
6.4. Проводят согласованную политику по созданию и укреплению первичных профсоюзных организаций на предприятиях и в организациях города.
6.5. Содействуют развитию коллективно-договорного регулирования трудовых отношений в организациях малого предпринимательства.
6.6. Принимают меры по проведению в городе переговорной кампании по заключению соглашений и коллективных договоров или внесению в уже действующие коллективные договоры изменений и дополнений в соответствии с финансовым планом на последующий год в единые сроки с едиными требованиями, изложенными в Соглашении.
6.7. Участвуют в постоянно действующих комиссиях, созданных органами местного самоуправления, рассматривающих социально-трудовые вопросы.
6.8. Содействуют организации обучения представителей социальных партнеров различных уровней по вопросам правового регулирования трудовых отношений, практике заключения коллективных договоров и соглашений.
6.9. Способствуют предотвращению и урегулированию коллективных трудовых споров, развивают на территории города систему участия работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.
6.10. Принимают участие в проводимом на региональном уровне ежегодном всероссийском конкурсе "Российская организация высокой социальной эффективности".
Администрация:
6.11. Направляет проекты нормативных правовых и иных актов органов местного самоуправления в сфере труда (до их внесения в Тульскую городскую Думу или до принятия по ним решений администрацией города Тулы), а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, на рассмотрение в Комиссию для принятия соответствующих решений. Решение Комиссии, а при наличии не урегулированных разногласий - мнение ее Сторон доводится до сведения Тульской городской Думы и подлежит обязательному рассмотрению администрацией г. Тулы.
6.12. При оказании организационной, финансовой и иной поддержки организациям учитывает в качестве основных критериев ситуацию с выплатой заработной платы, участие в системе социального партнерства, соблюдение законодательства о труде, обязательств коллективных договоров и соглашений.
6.13. Осуществляет поддержку, не противоречащую Федеральному закону от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в том числе организациям, действующим в системе социального партнерства и обеспечивающим реализацию обязательств по соглашениям и коллективным договорам.
6.14. Предоставляет на безвозмездной основе Координационному совету организаций профсоюзов города Тулы оснащенные помещения для проведения мероприятий в рамках социального партнерства.
6.15. При рассмотрении кандидатур руководителей организаций, представляемых к государственным наградам и присвоению почетных званий Российской Федерации, учитывает результаты выполнения отраслевого и настоящего Соглашения, коллективного договора.
Профсоюзы:
6.16. Ежегодно не позднее ноября выходят с инициативой по вступлению в переговоры с работодателем по подготовке проекта коллективного договора и его заключению на следующий год (или внесения изменений и дополнений в действующий коллективный договор).
6.17. Не выступают организаторами коллективных действий в случае выполнения Администрацией и Работодателями обязательств, предусмотренных настоящим Соглашением, а также в отраслевых территориальных соглашениях, коллективных договорах.
6.18. Предлагают малым и средним предприятиям заключать договоры о сотрудничестве, в которых берут на себя обязательства по оказанию помощи организациям в вопросах охраны труда и соблюдения трудового законодательства, а также в решении социальных вопросов.
6.19. Принимают меры по созданию на предприятиях и в организациях города первичных профсоюзных организаций.
Работодатели:
6.20. Обеспечивают при наличии письменных заявлений работников ежемесячное и бесплатное перечисление на счет профсоюза членских взносов одновременно с выплатой заработной платы работникам организации.
6.21. Обеспечивают условия для уставной деятельности профсоюзов и их выборных органов в организациях. Не допускают случаев нарушения прав профсоюзов, установленных законодательством Российской Федерации.
6.22. При отсутствии на предприятии первичной профсоюзной организации обеспечивают условия:
- для ее создания;
- для проведения коллективных переговоров по заключению коллективного договора, а также осуществления контроля его выполнения;
- при рассмотрении трудовых споров работников с работодателями.
6.23. Не позднее I квартала заключают коллективные договоры с работниками, полномочным представителем которых является профсоюзный комитет, или вносят в уже действующий коллективный договор изменения и дополнения в соответствии с финансовым планом на последующий год. Признают соглашения и коллективные договоры важнейшим инструментом поддержания социального мира.
6.24. Разрабатывают проекты локальных нормативных актов организаций, затрагивающих социально-трудовые права работников, с учетом мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
6.25. Рассматривают требования, предложения, изложенные в решении профсоюзных конференций, и в течение месяца принимают соответствующие решения.
Профсоюзы и Работодатели:
6.26. Предусматривают в коллективных договорах обязательство по ежемесячному перечислению первичной профсоюзной организации членских профсоюзных взносов и фиксированного размера денежных средств на культурно-массовую, физкультурную и оздоровительную работу в организациях.
7. Действие Соглашения, обеспечение контроля его выполнения,
ответственность Сторон за реализацию Соглашения
7.1. Соглашение вступает в силу с 1 января 2013 года и действует до 31 декабря 2014 года.
7.2. Соглашение действует в отношении:
- работодателей, являющихся членами Тульского городского союза работодателей, заключившего Соглашение.
Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения Соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия Соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные данным Соглашением;
- работодателей, не являющихся членами Тульского городского союза работодателей, заключившего Соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить Соглашение либо присоединиться к Соглашению после его заключения;
- администрации города Тулы в пределах взятых ею на себя обязательств.
Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в настоящем пункте.
7.3. Администрация города Тулы обеспечивает в двухнедельный срок с момента (дня) подписания Сторонами Соглашения публикацию его в общественно-политической региональной газете "Тула". Одновременно с публикацией Соглашения координатор городской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений предлагает работодателям, осуществляющим деятельность на территории муниципального образования город Тула и не участвующим в заключении Соглашения, присоединиться к нему.
Если работодатели в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения присоединиться к Соглашению не представили координатору городской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то оно считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения и подлежит обязательному исполнению ими.
7.4. Изменения и дополнения в Соглашение вносятся по взаимному согласию Сторон.
7.5. Ни одна из Сторон Соглашения не может в течение установленного срока его действия в одностороннем порядке прекратить исполнение принятых обязательств.
7.6. Стороны реализуют Соглашение на основе взаимного доверия и взаимной ответственности, проводят совместные заседания для своевременной координации усилий по выполнению Соглашения.
7.7. Контроль за выполнением Соглашения осуществляется Сторонами Соглашения в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Законом Тульской области "О социальном партнерстве в сфере труда". Итоги выполнения Соглашения подводятся 1 раз в год на заседании Комиссии.
7.8. В случае необеспечения выполнения настоящего Соглашения Комиссия вносит предложения о привлечении к ответственности лиц, не выполняющих Соглашение.
7.9. Предложение о рассмотрении вопроса о привлечении виновной стороны к ответственности вносится заинтересованной стороной в Комиссию, которая рассматривает внесенные предложения в течение семи дней.
7.10. Заключение Комиссии не лишает права заинтересованную сторону защищать свои права в соответствии с законодательством.
7.11. Настоящее Соглашение составлено и подписано в трех экземплярах, каждый из которых имеет одинаковую юридическую силу.
Глава администрации города Тулы |
Е.В. Авилов |
Председатель Территориального объединения |
Н.Н. Калинин |
Председатель Тульской федерации профсоюзов |
И.А. Каенков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Городское трехстороннее соглашение между Администрацией города Тулы, Координационным советом организаций профсоюзов города Тулы и территориальным объединением работодателей "Тульский городской союз работодателей" на 2013 - 2014 годы
Настоящее Соглашение вступает в силу с 1 января 2013 г. и действует до 31 декабря 2014 г.
Текст Соглашения опубликован в газете "Тула" от 22 января 2013 г. N 4(1220)