Кассационное определение Тульского областного суда от 26 августа 2010 г. по делу N 33-2442
Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Бугакова О.А.,
судей: Гавриловой Е.В., Кабанова О.Ю.,
при секретаре Моисеевой Ю.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Просветова Л.В. и кассационному представлению прокурора г. Тулы на решение Центрального районного суда г. Тулы от 4 июня 2010 года по заявлению Просветова Леонида Владимировича о признании недействующим постановления администрации города Тулы.
Заслушав доклад судьи Бугакова О.А., судебная коллегия
установила:
Просветов Л.В. обратился в суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта - постановления администрации города Тулы от 10.04.2009 года N 855 "Об определении мест проведения публичных мероприятий на территории Муниципального образования город Тула" по тем основаниям, что указанное постановление издано в нарушение п. 2. ст. 8 Федерального закона N 54-ФЗ от 19.06.2004 года "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", которым определен перечень мест, в которых запрещается проведение публичного мероприятия. При этом п. 1 ст. 8 закона гласит, что публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Постановление Главы администрации города Тулы от 10 апреля 2009 г. N 855 "Об определении мест проведения публичных мероприятий на территории муниципального образования город Тула"
В оспариваемом постановлении определены 9 мест для проведения публичных мероприятий и работникам администрации постановлено руководствоваться настоящим постановлением.
24.02.2010 года заявителем в составе инициативной группы было подано уведомление о проведении 28.02.2010 года публичного мероприятия в форме пикетирования на пересечении улицы Каминского и улицы Демонстрации у памятника "Гражданам Тулы, погибшим в локальных конфликтах". Из ответа администрации города Тулы следует, что она руководствовалась оспариваемым постановлением и предложила провести публичное мероприятие на площадке у ТЦ "Пенаты" (ул. Октябрьская, д. 304), что крайне неудобно для участников мероприятия.
Считая, что оспариваемым постановлением нарушено право граждан на проведение собраний, митингов, шествий и пикетирований, просил признать его недействующим.
В судебном заседании Просветов Л.В. поддержал заявленные требования и просил удовлетворить по тем же основаниям.
Представитель заинтересованного лица администрации г. Тулы по доверенности Синдеев М.М. заявленные требования не признал и просил в их удовлетворении отказать за необоснованностью, пояснив, что оспариваемое постановление носит рекомендательный характер и не запрещает гражданам и общественным объединениям проводить публичные мероприятия в иных местах, кроме указанных в постановлении.
Суд решил: заявление Просветова Л.В. о признании недействующим постановления администрации города Тулы от 10.04.2009 года N 855 "Об определении мест проведения публичных мероприятий на территории Муниципального образования город Тула" оставить без удовлетворения.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Постановление Главы администрации города Тулы от 10 апреля 2009 г. N 855 "Об определении мест проведения публичных мероприятий на территории муниципального образования город Тула"
В кассационной жалобе Просветов Л.В. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, вынесенное без учета юридически значимых для дела обстоятельств.
В кассационном представлении прокурор г. Тулы также просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и кассационного представления, выслушав объяснения Просветова Л.В., возражения представителя администрации г. Тулы по доверенности Синдеева М.М., заключение прокурора Чебоксаровой О.В., полагавшей необходимым решение суда отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 31 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
В силу ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В целях обеспечения реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования принят Федеральный закон от 19.06.2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
В соответствии со ст. 2 указанного Федерального закона от 19.06.2004 года N 54-ФЗ для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики;
2) собрание - совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов;
3) митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера;
4) демонстрация - организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации;
5) шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам;
6) пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.
На основании ст. 8 Федерального закона от 19.06.2004 года N 54-ФЗ публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.
К местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся:
1) территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности;
2) путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи;
3) территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
4) пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.
Порядок проведения публичного мероприятия на территориях объектов, являющихся памятниками истории и культуры, определяется органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации с учетом особенностей таких объектов и требований настоящего Федерального закона.
Постановлением администрации города Тулы от 10.04.2009 года N 855 "Об определении мест проведения публичных мероприятий на территории Муниципального образования город Тула", подписанным главой администрации города Тулы Уколовым А.В., рекомендовано политическим партиям, общественным объединениям, инициативным группам граждан проводить публичные мероприятия по следующим адресам:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Постановление Главы администрации города Тулы от 10 апреля 2009 г. N 855 "Об определении мест проведения публичных мероприятий на территории муниципального образования город Тула"
- площадь у памятника В.Ф. Рудневу (улица Октябрьская);
- улица Октябрьская, д. 304 (площадь у ТЦ "Пенаты");
- улица Ф. Энгельса, д. 64 (площадь Искусств);
- улица Металлургов, д. 22 (площадь у МУК "Центр культуры и досуга");
- улица Строителей, д. 9 (площадь у стадиона "Кировский");
- улица Гагарина, д. 2 (площадь у ДК "Косогорец" (клуб));
- парк "250 лет Тульскому оружейному заводу";
- проспект Ленина, д. 113 (площадь у кинотеатра "Салют");
- Одоевское шоссе, д. 25 (площадь у МУ социальной службы для молодежи "Радуга") (п. 1 постановления).
Отделу по работе с населением и связям с общественностью администрации города (Урюпина В.И.) при получении уведомления о проведении публичного мероприятия руководствоваться настоящим постановлением (п. 2 постановления) (лист дела 5).
Указанное постановление администрации города Тулы опубликовано в газете "Тула" 16 апреля 2009 года (лист дела 21) и вступило в силу со дня опубликования (п. 6 постановления).
Отказывая в удовлетворении требования заявителя о признании указанного постановления недействующим, суд первой инстанции указал, что данное постановление носит рекомендательный характер, как для участников публичного мероприятия, так и для сотрудников администрации города Тулы, в чьи обязанности входит рассмотрение уведомление о проведении публичных мероприятий, запрет или ограничение на проведение публичного мероприятия в местах, кроме указанных в оспариваемом постановлении отсутствует, постановление принято в пределах компетенции администрации города Тулы, установленной Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", Уставом муниципального образования город Тула.
С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
Из разъяснений, данных в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 года N 48 (ред. от 10.06.2010 года) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" следует, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности:
полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы;
форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты;
предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.
Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта (п. 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ).
При проверке соблюдения компетенции органом или должностным лицом, принявшими нормативный правовой акт, необходимо выяснять, относятся ли вопросы, урегулированные в оспариваемом акте или его части, к предмету ведения Российской Федерации, полномочиям Российской Федерации или полномочиям субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, к ведению субъектов Российской Федерации или к вопросам местного значения.
Если судом будет установлено, что оспариваемый акт или его часть приняты по вопросу, который не мог быть урегулирован нормативным правовым актом данного уровня, или приняты с нарушением полномочий органа, издавшего этот акт, то оспариваемый акт или его часть признаются недействующими (п. 18 постановления Пленума Верховного суда РФ).
Анализируя содержание оспариваемого постановления главы администрации города Тулы от 10 апреля 2009 года N 855, судебная коллегия приходит к выводу о том, что в указанном постановлении главой администрации фактически определены места проведения публичных мероприятий.
Между тем, указанные полномочия не отнесены Конституцией РФ, Федеральным законом от 19.06.2004 года N 54-ФЗ, Федеральным законом РФ от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с последующими изменениями) к вопросам местного значения, соответственно у главы администрации города Тулы отсутствовали полномочия по принятию постановления от 10 апреля 2009 года N 855.
Доводы представителя администрации города Тулы на то, что оспариваемое постановление носит рекомендательный характер, при вышеуказанных обстоятельствах не имеет правового значения.
Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления по реализации права граждан РФ собираться мирно, без оружия, проводить собрания митинги, демонстрации, шествия и пикетирования определены в Федеральном законе от 19.06.2004 года N 54-ФЗ, данные полномочия не содержат указания на определение мест проведения публичных мероприятий путем издания нормативно-правового акта, в том числе и путем рекомендации.
Согласно ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия считает необходимым решение суда отменить и поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся доказательств, постановить по делу новое решение, которым удовлетворить заявление Просветова Л.В. и признать недействующим постановление главы администрации города Тулы от 10.04.2009 года N 855 "Об определении мест проведения публичных мероприятий на территории Муниципального образования город Тула" в полном объеме с момента вступления решения суда в законную силу, так как оспариваемое постановление применялось и на основании этого акта были реализованы права граждан.
Руководствуясь ст. 362 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Тулы от 4 июня 2010 года отменить, постановить по делу новое решение, которым заявление Просветова Леонида Владимировича удовлетворить, признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу постановление главы администрации города Тулы от 10.04.2009 года N 855 "Об определении мест проведения публичных мероприятий на территории Муниципального образования город Тула" в полном объеме.
Сообщение о настоящем решении суда подлежит опубликованию в газете "Тула".
Председательствующий |
|
Судьи |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение Тульского областного суда от 26 августа 2010 г. по делу N 33-2442
Текст определения официально опубликован не был