Решение Тульского областного суда от 26 июня 2007 г.
26 июня 2007 года Тульский областной суд в составе:
председательствующего: Луниной Т.Д.
при секретаре Куманяевой Е.А.
с участием прокуроров Тульской областной прокуратуры Михалевой Л.В., Рамбековой О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Архиповой Елены Станиславовны о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими подп. 7 и 8 пункта 1 (в части, ограничивающей права лиц, осуществляющих уход за детьми-инвалидами и инвалидами 1 группы, на бесплатный проезд в общественном транспорте), пункта 2 Постановления администрации Тульской области от 15.02.2006 г. N 83 (в редакции от 03.07.2006 г. N 311), обязании администрации Тульской области установить стоимость единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области в размере 100 рублей и, установить для лиц, осуществляющих уход за детьми-инвалидами и инвалидами 1 группы, право на льготный проезд без каких-либо ограничений
установил:
Архипова Е.С., воспитывающая ребенка-инвалида, обратилась в суд с заявлением о признании подпунктов 7 и 8 пункта 1 (в части, ограничивающей права лиц, осуществляющих уход за детьми-инвалидами и инвалидами 1 группы, на бесплатный проезд в общественном транспорте), пункта 2 Постановления администрации Тульской области от 15.02.2006 г. N 83 (в редакции от 03.07.2006 г. N 311) противоречащими федеральному законодательству, недействующими со дня принятия и обязании администрации Тульской области установить стоимость единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области в размере, не превышающем размера компенсационных выплат, предусмотренных на эти цели, т.е. 100 рублей и, установить для лиц, осуществляющих уход за детьми-инвалидами и инвалидами 1 группы, право на льготный проезд без каких-либо ограничений.
В обоснование своих требований сослалась на то, что до 1 января 2005 года дети-инвалиды и их родители в соответствии со ст. 30 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", пользовались правом бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси.
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ был изменен порядок реализации права бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения для отдельных категорий граждан.
В связи с этим, администрацией Тульской области было принято Постановление N 53 от 26.01.2005 г. "О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области". Пунктом 2 данного постановления установлена стоимость единого месячного льготного проездного билета в размере 100 рублей. При этом в ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ) как федеральным, так и льготным категориям граждан Тульской области была заложена сумма 100 рублей, которая полностью компенсировала затраты льготников на приобретение проездного билета.
Пунктом 2 оспариваемого постановления установлена стоимость единого месячного льготного проездного билета в размере 170 рублей. При этом размер компенсационных выплат льготным категориям граждан увеличен не был, проезд перестал быть бесплатным. В соответствии с подпунктами 7 и 8 пункта 1 право на льготный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов (кроме такси) имеют дети-инвалиды (сопровождающее лицо) и инвалиды 1 группы (сопровождающее их лицо). Данная норма устанавливает льготный проезд родителям, опекунам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами или инвалидами 1 группы только при сопровождении этих лиц.
Заявитель считает, что при издании нормативного правового акта не были соблюдены условия, предусмотренные статьей 153 Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004 г., согласно которой, при изменении после 31 декабря 2004 г. порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Полагает, что оспариваемым постановлением ухудшено материальное положение ее семьи, а также льготных категорий граждан, осуществляющих уход за детьми-инвалидами.
В судебном заседании заявитель Архипова Е.С. поддержала предъявленные требования, просила их удовлетворить.
Представитель администрации Тульской области, действующая по доверенности Верушкина И.А., заявленные Архиповой Е.С. требования не признала, пояснив, что до принятия Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, дети-инвалиды, их родители, опекуны, попечители и социальные работники, осуществляющие уход за детьми-инвалидами, а также инвалиды пользовались правом бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси. При этом указанные льготы распространялись на лицо, сопровождающее инвалида 1 группы или ребенка-инвалида. Названная льгота была предусмотрена ст. 30 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Статьей 63 Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и статья 30 вышеуказанного закона исключена. Оспариваемое заявителем постановление принято администрацией Тульской области в соответствии со ст. 5 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", предусматривающей, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов имеют право предоставления дополнительных мер социальной поддержки инвалидам за счет средств бюджетов субъектов РФ. При этом стоимость единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области, которым предоставлена данная социальная услуга, устанавливается, исходя из возможностей бюджета Тульской области. В связи с чем оспариваемое Архиповой Е.С. постановление не может быть признано не соответствующим нормам федерального закона. Просила отказать в удовлетворении заявленных требований.
В дополнительных письменных объяснениях представитель администрации Тульской области по доверенности Верушкина И.А. указала, что оспариваемое заявительницей постановление не содержит противоречий Федеральному закону от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ. Введение на территории Тульской области единого месячного льготного проездного билета на проезд на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов (кроме такси) для отдельных категорий жителей Тульской области, включая лиц, сопровождающих детей-инвалидов и инвалидов 1 группы, является предоставлением дополнительной социальной услуги - льготного транспортного обслуживания. Финансирование расходов по обеспечению равной доступности транспортных услуг для лиц, сопровождающих инвалидов и детей-инвалидов в 2005 - 2006 г. осуществлялось за счет субвенций федерального бюджета, в 2007 г. - за счет средств бюджета Тульской области.
Выслушав участвующих в деле лиц, обсудив их доводы, исследовав письменные документы, имеющиеся в деле, выслушав заключение прокурора Тульской областной прокуратуры Рамбековой О.В., полагавшей, что заявление Архиповой Е.С. не подлежит удовлетворению, суд не находит оснований для удовлетворения заявления Архиповой Е.С.
Администрацией Тульской области 15.02.2006 г. принято Постановление N 83 "О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области", которое опубликовано в газете "Тульские известия" 17 февраля 2006 г.
Пункт 1 подпункты 7 и 8 указанного Постановления предусматривают право на единый льготный проездной билет на проезд на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов (кроме такси) детей-инвалидов (сопровождающего их лица), инвалидов 1 группы (сопровождающего их лица).
Постановлением от 03.07.3006 г. за N 311 внесены изменения в пункт 2 вышеуказанного постановления, которым установлена стоимость единого месячного льготного проездного билета в размере 170 рублей.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Постановления Администрации Тульской области N 311 "О внесении изменения в Постановление администрации Тульской области от 15.02.2006 N 83 "О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области" следует читать как "от 3 июля 2006 г"
Данное постановление опубликовано в газете "Тульские известия" 06 июля 2006 г.
Архипова Е.С. считает, что оспариваемые правовые нормы ограничивают ранее предоставленные ей федеральным законодательством льготы, поскольку устанавливают льготный проезд родителям, опекунам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами 1 группы только при сопровождении этих лиц.
Из материалов дела следует, что Архипова Е.С. воспитывает ребенка-инвалида - Архипову Екатерину Константиновну, 29.07.1998 года рождения.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ, в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, дети-инвалиды, их родители, опекуны, попечители и социальные работники, осуществляющие уход за детьми-инвалидами, а также инвалиды пользовались правом бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения (кроме такси).
Указанная Законом льгота распространялась на лицо, сопровождающее ребенка-инвалида.
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" статья 30 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" признана утратившей силу.
Таким образом, предоставление таких мер социальной поддержки, как право на бесплатный проезд на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения (кроме такси) для лиц, осуществляющих уход за детьми-инвалидами, федеральным законодательством не предусмотрено.
В силу п.п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона, законы субъектов подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом.
Согласно подпункта 24 пункта 2 ст. 26.3 вышеуказанного закона, к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно, за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено решение вопросов социальной поддержки инвалидов, в том числе за счет субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда в общественном транспорте.
Действуя в пределах своих полномочий, администрацией Тульской области принято Постановление N 83 от 15.02.2006 г. "О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области, предусматривающее предоставление льготного проезда в общественном транспорте городского и пригородного сообщения (кроме такси) для лица, сопровождающего ребенка-инвалида.
В соответствии со ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления и не исключенных из компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, только при наличии соответствующих средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением дотаций, субсидий и субвенций из федерального бюджета).
В судебном заседании установлено, что Тульской области в 2005 г. предоставлялись дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ в сумме 427316,2 тыс. руб. (распоряжения Правительства РФ от 28.01.2005 г. N 80-р, от 06.04.2005 г. N 360-р, от 28.07.2005 г. N 1054-р, от 05.10.2005 г. N 1579-р). Указанными распоряжениями предусматривалось целевое расходование выделенных средств: на осуществление расходов бюджетов субъекта РФ по обеспечению равной доступности транспортных услуг на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, в отношении которых оказание социальной поддержки относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В 2006 году Тульской области из федерального бюджета предоставлялись субвенции в размере 203372,1 тыс. руб. на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению РФ, в случае принятия соответствующих правовых актов (распоряжения Правительства РФ от 29.12.2005 г. N 827, от 31.03.2006 г. N 436-р). При этом предоставление субвенций осуществлялось Министерством финансов Российской Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств на эти цели в размере, определяемой по формуле, в которой учитывался коэффициент, равный 1,3 - для субъектов Российской Федерации, предоставляющих единые социальные проездные билеты, предусматривающие учет количества фактических разовых поездок граждан, оказание мер социальной защиты которых относится к ведению Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Постановление Правительства РФ от 29.12.2005 N 827 "Об утверждении правил предоставления, расходования и учета в 2006 году субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, и распределения указанных субвенций на I квартал 2006 г."
В 2007 году субъектам Российской Федерации предоставление субвенций из федерального бюджета на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению субъектов Российской Федерации, финансирование предусмотрено не было.
Судом установлено, что в бюджете Тульской области на 2007 год были предусмотрены средства на обеспечение расходов для льготного проезда в общественном транспорте городского и пригородного сообщения (кроме такси) отдельных категорий граждан Тульской области, включая лиц, сопровождающих детей-инвалидов и инвалидов 1 группы.
Так, согласно информации департамента финансов Тульской области в бюджете Тульской области на 2007 год предусмотрены расходы на поддержание транспорта в сумме 519504,1 тыс. руб., в том числе и на возмещение расходов транспортных организаций, связанных с реализацией единых месячных льготных проездных билетов по региональным и прочим категориям граждан, из них: средства из бюджета Тульской области - 322006,0 тыс. руб.
По состоянию на 01.06.2007 г. из бюджета Тульской области выделено 27315,0 тыс. руб. на финансирование расходов за проданные единые месячные льготные проездные билеты.
Указанные обстоятельства подтвердил в ходе судебного заседания представитель департамента финансов Тульской области Круглов С.Н., который был допрошен судом в качестве специалиста.
Таким образом, принятие администрацией Тульской области нормативного акта не могло повлечь нарушения прав заявителя, поскольку введение на территории Тульской области единого месячного льготного проездного билета на проезд на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов (кроме такси) для отдельных категорий жителей Тульской области, включая лиц, сопровождающих детей-инвалидов, является новой мерой социальной поддержки - льготного транспортного обслуживания.
Заявитель указывает на то, что в ежемесячные денежные выплаты (далее ЕДВ) как федеральным льготникам, так и льготным категориям граждан Тульской области, заложена сумма в размере 100 рублей, которая полностью компенсировала затраты льготников на приобретение льготного проездного билета при его стоимости - 100 рублей. В связи с этим считает, при издании администрацией Тульской области оспариваемого постановления были нарушены требования ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должно быть соблюдено следующее условие:
при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Из преамбулы Федерального закона N 181-ФЗ от 24.11.1995 г. "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", следует, с 01.01.2005 г. на основании изменений, внесенных Федеральным законом N 122-ФЗ от 22.08.2004 г., меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Следовательно, установленная ст. 28.1 этого же Закона мера социальной защиты инвалидов в виде ЕДВ является расходным обязательством Российской Федерации.
При этом из содержания указанного Закона не следует вывод о том, что ЕДВ является исключительно заменой бесплатного проезда инвалидов и сопровождающих их лиц на городском и пригородном общественном транспорте. Более того, в силу пункта 7 статьи 28.1, часть суммы ЕДВ может направляться на финансирование предоставления инвалиду социальных услуг, в перечень которых в соответствии со ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", не включена ранее предоставлявшаяся инвалидам в натуральной форме льгота по бесплатному проезду на общественном городском и пригородном транспорте вместе с сопровождающим его лицом.
Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста представитель Пенсионного фонда Мартынов С.Б. также пояснил, что ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) начисляется на детей-инвалидов и не предусматривает льгот для лиц, осуществляющих уход за такими детьми.
В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Учитывая, что оспариваемые заявителем положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству и не нарушают социальные права граждан, заявление Архиповой Е.С. не подлежит удовлетворению.
Кроме того, Архипова Е.С. просит обязать администрацию Тульской области установить стоимость единого месячного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области в размере 100 рублей, установить для лиц, осуществляющих уход за детьми-инвалидами и инвалидами 1 группы, право на льготный проезд без каких-либо ограничений.
Между тем разрешение таких вопросов не входит в компетенцию судебных органов.
Согласно ст. 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Исходя из конституционного принципа разделения властей, суд не вправе в порядке гражданского судопроизводства обязать орган исполнительной власти Тульской области принять нормативный акт в предлагаемой заявителем редакции.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 298, 253 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление Архиповой Елены Станиславовны о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими подп. 7 и 8 пункта 1 (в части, ограничивающей права лиц, осуществляющих уход за детьми-инвалидами и инвалидами 1 группы, на бесплатный проезд в общественном транспорте), пункта 2 Постановления администрации Тульской области от 15.02.2006 г. N 83 (в редакции от 03.07.2006 г. N 311), об обязании администрации Тульской области установить стоимость единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области в размере 100 рублей и установить для лиц, осуществляющих уход за детьми-инвалидами и инвалидами 1 группы, право на льготный проезд без каких-либо ограничений, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано, прокурором принесено кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Тульский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья |
Т.Д. Лунина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Тульского областного суда от 26 июня 2007 г.
Текст решения размещен на официальном сайте Тульского областного Суда