Уважаемые жители Тульской области!
Уважаемые депутаты!
Сегодня мы собрались, чтобы подвести итоги совместной работы за прошлый год. И обозначить приоритеты дальнейшего развития региона.
Все мы прекрасно знаем, чем славится Тульская земля. Ясная Поляна, Куликово Поле, тульские пряники, оружие - перечислять можно долго, и все это, бесспорно, - предметы нашей гордости.
Но все-таки главное достояние нашего региона - это люди. Именно люди, которые из поколения в поколение хранят и приумножают богатое культурное наследие этих мест. Берегут традиции. Открывают новое в науке и создают техническую мощь Тульского края.
Именно благодаря всем, кто живет и трудится на тульской земле, их открытому восприятию перемен, энтузиазму и отзывчивости нам удалось существенно продвинуться в нашей работе. А цель, как вы знаете, у нас одна. Мы все хотим видеть тульский край богатым и комфортным для жизни людей.
За прошедший год, изучив ситуацию в регионе, мы выявили самые острые социальные проблемы и активно включились в их устранение. Был проанализирован потенциал региона, сформирована "дорожная карта" развития Тульской области. Этот план действий лег в основу работы правительства. Совместно с бизнесом и общественными объединениями мы продолжили реализацию курса Президента Российской Федерации Владимира Путина, изложенного в указах от 7 мая.
Были подготовлены нормативная база и программы для активного развития региона. Здесь мне хотелось бы обратить ваше внимание на нашу плодотворную совместную работу.
За год, который прошел после моего предыдущего отчетного выступления, правительством региона многократно разрабатывались предложения по проектам законов. Все выдвинутые законодательные инициативы оперативно рассматривались депутатами областной Думы. Благодаря нашим слаженным действиям в 2012 году увидели свет 162 закона, и все они уже начали работать на территории области.
Отмечу, что по всем вынесенным на ваше обсуждение вопросам было достигнуто согласие либо взаимоприемлемое решение. Наша с вами работа строится сейчас и будет строиться впредь на принципах взаимной требовательности, критичности и, прежде всего, заинтересованности в решении задач, стоящих перед областью.
Уважаемые коллеги, в ходе выступления я обязательно коснусь тех вопросов, которые мне были переданы из депутатского корпуса.
Возвращаясь к вопросу о нынешней ситуации в регионе, приведу несколько цифр. По макроэкономическим показателям развития у нас сохраняется положительная динамика. Стабильно растет объем доходов консолидированного бюджета, в 2012 году он составил 56 млрд. рублей - почти на 7 млрд. больше уровня 2011 года. Среди субъектов ЦФО мы на 7 месте по общей сумме поступления доходов в бюджет. Важно, что существенно возросли собственные доходы региона почти на 18 процентов и составили более 45 млрд. рублей.
На 10 процентов выросла реальная заработная плата населения, увеличился оборот розничной торговли - на 4 процента в сопоставимых ценах. Уровень регистрируемой безработицы у нас ниже среднего значения по России и составляет чуть менее одного процента.
Тульская область на 28 месте по качеству жизни из 83 регионов Российской Федерации по оценке Рейтингового агентства "Рейтинг". И мы - среди лидеров ЦФО по инвестиционному потенциалу. Могу с уверенностью сказать: на сегодняшний день нами создана экономическая база для качественного развития региона.
Но есть и проблемы. В социальном плане регион у нас сложный. Доля населения старше трудоспособного возраста составляет у нас почти 30 процентов, а это самый высокий показатель в России. Что дает высокую социальную нагрузку на бюджет и отражается на показателях смертности, поэтому смертность у нас, к сожалению, пока еще превышает рождаемость.
Более того, снижается доля активного трудоспособного населения, идет серьезный отток молодежи - сказывается близость региона к Москве. Это общая проблема областей, прилегающих к столичной агломерации. Люди уезжают в столицу, не видя в родных местах перспективы благоустроенной жизни. Если эти процессы не остановить и не повернуть вспять, то жить и работать у нас будет некому.
Другой острый для нас вопрос - ветхое и аварийное жилье, доля которого чрезвычайно высока. Отмечу, что это давняя проблема области. Аварийное жилье по большей части сконцентрировано в шахтерских городах и поселках, где ранее работали предприятия угольной промышленности. В ближайшие несколько лет нам предстоит полностью ликвидировать аварийный фонд жилья, которое было признано аварийным на 1 января 2012 года, а это более 350 тысяч квадратных метров. Для сравнения: за предыдущие 5 лет - с 2008 по 2012 год было построено всего 64 тысячи квадратных метров жилья для целей переселения. А это в 6 раз меньше, чем нам предстоит построить сейчас.
Как мы с вами понимаем, мало обозначить проблемы, важно предложить их решение.
Начну с важнейшего приоритета - жизнь и здоровье людей. Здесь наша главная забота - это дети. Мы осуществляем целый комплекс мер, направленных на поддержку семьи, материнства и детства. За прошедший год объем выплат пособий на детей из бюджета области возрос в три раза по сравнению с 2011 годом. При этом объем выплат многодетным семьям увеличился в шесть раз и составил более 400 млн. рублей.
Сейчас многие семьи не готовы планировать рождение нескольких детей, потому что попросту не уверены в своей способности обеспечить их материально. И здесь наша с вами задача - поддерживать многодетные семьи, где трое и более детей.
С начала прошлого года при рождении третьего и последующего ребенка мы вместе с вами определили и выплачиваем региональный материнский капитал, который сегодня составляет 52 тысячи 750 рублей. С этого года в районах области установлен свой муниципальный материнский капитал. В разных районах он составляет от 10 до 25 тысяч рублей.
В дополнение к этим мерам с текущего года мы выплачиваем пособие в 10 тысяч рублей всем женщинам, которые прошли медицинское обследование во время беременности.
Многодетным семьям начисляются выплаты в размере 1582 рубля на каждого ребенка ежемесячно. Кроме того, с текущего года по инициативе Президента России на каждого третьего ребенка в семьях с невысоким доходом осуществляется дополнительная выплата. Для нашего региона это 5 тысяч 300 рублей, то есть величина прожиточного минимума ребенка.
С 2012 года работают и другие механизмы поддержки многодетных семей: предоставление в собственность земельных участков, адресные денежные выплаты для приобретения автотранспорта семьям, где семь и более детей. Мы с коллегами депутатами обсудили этот вопрос, уверен, что в этом году все семьи, где родились семь и более детей, получат подобного рода субсидии.
С начала текущего года мы расширили направления по использованию областного материнского капитала. Теперь его можно направлять на оплату расходов по ремонту, газификации, электрификации или водоснабжению в жилых домах на территории области. Сейчас рассматриваем возможность, чтобы областной материнский капитал мог использоваться на приобретение автотранспортных средств отечественного производства, проект закона проходит установленный порядок согласования.
Не секрет, что для многих молодых семей жилищные проблемы становятся серьезным препятствием на пути принятия решения о рождении ребенка. Важно помогать молодым семьям в решении жилищного вопроса. В Тульской области в 2012 году более чем 500 молодых семей получили возможность улучшить свои жилищные условия. Это почти в пять раз больше, чем в 2011 году. В текущем году планируем предоставить выплаты для приобретения жилья еще 500 молодым семьям.
В 2012 году в области родились 15500 детей. На 20 процентов увеличилось количество многодетных семей. Выросла доля вторых и последующих рождений. Сейчас по темпам прироста показателя рождаемости мы на 3 месте в ЦФО.
В результате усиления мер социальной поддержки у нас родилось на 900 малышей больше, чем в 2011 году. Мы наблюдаем рост рождаемости. И это впервые за три года.
Это хорошая тенденция, но говорить о стабильности в приросте населения пока рано. Важно продолжить эффективную работу по реализации мер семейной и демографической политики. В 2013 году на эти цели бюджетом Тульской области предусмотрено более 5,5 млрд. рублей.
Чтобы росла рождаемость, семьи становились больше, все мы - законодательная, исполнительная власть, общество, бизнес - должны делать все, чтобы воспитывать детей было легче. Это крайне важная задача.
В этой связи особое внимание мы уделяем дошкольным учреждениям. Полтора года назад очередь в детские сады составляла почти 8 тысяч детишек. Сам по себе показатель неплохой, если сравнить его со средним по стране. Но за счет чего? В отдельных муниципальных образованиях, особенно в сельской местности, есть малокомплектные детские сады, и там ребятишек не хватает. А в городах - большие очереди. В частности в Туле с 1996 года не строился ни один детский сад. Первый за 16 лет мы заложили в конце прошлого года.
В "майских" указах Президент России Владимир Путин ставит перед нами задачу к 2016 году обеспечить детей в возрасте от 3 до 7 лет местами в детских садах на 100 процентов. Мы должны решить этот вопрос в срок.
За прошедший год мы создали дополнительно 3 тысячи 150 мест для детей дошкольного возраста. Конечно это еще мало и в целом задача не решена, но мы существенно продвинулись в этом направлении.
В текущем году мы строим новые детские сады, проводим капитальный ремонт, реконструкцию действующих дошкольных учреждений. За счет этих мер мы предоставим возможность посещать детский сад еще для двух с половиной тысяч малышей.
Другое важное направление - организация частных детских садов и центров развития детей. На эти цели правительством области с привлечением средств федерального бюджета выделено более 17 миллионов рублей. В конце прошлого года в Туле уже открылся новый частный детский сад на 100 мест. Считаю, что бизнесу нужно более активно включаться в сферу социального предпринимательства.
Немало сделано для обновления общеобразовательных учреждений. В прошлом году мы купили и передали школам 32 детских автобуса, в текущем году закупим еще 68. Отремонтированы здания 94 средних общеобразовательных учреждений. Закуплено 370 учебных кабинетов.
Крайне важная задача - привлечение в сферу образования молодых перспективных специалистов. И здесь существенную роль играют меры поддержки педагогов.
На сегодняшний день средняя заработная плата именно учителей превысила 21 тысячу рублей и достигла уровня средней по экономике региона. Здесь мы выполняем задачу, поставленную в "майских" указах Президента России. Что касается других категорий работников образования, то здесь ситуация хуже, и правительству области следует серьезно проработать этот вопрос.
В текущем году для молодых учителей продолжается программа льготного ипотечного кредитования. Эти меры будут способствовать формированию кадрового педагогического резерва, повышению престижа профессии учителя.
Сейчас, уважаемые коллеги, в стенах Тульской областной Думы проходит обсуждение проекта закона Тульской области "Об образовании", и у вас тоже есть вопросы по новому закону. Он призван прежде всего привести наше региональное законодательство в соответствие с новым федеральным законом, где внесены существенные коррективы по вопросам о частных образовательных учреждениях.
Новый федеральный закон ввел понятие "образовательная организация". Это позволило уравнять в доступе к бюджетному финансированию как государственные и муниципальные учреждения образования, так и частные учебные заведения.
Отмечу, что возможность финансирования частных учебных заведений полностью отвечает принципам государственной политики в части свободы выбора гражданами формы обучения.
Чтобы повысить качество подготовки кадров и эффективность работы учебных заведений, мы продолжаем процесс реструктуризации профессионального образования.
С 1 января 2012 года на региональный бюджет было принято 14 федеральных учреждений среднего профессионального образования. Это способствовало созданию многопрофильных и многоуровневых учреждений, где реализуются программы как начального, так и среднего профессионального обучения. В 2012 году таких учебных заведений было десять, в текущем году планируется создать еще два.
Однако темпы реформы нас не устраивают. Сейчас только 65 процентов выпускников учреждений начального и среднего образования трудоустраиваются по специальности.
Нам нужно создать профессионально-образовательные кластеры, что позволит в полной мере использовать ресурсы учреждений-лидеров, имеющих современную материально-техническую базу и, что самое главное, качественный преподавательский состав.
Необходимо повышать престиж рабочей профессии. Это крайне важная задача. Без обеспечения достойного заработка не добиться притока молодых сильных специалистов в сферу производства.
Первый шаг мы уже сделали - за прошедший год существенно подняли уровень минимальной заработной платы.
Для работников бюджетной сферы, особенно социального сектора, в недавнем прошлом была не редкость зарплата в 4000 - 4500 рублей. Вы все это помните. За прошлый год в этом секторе минимальная заработная плата поднялась до 6 тысяч рублей. В текущем году с 1 февраля она составила 6500 руб., а с 1 августа составит 7000 рублей. И это результат реализации трехстороннего Регионального соглашения.
Для работников внебюджетного сектора с этого года минимальная заработная плата составляет 10 тысяч рублей, а в следующем году она вырастет еще на 5 процентов.
Еще один шаг на пути к повышению престижа рабочих профессий - это учреждение звания "Ветеран труда Тульской области". Несмотря на то, что в стране законодатели ведут споры о придании статуса регионального "Ветерана труда", мы этот вопрос с коллегами депутатами уже решили и определили меры социальной поддержки граждан, заслуживших такой высокий статус.
Хочу отдельно сказать о тех, кто особенно нуждается в поддержке государства, это инвалиды и дети-сироты.
Люди с ограничениями по здоровью не должны быть оторванными от общества, а должны стать его полноценной частью. Необходимо решать вопросы с формированием доступной среды. В первую очередь должны стать доступными объекты социальной инфраструктуры. Нужно создавать рабочие места, центры профессиональных квалификаций для этой категории граждан. Чтобы возможности инвалидов для самореализации были такие же, как и у обычного здорового человека.
Требуют особого внимания дети-сироты. Это приоритетный вопрос в работе правительства региона. Безусловно нужно давать детям жизненный старт и поддерживать далее. Мы продолжим обеспечение детей-сирот жильем, будем закупать жилье только в новостройках. В мае мы передадим детям-сиротам ключи от 51 квартиры. Всего же до конца года предоставим 256 квартир - это с учетом тех обязательств, которые мы недовыполнили в прошлом году. В ближайшие три года все мы - и губернатор, и правительство, и депутатский корпус - приложим усилия, чтобы полностью решить вопрос по жилью для детей-сирот.
В госучреждениях тульского региона сейчас воспитываются более 1400 детей. Будем стремиться к тому, чтобы все наши дети-сироты жили в семьях, в заботе и внимании. В том числе и дети-инвалиды, и дети с ограниченными возможностями по здоровью. Считаю, что нужно активнее работать по мерам, направленным на увеличение числа усыновлений. Проводить подготовку граждан, готовых принять детей-сирот в семью. Оказывать всестороннюю помощь опекунским и приемным семьям в воспитании детей.
В некоторых регионах России, в том числе и у ряда наших соседей, практически не осталось детских домов. Потому что нет сирот, всех разобрали по семьям. А мы, туляки, чем хуже?
Среди нас уже есть такие примеры - Наталья Васильевна Сарганова, мать 35 приемных и 2 родных детей, которая награждена орденом Святой Екатерины и носит звание почетного гражданина Тульской области.
Уважаемые коллеги, нам необходимо в кратчайшие сроки решить вопрос с дефицитом кадров в здравоохранении. Привлечь в эту сферу не менее полутора тысяч специалистов.
Важно повышать престиж профессии врача. Заметьте, как часто сегодня звучит слово "престиж" применительно к профессиям бюджетной сферы. Потому что долгие годы труд работников здравоохранения, образования, культуры не оплачивался по заслугам. Так искоренялся, угасал интерес к профессии. А между тем социальный бюджетный сектор - это люди, в чьих руках здоровье и воспитание наших с вами детей. Здесь ситуацию, в частности с оплатой труда, нужно экстренно выправлять.
Помимо мер повышения заработной платы в соответствии с "майскими" указами Президента России у нас предусмотрены социальные выплаты медицинским работникам.
Бюджет Тульской области выделит в ближайшие пять лет более 1 млрд. рублей на реализацию программы развития кадровых ресурсов в здравоохранении. Здесь предусмотрен целый комплекс мер.
Работает программа "Земский доктор" - по ней уже получены единовременные выплаты по 1 млн. рублей врачам, приступившим к работе в сельском здравоохранении. На сегодняшний день эта цифра небольшая - всего 35 врачей. Но мы уверены, что те программы, которые были приняты правительством и поддержаны депутатами Тульской областной Думы, дадут свои результаты.
Предусмотрены социальные выплаты при поступлении на работу для молодых специалистов, медработникам дефицитных специальностей.
За счет средств бюджета области в мединституте нашего госуниверситета осуществляется обучение студентов для дальнейшей работы в районах. Сейчас на таких условиях учатся более 200 студентов, ежегодно по 40 человек будут получать такую возможность. В текущем году планируется увеличить на 50 процентов количество целевых мест для студентов области в медицинских вузах страны. Им будет предоставляться ежемесячная материальная помощь. Сегодня по целевому направлению уже обучаются около 400 студентов-медиков.
С апреля этого года у нас заработали региональные программы поддержки работников здравоохранения. По ним осуществляется льготное ипотечное кредитование. Для тех врачей, которые примут решение построить свой дом в сельской местности, предоставляется займ до двух с половиной миллионов рублей, а ставка всего 3 процента годовых.
Усиление мер социальной поддержки призвано привлечь работников здравоохранения в Тульскую область, предотвратить отток специалистов медицинской сферы в другие регионы. Уверен, что такая задача нам по силам.
Отмечу, что в прошедшем году у нас успешно продолжалась работа по модернизации здравоохранения Тульской области. Приобретено более 4,5 тысяч единиц медицинского оборудования, более 200 автомобилей скорой помощи, которыми мы полностью обновили автопарк. Все они оснащены спутниковой навигацией ГЛОНАСС.
Создано четыре сосудистых центра в Туле, Новомосковске, Алексине. Открыты три травматологических центра в Ефремове, Веневе, Узловой и еще три готовятся к открытию. На подходе кардиологический и эндокринологический диспансеры и третий центр здоровья для детей.
Благодаря усилиям медицинских работников в 2012 году не регистрировалась материнская смертность, сократилось на 20 процентов количество умерших от туберкулеза, на 10 процентов улучшилась диагностика раковых заболеваний на ранних стадиях. Но снижение смертности все еще остается незначительным. Это нас не устраивает. Не менее важный вопрос - качество услуг в сфере здравоохранения. Очень много замечаний от жителей области. На этих задачах следует сосредоточить свое внимание министру здравоохранения Ольге Аванесян, всему правительству региона и его председателю Юрию Михайловичу Андрианову.
Но не только качеством медицинского обслуживания определяется здоровье наших граждан. Люди сами должны осознавать, что здоровье - это их личное главное достояние. К сожалению, в тульском регионе остро стоит вопрос с алкоголизмом, курением, наркоманией. Число курящих детей у нас на 10 процентов выше, чем в среднем по России. Культура активного образа жизни, свобода от вредных привычек - вот о чем сейчас нужно думать.
И здесь ключевую роль играют физкультура и спорт. У тульского спорта богатая и насыщенная история. Эти традиции нужно продолжать, наполнять их новым содержанием. Для этого есть все предпосылки. В прошлом году молодые спортсмены стали звездами Международных детских игр в Сеуле. В этом году у них есть все шансы заявить о себе еще громче на соревнованиях в Канаде. Пусть они станут спортивными ориентирами для всей нашей молодежи. Чтобы с самого раннего детства наши дети понимали, что физкультура и спорт - это здоровье и будущий успех в жизни.
2012 год ознаменован вводом в эксплуатацию значительного количества спортивных объектов. В Новомосковске и Туле появились полноценные футбольные поля с современным искусственным покрытием. В рамках проекта Единой России "500 бассейнов для вузов" при поддержке правительства региона в Туле построены два новых бассейна. Завершена реконструкция западной трибуны Тульского велотрека.
Текущий год будет не менее насыщенным в развитии спортивной инфраструктуры. Все вы прекрасно знаете, что строятся спортивные и детские площадки, мини-стадионы. Появятся два полномасштабных, полноформатных футбольных поля с искусственным покрытием в Щекинском и Кимовском районах. Начато строительство четырех физкультурно-оздоровительных комплексов в Веневе, Суворове, Ефремове, Новомосковске. В мае приступим к строительству пятого в Алексине.
Важно своевременно выполнять наши обязательства по строительству спортивных объектов, заявленных в федеральную целевую программу развития до 2015 года. Это даст нам возможность и в последующие годы входить в государственную программу "Развитие физической культуры и спорта". Такая договоренность достигнута с Министерством спорта России. Это позволит тульскому региону улучшить спортивную инфраструктуру, сделать спорт более доступным и привлекательным для жителей области.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Федеральная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы", утвержденная Постановлением Правительства РФ от 11 января 2006 г. N 7.
И еще. Всего полтора года назад никто не верил, что удастся возродить тульский футбольный клуб "Арсенал". Сегодня он уже на первом месте в своем дивизионе с отрывом от ближайшего соперника в 10 очков. Уверен, что это только начало. В случае выхода нашей команды в первый дивизион правительство области обратится к вам, уважаемые коллеги депутаты, с просьбой о формировании бюджета тульского "Арсенала".
Решение всех социальных вопросов требует серьезного финансового обеспечения. Его основа - эффективная экономика нашего региона.
Уважаемые депутаты, в текущем году нам предстоит принять закон Тульской области, который будет определять приоритеты промышленной политики в регионе до 2030 года. Проект закона в ближайшее время будет вынесен на ваше обсуждение.
Самым перспективным направлением промышленного развития Тульской области, по мнению экспертного сообщества, является машиностроение, в частности гражданское.
Основные точки роста здесь:
- реконструкция производственных мощностей предприятия "Тяжпромарматура" в Алексине и завершение строительства кузнечно-прессового производства в Суходоле с объемом инвестиций более 6 млрд. рублей;
- завод "Трансмаш" в Белеве, где заработало гальваническое производство и создается кузнечно-прессовое производство стоимостью более миллиарда рублей;
- предприятие "Промет" в Узловой с общим объемом инвестиций более 1,5 млрд. рублей.
Особое внимание правительство Тульской области уделяет возрождению электронной промышленности. На территории Богородицкого района создается новое предприятие "Вартон" по производству светодиодной продукции. Общий объем инвестиций - около миллиарда рублей. Ведется модернизация производственных мощностей предприятия "Ресурс", и здесь объем инвестиций - 500 млн. рублей.
Предпринимаются активные действия по максимальной загрузке имеющихся производственных площадок, таких как "Комбайнмашстрой" и "Узловский машиностроительный завод".
Одним из главных направлений развития машиностроения в регионе должен стать проект создания федерального центра станкостроения на базе предприятий машиностроительного комплекса Тулы. Данная инициатива правительства региона уже поддержана на федеральном уровне.
Отдельно скажу о тульской оборонке - Правительством России по достоинству отмечены заслуги профессионалов в этой отрасли. По итогам прошедшего года на 8 процентов возрос объем продукции, произведенной оборонными предприятиями области, существенно увеличился объем экспорта оборонной продукции. Для модернизации основных производственных фондов отрасли до 2020 года запланировано выделение 12 млрд. рублей из федерального бюджета. Уже сегодня реализуются масштабные проекты на предприятиях "КБП", "Сплав", "Стрела". Но мы не планируем останавливаться и, уверен, что приведем объемы господдержки до 20 млрд.
Предприятия оборонно-промышленного комплекса региона активно внедряют формы государственно-частного партнерства и развивают выпуск гражданской продукции. Успешным примером деятельности в данном направлении является "Туламашзавод". Перспективным проектом является создание на его базе производственного объединения по выпуску инструментальной и литейно-кузнечной продукции. Новое производство обеспечит потребности машиностроительных предприятий региона и всего ЦФО.
Все перечисленные инициативы по развитию промышленности региона невозможно реализовать без стабильной работы топливно-энергетического комплекса. В связи с этим необходимо поддерживать высокие темпы модернизации объектов электроэнергетики и газовой инфраструктуры.
Полным ходом идет реконструкция Черепетской и Новомосковской ГРЭС. Сформирована программа развития электроэнергетики Тульской области, разработан проект схемы газоснабжения региона. Осуществление этих планов значительно повысит надежность обеспечения топливно-энергетическими ресурсами действующих потребителей, в том числе и населения, а также создаст необходимые условия для технологического подключения новых предприятий.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду схема и программа развития электроэнергетики Тульской области на период 2013 - 2017 годов, утвержденная Приказом министерства экономического развития и промышленности Тульской области от 23 апреля 2012 г. N 18
И, очевидно, доступность энергетических ресурсов - это большой плюс для нашего региона в части привлекательности для инвесторов.
Благодаря принятым правительством области мерам агропромышленный комплекс региона вернул себе статус сектора экономики, привлекательного для инвесторов.
Валовой сбор зерна в 2012 году составил более 1 млн. 140 тыс. тонн - это на 6 процентов больше среднего показателя за предыдущие 3 года. По урожайности основных сельскохозяйственных культур Тульская область в 2012 году вошла в семерку лидеров в Центральном округе.
В текущем году будем стремиться улучшить показатели по сбору урожая зерна. Ориентир этого года - 1300 тысяч тонн.
После длительного простоя возобновил работу Товарковский сахарный завод. В Ясногорском районе в текущем году на полную мощность заработает крупнейший в области животноводческий комплекс почти на 5 тысяч голов скота. В Ефремовском районе заработал новый завод по переработке мяса птицы. Там же реализуется масштабный проект строительства завода по переработке пшеницы. Его производственные мощности позволят перерабатывать большую часть урожая области.
Все это способствует не только расширению и развитию производственной сферы, но и повышению занятости, уровня доходов и качества жизни сельского населения.
Но результаты первого квартала в сельском хозяйстве неутешительны. Идет снижение поголовья скота, надоев молока, тревожная ситуация складывается в свиноводстве. В том числе это результат вступления в ВТО. Наши предприятия оказались не готовы к высокой конкуренции с западной продукцией, дотации на которую в Европе иногда в 40 раз, представьте себе, в 40 раз выше, чем в России.
Мы обязаны продолжить политику всесторонней поддержки агропромышленного комплекса. И в этом персональная ответственность министра сельского хозяйства Сергея Красного. А правительству Тульской области ставлю задачу - предусмотреть экстренные меры поддержки сельского хозяйства в тяжелейших для села условиях вступления России в ВТО.
У нас хорошие позиции в рейтинге инвестиционного потенциала.
По итогам 2012 года Тульская область в очередной раз вошла в двадцатку субъектов РФ, достигших наилучших показателей по наращиванию налогового потенциала и привлечению инвестиций. Получен правительственный грант из федерального бюджета на сумму более 230 млн. рублей.
Серьезное улучшение достигнуто в 2012 году по снижению инвестиционных рисков. По данному показателю мы поднялись с 22 до 13 места в соответствующем рейтинге.
Такой прогресс обусловлен действиями правительства Тульской области по повышению инвестиционной привлекательности и созданию благоприятной деловой среды в реальном секторе экономики. Это обеспечение инвестиционных площадок транспортной, энергетической и инженерной инфраструктурой, реализация механизмов налогового стимулирования и субсидирования бизнеса. И что особенно важно - устранение административных барьеров.
Только за 2012 год разработано и принято 8 законов и 29 постановлений правительства Тульской области в сфере бизнеса. Сегодня утром я подписал указ о назначении уполномоченного по правам бизнеса.
В прошлом году начал работу инвестиционный фонд Тульской области. На его формирование до 2016 года в бюджете заложены средства в объеме 2,5 млрд. рублей. Задача - повысить эффективность реализации проектов, осуществляемых на принципах ГЧП. Подчеркну, мы готовы финансировать только эффективные проекты.
Уже сегодня при участии регионального инвестиционного фонда в Советске реализуется совместный проект компании SCA и правительства области. Предприятие расширяет свои производственные мощности. За счет средств областного бюджета строится объездная дорога вокруг Советска. Общая стоимость проекта составляет 5,5 млрд. рублей.
Правильность наших наработок по формированию благоприятного инвестиционного климата была подтверждена и на декабрьском заседании Государственного совета Российской Федерации.
В соответствии с поручениями Президента в Тульской области к 2020 году предстоит создать и модернизировать 160 тысяч высокопроизводительных рабочих мест, увеличить долю в валовом региональном продукте продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики. В 1,5 раза повысить производительность труда в реальном секторе экономики. От того, насколько эффективной будет реализация этих мероприятий на всех уровнях управления, зависит успешность решения поставленных задач в целом.
Еще одна составляющая потенциала экономического роста - это развитие внешнеэкономических связей. Процветание Тульского края во многом зависит от степени интеграции региона в экономическое пространство страны и мира.
В настоящее время у Тульской области имеются соглашения о сотрудничестве с Республикой Беларусь, Украиной, Казахстаном, протоколы о намерениях по развитию сотрудничества с Италией, Швейцарией, ФРГ.
Несмотря на то, что есть тенденция к замедлению в мировых экономических процессах, необходимо активнее работать с инвесторами. Это прямая задача заместителя председателя правительства Дениса Тихонова и всего экономического блока правительства.
Нужно наполнять имеющиеся соглашения о сотрудничестве с другими государствами реальным содержанием, активнее развивать уже сложившиеся партнерские отношения, устанавливать новые. Это имидж нашего региона, добрососедские отношения и новые точки роста.
Остановлюсь на наиболее волнующих население вопросах - это строительство нового жилья и сфера ЖКХ. По этой теме и у вас, уважаемые депутаты, было больше всего вопросов ко мне. Жилищные проблемы особенно актуальны для нашего региона - высока доля ветхого и аварийного жилья. В значительной мере это следствие закрытия шахт Подмосковного угольного бассейна.
Хочу сказать, что те цифры, которые я уже приводил - более 350 тысяч квадратных метров жилья, - это адресная программа, 1432 дома. И в Туле из них всего 40 домов, а Богородицкий, Киреевский, Кимовский, Узловский районы составляют 80 процентов этой адресной программы.
В свое время в "Тулаугле" работали десятки тысяч человек. Предприятие было закрыто много лет назад, а проблемы переселения тех людей, которые там работали, практически не решены до сих пор.
Президентом России Владимиром Путиным поставлена задача - переселить из аварийного жилья всех граждан, чье жилье было признано аварийным на начало 2012 года. Мы обязаны эту задачу выполнить.
В ближайшие годы нам необходимо приобрести и построить более 350 тысяч квадратных метров жилья. Только на эти цели Тульская область совместно с Фондом содействия реформированию ЖКХ направит беспрецедентный объем финансирования - почти 7 млрд. рублей. Но этого недостаточно. Для решения поставленной задачи дефицит средств составляет 4,5 млрд. И здесь, уважаемые коллеги, потребуется наращивать налоговую базу либо обращаться к займам.
Необходимо оказывать всестороннее содействие инвесторам в вопросах подвода инженерных коммуникаций. Сейчас правительством региона решаются вопросы о строительстве энергопитающих центров и реконструкции газораспределительных станций на ряде площадок. Реализация поставленных задач позволит обеспечить перспективы жилищного строительства на ближайшие 5 - 8 лет.
По заверениям заместителя председателя правительства Андрея Стукалова, на территории Тульской области в 2013 году будет построено 480 тысяч квадратных метров жилья. Я хочу обратить его внимание, что обязательства, которые взяты, нужно выполнять.
Отмечу, что в сфере ЖКХ в прошлом году впервые удалось достичь снижения показателей износа коммуникаций. Следует и далее наращивать темпы такой работы, чтобы постепенно добиться обновления значительной части коммунальной инфраструктуры. Тогда не придется работать в аварийном режиме.
Следует активно заниматься вопросом экономии энергетических ресурсов. В области ведется установка энергосберегающего оборудования на объектах сферы коммунальных услуг, осуществлен энергоаудит во всех учреждениях бюджетной сферы, заключаются энергосервисные контракты.
Главам всех муниципальных образований необходимо уделить самое серьезное внимание поддержке на местах инициатив правительства региона, направленных на эффективное использование энергетических ресурсов.
Знаю, что вас, уважаемые депутаты, волнует вопрос состояния лифтового хозяйства области.
В ближайшее время нам предстоит принять закон Тульской области об организации капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Этот закон посвящен, в том числе решению проблем лифтового хозяйства.
Уважаемые коллеги, прошу вас отнестись к данному законопроекту со всей ответственностью. Это один из основных законов по жизнеобеспечению области. Проект уже подготовлен и в ближайшее время будет вынесен на ваше обсуждение.
Программа капитального ремонта будет сформирована в текущем году. К ее реализации правительство региона приступит с начала следующего года.
Главная задача в реализации программы - четко организовать взаимодействие всех участвующих сторон: собственников жилья, управляющих компаний, ТСЖ и органов власти. Но в первую очередь - вопрос взаимодействия с собственниками жилья.
Теперь о вопросе водоснабжения Новомосковска, второго по численности населения города в нашем регионе. К весне следующего года Новомосковск должен получать ежесуточно 30 тысяч кубометров воды, что полностью устранит дефицит питьевого водоснабжения. Хочу обратить внимание главы администрации Новомосковска Вадима Жерздева - это его персональная ответственность.
Тульская область должна широко заявить о себе как о культурном и туристическом центре. И в ближайшие годы нам предстоит многое для этого сделать. В первую очередь, чтобы сформировать развитую культурную среду, привить здоровый патриотизм подрастающим поколениям.
Наш регион - это родина уникальных народных промыслов, на его территории расположены памятники и мемориальные комплексы, посвященные известнейшим людям. Зачастую эти притягательные места расположены в наших малых городах. Их необходимо возрождать, ведь это центры нашей духовности.
Реализация такой масштабной задачи возможна только при объединении средств местного, регионального, федерального бюджетов и частных инвестиций. Тульская область выступила с инициативой разработки на федеральном уровне целевой программы по развитию малых городов России.
Важно уделять серьезное внимание развитию и сохранению культурно-исторического наследия нашего региона. За последнее время мы достигли значительных результатов.
Расширены границы территорий музеев-заповедников "Куликово Поле" и "Ясная Поляна" как достопримечательных мест федерального значения. Аналогичные вопросы сейчас решаются по музею-заповеднику "Поленово". В сентябре текущего года откроется для посетителей краеведческий музей, который, внимание, уважаемые коллеги, ремонтировался почти 30 лет.
Полным ходом идет восстановление ансамбля Тульского кремля. Это наш исторический центр, и в ближайшем будущем он предстанет в своем первозданном виде на радость тулякам и гостям нашего города. На сегодняшний день на счет фонда поступило более 62 млн. рублей благодаря неравнодушным жителям области и православной церкви.
На эти средства ведется восстановление колокольни Успенского собора, которое планируется завершить к сентябрю 2014 года. Идет работа по изготовлению 22 колоколов. Ко дню города планируется провести их торжественное освящение. Отреставрированный Тульский кремль станет точкой притяжения туристического потока.
Мы с вами в преддверии великого праздника - 68-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне. У Тульской области обширное наследие, связанное с нашим героическим прошлым. Это в первую очередь памятники и мемориалы, посвященные защитникам Родины. Местным властям нельзя про них забывать.
У нас есть памятные места, где горит Вечный огонь. Большинство таких мемориалов функционирует только в период праздников, а не на постоянной основе, как следовало бы. Этот вопрос напрямую зависит от финансовых возможностей районов. Мы прекрасно это понимаем. Руководителям органов местного самоуправления следует изыскать средства, чтобы обеспечить функционирование таких памятных комплексов. И правительство региона будет оказывать в этом помощь. Мы не должны быть Иванами, не помнящими родства.
Вечный огонь в поселке Первомайский скоро будет гореть непрерывно. 6 мая состоится его торжественное зажжение. Уважаемые коллеги, этому мемориалу с Вечным огнем уже более полувека, он одним из первых был открыт в нашей стране. Поэтому особенно приятно, что теперь он будет гореть негасимым пламенем, символизируя вечную память о героизме и мужестве наших отцов и дедов.
И, уважаемые коллеги, возвращаясь к вопросам о придании тульскому региону статуса туристического центра отмечу, что, помимо работы по реставрации и восстановлению исторических памятников, необходимо проводить работу по их популяризации. Активно привлекать СМИ для формирования общественного интереса к нашим памятникам культуры как у жителей России, так и у иностранных граждан.
Важным шагом в развитии туризма стали соглашения о взаимодействии между правительством области и Ростуризмом, а также Россотрудничеством. Это даст нам дополнительные возможности для продвижения наших культурно-исторических брендов.
Восстановление и приумножение достояния Тульской области послужит формированию туристической сферы региона. Въездной туризм должен стать мощным ресурсом для развития малого и среднего бизнеса, создания десятков тысяч рабочих мест. И на это я хочу обратить особое внимание заместителя председателя правительства Марины Левиной.
Развитие региона невозможно без развития местного самоуправления. Именно муниципалитеты находятся на острие всех бытовых проблем, сюда со своими нуждами и вопросами идут жители нашего региона. Здесь происходит вовлечение жителей области в процессы управления территориями, формируется их активная гражданская позиция, укрепляется доверие населения к власти в целом. Поэтому так важна для нас эффективная, грамотная работа органов местного самоуправления.
Мы понимаем, что сегодня бюджеты муниципальных образований не позволяют в полном объеме решить все стоящие проблемы. Это не секрет. Зачастую сталкиваемся с тем, что бюджеты, особенно сельских поселений, являются глубоко дотационными. Все собственные доходы не покрывают, представьте, даже и половины расходов на содержание самих муниципалитетов. И при этом эффективность их работы недостаточно высока.
Так, например, муниципальное образование Страховское при годовом бюджете 18 млн. рублей не смогло освоить из них 15 млн. То есть не освоено 80 процентов от годового бюджета. Могу просто привести пример: правительство Тульской области входило в 2013 год с кассовым остатком в 10 миллионов рублей, то есть в 1,5 раза меньше, чем одно муниципальное образование Страховское. Но при этом нужды у населения в этом образовании растут. Мы получаем сотни писем от граждан.
В рамках политики, проводимой правительством региона, муниципалитеты выступили с инициативой по объединению отдельных сельских поселений и оптимизации численности сотрудников органов местного самоуправления. Таким образом, повышается ответственность муниципальных служащих перед жителями и растет их материальное обеспечение.
Впервые в ЦФО в восьми муниципальных образованиях мы применили механизм передачи полномочий административных центров на уровень районов с одновременной ликвидацией администраций поселений. Анализ состояния дел в "пилотных" муниципалитетах показал, что реализуемые проекты эффективны.
До конца 2014 года планируется внедрить аналогичную систему управления во всех районах области. Проводимые мероприятия направлены на исключение дублирования функций, повышение бюджетной самостоятельности, возможность аккумулирования финансовых средств, что позволит направить их на решение первоочередных задач территорий.
По-прежнему остро стоит вопрос обеспечения муниципальных образований квалифицированными кадрами. Особенно актуальна эта проблема для сельских поселений, которые испытывают в них огромный дефицит. Правительство области придает этому вопросу большое значение. У нас налажена и успешно действует система переподготовки и повышения квалификации муниципальных кадров. Подавляющее большинство муниципальных служащих обучается за счет средств бюджета области. Однако есть ряд муниципальных образований, которые на регулярной, подчеркиваю, коллеги, - на регулярной, основе не справляются с региональными и федеральными программами, - это Донской, Кимовский, Дубенский районы. Есть те, к которым больше всего замечаний от жителей, - это Щекинский, Алексинский районы ну и, конечно, администрация города-героя Тулы.
Не могу обойти вниманием наш областной центр, потому что здесь живет 40 процентов жителей региона. Это локомотив экономики всей Тульской области. Качество жизни туляков зависит от того, как работает городская администрация. К сожалению, к нам поступает очень много жалоб от туляков на работу жилищно-коммунального хозяйства города, управляющих компаний, на вывоз мусора, да и просто на безразличие чиновников.
Прошу Евгения Авилова обратить на это особое внимание.
И в срок до 1 сентября 2013 года главе администрации Тулы, депутатам Тульской городской Думы следует закончить организационные штатные мероприятия по ликвидации кадрового балласта. Депутаты гордумы должны сделать выбор. Кто они? Депутаты или директора МУПов.
Обращаюсь к главам территориальных управлений районов Тулы. Прежде всего на вас лежит ответственность за качество жизни туляков, и свой рабочий день вы должны начинать с обхода подведомственных территорий и общения с жителями.
Для обмена опытом правительство Тульской области проводит "Единые дни муниципальных образований". Сегодняшний день не исключение. Для того, чтобы не отрывать наших уважаемых глав администраций от работы мы совместили сегодняшнее послание губернатора, в том числе с проведением Дня муниципальных образований. На этих Днях вырабатываются совместные решения задач местного значения руководителями муниципалитетов и органами исполнительной власти Тульской области.
Теперь нам необходимо до мелочей продумать структуру управления в новых условиях и грамотно разъяснить ее жителям. Самым важным при этом является обеспечение открытости и доступности органов власти, выведение на новый уровень качества оказываемых населению услуг.
Именно на эти цели направлен стартовавший на территории региона в конце 2012 года проект "Открытый муниципалитет", который является составной частью системы "Открытый регион". Уважаемые коллеги, я хочу сказать, что проект, конечно, еще проходит обкатку, но в целом отзывы со стороны жителей очень положительные.
В рамках проекта планируется продолжить создание в каждом районе пунктов общественного доступа, а также на территориях - постепенное создание аналогов службы "одного окна". Это позволит любому жителю не только ознакомиться с информацией о деятельности органов местного самоуправления, но и получить практическую помощь по муниципальным услугам.
Мы реализуем проекты "Народная программа" и "Народный бюджет". В этих проектах прошла практическую отработку идея согласования с жителями Тульской области значительных крупных расходов на уровне субъекта и муниципальных образований по разным направлениям.
В 2012 году вместе с депутатами Тульской областной Думы мы выделили из бюджета области по программе "Народный бюджет" 109 млн. рублей, а в 2013 эта сумма увеличена до 250 млн. Замечу, что руководителям муниципальных образований надо самостоятельно находить возможности решения острых проблем территорий, а не ждать помощи из областного и федерального бюджетов.
Считаю, что в целях обеспечения эффективной динамики развития районов необходимо к июню подготовить предложения, которые станут основой региональной программы совершенствования системы органов местного самоуправления.
Сегодня все уровни власти - федеральная, региональная, органы местного самоуправления - все должны работать в тесном конструктивном взаимодействии. От общей согласованной работы зависит эффективное развитие региона, улучшение жизни наших граждан.
Вместе с тем, нам надо активно привлекать жителей к участию в реализуемых программах. Люди должны осознавать себя хозяевами на своей территории, больше надеяться на собственные силы, самостоятельно контролировать и поддерживать реализацию проектов.
Как я уже говорил, правительство региона уделяет большое внимание обеспечению открытости власти, прозрачности принимаемых им решений. И наравне с проектами, о которых шла речь ранее, достижению этих целей способствует программа "Народное правительство - кадровый резерв".
Предложить свою кандидатуру в кадровый резерв смогли все граждане, у кого есть желание трудиться на благо региона. На сегодняшний день пройден этап открытого голосования, и теперь экспертное сообщество оценивает компетентность отобранных кандидатов. Так мы на основе открытого конкурса выявим перспективных управленцев, которые пополнят кадровый резерв правительства Тульской области.
Важный момент - повсеместное внедрение современных информационных технологий.
Нами запущен портал "Открытый регион 71", на котором реализован механизм обращения граждан по проблемным вопросам, работают проекты "Народная карта", "Инвестиционная карта Тульской области" и многие другие. Доступны в электронном виде почти 70 региональных госуслуг. Формируется единое информационное пространство в здравоохранении.
В ближайшее время будет подписано соглашение по проекту "Российская общественная инициатива", который начинает свою работу по указу Президента России Владимира Путина.
Эти и другие проекты оптимизируют процессы обмена информацией и принятия решений в государственном управлении и в других сферах нашей жизни. А кроме того, позволяют нашим гражданам становиться активными участниками обсуждения процессов, происходящих в регионе и стране.
Важная составляющая динамичного развития общества - это соблюдение прав и обеспечение гарантий защиты прав и свобод граждан. Нужно исключить формальный подход к решению задач любого масштаба. Никто в Тульской области не должен оставаться наедине со своими проблемами.
Уважаемые депутаты, в прошлом году вами принят пакет законов, которым учрежден институт уполномоченного по правам человека в Тульской области. Институт работает, его деятельность стала заметной. Полагаю, что он улучшит качество административного управления, а также сделает отношения между личностью и государством более человечными.
В этом году мы пошли дальше. На прошлом заседании вами приняты в окончательной редакции законы по развитию института уполномоченного по правам ребенка в Тульской области. А также учрежден институт уполномоченного по защите прав предпринимателей.
Немаловажным институтом развития гражданского общества является Общественная палата области. Принятый пакет законов также позволит создать необходимые организационные и правовые условия для ее дальнейшего развития.
Наша задача - помочь указанным институтам в их процессе становления. Это будет способствовать росту публичного доверия и к данным институтам, и к власти в целом.
В завершение я скажу о дорогах нашего региона. Все мы понимаем важность этой проблемы. На дорожное строительство в прошлом году было предусмотрено более 3,5 млрд. рублей, что в три раза выше показателей 2011 года. К сожалению, из-за недобросовестных подрядчиков и нерасторопности муниципальных образований не все работы были выполнены. Хуже всего обстояли дела в Дубенском районе, где фактически произошел срыв и по ремонту дорог, и по ремонту дворовых территорий. Аналогичная ситуация сложилась в Белевском, Воловском районах, в Тепло-Огаревском и Узловском.
Но, несмотря на все это, нам удалось отремонтировать 650 км региональных и муниципальных дорог и улиц.
Нужно и дальше сохранять такой темп в работе - ежегодно приводить в порядок не менее 600 км дорожного покрытия.
В текущем году будут проводиться ремонт и реконструкция федеральных трасс на территории тульского региона. Многие туляки, которые пользуются автотрассой, наверно обратили внимание, что сегодня вся трасса М-2 "Крым" освещена на территории Тульской области. И в этом году мы должны в целом завершить реконструкцию трассы М-2 "Крым". По нашей договоренности на эти цели направлено более 3 млрд. рублей из федерального бюджета, будут приведены в порядок более 200 км дорог федерального значения.
Мы меняем принципы работы с подрядными организациями. В результате активной претензионной работы в доход бюджета региона поступают неустойки, взысканные с недобросовестных подрядчиков. Как в случае с дорогой Тула - Белев, где сумма неустойки составила более 170 млн. рублей при стоимости контракта 410 млн. Подрядные организации должны осознавать свою ответственность за соблюдение сроков и качество выполненных работ.
Уважаемые коллеги, вы интересовались, насколько эффективно сработали муниципальные образования по освоению средств дорожного фонда. В прошлом году муниципальным образованиям выделялись субсидии на сумму более 900 млн. рублей. На эти средства достаточно активно осуществлялись ремонтные дорожные работы, но, к сожалению, практически неосвоенными остались средства на проектирование и строительство дорог.
Что хочу сказать по этому поводу. Для нас важно рациональное расходование средств, недопущение ошибок и выполнение работ в плановые сроки и с надлежащим качеством. Обращаюсь ко всем главам муниципальных образований! Правительство Тульской области за вас работать не будет. Вы должны отрабатывать зарплату, которую вам платят жители региона. Вам следует занять жесткую позицию по отношению к подрядчикам. Привлекать специалистов к составлению сметной документации и ведению технического надзора.
В следующем году будут сформированы муниципальные дорожные фонды. Дотации будем распределять в зависимости от протяженности дорог, находящихся на балансе муниципальных образований, и обязательно будем учитывать результаты работы предыдущего года. Муниципальным образованиям следует ускорить работу по принятию бесхозяйных дорог в собственность.
Уважаемые коллеги, мы готовы предоставить бюджетные кредиты на эту работу. Это позволит нам получить дополнительные средства в дорожный фонд Тульской области.
Подводя итоги, считаю, что в целом органам исполнительной власти в 2013 году необходимо активизировать работу по участию во всех федеральных целевых программах - по развитию здравоохранения и спорта, формированию рынка доступного жилья, модернизации агропромышленного комплекса, созданию условий для строительства и модернизации стратегически важных для региона объектов транспортной инфраструктуры.
Необходимо радикально усилить работу в таких направлениях, как привлечение инвестиций, увеличение рождаемости и сокращение смертности, пропаганда здорового образа жизни, увеличение объемов жилищного строительства и отремонтированных дорог.
Жители Тульской области смогут непосредственно, подчеркиваю - непосредственно, выразить свою оценку преобразованиям при проведении прямых выборов губернатора в нашем регионе. Федеральным собранием принят закон о том, что регионам предоставляется возможность выбрать губернатора либо через непосредственные выборы, либо посредством представителей, то есть депутатов законодательного собрания. И я хочу заверить всех коллег - я придерживаюсь точки зрения, что в Тульской области должны быть прямые выборы губернатора.
Уважаемые депутаты!
Я обозначил приоритетные направления работы, точки нашего сотрудничества на ближайшую перспективу. Будем работать в тесном взаимодействии - исполнительная, законодательная власть, органы местного самоуправления, бизнес и гражданское общество. Работать будем так, чтобы слова не расходились с делом.
В центре нашего внимания будут по-прежнему и макроэкономические показатели, и решение жизненных вопросов, из которых складывается быт каждой семьи. Наш главный ориентир - качество жизни наших граждан.
Мы хотим, чтобы сюда стремились умные, образованные, трудолюбивые люди. Мы хотим видеть наш регион благополучным, привлекательным для проживания и ведения бизнеса.
Каждый на своем месте должен помнить, что за нас эту работу не сделает никто.
Спасибо за внимание!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
По макроэкономическим показателям развития в Тульской области сохраняется положительная динамика. Стабильно растет объем доходов консолидированного бюджета, в 2012 году он составил 56 млрд. рублей - почти на 7 млрд. больше уровня 2011 года. Среди субъектов ЦФО Тульская область на 7 месте по общей сумме поступления доходов в бюджет. Важно, что существенно возросли собственные доходы региона почти на 18 процентов и составили более 45 млрд. рублей.
На 10 процентов выросла реальная заработная плата населения, увеличился оборот розничной торговли - на 4 процента в сопоставимых ценах. Уровень регистрируемой безработицы ниже среднего значения по России и составляет чуть менее одного процента.
Тульская область на 28 месте по качеству жизни из 83 регионов Российской Федерации (по оценке Рейтингового агентства "Рейтинг"), и один из лидеров ЦФО по инвестиционному потенциалу.
Послание Губернатора Тульской области Тульской областной Думе
Текст послания опубликован в газете "Тульские известия" от 26 апреля 2013 г. N 62