Решение Арбитражного суда Тульской области от 17 апреля 2007 г. по делу N А68-691/07-4/АП
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 12 июля 2007 г. по делу N А68-691/07-4/АП данное решение оставлено без изменения
Арбитражный суд Тульской области в составе:
Председательствующего судьи Драчена А.В.,
судей Пестрецовой Н.М., Рыжиковой Н.А.
при ведении протокола секретарем Пименовой О.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ООО "Новомосковский городской водоканал"
к Собранию депутатов МО г. Новомосковск Новомосковского района Тульской области
3-е лицо: Департамент Тульской области по тарифам
о признании недействующим решения от 30.11.2006 г. N 20-4 "Об утверждении тарифов на услуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод" в части пункта 1, согласовании производственной программы и утверждении тарифов
при участии в заседании:
от заявителя - представители Данилкина С.А. - по доверенности от 20.11.2006 г., Панков С.В. - по доверенности от 09.04.2007 г., Чикина О.Е. - по доверенности от 09.04.2007 г.
от Собрания депутатов МО г. Новомосковск - представитель Лажевский К.П. - по доверенности от 09.03.2007 г.
от Департамента Тульской области по тарифам - представитель Позднов А.А. - по доверенности от 29.03.2007 г.
установил:
ООО "Новомосковский городской водоканал" обратилось с заявлением о признании недействующим решения Собрания депутатов МО г. Новомосковск Новомосковского района от 30.11.2006 г. N 20-4 "Об утверждении тарифов на услуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод" в части пункта 1, утверждающего с 01.01.2007 г. тарифы для заявителя на услуги водоснабжения в размере 9,70 руб. за 1 м куб., на услуги водоотведения в размере 6,12 руб. за 1 куб. м.
Одновременно заявитель просил обязать Собрание депутатов МО г. Новомосковск Новомосковского района согласовать производственную программу на 2007 г. и утвердить тариф на услугу водоснабжения в размере 14,45 руб. за 1 м куб., на услугу водоотведения в размере 9,21 руб. за 1 м куб.
В качестве оснований заявленных требований ООО "Новомосковскгорводоканал" указало, что им осуществляется эксплуатация систем коммунальной инфраструктуры по водоснабжению и водоотведению для потребителей МО г. Новомосковск.
Оспариваемое решение принято без учета потребностей Общества в финансовых средствах и не позволяет получить прибыль.
Тарифы на оказываемые услуги подлежат государственному регулированию в силу Закона РФ N 210-ФЗ от 30.12.2004 г. "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон). Порядок регулирования установлен данным Законом.
Исходя из положений ст. 3 указанного Закона общим принципом регулирования тарифов является в том числе полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ.
В качестве одного из методов регулирования тарифов в соответствии со ст. 8 Закона может применяться установление фиксированных тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса на очередной период исходя из сложившейся себестоимости товаров и услуг этой организации в истекший период действия тарифов с учетом стоимости заложенных в производственную программу мероприятий по повышению эффективности деятельности организации коммунального комплекса, предусматривающих улучшение качества производимых ею товаров (оказываемых услуг) и проведение при необходимости мероприятий по реконструкции эксплуатируемой этой организацией системы коммунальной инфраструктуры.
ООО "Новомосковскгорводоканал" в порядке, предусмотренном ст. 9 Закона, представило в орган местного самоуправления производственную программу и на основании нее произвело предварительный расчет тарифов. Тариф на водоснабжение составил 14,45 руб. за 1 куб. м, на водоотведение - 9,21 руб. за 1 куб. м. Оснований для отклонения производственной программы органом местного самоуправления не выявлено.
В соответствии с требованиями ст. 9 Закона орган местного самоуправления был обязан согласовать производственную программу.
Тарифы, утвержденные ответчиком в оспариваемом акте, не соответствуют приведенной заявителем производственной программе, в связи с чем последний считает, что они утверждены в нарушение ст. ст. 3, 9 Закона.
При этом оспариваемым актом нарушаются права ООО "Новомосковскгорводоканал" как коммерческой организации, предусмотренные ст. ст. 34, 35 Конституции РФ, ст. ст. 1, 50, 209 ГК РФ.
Собрание депутатов МО г. Новомосковск Новомосковского района Тульской области возражало против удовлетворения заявленных требований. В отзыве на заявление пояснило, что при принятии оспариваемого акта применялось постановление Департамента Тульской области по тарифам от 16.11.2006 г. N 30/2 "Об установлении предельных индексов максимального изменения тарифов на услуги организаций коммунального комплекса на 2007 г. по муниципальным образованиям Тульской области", согласно которому предельный индекс максимального изменения тарифов был установлен в размере 13,3%.
Все тарифы, действующие в 2006 г. были увеличены на 13,3%, в том числе тарифы на водоснабжение и водоотведение. Право повысить тарифы на большую величину органу местного самоуправления законодательством не предоставлено.
Департамент Тульской области по тарифам поддержал позицию Собрания депутатов МО г. Новомосковск.
В отношении доводов ответчика, приведенных в отзыве заявитель пояснил, что предельные индексы применены им неверно. Установленный Департаментом Тульской области по тарифам индекс 13,3% является средним показателем для муниципального образования и означает, что недопустимо повышение платы за все коммунальные услуги в целом более чем на данную величину. Вместе с тем, для конкретного предприятия тарифа могут увеличиваться на большую величину.
Также заявитель со ссылкой на письмо Федеральной службы по тарифам от 06.02.2006 г. отметил, что в отношении ООО "Новомосковскгорводоканал" тарифы устанавливаются впервые. Ранее тарифы на услуги заявителя были установлены органом местного самоуправления иного муниципального образования.
Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, суд установил:
ООО "Новомосковскгорводоканал" является организацией, оказывающей населению МО г. Новомосковск Новомосковского района Тульской области коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ N 210-ФЗ от 30.12.2004 г. "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" заявитель является организацией коммунального комплекса и тарифы на оказываемые данной организацией услуги подлежат регулированию на основании ст. 1 указанного Закона.
29.11.2006 г. ООО "Новомосковскгорводоканал" обратилось к главе МО г. Новомосковск с письмом N 558, которым направило производственную программу на 2007 г. и расчетные материалы к утверждению тарифов в размере 14,45 руб. за 1 куб. м на услуги водоснабжения и 9,21 руб. за 1 куб. м на услуги водоотведения.
Пунктом 1 решения N 20-4 от 30.11.2006 г., изданным Собранием депутатов МО г. Новомосковск Новомосковского района Тульской области, были утверждены тарифы для ООО "Новомосковскгорводоканал" на услуги водоснабжения в размере 9,70 руб. за 1 м куб., на услуги водоотведения в размере 6,12 руб. за 1 куб. м. Утвержденные тарифы введены в действие с 01.01.2007 г.
Решение N 20-4 от 30.11.2006 г. было опубликовано в газете "Новомосковская правда" от 30.11.2006 г. и представляет собой нормативный правовой акт, поскольку устанавливает нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения.
Ранее на оказываемые ООО "Новомосковскгорводоканал" услуги тарифы были установлены постановлением Администрации Тульской области от 29.12.2005 г. N 855 в размере 8,55 руб. за 1 куб. м на водоснабжение и 5,40 руб. за 1 куб. м на водоотведение. Данные тарифы были установлены в отношении НМУП "Новомосковские коммунальные системы".
С 09.06.2006 г. указанные тарифы были введены в отношении услуг ООО "Новомосковскгорводоканал", которое стало оказывать вышеперечисленные услуги вместо НМУП "Новомосковские коммунальные системы". Тарифы утверждались постановлением главы Администрации МО Новомосковский район Тульской области от 05.06.2006 г. N 1035.
Постановлением Департамента Тульской области по тарифам от 16.11.2006 г. N 30/2 были установлены предельные индексы максимального изменения тарифов на услуги организаций коммунального комплекса. В отношении МО Новомосковский район был утвержден предельный индекс 113,3%.
Проанализировав постановление главы Администрации МО Новомосковский район от 05.06.2006 г. N 1035 и решение Собрания депутатов МО г. Новомосковск от 30.11.2006 г. N 20-4 суд приходит к выводу, что в 2007 г. тарифы на оказываемые заявителем услуги были увеличены на 13,3%.
В соответствии с п. 1 ст. 29 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Нормативные правовые акты органов местного самоуправления могут быть оспорены в арбитражном суде в соответствии со ст. 78 Закона РФ N 131-ФЗ от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Часть 4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ определяет, что к плате за коммунальные услуги относится плата за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение.
Согласно ч. 2 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом.
Пункт 4.1 ч. 1 ст. 17 Закона РФ N 131-ФЗ от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относит утверждение тарифов организациям коммунального комплекса к ведению органов местного самоуправления поселений.
Устав МО г. Новомосковск и иные муниципальные акты не разграничивают компетенцию органов местного самоуправления поселения по принятию решений об утверждении тарифов.
Исходя из положений ст. 43 Закона РФ N 131-ФЗ от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации и ст. 45 Устава муниципального образования город Новомосковск суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт был издан в соответствии с компетенцией Собрания депутатов МО г. Новомосковск Новомосковского района Тульской области.
Одним из принципов регулирования тарифов является полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ (п. 5 ч. 1 ст. 3 Закона N 210-ФЗ).
Статья 8 Закона РФ N 210-ФЗ от 30.12.2004 г. "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" устанавливает следующие методы регулирования тарифов:
1) установление фиксированных тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса на очередной период исходя из сложившейся себестоимости товаров и услуг этой организации в истекший период действия тарифов с учетом стоимости заложенных в производственную программу мероприятий по повышению эффективности деятельности организации коммунального комплекса, предусматривающих улучшение качества производимых ею товаров (оказываемых услуг) и проведение при необходимости мероприятий по реконструкции эксплуатируемой этой организацией системы коммунальной инфраструктуры;
2) установление предельных тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса, определяемых на основе анализа динамики предыдущей деятельности организации и анализа деятельности аналогичных организаций коммунального комплекса;
3) индексация установленных тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях объективных изменений условий деятельности организации коммунального комплекса, влияющих на стоимость производимых ею товаров (оказываемых услуг).
Статья 9 данного Закона регулирует порядок утверждения производственной программы организации коммунальной сферы и тарифов в соответствии с данной программой.
Вместе с тем, ст. 2 Закона введено понятие предельных индексов - это устанавливаемые в среднем по субъектам Российской Федерации и (или) по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, выраженные в процентах индексы максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, действующих на конец текущего финансового года.
Статьи 18 - 19 Закона регулируют порядок его введения в действие и содержат переходные положения.
Согласно ч. 2 ст. 18 Закона установление предельных индексов, тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса на 2006 год осуществляется применительно к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, действующим (действовавшим) на конец 2005 года, без учета требований, указанных в пункте 1 части 2 и части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, установленные до вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат пересмотру и приведению в соответствие с предельными индексами, установленными в соответствии с настоящим Федеральным законом, в срок не позднее одного календарного месяца со дня вступления в силу актов, которыми утверждаются и вводятся в действие указанные предельные индексы (ч. 3 ст. 18 Закона).
В соответствии с ч. 4 ст. 19 Закона, положения, регулирующие установление и применение предельных индексов, действуют до 1 января 2009 года.
Таким образом, в целях социальной защиты населения в переходный период законодатель предусмотрел государственное регулирование предельного размера увеличения тарифов.
С учетом данных норм, положения ст. ст. 7 - 9 Закона не могут быть реализованы в полном объеме.
До истечения переходного периода утверждение производственной программы имеет смысл только в случае увеличения тарифов на величину, меньшую, чем предельный индекс либо в случае утверждения тарифа, когда ранее его государственное регулирование не осуществлялось (письмо ФСТ России N СН-503/12 от 06.02.2006 г.).
Поскольку для ООО "Новомосковскгорводоканал" тариф был увеличен в соответствии с максимальным предельным индексом - на максимально допустимую величину, нарушений Закона РФ N 210-ФЗ от 30.12.2004 г. органом местного самоуправления допущено не было.
Довод заявителя о том, что предельный индекс представляет среднюю величину и применительно к конкретному предприятию увеличение может произойти в большем размере, несостоятелен.
Действительно, в соответствии с позицией Федеральной службы по тарифам, изложенной в письме от 06.02.2006 г. N СН-503/12 рост размера платы граждан по каждому виду жилищных и коммунальных услуг и в разных муниципальных образованиях может составить величину, отличную (большую или меньшую) от утвержденных предельных индексов. Однако рост совокупного платежа каждого гражданина по сумме жилищных и сумме коммунальных услуг не может превышать предельных индексов. Указанное письмо представляет собой позицию ФСТ России и не является нормативным правовым актом.
Как пояснил представитель ответчика в судебном заседании все составляющие коммунальных платежей в 2007 г. увеличиваются в максимальном размере на 13,3%.
В такой ситуации увеличение тарифов на услуги, оказываемые заявителем в размере, превышающем установленный предельный индекс, повлечет необходимость уменьшения этого индекса для других поставщиков коммунальных услуг в муниципальном образовании (для обеспечения роста совокупного платежа каждого гражданина в рамках предельного индекса). Заявленные ООО "Новомосковскгорводоканал" тарифы будут нарушать права иных коммунальных организаций на увеличение тарифа за оказываемые ими услуги в соответствии с предельным индексом.
Также несостоятелен довод ООО "Новомосковскгорводоканал", что тариф утверждается для него впервые.
Ранее тариф устанавливался постановлением в отношении НМУП "Новомосковские коммунальные системы" постановлением Администрации Тульской области от 29.12.2005 г. N 855. В отношении ООО "Новомосковскгорводоканал" тариф был введен с 09.06.2006 г. постановлением главы Администрации МО Новомосковский район Тульской области от 05.06.2006 г. N 1035.
Тот факт, что тарифы утверждались иным органом, не имеет существенного правового значения, так как все указанные органы реализовывали предоставленные им на тот момент полномочия по государственному регулированию тарифов.
При этом, постановление главы Администрации МО Новомосковский район Тульской области от 05.06.2006 г. N 1035 заявителем не оспаривалось.
Кроме того, производственная программа вместе с расчетом были направлены заявителем в орган местного самоуправления 29.11.2006 г. (письмом N 558), тогда как в соответствии с ч. 3 ст. 9 Закона РФ N 210-ФЗ от 30.12.2004 г. "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" производственная программа, а также расчет необходимых для ее реализации финансовых потребностей и соответствующих им тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса направляется организацией коммунального комплекса в орган регулирования не менее чем за три календарных месяца до даты окончания текущего периода действия тарифов на товары и услуги этой организации.
Доказательств своевременного направления программы и расчета заявителем не представлено.
Таким образом, оспариваемое положение не нарушает прав ООО "Новомосковскгорводоканал" ввиду его соответствия закону.
На основании п. 1 ч. 2 ст. 195 АПК РФ данное положение признается судом соответствующим Закону РФ N 210-ФЗ от 30.12.2004 г. "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
В связи с отказом в удовлетворении основного требования не подлежат удовлетворению требования заявителя о понуждении Собрания депутатов МО г. Новомосковск согласовать производственную программу на 2007 г. и утвердить тарифы на услугу водоснабжения в размере 14,45 руб. за 1 м куб., на услугу водоотведения в размере 9,21 руб. за 1 м куб., заявленные в порядке ч. 5 ст. 195 АПК РФ.
ООО "Новомосковскгорводоканал" при обращении в суд с рассматриваемым заявлением уплатило госпошлину в сумме 4000 руб. платежным поручением N 207 от 09.02.2007 г. В заявлении содержится требование о признании одного нормативного правового акта недействующим и требование в порядке ч. 5 ст. 195 АПК РФ, направленное на устранение предполагаемого нарушения права.
В соответствии со ст. 333.21 НК РФ с заявленного требования подлежит уплате госпошлина в сумме 2000 руб.
Излишне уплаченная госпошлина в сумме 2000 руб. подлежит возвращению заявителю из федерального бюджета РФ на основании п. 1 ч. 1 ст. 333.40 НК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 170, 195 АПК РФ, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении заявления ООО "Новомосковский городской водоканал" отказать.
Признать решение Собрания депутатов муниципального образования город Новомосковск Новомосковского района Тульской области от 30.11.2006 г. N 20-4 "Об утверждении тарифов на услуги водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод" в части пункта 1 соответствующим Закону РФ N 210-ФЗ от 30.12.2004 г. "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
Возвратить ООО "Новомосковский городской водоканал" из федерального бюджета РФ госпошлину в сумме 2000 руб.
В остальной части расходы по госпошлине отнести на заявителя.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
На решение может быть подана кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в месячный срок после его принятия.
Председательствующий |
А.В. Драчен |
Судьи |
Н.М. Пестрецова Н.А. Рыжикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Тульской области от 17 апреля 2007 г. по делу N А68-691/07-4/АП
Текст решения официально опубликован не был
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 12 июля 2007 г. по делу N А68-691/07-4/АП данное решение оставлено без изменения