Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Медведкиной В.А.
судей
Мелешко Н.В,
Петровой А.В.
при секретаре
Демура М.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-442/2018 по апелляционной жалобе Селуяновой Е. М. и Селуянова Р. А. на решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 28 февраля 2018 года по иску Селуяновой Е. М, Селуянова Р. А. к Публичному акционерному обществу "Мегафон" о взыскании убытков, компенсации морального вреда, штрафа, судебных расходов.
Заслушав доклад судьи Медведкиной В.А, объяснения представителя истцов адвоката Худякова Е.В, поддержавшего доводы жалобы, представителей ПАО "Мегафон" Барановой М.В. и ПАО "Сбербанк России" Ларионова Н.С, полагавших решение законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Селуянова Е.М. и Селуянов Р.А. обратились в суд с исковым заявлением к Публичному акционерному обществу "Мегафон" (далее - ПАО), в котором после уточнения требований просили взыскать с ответчика в пользу истцов материальный ущерб в размере 649517 рублей 06 копеек, штраф за отказ добровольно исполнить требование потребителей о возмещении материального ущерба в размере 324758 рублей 53 копеек, компенсацию морального вреда в размере 100000 рублей, судебные расходы.
В основание требований указали, что 31.12.2001 между Селуяновым Р.А. и Северо-Западным филиалом ОАО "Мегафон" был заключен договор об оказании услуг связи N3096-99, абонентский номер + N... К указанному абонентскому номеру была подключена услуга "Мобильный банк" ОАО "Сбербанк России" в отношении банковских счетов Селуяновой Е.М... 02.09.2014 в период с 17 час. 00 мин. до 19 час. 00 минут ОАО "Мегафон" прекратило обслуживание по сим-карте, телефонный номер + N... В указанный период с банковских счетов Селуяновой Е.М. неустановленными лицами были похищены денежные средства с банковской карты N... ОАО "Сбербанк России" по договору N... с ОАО "Сбербанк России" 466321 рубль 07 копеек, в том числе была произведена конвертация 10409,39 долларов США по договору N... с ОАО "Сбербанк России" во вкладу "Управляй", которые были также переведены на вышеуказанную карту. Конвертация была произведена по курсу 36,93 руб./доллар. На день обращения в суд курс доллара составляет 59,04 руб./доллар.
27.09.2014 Селуянов Р.А. обратился с заявлением в ОАО "Мегафон" с требованием разъяснить основания, по которым у него отсутствовала мобильная связь 02.09.2014. В ответ на указанное обращение ОАО "Мегафон" указало, что 02.09.2014 была произведена процедура замены SIM-карты по абонентскому номеру +79216592356 на основании нотариальной удостоверенной доверенности, копия доверенности представлена сотрудникам ОАО "Мегафон". Однако Селуяновым Р.А. доверенность в отношении указанного лица не выдавалась.
Истцы обращались к ответчику с претензией, но получили отказ от добровольного удовлетворения требований по возмещению имущественного ущерба.
Решением Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 28 февраля 2018 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истцы просят решения суда отменить, ссылаясь на неправильное установление обстоятельств по делу, и неправильное применение норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, 31.12.2001 между Селуяновым Р.А. и Северо-Западным филиалом ОАО "Мегафон" был заключен договор об оказании услуг связи N.., абонентский номер+79216592356.
Селуянова Е.М. является клиентом ПАО "Сбербанк России", где на ее имя открыты счета и выпущена банковская карта.
Договор о выпуске и обслуживании банковских карт ПАО "Сбербанк России" заключается на Условиях выпуска и обслуживания кредитной карты ОАО "Сбербанк России" опубликованных на сайте Банка.
Пунктом 1.1 Условий использования банковских карт ОАО "Сбербанк России" предусмотрено, что Условия выпуска и обслуживания кредитной карты ОАО "Сбербанк России" в совокупности с Памяткой Держателя карт ОАО "Сбербанк России", Памяткой по безопасности при использовании карт, Заявлением на получение карты, надлежащим образом заполненных и подписанных клиентом, Альбом тарифов на услуги, предоставляемые ОАО "Сбербанк России" физическим лицам, в совокупности являются заключенным между Клиентом и ОАО "Сбербанк России" Договором на выпуск и обслуживание банковской карты, открытие счета для учета операций с использованием карты и предоставление держателю возобновляемой кредитной линии для проведения операций по карте.
Согласно пункту 10.1 Условий услуга "мобильный банк" - услуга дистанционного доступа держателя к своим счетам карт и другим сервисам Банка, предоставляемая Банком Клиенту с использованием мобильной связи (по номеру (ам) мобильного (ых) телефона (ов).
Пунктом 10.14 Условий предусмотрено, что предоставление услуг "Мобильный банк" осуществляется на основании полученного Банком Распоряжения в виде CMC-сообщения, направленного с использованием средства мобильной связи с номера телефона, указанного держателя при подключении услуги "Мобильный банк".
Держатель подтверждает, что полученное Банком Сообщение рассматривается Банком как распоряжение (поручение) на проведение операций по счетам карт Держателя и на предоставление других услуг Банка, полученное непосредственно от Держателя (пункт 10.15 Условий).
Сообщения (электронные документы), направленные держателем в Банк посредством услуги "Мобильный банк", имеют юридическую силу документов на бумажных носителях, заверенных собственноручной подписью держателя, оформленных в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, и порождают аналогичные им права и обязанности Держателя и Банка по настоящему договору. Данные документы в электронной форме могут служить доказательством в суде (пункт 10.16 Условий).
Для доступа к "Сбербанк Онлайн" Держатель в соответствии с Руководством по использованию "Сбербанк Онлайн" получает от Банка Идентификатор Пользователя, постоянный пароль и одноразовые пароли.
Правила безопасности описаны на сайте: http://www.sberiiank.ru/ru/personal/dist_services/waming/ и являются доступными для всех пользователей.
Согласно пункту 3.10 Приложения N 2 к Условиям банковского обслуживания физических лиц ПАО "Сбербанк" клиент соглашается с получением услуг посредством системы "Сбербанк Онлайн" через сеть Интернет, осознавая, что сеть Интернет не является безопасным каналом связи, и соглашается нести финансовые риски и риски нарушения конфиденциальности, связанные с возможной компрометацией информации при ее передаче через сеть Интернет.
Как следует из пояснений третьего лица ОАО "Сбербанк России", не согласившись с данными условиями, клиент не может продолжить работу с "Личным кабинетом" и получить одноразовый пароль для входа в него.
В соответствии с пунктом 11.7 условий операции в системе "Сбербанк Онлайн" держатель подтверждает одноразовыми паролями, которые вводятся при совершении операции в системе "Сбербанк Онлайн".
Согласно пункту 11.8 условий держатель соглашается с тем, что постоянный и одноразовый пароли являются аналогом собственноручной подписи. Электронные документы, подтвержденные постоянным и/или одноразовым паролем, признаются Банком и держателем равнозначными документами на бумажном носителе и могут служить доказательством в суде.
Держатель соглашается с тем, что документальным подтверждением факта совершения им операции является протокол проведений операций в автоматизированной системе Банка, подтверждающей корректную информацию и аутентификацию держателя, и совершение операции в такой системе.
В соответствии с пунктом 11.13 условий полученные одноразовые пароли также могут использоваться держателем для подтверждения операций оплаты товаров и услуг в сети Интернет с применением технологий "SecureCode" или "Verified by Visa" платежных систем MasterCard Worldwide или Visa International.
Судом первой инстанции установлено, что Селуянова Е.М. выразила согласие с тем, чтобы управление ее счетами осуществлялось посредством взаимодействия с банком через электронные средства связи, удостоверение ее личности и волеизъявления, направленного на распоряжение денежными средствами на ее счетах, осуществлялось в порядке, указанном в пункте 3 статьи 847 ГК РФ.
Согласно пункту 2.17 Порядка предоставления ПАО "Сбербанк" услуг через Удаленные каналы обслуживания клиент обязан исключить возможность использования третьими лицами мобильного телефона, номер которого используется для предоставления Услуги "Мобильный банк".
В нарушение пункта 2.17 Порядка предоставления ПАО "Сбербанк" услуг через Удаленные каналы обслуживания к указанному абонентскому номеру Селуянова Р.А. была подключена услуга "Мобильный банк" ОАО "Сбербанк России" в отношении банковских счетов Селуяновой Е.М.
02.09.2014 в период с 17 час. 00 мин. до 19 час. 00 мин. ОАО "Мегафон" прекратило обслуживание по SIM-карте, телефонный номер + N...
В указанный период с банковских счетов Селуяновой Е.М. неустановленными лицами были похищены денежные средства с банковской карты N... ОАО "Сбербанк России" по договору N... с ОАО "Сбербанк России" 466321 рубль 07 копеек, в том числе была произведена конвертация 10409,39 долларов США по договору N... с ОАО "Сбербанк России" во вкладу "Управляй", которые были также переведены на вышеуказанную карту. Конвертация была произведена по курсу 36,93 руб./доллар.
Согласно ответу ОАО "МегаФон" 02.09.2014 была произведена замена SIM-карты на основании нотариально заверенной доверенности от 11.03.2014 серия "адрес"7, выданной Селуяновым Р.А. на имя Маркочева П.Л..
Заявление о выдаче SIM-карты и расписка этого лица о получении SIM-карты суду не предоставлены ввиду их отсутствия, так как данные документы сотрудники ответчика не оформили.
20.09.2014 было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходя из того, что отсутствует прямая причинно-следственная связь между получением SIM-карты с телефоном истца посторонним лицом и последующим списанием денежных средств со счета банковской карты Селуяновой Е.М, поскольку сам по себе факт замены SIM-карты не предполагает безусловное перечисление денежных средств с банковского счета истца на счета иных лиц.
Также, суд первой инстанции указал, что перевод денежных средств с банковской карты истца произошел в результате доступа лица в личный кабинет в системе "Сбербанк Онлайн", который возможен путем регистрации в указанной системе, доступ к которой осуществляется путем ввода логина и пароля, а не только в результате получения одноразовых паролей, приходящих в виде CMC-сообщений на абонентский номер истца. Следовательно, действия по замене SIM-карты и фактический доступ к системе "Сбербанк Онлайн" не находятся во взаимосвязи друг с другом.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда об отсутствии оснований для удовлетворения требований, предъявленных к сотовому оператору, исходя из следующего.
Как верно указал суд первой инстанции, отношения между абонентом, пользующимся услугами подвижной телефонной связи, и оператором связи регулируются главой 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи", Правилами оказания услуг телефонной связи, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2014 года N 1342. На момент возникновения спорных отношений, они регулировались также Правилами оказания услуг подвижной связи, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2005 года N 328 (далее - Правила подвижной связи), утратившими силу с принятием Правил телефонной связи.
На отношения оператора связи с гражданином, пользующимся услугами связи для личных семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, распространяются положения Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-I "О защите прав потребителей" в части, не урегулированной специальными законами.
В соответствии пунктом 32 статьи 2 Закона "О связи" услугой связи является деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений.
Согласно пункту 2 Правил подвижной связи, абонентом является физическое лицо (гражданин) или юридическое лицо, с которым заключен договор об оказании услуг подвижной связи при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации; абонентским номером - номер, однозначно определяющий (идентифицирующий) подключенную к сети подвижной связи абонентскую станцию (абонентское устройство) с установленной в ней сим-картой; а сим-картой - карта, с помощью которой обеспечивается идентификация абонентской станции (абонентского устройства), ее доступ к сети подвижной связи, а также защита от несанкционированного использования абонентского номера.
Исходя из вышеизложенного, сим-карта (в соответствии с пунктом 2 действующих Правил телефонной связи - идентификационный модуль, электронный носитель информации, установленный в абонентской станции (абонентском устройстве), с помощью которого осуществляется идентификация абонента оператором связи, доступ абонентской станции (абонентского устройства) к сети подвижной связи, а также обеспечивается защита от несанкционированного использования абонентского номера), является неотъемлемым элементом предоставления услуги подвижной телефонной связи, обеспечивающим подключение и доступ к сети подвижной связи абонентского устройства, его идентификацию и защиту от несанкционированного использования абонентского номера.
При этом сим-карта (электронный носитель информации) помимо информации, обеспечивающей выполнение указанных выше функций, может содержать дополнительную информацию об абоненте, его телефонных переговорах и коротких текстовых и иных сообщениях, в частности, телефонную книгу абонента, списки входящих/исходящих вызовов и сообщений, тексты коротких текстовых сообщений (смс-сообщений), сведения о подключенных услугах и т.д.
Одновременно с выдачей (заменой, восстановлением) сим-карты происходит передача соответствующей информации, а также обеспечивается возможность доступа к сети подвижной связи с соответствующего абонентского номера, возможность получения входящих на этот номер сообщений, в том числе одноразовых паролей подтверждения, а также возможность использования подключенных к этому номеру услуг.
В силу пунктов 19 и 20 Правил подвижной связи, в договоре на оказание услуг подвижной связи должны быть указаны как сведения об абоненте, о выделенном абонентском номере, так и о номере сим-карты.
Согласно пункту 24 Правил подвижной связи оператор связи вправе поручить третьему лицу заключить договор, в том числе договор, предусматривающий использование перенесенного абонентского номера, от имени и за счет оператора связи, а также осуществлять расчеты с абонентами и иные действия по обслуживанию абонентов от имени оператора связи.
По договору, заключенному третьим лицом от имени и за счет оператора связи, права и обязанности по оказанию услуг подвижной связи и совершению иных действий, связанных с обслуживанием абонентов, возникают непосредственно у оператора связи.
Третье лицо, действующее от имени оператора связи, при заключении договора, в том числе договора, предусматривающего использование перенесенного абонентского номера, обязано внести в договор сведения о лице, заключающем договор на основании документов, представленных в соответствии с пунктами 16 - 18 данных Правил, а также направить один экземпляр подписанного договора оператору связи не позднее 10 дней после заключения договора, если меньший срок не предусмотрен договором, заключенным между оператором связи и третьим лицом.
Такое третье лицо обязано по требованию пользователя услугами подвижной связи предъявить копию документа, подтверждающего его полномочия на заключение договора от имени оператора связи.
Пунктом 6 статьи 44 Закона о связи также предусмотрено, что лицо, действующее от имени оператора связи, при заключении договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи обязано внести в него сведения об абоненте, перечень которых установлен правилами оказания услуг связи, и направить один экземпляр подписанного договора оператору связи в течение десяти дней после его заключения, если меньший срок не предусмотрен указанным договором.
Оператор связи обязан осуществлять проверку достоверности сведений об абоненте, в том числе сведений об абоненте, содержащихся в договоре, направленном лицом, действующим от имени оператора связи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации по сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.
В соответствии с Руководством пользователя Сбербанк Онлайн, "Сбербанк Онлайн" - это автоматизированная система обслуживания клиентов Сбербанка России через Интернет. Система позволяет получать подробную информацию о банковских продуктах (вклады, карты, кредиты), совершать необходимые платежи. Для работы с системой Сбербанк Онлайн необходимо иметь банковскую карту Сбербанка России, подключенную к услуге "Мобильный банк", что в данном случае имело место.
В руководстве пользователя Сбербанк России описаны способы входа в систему Сбербанк Онлайн - получение идентификатора (логина) и пароля, а также получение одноразовых паролей для подтверждения совершения операций.
Идентификатор (логин) пользователя и постоянный пароль используется для аутентификации пользователя при входе в систему Сбербанк Онлайн. Идентификатор (логин) пользователя и постоянный пароль можно получить через устройство самообслуживания Сбербанка России (банкомат, терминальное устройство), а также обратившись в банк.
Как указано в Руководстве пользователя Сбербанк Онлайн для совершения операций в системе необходимо пройти авторизацию - ввести логин и пароль пользователя, при этом получение логина и пароля возможно только при обращении в Сбербанк России при наличии карты банка.
Истцы в ходе судебного разбирательства не оспаривали, что сим-карта информацию об идентификаторе (логине) пользователя и постоянном пароле не содержит, пояснив, что банковская карта из обладания истцов не выбывала.
Из материалов настоящего дела следует, что идентификатор (логин) пользователя и постоянный пароль введены верно, в связи с чем ПАО "Сбербанк России" обоснованно произвел спорные операции по списанию денежных средств.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что для доступа к счету карты истца посредством услуги "Мобильный банк" и, соответственно, совершения операций по переводу денежных средств недостаточным было наличие у постороннего лица сим-карты с телефонным номером истца, а требовалось введение иной, идентифицирующей клиента информации (логина и постоянного пароля), которая в памяти сим-карты отсутствует.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводами суда о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие наличие причинно-следственной связи между получением сим-карты с телефонным номером истицы посторонним лицом и последующим списанием денежных средств со счета банковской карты.
Доказательств, подтверждающих возможность доступа сотрудников компании "Мегафон" к логину и паролю истицы для совершения операций посредством услуги "Сбербанк Онлайн", в материалах дела не имеется.
Доводы апелляционной жалобы истцов о том, что с их банковского счета было совершено хищение, основным орудием которого была сим-карта, несостоятельны.
Как правильно отметил суд, сам по себе факт замены сим-карты не предполагает безусловное перечисление денежных средств с банковского счета истца на счета иных лиц. Для совершения указанных операций требуется введение иной, идентифицирующей клиента информации (логина и постоянного пароля), которая в памяти сим-карты отсутствует, а потому только лишь ее замена не может свидетельствовать о наличии возможности у третьих лиц произвести соответствующие операции по переводу денег.
Перевод денежных средств с банковской карты истца произошел в результате доступа лица в личный кабинет в системе "Сбербанк Онлайн", который возможен путем регистрации в указанной системе, доступ к которой осуществляется через ПК путем ввода логина и пароля, а не только в результате получения одноразовых паролей, приходящих в виде смс-сообщений на абонентский номер истицы. Следовательно, действия по замене сим-карты и фактический доступ к системе "Сбербанк Онлайн" не находятся во взаимосвязи друг с другом.
Кроме того, в случае возбуждения уголовного дела по заявлению истцов установления вступившим в законную силу приговором обстоятельств, на которые ссылаются истцы, они не лишены права обратиться в суд первой инстанции с заявлением о пересмотре решения суда по вновь открывшимся обстоятельствам.
Таким образом, поскольку в деле не имеется доказательств, свидетельствующих о том, что именно действия ответчика привели к причинению материального ущерба истцам, судебная коллегия считает правомерным и обоснованным вывод суда об отклонении заявленных исковых требований в полном объеме.
Ввиду вышеизложенного доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене решения, поскольку иная оценка стороной обстоятельств дела и толкования закона не свидетельствует о неправильности выводов суда и незаконности обжалуемого решения.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 28 февраля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.