Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Ягубкиной О.В.
судей
Барминой Е.А, Стешовиковой И.Г.
при секретаре
Арройо Ариас Я.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании 28 июня 2018 года апелляционную жалобу Волковой А. С. на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 15 июня 2017 г. по гражданскому делу N N... по иску Волковой А. С. к ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о взыскании недополученной суммы жилищной субсидии.
Заслушав доклад судьи Ягубкиной О.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Волкова А.С. обратилась в суд с иском к ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации с требованием о взыскании недополученной суммы жилищной субсидии в размере 2 302 245 рублей.
В обоснование заявленных требований истец Волкова А.С. указала, что супруг истца Волков А.А, "дата" года рождения, проходил службу в Вооруженных Силах Российской Федерации в период с "дата" по "дата". "дата" Волков А.А. погиб при исполнении служебных обязанностей. На день гибели супруг истца имел выслугу в календарном исчислении 16 лет 11 месяцев. Семья истца на момент смерти Волкова А.А. состояла из четырёх человек, включая истца, а именно: супруг- Волков А.А.; дочь- Волкова А.А, "дата" года рождения; дочь- Волкова Е.А, "дата" года рождения.
Решением Острогожского районного суда от 18.01.2016 года, вступившим в законную силу 19.02.2016 года, было признано право семьи Волковой А.С. на постановку на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, как членов семьи военнослужащего, погибшего в период прохождения военной службы.
Во исполнение указанного решения семья истца была принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания.
"дата" Волкова А.С. обратилась в региональный отдел N 2 ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России в г.Воронеже с заявлением об изменении формы обеспечения жилым помещением путем предоставления жилищной субсидии.
"дата" Волковой А.С. была перечислена сумма жилищной субсидии в размере 5 064 939 рублей.
При этом из полученного Волковой А.С. "дата" решения N... ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России от "дата" она узнала, что при определении суммы субсидии ответчик исходил из нормы общей площади жилого помещения 49.50 кв.м. Тогда как, для семьи Волковой А.С, состоящей из трех человек (она и двое детей), норма обеспечения жилым помещением составляет 72 кв.м.
По мнению истца, ответчиком при определении суммы субсидии на приобретение жилого помещения исходя из полагающегося на семью размера жилой площади, неправомерно была учтена доля жилой площади приходящаяся на состав семьи в занимаемом в настоящее время жилом помещении по адресу: "адрес", собственником которого является отец погибшего супруга истицы Волкова А.А, и где истец с семьей постоянно зарегистрированы по месту жительства.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 15 июня 2017 года в удовлетворении исковых требований Волковой А.С. отказано.
В апелляционной жалобе истец Волкова А.С. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное.
На рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции истец Волкова А.С, представитель ответчика ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, представитель ответчика ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации ходатайствовал о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя. Ходатайств и заявлений об отложении слушания дела, документов, подтверждающих уважительность причин своей неявки, в судебную коллегию истец Волкова А.С. не представила. В связи с изложенным, судебная коллегия на основании п. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Волкова А.С. является супругой военнослужащего Волкова А.А, погибшего "дата" вследствие увечья, полученного им при исполнении обязанностей военной службы.
Решением Острогожского районного суда Воронежской области от "дата" по делу N N... года на ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации возложена обязанность принять Волкову А.С. и ее детей - Волкову А.А, 2006 года рождения, и Волкову Е.А, 2014 года рождения, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, как членов семьи военнослужащего, погибшего в период прохождения военной службы.
Решением ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации N N... от "дата" Волковой А.С, вдове Волкова А.А. с детьми Волковой А.А, 2006 года рождения, Волковой Е.А, 2014 года рождения, предоставлена субсидия для приобретения (строительства) жилого помещения.
Размер жилищной субсидии составил 5064939 рублей с учетом того, что общая площадь жилых помещений, находящихся у военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и (или) членов его семьи в пользовании составила 22, 50 кв. м.
Истец Волкова А.С. не согласна с размером жилищной субсидии, полагает, что при расчете субсидии незаконно было учтено наличие находящегося в ее пользовании и членов семьи жилого помещения, в связи с чем, размер выплаченной ей субсидии значительно уменьшен на 2 302 245 рублей, которые подлежат взысканию с ответчика ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Волковой А.С. к ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, суд первой инстанции, сославшись на положения статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", пункт 5 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082, исходил из того, что ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку истцом заявлены требования о взыскании недополученной суммы жилищной субсидии, ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации не ведет самостоятельной финансово-экономической деятельности, выплата жилищных субсидий исходя из пункта 3 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 03.11.2010 N 1455 не относится к его компетенции.
В соответствии с абзацем четвертым статьи 148 и пунктом 4 части 1 статьи 150 ГПК РФ судья при подготовке дела к судебному разбирательству разрешает вопрос о составе лиц, участвующих в деле, и других участников процесса и о вступлении в дело соистцов, соответчиков и третьих лиц без самостоятельных требований относительно предмета спора, а также разрешает вопросы о замене ненадлежащего ответчика.
Согласно абзацу второму части 3 статьи 40 ГПК РФ в случае невозможности рассмотрения дела без участия соответчика или соответчиков в связи с характером спорного правоотношения суд привлекает его или их к участию в деле по своей инициативе.
В нарушение положений ст.ст. 40, 41 ГПК РФ и разъяснений по их применению Пленума Верховного Суда Российской Федерации суд первой инстанции, сославшись на то, что ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, с учетом того, что размер предоставленной истцу Волковой А.С. и членам ее семьи субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения, с расчетом которого не согласен истец, определен решением ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации N... от 10.11.2016 года, однако последний самостоятельной финансовый деятельности не ведет, суд не привлек к участию в деле в порядке части 3 статьи 40 ГПК РФ в качестве соответчика соответствующий орган финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации.
Вместе с тем допущенное судом вышеуказанное процессуальное нарушение не повлияло на законность правильного по существу решения суда, исходя из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 названного Федерального закона.
Пунктом 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" определено, что обеспечение жилым помещением вышеуказанных военнослужащих осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Утверждение порядка расчета жилищной субсидии в силу п. 16 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" возложено на Правительство Российской Федерации.
Во исполнение предписаний закона Правительство Российской Федерации Постановлением от 3 февраля 2014 г. N 76 утвердило Правила расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" (далее - Правила).
Согласно п. 3 Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 03.02.2014 N 76 "Об утверждении Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих", норматив общей площади жилого помещения устанавливается в следующем размере: 33 кв. метра общей площади жилого помещения - на одиноко проживающего военнослужащего; 42 кв. метра общей площади жилого помещения - на семью из 2 человек; 18 кв. метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи - на семью из 3 и более человек.
Абзацем вторым пункта 4 Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 г. N 76, установлено, что норматив общей площади жилого помещения, установленный в соответствии с пунктом 3 Правил, уменьшается на общую площадь жилых помещений, принадлежащих военнослужащему и (или) членам его семьи на праве собственности.
Как следует из материалов дела и установлено судом, что погибший Волков А.А. совместно с супругой Волковой А.С. и дочерьми - Волковой А.А. и Волковой Е.А, был постоянно зарегистрирован и проживал в жилом помещении общей площадью 37, 5 кв.м. расположенном по адресу: "адрес", принадлежащем на праве собственности отцу погибшего Волкова А.А. - Волкову А.А.
Истец Волкова А.С. с несовершеннолетними дочерьми Волковой А.А. и Волковой Е.А. в настоящее время постоянно зарегистрированы и проживают в вышеуказанном жилом помещении.
Из вступившего в законную силу решения Острогожского районного суда "адрес" от "дата" по делу N... а-11/2016 года следует, что Волков А.А, Волкова А.С, Волкова А.А, 2006 года рождения, и Волкова Е.А, 2014 года рождения, зарегистрированы по адресу: "адрес". Всего в указанном жилом помещении, общей площадью 27, 5 кв.м. согласно выписке из домовой книги зарегистрированы на момент смерти Волкова А.А. по месту жительства 6 человек. На каждого из проживающих приходилось менее учетной нормы площади жилого помещения, существующей в "адрес" (11 кв.м.). После смерти военнослужащего Волкова А.А. на каждого из проживающих по прежнему приходится менее учетной нормы. Волков А.А. при жизни жильем по линии Министерства обороны не обеспечивался, на каждого из членов семьи приходится менее установленной учетной нормы.
Из решения ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации N N... от 10.11.2016 года следует, что при определении размера предоставляемой истцу субсидии на приобретение жилого помещения из расчета на семью из трех человек ( Волкова А.С. и двое несовершеннолетних дочерей) - 49, 50 кв.м. была учтена доля жилых помещений, приходящаяся на каждого из членов семьи в занимаемом ими жилом помещении, принадлежащем на праве собственности члену семьи погибшего Волкова А.А, которая составляет 22, 5 кв.м. (37, 5 - общая площадь занимаемого жилого помещения /5 количество зарегистрированных х 3 - количество членов семьи истца, включая саму Волкову А.С.). Таким образом, окончательный расчет жилищной субсидии из расчета на семью из трех человек (с учетом погибшего Волкова А.А.), без права на дополнительную общую площадь составляет 49, 5 кв.м. (72, 0 (18 кв.м. х 4 )-22, 5).
При таких обстоятельствах, выделение истцу Волковой А.С. жилищной субсидии из расчета 72 кв. м на семью из трех человек и без учета доли жилого помещения, в котором она вместе с дочерьми проживает как члены семьи собственника, приведет к сверхнормативному обеспечению ее жильем.
Из изложенного следует, что Волкова А.С. вправе претендовать на получение жилищной субсидии исходя из расчета 49, 5 кв. м общей площади жилого помещения. Поскольку окончательный размер предоставленной истцу субсидии на приобретение жилого помещения рассчитан ответчиком верно, исходя из 49, 5 кв. м общей площади жилого помещения, оснований для взыскания в пользу истца недополученной части субсидии в размере 2 302 245 рублей, исходя из расчета общей площади жилого помещения 72 кв.м, судебная коллегия не усматривает.
Доводы истцовой стороны о необходимости расчета жилищной субсидии без учета площади занимаемого жилого помещения, отклоняются судебной коллегией как необоснованные.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" при соблюдении указанных в статье условий уволенные с военной службы граждане, имеют право на предоставление жилых помещений по их выбору в собственность бесплатно или по договору социального найма по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона, в случае признания нуждающимися в жилых помещениях.
Военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Как указано в ч. 1 ст. 15.1 указанного Федерального закона, норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
В соответствии с частью 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
С данной нормой права согласуются положениями пункта 14 статьи 15 ФЗ "О статусе военнослужащих", которые предусматривают сдачу жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации и снятие с регистрационного учета по прежнему месту жительства гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
В соответствии с данными положениями решается вопрос при предоставлении военнослужащим субсидии для приобретения или строительства жилого помещения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 г. N 76 утверждены Правила расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих", согласно п. 4 которых, норматив общей площади жилого помещения, установленный в соответствии с п. 3 настоящих Правил, уменьшается на общую площадь жилых помещений, принадлежащих военнослужащему и (или) членам его семьи на праве собственности.
Как следует из анализа указанных норм права, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется одинаково как в случае предоставления жилых помещений в собственность бесплатно, предоставлении субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, так и в случае предоставления жилого помещения по договору социального найма по избранному постоянному месту жительства.
В связи с чем, при определении размера субсидии на приобретение жилого помещения исходя из общей площади жилого помещения подлежит учету общая площадь жилых помещений, принадлежащих военнослужащему и (или) членам его семьи на праве собственности.
Таким образом, требования истца не основаны на нормах материального права, в связи с чем, отсутствуют правовые основания для их удовлетворения.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене состоявшегося по делу судебного постановления, не содержат.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 15 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Волковой А. С. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.