Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Ягубкиной О.В.
судей
Венедиктовой Е.А, Утенко Р.В.
при секретаре
Жиденко Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 31 мая 2018 года апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ на решение Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 14 ноября 2017 года по гражданскому делу N... по иску военного прокурора Санкт-Петербургского гарнизона в защиту интересов РФ к Федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации об обязании представить документы для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о границах земельного участка.
Заслушав доклад судьи Ягубкиной О.В, выслушав объяснения представителя ответчика ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ - Михалёвой Е.В, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя третьего лица Морозовского лесничества Министерства обороны РФ - филиала ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны РФ - Лемпицкого П.А, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Военный прокурор Санкт-Петербургского гарнизона в защиту интересов РФ обратился в суд с иском к ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, Министерству обороны РФ с требованием об обязании провести межевые работы в отношении земельного участка по адресу: "адрес", кадастровый номер N.., представить документы для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о границах земельного участка.
Требования мотивированы тем, что в 1989 г. в бессрочное пользование В/ч N... был передан земельный участок с кадастровым номером N.., в 2007 г. зарегистрировано право собственности РФ на указанный участок, из которого в дальнейшем было образовано 86 земельных участков, в том числе с кадастровым номером N.., в отношении которого не проведены кадастровые (межевые) работы, границы на местности не установлены.
14.09.2017 г. в связи с предоставлением документов о проведении межевых работ заявлен отказ от искового требования об обязании провести межевые работы в отношении земельного участка по адресу: "адрес", кадастровый номер N.., производство по делу в данной части прекращено.
Решением Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 14 ноября 2017 г. исковые требования Военного прокурора Санкт-Петербургского гарнизона в защиту интересов РФ удовлетворены. Судом постановлено обязать ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, Министерство обороны РФ предоставить в ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ленинградской области документы для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о границах земельного участка с кадастровым номером N... по адресу: "адрес".
В апелляционной жалобе ответчик ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ просит отменить решение суда, считает его незаконным, необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права.
На рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции представитель истца Военного прокурора Санкт-Петербургского гарнизона, представитель ответчика Министерства обороны Российской Федерации, представитель третьего лица Восковой части 33491, Управления Росреестра по Ленинградской области не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайств и заявлений об отложении слушания дела, документов, подтверждающих уважительность причин своей неявки, в судебную коллегию не представили. В связи с изложенным, судебная коллегия на основании положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Согласно ч. 3 ст. 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных ЗК РФ прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Ст.ст. 11.4, 11.10 ЗК РФ предусмотрено, что раздел земельного участка осуществляется в соответствии с проектом межевания территории.
Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Согласно ч. 7 ст. 1 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", вступившего в силу с 01.01.2017 г, государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим ФЗ сведений об объектах недвижимости.
В соответствии с ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Из пункта 3 части 1 статьи 7 Закона о государственном кадастре недвижимости следует, что в государственный кадастр недвижимости вносится описание местоположения границ объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок.
В подпункте 1 пункта 64 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 4 февраля 2010 г. N 42, указано, что в реестр объектов недвижимости вносятся в том числе сведения о местоположении границы земельного участка, к которым относится список координат (обозначения характерных точек границы земельного участка, описание их закрепления на местности, координаты характерных точек границы земельного участка в метрах с округлением до 0,01 метра и с указанием погрешности определения, система координат).
Таким образом, из приведенных выше положений следует, что принадлежность земельного участка на праве собственности конкретному лицу и в конкретных границах определяется сведениями, внесенными в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственный кадастр недвижимости.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего имущества.
Согласно ч. 1 ст. 269 ГК РФ лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование.
В силу ст. 41 ЗК РФ лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков, установленные ст. 40 ЗК РФ (выполняют все требования, предусмотренные ЗК, ФЗ).
В силу п. 1 постановления Правительства РФ от 29.12.2008 N 1053 (ред. от 05.05.2017) "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
Как следует из материалов дела и установлено судом, приказом Министерства обороны РФ N 438 от 02.04.2011г. земельный участок по адресу: "адрес", кадастровый номер N... предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование ФГУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ.
Приказом Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ N 43 от 20.01.2014г. земельный участок по адресу: "адрес", кадастровый номер N... предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ.
Из Выписки из ЕГРП на земельный участок по адресу: "адрес", кадастровый номер N... следует, что земельный участок относится к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения, вид разрешенного использования - для спецнадобностей с указанием, что граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, с 16.08.2007г. находится в собственности РФ, с 21.08.2014г. постоянное (бессрочное) пользование зарегистрировано за ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ.
Из ответа Управления Росреестра от 14.11.2017г. следует в ЕГРН содержатся сведения о ранее учтенном земельном участке с кадастровым номером N.., сведения об описании местоположения (координатах характерных точек) границ земельного участка и уточненной площади отсутствуют, в материалах реестрового (кадастрового) дела земельного участка содержится проект границ, выполненный ЗАО "Лимб" с отсутствием документации, подтверждающей завершение работ по землеустройству.
Из переписки между ответчиками следует, что по вопросу межевания земельных участков Ржевского полигона был заключен государственный контракт с ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", из ответа которого следует, что земельный участок с кадастровым номером N... стоит на кадастровом учете с 2007г, границы не уточнены, работы по межеванию выполнены не в полном объеме в отношении территории Ржевского полигона.
Землеустроительное дело, выполненное ЗАО "Лимб" "дата", включающее, в том числе, работы по установлению границ, формированию земельных участков, в том числе содержит каталог координат поворотных точек границ земельного участка с кадастровым номером N.., итого по данному земельному участку 36205905 кв.м, распоряжением Территориального Управления Федерального агентства по Управлению федеральным имуществом по Ленинградской области N 270 от 11.05.2007 г. утверждены границы вновь сформированного земельного участка Ржевского полигона по адресу: "адрес" площадью 36205905 кв.м.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствовался положениями ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", ст. 210, ч. 1 ст. 269 ГК РФ, ч. 3 ст. 6, ст.ст. 11.4, 11.10, ст. 41 ЗК РФ и исходил из того, что Министерство обороны является представителем собственника, ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ имущество передано на праве постоянного (бессрочного) пользования, что не оспаривается сторонами, из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером N... был образован в результате выдела из земельного участка с кадастровым номером N... В соответствии с Выпиской из ЕГРН от 18.07.2017г. земельный участок - единое землепользование, с кадастровым номером N... был поставлен на кадастровый учет 21.05.2010г. и имеет статус ранее учтенного, при этом указанная выписка содержит сведения, что граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Вместе с тем, из землеустроительного дела 2007г. следует, что границы указанного земельного участка были уточнены в 2007г, имеется каталог координат, чертеж земельного участка, обзорная схема, проект границ. Из приведенных выше положений следует, что принадлежность земельного участка на праве собственности конкретному лицу и в конкретных границах определяется сведениями, внесенными в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственный кадастр недвижимости, описание границ земельного участка в установленном порядке и его постановка на кадастровый учет подтверждают существование такого земельного участка с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи.
При отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка возникает правовая неопределенность по вопросу о том, какой именно земельный участок принадлежит собственникам, поскольку в соответствии с п. 3 ст. 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных ЗК РФ прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что предоставление документов в ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ленинградской области для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о границах земельного участка с кадастровым номером N... является обязанностью правообладателя в силу вышеприведенных положений законодательства, а не его правом.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они сделаны на основании тщательного исследования всех представленных по делу доказательств в их совокупности, с учетом требований действующего законодательства, регулирующего правоотношения сторон и соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть положены в основу отмены состоявшегося по делу судебного постановления, так как основаны на неправильном толковании положений законодательства, применяемого к спорным правоотношениям, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом первой инстанции оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований к отмене состоявшегося судебного решения.
Таким образом, суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда первой инстанции не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом первой инстанции применены верно. Оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 14 ноября 2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.