Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Бутковой Н.А,
судей
Ильичевой Е.В, Ивановой Ю.В.
при секретаре
Якунер К.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 21 мая 2018 года административное дело N... по апелляционной жалобе Мох А. С. на решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 19 февраля 2018 года по административному иску Мох А. С. к администрации Выборгского района Санкт-Петербурга о признании незаконным решения об отказе в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Бутковой Н.А, объяснения представителя административного истца Мох А.С. - Мох С.Н. и представителя административного ответчика Карпухиной Н.В, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мох А.С. обратилась в Выборгский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением к администрации Выборгского района Санкт-Петербурга, в котором просила признать незаконным и отменить решение от 18.12.2007 об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях; обязать административного ответчика признать Мох А.С. нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и принять на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что является инвалидом II группы, страдает тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ней в одной квартире не возможно. Другого жилого помещения, кроме занимаемого в качестве члена семьи собственника ( "адрес") не имеет. Административным ответчиком было отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях оспариваемым решением со ссылкой на ст. 53 ЖК Российской Федерации, в связи с регистрацией по месту жительства жены брата Мох Э.К. и ее несовершеннолетнего сына Низамова Т.Р... Считает, что указанные обстоятельства не свидетельствуют о намеренном ухудшении ею жилищных условий. Сам административный истец никаких намеренных действий по регистрации указанных граждан либо даче согласия на их регистрацию по указанному адресу не давал, в связи с чем в отношении него не может применяться положение о принятии на учет не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных действий.
Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" в удовлетворении требований административного иска отказано.
В апелляционной жалобе административный истец ставит вопрос об отмене состоявшегося решения суда, как постановленного при неправильном применении норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя административного истца Мох А.С. - Мох С.Н, представителя административного ответчика Карпухиной Н.В, полагает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, согласно пункту 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно части 4 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Пунктом 1 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" N 407-65 от 19 июля 2005 года установлена учетная норма площади жилого помещения на одного человека в Санкт-Петербурге, составляющая 9 квадратных метров общей площади жилого помещения для проживающих в отдельных квартирах и жилых домах, 15 квадратных метров общей площади жилого помещения для проживающих в коммунальных квартирах.
Из материалов дела следует, что Мох А. С. с "дата" зарегистрирована в отдельной трехкомнатной квартире общей площадью 70,90 квадратных метров, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, "адрес".
Данная квартира на основании договора передачи в собственность жилого помещения в порядке приватизации от "дата" N.., находится в общей долевой собственности родителей административного истца - Мох С. Н. и Бондаренко Т. Г, по ? доли за каждым.
В указанной квартире, согласно справке о регистрации от "дата" помимо административного истца Мох А.С, зарегистрированы: с "дата" - Мох С.Н. (отец), Бондаренко Т.Г. (мать), Мох А.С. (брат); с "дата" - Мох Э.К. (жена брата); с "дата" - Мох Т.А, 2015 г.рожд, (сын брата); с "дата" - Мох М.А, "дата", (дочь брата), с "дата" - Низамов Т.Р, "дата", (сын жены брата).
Исходя из количества проживающих и общей площади жилого помещения, уровень жилищной обеспеченности административного истца составляет 8,8 кв.м (70,90/8=8,8), что менее учетной нормы, установленной в пункте 1 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге".
4 декабря 2017 года Мох А.С. обратилась в администрацию Выборгского района Санкт-Петербурга с заявлением, в котором просила поставить ее на учет нуждающихся в жилых помещениях в составе семьи из одного человека. В заявлении указала, что иных жилых помещений она и члены ее семьи не имеют, гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями в последние 5 лет она и члены ее семьи не совершали, имеет жилищные льготы - хроническое заболевание в соответствии с 378 ПП РФ.
Заявление Мох А.С. рассмотрено на заседании жилищной комиссии администрации района 12.12.2017, с принятием решения об отказе в его удовлетворении.
Распоряжением администрации Выборгского района N... от 12.12.2017 Мох А.С. отказано в приеме на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма на основании ст.53 Жилищного кодекса РФ.
"дата" заместителем главы администрации подписано уведомление N... -ж в адрес Мох А.С. N... -ж об отказе в предоставлении государственной услуги "Ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях" со ссылкой на положения ст.53 ЖК РФ. В обоснование отказа указано, что в адрес проживания Мох А.С. ( "адрес") зарегистрировались "дата" Мох Э.К. и "дата" Низамов Т.Р... До регистрации данных граждан право постановки на учет нуждающихся административный истец не имела, в связи с чем вправе претендовать на постановку на учет нуждающихся в жилых помещениях, может по истечение пяти лет после совершения указанных действий.
Разрешая спор, суд первой инстанции согласился с основаниями отказа в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, приведенными в уведомлении.
Судебная коллегия полагает данные выводы постановленными при неправильном применении положений ст.53 ЖК РФ, без учета фактических обстоятельств, имеющих значение для дела.
В соответствии со ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной в Определении от 19 апреля 2007 года N 258-О-О, по смыслу ст.53 ЖК РФ и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта РФ, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Решение вопроса о том, можно ли рассматривать действия, совершенные самим заявителем, умышленными и недобросовестными и является ли это препятствием для признания нуждающимися в жилом помещении, требует оценки всех фактических обстоятельств конкретного дела.
В силу части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании (часть 2 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением данных лиц (часть 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713 утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 16 Правил гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и предоставить: документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту жительства; документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.
Согласно п.48 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 31.12.2017 N 984, для регистрации по месту жительства заявитель представляет заявление о регистрации по месту жительства по и документы, предусмотренные пунктом 49 Административного регламента.
Заявление о регистрации по месту жительства подписывается заявителем и собственником (нанимателем) жилого помещения, указанного в заявлении.
Аналогичные требования к предоставляемым на регистрацию по месту жительства документам предъявлялись ранее действовавшим Административным регламентом, утвержденным приказом ФМС России от 11 сентября 2012 года N 288.
Вышеприведенные положения нормативных правовых актов не предполагают осуществление членами семьи собственника действий по вселению иных лиц в принадлежащее собственнику жилое помещение, либо учет мнения данных лиц (предоставление согласия) относительно такого вселения.
Судебная коллегия также учитывает, что вселение "дата" собственниками в "адрес".1 по "адрес" Мох Э.К. не создало условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем, поскольку жилищная обеспеченность проживающих в квартире лиц составила более учетной нормы 10,1 кв.м (70,90/7=10,1).
Относительно вселения 05.11.2015 в названную квартиру Низамова Т.Р, судебная коллегия считает необходимым отметить следующее.
В силу абзаца 4 пункта 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 14 от 02 июля 2009 года "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", разрешая споры, связанные с осуществлением членами семьи собственника жилого помещения права пользования жилым помещением, необходимо иметь в виду, что часть 2 статьи 31 ЖК РФ не наделяет их правом на вселение в данное жилое помещение других лиц. Вместе с тем, учитывая положения статьи 679 ГК РФ о безусловном праве нанимателя по договору найма и граждан, постоянно с ним проживающих, на вселение в жилое помещение несовершеннолетних детей, а также части 1 статьи 70 ЖК РФ о праве родителей на вселение в жилое помещение своих несовершеннолетних детей без обязательного согласия остальных членов семьи нанимателя по договору социального найма и наймодателя, по аналогии закона (часть 1 статьи 7 ЖК РФ) с целью обеспечения прав несовершеннолетних детей за членами семьи собственника жилого помещения может быть признано право на вселение своих несовершеннолетних детей в жилое помещение.
Согласно п.26 вышеуказанного Постановления, с целью обеспечения права несовершеннолетних детей жить и воспитываться в семье (ст.54 СК РФ) ч.1 ст.70 ЖК РФ установлено, что не требуется согласие остальных членов семьи нанимателя и наймодателя для вселения к родителям их несовершеннолетних детей (это могут быть дети как самого нанимателя, так и других членов его семьи, проживающих в жилом помещении).
По смыслу данных норм права, несовершеннолетние дети приобретают право на жилую площадь, определяемую им в качестве места жительства соглашением родителей, форма которого законом не установлена, и не зависит от действий иных лиц.
Таким образом вселение в 2015 году в квартиру несовершеннолетнего сына Мох Э.К. Низамова Т.Р. не зависело от волеизъявления административного истца и не могло свидетельствовать о совершении данным лицом намеренных действий по ухудшению своих жилищных условий, что судом учтено не было.
Выводы суда о формальном характере постоянной регистрации Низамова Т.Р. по спорному адресу не основаны на каких-либо объективных данных. Факт прохождения им обучения в ином населенном пункте, что стороной административного истца не оспаривалось, само по себе не свидетельствует о наличии места жительства данного лица по иному адресу.
Следует отметить, что при таком же положении брат административного истца Мох А.С. с детьми Мох Т.А, Мох М.А, Низамовым Т.Р. (сын жены) 08.12.2015 был поставлен административным ответчиком на учет, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемым по договорам социального найма (без проверки данных Росреестра), что подтверждается справкой жилищного отдела администрации Выборгского района Санкт-Петербурга от 19.06.2017 и не отрицалось представителем администрации при рассмотрении дела в суде первой и апелляционной инстанций.
При таких обстоятельствах решение районного суда не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене, с вынесением по делу нового решения о признании незаконным решения, выраженного в распоряжении Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга N... от "дата" и ответе от "дата" N... -ж.
Определяя способ восстановления нарушенных прав административного истца, судебная коллегия, руководствуясь ст.227 КАС РФ, полагает необходимым возложить на административного ответчика обязанность в течение месяца со дня вынесения апелляционного определения повторно рассмотреть заявление Мох А. С. от 04.12.2017 о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.
При этом судебная коллегия исходит из того, что при решении вопроса об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилых помещения административным ответчиком не исследовался вопрос относительно наличии (отсутствия) препятствий к постановке Мох А.С. на учет нуждающихся в жилых помещениях исходя из уровня дохода административного истца, обеспеченности гражданина и (или) членов его семьи иными жилыми помещениями (ст.51 ЖК РФ, ст.1, 2 Закон Санкт-Петербурга от 19.07.2005 N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге").
Исходя из разъяснений, содержащихся в п.61 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" предметом судебной проверки могут являться лишь те основания и фактические обстоятельства, которые положены в основу оспариваемого решения и отражены в его тексте.
Довод административного истца о наличии тяжелой формы хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, по мнению судебной коллегии, основанием для обязания административного ответчика поставить Мох А.С. на учет нуждающихся в жилых помещения не является.
Согласно представленной в материалы дела копии справки "... "" от "дата" N... Мох А.С. страдает заболеванием, которое входит в перечень тяжелых форм заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства РФ от "дата" N... "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире"
В соответствии с п.4 ч.1 ст. 51 ЖК Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях по основанию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 51 ЖК Российской Федерации, необходимо наличие одновременно нескольких условий: в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно; указанные лица не имеют иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности и проживают в квартире, занятой несколькими семьями.
Под квартирой, занятой несколькими семьями, понимается коммунальная квартира, то есть квартира, состоящая из нескольких жилых помещений (комнат), принадлежащих двум и более пользователям и (или) собственникам, не являющимся членами одной семьи, на основании отдельных договоров, сделок, иных действий, предусмотренных законодательством (пункт 1 статьи 21 Закона Санкт-Петербурга от 05.05.2006 N 221-32 "О жилищной политике Санкт-Петербурга").
Наличие у члена семьи заболевания тяжелой хронической формы, исходя из смысла пункта 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, само по себе, не может являться основанием для принятия такого лица на учет нуждающихся в жилых помещениях, поскольку данная норма права предусматривает в качестве самостоятельного условия для обеспечения его отдельным жилым помещением такое обстоятельство, как проживание лица в квартире, занятой несколькими семьями, то есть когда заболевание делает невозможным проживание с носителем заболевания других семей (семей, проживающих в коммунальной квартире), но не лиц, связанных отношениями родства или свойства и проживающих в отдельной квартире, как в рассматриваемом случае.
На основании изложенного, руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 19 февраля 2018 года отменить.
Признать незаконным решение администрации Выборгского района Санкт-Петербурга об отказе Мох А. С. в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, выраженное в распоряжении Администрации Выборгского района Санкт-Петербурга N... от 12.12.2017 и ответе от 18.12.2017 N... -ж.
Обязать администрацию Выборгского района Санкт-Петербурга в течение месяца со дня вынесения настоящего апелляционного определения повторно рассмотреть заявление Мох А. С. от 04.12.2017 о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.