Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Бутковой Н.А.
судей
Головкиной Л.А, Чуфистова И.В.
при секретаре
Якунер К.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 3 апреля 2018 года апелляционную жалобу Старковой Е. С. на решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 19 декабря 2017 года по административному делу N2а-5031/2017 по административному иску Старковой Е. С. к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга, некоммерческой организации "Фонд - региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" о признании незаконными действий и решений.
Заслушав доклад судьи Бутковой Н.А, объяснения административного истца Старковой Е.С, настаивавшей на доводах жалобы, представителя административного ответчика Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга - Сазонова Г.В, действующего на основании доверенности, представителя административного ответчика НО "Фонд - региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" - Винницкого П.Ф, действующего на основании доверенности, полагавших решение суда первой инстанции законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Старкова Е.С. обратилась в Кировский районный суд Санкт-Петербурга с вышеуказанным административным иском, уточнив требования которого, просила признать недействительными сведения отчета регионального оператора НО "Фонд - региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" (далее - Фонд) за третий квартал 2015 года в отношении дома по адресу: Санкт-Петербург, "адрес" признать недействующим уведомление ГЖИ от "дата" N...
Требования административного иска основывает на том, что является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, "адрес" Собственниками помещений выбран способ формирования фонда капитального ремонта на специальном счёте, владельцем которого является региональный оператор.
Административному истцу стало известно, что Фондом в отчёте за третий квартал 2015 года указано на наличие задолженности у собственников многоквартирного дома по взносам на капитальный ремонт многоквартирного жилого дома. Административный истец полагает данные сведения недостоверными, поскольку квитанции на оплату собственникам не выставлялись, расчёт осуществлен не верно, не учтены все поступления средств на специальный счёт за спорный период времени. Поскольку сведения отчета недостоверны, у ГЖИ, обязанной проверить представленные региональным оператором сведения, не имелось оснований для направления оспариваемого уведомления.
Решением Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 19 декабря 2017 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит состоявшееся решение суда по делу отменить и вынести новое решение об удовлетворении иска.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения административного истца, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от "дата" Старкова Е.С. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, "адрес".
Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: Санкт-Петербург, "адрес" оформленным протоколом от "дата", выбран способ формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома путём перечисления взносов на капитальный ремонт на специальный счёт; размер ежемесячного взноса установлен в соответствии с минимальным размером взносов на капитальный ремонт, установленным нормативным правовым актом Санкт-Петербурга.
Кроме этого утверждён перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме согласно перечню услуг и (или) работ, предусмотренному региональной программой капитального ремонта; срок проведения капитального ремонта установлен в соответствии со сроками, установленными региональной программой капитального ремонта, однако срок капитального ремонта лифта - ранее установленного срока; в качестве владельца специального счёта выбран региональный оператор; ПАО "Сбербанк России" выбрано в качестве кредитной организации, в которой будет открыт специальный счёт; председатель Совета многоквартирного дома Старкова Е.С. избрана в качестве лица, уполномоченного направить копию протокола в адрес регионального оператора, она же уполномочен от имени собственников заключить с региональным оператором договор о формировании фонда капитального ремонта.
По сведениям НО "Фонд - региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" за третий квартал 2015 года размер начисленных взносов составил N...
При этом начисления производились из расчёта тарифа 2,56 (весь 2015 год), а также общей площади помещений в размере N... кв.м..
Размер поступления в третьем квартале 2015 года составил N...
Из представленной выписки по операциям по счёту следует, что дальнейшие поступления имели конкретное назначение (период начислений), в связи с чем, ранее образовавшуюся задолженность покрывать не могли.
Так в декабре 2015 года имеются два поступления: N... (за ноябрь и декабрь 2015 года), N... (за декабрь 2015 года) (л.д.227); в 2016 году поступления имелись разной суммы и в разный период, с назначением - январь, февраль и март 2016 года, всего в сумме N...
На основании сведений о поступлениях взносов на капитальный ремонт письмом от "дата" Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга уведомила регионального оператора и администрацию "адрес" Санкт-Петербурга (для сведения) о необходимости информирования собственников помещений многоквартирного дома по "адрес".1 в Санкт-Петербурге о наличии долга по результатам третьего квартала 2015 года в размере 99,85%.
Уведомлением от 12 ноября 2015 года Старкова Е.С, как председатель Совета многоквартирного дома, информировалась со стороны НО "Фонд - региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" о том, что по состоянию на 1 октября 2015 года имеется задолженность по взносам на капитальный ремонт в размере 182 869 рублей 74 копейки.
Соответствующие сведения размещены и на сайте НО "Фонд - региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах".
"дата" N... НО "Фонд - региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" проинформировало Государственную жилищную инспекцию Санкт-Петербурга о непогашении в полном объеме задолженности по оплате взносов в отношении многоквартирного "адрес" в Санкт-Петербурге, сумме поступлений - N... руб, текущем размере задолженности по взносам - 62,80%.
На основании сведений регионального оператора о поступлении взносов на капитальный ремонт многоквартирного дома на специальный счет за 1 квартал 2016 года, поступивших в Государственную жилищную инспекцию, последняя в адрес администрации "адрес" Санкт-Петербурга и НО "Фонд - региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" "дата" направило сообщение N... -О-О, в котором указано на необходимость администрации района, в связи с непогашением собственниками помещений вышеуказанного многоквартирного дома задолженности в установленный срок, в течение месяца принять решение о формировании фонда капитального ремонта по данному адресу на счете регионального оператора.
Оценивая приведённые обстоятельства в своёй совокупности, судебная коллегия принимает во внимание следующее нормативное регулирование.
Согласно пунктам 1 - 2 части 3 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете); перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
Согласно части 5 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 28 декабря 2013 года N417-ФЗ) решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение.
Так, согласно части 3 статьи 172 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции на дату предоставления сведений) владелец специального счета обязан представлять в орган государственного жилищного надзора в порядке и в сроки, которые установлены законом субъекта Российской Федерации, сведения о поступлении взносов на капитальный ремонт от собственников помещений в многоквартирном доме, о размере остатка средств на специальном счете.
Частью 8 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если на основании сведений, полученных в соответствии с частью 3 статьи 172 настоящего Кодекса, размер фактических поступлений взносов на капитальный ремонт составляет менее чем 50% от размера начисленных взносов на капитальный ремонт, орган государственного жилищного надзора в письменной форме или с использованием системы уведомляет владельца специального счета о необходимости информирования собственников помещений в многоквартирном доме о наличии задолженности, о необходимости погашения такой задолженности в срок не более чем пять месяцев с момента поступления владельцу специального счета соответствующего уведомления органа государственного жилищного надзора и о последствиях, предусмотренных настоящим Кодексом в связи с непогашением задолженности в установленный срок.
В соответствии с частью 9 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации владелец специального счета, получивший уведомление органа государственного жилищного надзора, указанное в части 8 настоящей статьи, не позднее чем в течение пяти дней информирует в письменной форме и с использованием системы собственников помещений в данном многоквартирном доме, имеющих задолженность, послужившую основанием для направления указанного уведомления органа государственного жилищного надзора, о необходимости погашения задолженности и предпринимает меры, направленные на ее погашение. В случае отсутствия погашения такой задолженности за два месяца до истечения срока, установленного в соответствии с частью 8 настоящей статьи, владелец специального счета обязан инициировать проведение общего собрания собственников помещений в данном многоквартирном доме в целях принятия решения о порядке погашения задолженности.
Согласно части 10 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации, если в течение пяти месяцев с даты получения уведомления, указанного в части 8 настоящей статьи, задолженность не была погашена в размере, указанном в уведомлении органа государственного жилищного надзора, и последнему не представлены документы, подтверждающие погашение такой задолженности, орган государственного жилищного надзора уведомляет об этом орган местного самоуправления, который в течение месяца принимает решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и направляет такое решение владельцу специального счета. Владелец специального счета обязан перечислить средства, находящиеся на специальном счете, на счет регионального оператора в течение одного месяца с момента получения такого решения органа местного самоуправления.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, оспариваемое уведомление Государственной жилищной инспекции от 27 апреля 2016 года относится к завершающей стадии изменения способа формирования фонда капитального ремонта многоквартирного жилого дома.
При этом основанием для его направления служит не только предоставление региональным оператором сведений о наличии долга, но также и последующее неоднократное подтверждение данной задолженности.
Представленные НО "Фонд - региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" сведения подтверждают, что долг имел место не только за третий квартал 2015 года (долг 99,85%), но и отсутствует его погашение к моменту направления уведомления от 27 апреля 2016 года (долг N... ).
При этом стороной административного истца не представлено финансовых документов, в том числе, банковских, о том, что на специальном счёте аккумулированы средства в большем размере, чем определено в отчете НО "Фонд - региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах". В то время, как административным ответчиком доказана обоснованность определения размера задолженности на основании выписки из лицевого счета, представленной Северо-Западным банком СБ РФ.
Последующие платежи, поступавшие на счёт ПАО "Сбербанк России" имели предметную направленность и не могли учитываться в качестве погашающих ранее возникшую задолженность.
Выражая несогласие с расчетом Фонда в оспариваемом отчете, административный истец не приводит убедительных данных его опровергающих, опираясь исключительно на свои предположения. Представленный Фондом в суд апелляционной инстанции расчет начисленных взносов на капитальный ремонт является методологически и арифметически верным, права административного истца, расчет которого по второму варианту (нарастающим итогом) по итоговым значениям значительно превышает сумму задолженности, исчисленную Фондом, не нарушает.
Доводы административного истца о ненаправлении Фондом собственником помещений платежных документов на внесение взносов на капитальный ремонт, что свидетельствует об отсутствии задолженности, судебная коллегия отклоняет.
Так, согласно ч. 1 ст. 171 ЖК Российской Федерации региональный оператор обязан направлять платежные документы для уплаты взносов на капитальный ремонт только тем собственникам, которые избрали способом формирования фонда капитального ремонта - на счете регионального оператора.
Обязанность направлять платежные документы собственникам, которые, как и административные истцы, избрали другой способ формирования фонда капитального ремонта, а именно на специальном счете, жилищным кодексом Российской Федерации на регионального оператора не возложена.
Пунктом 3.1. статьи 175 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете должно содержать также решение о выборе лица, уполномоченного на оказание услуг по представлению платежных документов, в том числе с использованием системы, на уплату взносов на капитальный ремонт на специальный счет, об определении порядка представления платежных документов и о размере расходов, связанных с представлением платежных документов, об определении условий оплаты этих услуг. При этом выбор уполномоченного лица, указанного в настоящем пункте, осуществляется по согласованию с ним.
Данные о том, что собственниками многоквартирного дома принималось решение о выборе Фонда, в качестве лица, уполномоченного на оказание услуг по представлению платежных документов на уплату взносов на капитальный ремонт на специальный счет, и согласовывалось с ним, в деле отсутствуют. Нормативными актами обязанность осуществлять самостоятельно (без поручения собственников) такую деятельность на Фонд не возложена.
При этом, как следует из материалов дела, факт неполучения квитанций на оплату взносов на капитальный ремонт, вопреки доводам административного истца, не являлся препятствием для уплаты таких взносов, поскольку из материалов дела усматривается, что такие взносы платились собственниками, однако не регулярно и не в полном объёме.
Таким образом, усматривается противоречие в доводах административного истца, который ссылается на отсутствие квитанций, однако факт внесения взносов в определённом объеме не оспаривает.
Судебная коллегия полагает отметить, что собственники, выбрав порядок формирования фонда капитального ремонта, получения информации об образовании задолженности, не приняли действенных мер к прекращению её образования, тем самым самоустранились от реализации принятого ими решения.
В таких обстоятельствах, поскольку наличие долга подтверждено материалами дела, то оснований для признании недостоверным сведений, содержащихся в отчете за третий квартал 2015 года, не имеется.
Исходя из того, что имел место долг по внесению платежей за капитальный ремонт, он не погашен в установленный срок, то имелись предусмотренные основания для направления уведомления от 27 апреля 2016 года.
В таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции является правильным по своей сути.
Судебная коллегия полагает ошибочным выводом суда первой инстанции о пропуске административным истцом срока для подачи заявления в суд.
Статьёй 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что административное исковое заявление может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (часть 1).
Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда.
Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (часть 5).
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8).
Материалы дела не содержат сведений, опровергающих доводы административного истца о получении уведомления и отчёта, содержащего оспариваемые данные в сроки, не выходящие за пределы обращения в суд.
Поскольку доказательств пропуска срока на обращение в суд судом первой инстанции не добыто, не представлено их и суду апелляционной инстанции, то такой вывод, который к тому же сделан в отношении уведомления Государственной жилищной инспекции от 29.10.2015, требования о признании незаконным которого административный истец не поддерживала, является необоснованным.
Вместе с тем, допущенные судом первой инстанции ошибки в своей совокупности не привели к вынесению незаконного решения об отказе в удовлетворении требований.
Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда, их переоценке, не содержат ссылок на наличие оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, вследствие чего не могут быть приняты судебной коллегией.
При таком положении судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 19 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Старковой Е. С. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.