Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Стаховой Т.М.
судей
Бутковой Н.А, Головкиной Л.А.
при секретаре
Якунер К.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-3198/2017 по апелляционной жалобе административного ответчика Сафина Р. Р. на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 27 сентября 2017 года, принятое по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 11 по Санкт-Петербургу к Сафину Р. Р. о взыскании пени за просрочку уплаты транспортного налога.
Заслушав доклад судьи Стаховой Т.М, объяснения представителя административного истца, административного ответчика Сафина Р.Р, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
начальник Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 11 по Санкт-Петербургу (далее - МИФНС России N 11 по Санкт-Петербургу) обратился в суд с административным иском к Сафину Р.Р, в котором просил взыскать с административного ответчика транспортный налог за 2014 год - 4 900 рублей и пени 5 067 рублей 93 копейки, начисленные за просрочку уплаты транспортного налога за 2011, 2012, 2013, 2014 годы.
12 апреля 2017 года (т.е. после подачи административного иска) Сафин Р.Р. погасил задолженность по транспортному налогу за 2014 год. В связи с этим налоговый орган, не поддержал требования по взысканию недоимки по транспортному налогу, но настаивал на удовлетворении административного искового заявления в части взыскания пени.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 27 сентября 2017 года административный иск удовлетворен. С Сафина Р.Р. в доход МИФНС России N 11 по Санкт-Петербургу взысканы пени в сумме 5 067 рублей 93 копейки, а также в доход государства государственная пошлина в сумме 400 рублей.
В апелляционной жалобе Сафин Р.Р. просит решение отменить, как поставленное с нарушением норм материального права, при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела.
В суде апелляционной инстанции Сафин Р.Р. настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы. По мнению административного ответчика, сумма пеней необоснованно завышена; расчет пени налоговый орган суду не представил, самостоятельно расчет пени суд не производил.
Представитель налогового органа возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, пояснив Судебной коллегии, что пени 5 067 рублей 93 копейки начислены за просрочку уплаты транспортного налога за 2011, 2012, 2013, 2014 годы. При этом пени за просрочку уплаты транспортного налога за 2011 год составляют 163 рубля 55 копеек, рассчитаны от суммы налога 28 320 рублей; за просрочку уплаты транспортного налога за 2012 год - 43 рубля 44 копейки, рассчитаны от суммы налога 17 550 рублей; за просрочку уплаты транспортного налога за 2013 год - 21 рубль 20 копеек, рассчитаны от суммы налога 7 008 рублей; за просрочку уплаты транспортного налога за 2014 год - 36 рублей 38 копеек, рассчитаны от суммы налога 4 900 рублей.
О взыскании с Сафина Р.Р. недоимки по транспортному налогу мировым судьей вынесены судебные приказы: по транспортному налогу за 2011 год - 06 марта 2013 года; по транспортному налогу за 2012 год - 04 апреля 2014 года; по транспортному налогу за 2013 год - 19 мая 2015 года; по транспортному налогу за 2014 год - 14 октября 2016 года.
Все судебные приказы предъявлены к принудительному исполнению в службу судебных приставов по Санкт-Петербургу. Исполнительные производства о взыскании транспортного налога за 2011 год и 2014 год окончены фактическим исполнением. Судебные приказы о взыскании транспортного налога за 2012 и 2013 годы отмены мировым судьей Санкт-Петербурга 04 июня 2016 года и 28 декабря 2017 года по заявлению Сафина Р.Р, исполнительные производства в связи с этим окончены. Административный иск о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2012 и 2013 годы в суд не предъявлен, т.к. налогоплательщик перерегистрирован в налоговую инспекцию другого района Санкт-Петербурга.
Судебная коллегия, выслушав объяснения сторон, исследовав доказательства по делу и оценив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, конкретизировано в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации.
К числу предусмотренных законом налогов относится, в том числе транспортный налог, который в силу подпункта 3 ст. 14 Налогового кодекса Российской Федерации является региональным налогом.
В силу пункта 1 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах; в частности, обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора (подпункт 5 пункта 3 указанной статьи); по смыслу положений статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с прекращением обязанности налогоплательщика по уплате соответствующего налога налоговый орган утрачивает возможность принудительного взыскания сумм налогов.
В соответствии с абзацем 4 пункта 2 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга "О транспортном налоге" с учетом изменений, внесенных законами Санкт-Петербурга от 28 ноября 2005 года N600-85, от 08 декабря 2010 года N686-160 и от 13 ноября 2014 года N583-106, с 01 января 2006 года до 01 января 2010 года налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, получившие от налогового органа налоговое уведомление на уплату налога, обязаны уплатить транспортный налог не позднее 1 июня года, следующего за истекшим налоговым периодом; с 01 января 2010 года - не позднее 3 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом, с 01 января 2014 года - не позднее 01 октября, следующего за истекшим налоговым периодом.
Следовательно, транспортный налог за 2011 год подлежал уплате административным ответчиком - не позднее 03 ноября 2012 года, за 2012 год - не позднее 03 ноября 2013 года, за 2013 год - не позднее 03 ноября 2014 года, за 2014 год - не позднее 01 октября 2015 года.
29 декабря 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2017 года N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно ст. 12 названного Закона признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 года, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.
Учитывая вышеприведенные объяснения представителя налогового органа следует, что по состоянию на 01 января 2015 года за Сафиным Р.Р. числилась недоимка по транспортному налогу за 2012 и 2013 годы и пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2011, 2012, 2013, 2014 годы.
При разрешении административного дела суду первой инстанции надлежало применить к возникшим правоотношениям требования ст. 12 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Однако судом данная обязанность не исполнена, что повлекло неправильное разрешение дела.
Так, пунктом 1 ст. 72 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
Согласно ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога; сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога; пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы налога; процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 08 февраля 2007 года N381-О-П, обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Согласно п. 5 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
С учетом изложенного, ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации не предполагает возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено.
В связи с вступлением в законную силу Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", и применением к возникшим правоотношениям ст. 12 названного Закона, Судебная коллегия приходит к выводу об утрате налоговым органом права на принудительное взыскание с Сафина Р.Р. недоимки по транспортному налогу за 2012-2013 годы и право на взыскание пени, за нарушение срока уплаты налога за 2011, 2012, 2013 годы, фактически начисленные на дату 01 января 2015 года.
Вместе с тем, с Сафина Р.Р. подлежат взысканию пени в сумме 36 рублей 38 копеек за просрочку уплаты транспортного налога за 2014 год. Срок уплаты транспортного налога за 2014 год наступил 01 октября 2015 года, поэтому вышеприведенный Федеральный закон к данному налоговому периоду не применим.
На основании изложенного, руководствуясь п.2 ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Отменить решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 27 сентября 2017 года в части взыскания с Сафина Р. Р. пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2011, 2012, 2013 годы.
В удовлетворении административного иска о взыскании с Сафина Р. Р. пени за просрочку уплаты транспортного налога за 2011, 2012, 2013 годы - отказать.
В части взыскания с Сафина Р. Р. пени за просрочку уплаты транспортного налога за 2014 год решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 27 сентября 2017 год изменить, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции: взыскать с Сафина Р. Р. в доход Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 11 по Санкт-Петербургу пени в сумме 36 рублей 38 копеек за несвоевременную уплату транспортного налога за 2014 год, рассчитанную за период с 02 октября 2015 года по 28 октября 2015 года. Взыскать с Сафина Р. Р. в доход государства государственную пошлину в сумме 400 рублей.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.