Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Бутковой Н.А,
судей
Ильичевой Е.В, Чуфистова И.В.
при секретаре
Чернышове А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 16 мая 2018 года апелляционную жалобу ВасИ. И. Л. на решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 07 февраля 2018 года по административному делу N... по административному исковому заявлению ВасИ. И. Л. к военному комиссару Красносельского района Санкт-Петербурга, военному комиссариату Красносельского района Санкт-Петербурга, призывной комиссии, осуществляющей призыв на военную службу граждан Российской Федерации, проживающих на территории внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ "Юго-Запад" (далее - призывная комиссия МО "Юго-Запад") о признании незаконным решения о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу, а также о признании незаконными действий по призыву ВасИ. И.Л. на военную службу в период осеннего призыва 2017 года.
Заслушав доклад судьи Бутковой Н.А, выслушав объяснения административного истца ВасИ. И.Л, его представителя Смолина Д.В, представителя ФКУ "Военный комиссариат Санкт-Петербурга" Касьяновой Е.Ю, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ВасИ. И.Л. обратился в Красносельский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнения требований, просил признать незаконными решение о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу от 23 июня 2017 года, а также действия, связанные с призывом на военную службу, в том числе, вызовы по повесткам в военный комиссариат для прохождения мероприятий, связанных с призывом на военную службу, в том числе 23.10.2017, 09.11.2017, 04.12.2017, проведение медицинского освидетельствования на предмет установления степени годности прохождения военной службы.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что с 2006 года до 25.06.2017 проходил обучение в СБОУ средняя общеобразовательная школа N... После окончания школы поступил на обучение в "... " Имел намерение реализовать права на отсрочку в период осеннего призыва 2017 года в связи с получением среднего профессионального образования, однако в военкомате он узнал, что отсрочка ему ранее предоставлялась до окончания обучения в школе и более права на отсрочку он не имеет. Административный истец считает, что ему неправомерно без его волеизъявления предоставили отсрочку в период обучения в школе, а также осуществляли мероприятия, связанные с призывом осенью 2017 года.
Решением Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 7 февраля 2018 года в удовлетворении заявленных требований административному истцу отказано.
В апелляционной жалобе административный истец ставит вопрос об отмене состоявшегося решения суда и принятии нового, полагает решение постановленным при неправильном применении норм права и оценке доказательств по делу.
В заседание суда апелляционной инстанции военный комиссар Красносельского района Санкт-Петербурга, представитель военного комиссариата Красносельского района Санкт-Петербурга, а также представитель призывной комиссии МО "Юго-Запад" не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены судом заблаговременно и надлежащим образом, об отложении судебного заседания не ходатайствовали, в связи с чем, судебная коллегия в порядке части 2 статьи 150 и статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции, ВасИ. И.Л, "дата" года рождения, поставлен на воинский учет в военном комиссариате Красносельского района Санкт-Петербурга 12 января 2016 года.
Согласно представленной в материалы личного дела справке от "дата" N.., выданной ГБОУ "... " Санкт-Петербурга, ВасИ. И.Л. обучался в 11 "а" классе указанной школы, срок обучения истекал 26.06.2017.
На основании указанной справки решением призывной комиссии МО "Юго-Запад" Красносельского района Санкт-Петербурга от 23 июня 2017 года ВасИ. И.Л. предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 26 июня 2017 года на основании подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Решением призывной комиссии МО "Юго-Запад" Красносельского района Санкт-Петербурга от 06 июля 2017 года Васильеву И.Г. предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 01 октября 2017 года на основании подпункта "г" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Завершив учебу в ГБОУ Средняя общеобразовательная школа N "адрес" Санкт-Петербурга, ВасИ. И.Л. поступил на обучение в Санкт-Петербургское государственное автономное профессиональное образовательное учреждение "Колледж туризма и гостиничного сервиса (Колледж туризма Санкт-Петербуга)" на 1 курс по очной форме обучения по направлению подготовки (профессия) 38.02.03 "Операционная деятельность в логистике".
Согласно справке от "дата" N... -у, выданной указанным образовательным учреждением, срок обучения ВасИ. И.Л. истекает "дата".
ВасИ. И.Л. "дата" обратился в призывную комиссию и военный комиссариат Красносельского района Санкт-Петербурга с заявлением о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу на период получения профессионального образования в Колледже туризма Санкт-Петербурга.
Отказывая в удовлетворении требований административного иска, суд первой инстанции указал, что у административного ответчика имелись основания для предоставления отсрочки от призыва на военную службу в соответствии с абзацем 2 пункта "а" статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в связи с обучением в организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам среднего общего образования. Поскольку в дальнейшем ВасИ. И.Л. продолжил обучение в образовательной организации по программе среднего профессионального образования, право на повторную отсрочку от призыва он не приобрел.
С выводами суда о законности и обоснованности оспариваемого решения о предоставлении отсрочки от призыва судебная коллегия согласиться не может исходя из следующего.
В Федеральном законе "О воинской обязанности и военной службе" предусмотрена система отсрочек от призыва на военную службу для граждан, получающих по очной форме обучения профессиональное образование различного уровня незамедлительно после получения среднего общего образования.
Так, в соответствии с абзацами третьим - восьмым подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения: в образовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего профессионального образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами; в федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, перечень которых установлен в соответствии с частью 8 статьи 71 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", - на период обучения на подготовительных отделениях этих образовательных организаций за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, но не свыше одного года, и в случае принятия указанных обучающихся на обучение на подготовительные отделения этих образовательных организаций в год получения среднего общего образования; в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата и программам специалитета, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам бакалавриата и программам специалитета.
Подпункт "г" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" предусматривает право на отсрочку от призыва на военную службу для граждан, которые успешно прошли государственную итоговую аттестацию по образовательной программе среднего общего образования, - на период до 1 октября года прохождения указанной аттестации, что позволяет таким лицам, в том числе если им в период получения среднего общего образования уже исполнилось 18 лет, поступить в образовательную организацию для получения по очной форме обучения среднего профессионального или высшего образования незамедлительно после получения среднего общего образования.
Таким образом, установленная в законе система отсрочек от призыва на военную службу в связи с получением образования в целом предполагает предоставление гражданам возможности незамедлительно после получения среднего общего образования продолжить получение образования по очной форме обучения по имеющим государственную аккредитацию программам профессионального образования: программам среднего профессионального или высшего образования - программам бакалавриата и программам специалитета.
В силу абзаца десятого подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" отсрочка от призыва на военную службу в связи с обучением предоставляется гражданину только один раз, за исключением ряда случаев, в которых может быть предоставлена повторная отсрочка.
В частности, абзацами одиннадцать и двенадцать данного подпункта предусмотрено, что граждане, которым была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в период освоения образовательных программ среднего общего образования, могут повторно воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу на период обучения по очной форме обучения на подготовительных отделениях федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, перечень которых установлен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, и (или) отсрочкой от призыва на военную службу на период обучения по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата и программам специалитета.
Между тем, возможности использования указанными гражданами в качестве повторной отсрочки от призыва на военную службу предусмотренной абзацем третьим подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" отсрочки от призыва на военную службу в связи с обучением по очной форме обучения в образовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования не предусмотрено.
Следовательно, использование гражданами отсрочки от призыва на военную службу в период обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования, в силу действующего правового регулирования системы отсрочек от призыва на военную службу для граждан, обучающихся по очной форме обучения, лишает их возможности воспользоваться отсрочкой от призыва на военную службу в связи с обучением в образовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования, в которые они поступили в год получения среднего общего образования.
В Постановлении от 17 апреля 2018 года N 15-П Конституционный Суд Российской Федерации сформировал следующие правовые позиции по вопросам, связанным с установленным Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" правом граждан на отсрочку от призыва на военную службу в связи с обучением по очной форме обучения по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам общего и профессионального образования: - конституционный принцип равенства всех перед законом, который распространяется не только на права, непосредственно закрепленные Конституцией Российской Федерации, но и на связанные с ними другие права, приобретаемые на основании закона, в том числе право на отсрочку от призыва на военную службу в связи с получением профессионального образования, гарантирует одинаковые права и обязанности для субъектов, относящихся к одной категории, и не исключает установление различных условий для различных категорий субъектов права; такие различия, однако, не могут носить произвольный характер, они должны основываться на объективных характеристиках соответствующих субъектов; иное означало бы нарушение вытекающего из статьи 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации принципа равного исполнения гражданами Российской Федерации своих конституционных обязанностей, в том числе конституционной обязанности гражданина Российской Федерации по защите Отечества посредством несения военной службы по призыву; - осуществляя дифференциацию в правовом положении граждан в зависимости от такого критерия, как достижение определенного возраста, федеральный законодатель вправе использовать этот критерий только в случае, если он позволяет разделить граждан на объективно разные категории; - граждане, поступившие на обучение в образовательные организации по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования в возрасте от шести лет и шести месяцев до восьми лет и завершившие освоение указанных образовательных программ в пределах
сроков получения среднего общего образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, должны рассматриваться как одна категория для целей правового регулирования отсрочек от призыва на военную службу в связи с получением гражданином образования по очной форме обучения; - отсутствие у граждан, получивших отсрочку от призыва на военную службу в связи с достижением ими восемнадцатилетнего возраста до окончания освоения образовательных программ среднего общего образования в общеобразовательных организациях в пределах сроков, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, возможности получить повторную отсрочку от призыва на военную службу в связи с обучением по программам магистратуры - притом что такая возможность предоставлена гражданам одной с ними категории в сфере реализации права на высшее образование - не имеет объективного и разумного оправдания, ставит граждан, относящихся к этой категории, при реализации данного права в неравное положение применительно к исполнению воинской обязанности, что не согласуется с конституционными принципами равенства и справедливости и вытекающими из них критериями соразмерности (пропорциональности) допустимых ограничений прав и свобод (статья 17, часть 3; статья 19, части 1 и 2; статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации).
Приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, являющиеся, по смыслу взаимосвязанных положений статьи 6 и части 5 статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", общеобязательными и подлежащими учету прежде всего всеми представительными, исполнительными и судебными органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, в полной мере применимы и к правовому регулированию условий предоставления гражданам отсрочки от призыва на военную службу в связи с получением среднего профессионального образования.
Рассматриваемое правовое регулирование ставит граждан, получивших отсрочку от призыва на военную службу, предусмотренную абзацем вторым подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", в связи с достижением ими восемнадцатилетнего возраста до окончания освоения по очной форме обучения имеющих государственную аккредитацию образовательных программ среднего общего образования в общеобразовательных организациях в пределах сроков, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, в неравное положение с относящимися к одной с ними категории гражданами, которые на момент окончания общеобразовательных организаций среднего общего образования не достигли совершеннолетия и продолжают получение образования по очной форме обучения в образовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам среднего профессионального образования.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в вышеназванном постановлении от 17 апреля 2018 года N 15-П, отступление в законодательном регулировании от принципа равенства применительно к исполнению конституционных обязанностей, особенно когда оно связано с реализацией какого-либо конституционного права (даже если конкретная правовая возможность в рамках этого права, применительно к которой относящиеся к одной категории лица ставятся в неравное положение, непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает и является результатом волеизъявления законодателя), имеет и признаки несоразмерного (непропорционального) ограничения прав и свобод человека и гражданина, что не согласуется с предписаниями статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации; более того, наличие у одних лиц - в рамках законодательно установленных условий реализации конституционной обязанности - возможности отсрочить ее исполнение может фактически приводить к получению ими преимуществ за счет других относящихся к той же категории лиц, лишенных такой возможности и вынужденных исполнять соответствующую обязанность в полном объеме незамедлительно, что является отступлением от принципа справедливости и в итоге вступает в противоречие с запретом осуществления прав и свобод человека и гражданина вопреки правам и свободам других лиц (статья 17, часть 3, Конституции Российской Федерации).
Соответственно, предоставление административному истцу отсрочки от призыва на военную службу, предусмотренную абзацем вторым подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", в связи с достижением ими восемнадцатилетнего возраста до окончания освоения по очной форме обучения имеющих государственную аккредитацию образовательных программ среднего общего образования в общеобразовательных организациях в пределах сроков, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, лишает его возможности получить отсрочку от призыва на военную службу в связи с обучением по очной форме обучения по имеющим государственную аккредитацию программам среднего профессионального образования - притом что такая возможность предоставлена гражданам одной с ними категории в сфере реализации права на среднее профессиональное образование и не имеет, как это следует из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированных в Постановлении от 17 апреля 2018 года N 15-П, объективного и разумного оправдания, ставит ВасИ. И.Л, при реализации данного права в неравное положение применительно к исполнению воинской обязанности с иными гражданами, относящимися к той же категории, что не согласуется с конституционными принципами равенства и справедливости и вытекающими из них критериями соразмерности (пропорциональности) допустимых ограничений прав и свобод (статья 17, часть 3; статья 19, части 1 и 2; статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации).
При этом судебная коллегия, учитывает, что волеизъявление на предоставление отсрочки до окончания общеобразовательного учреждения административный истец не высказывал, на заседание призывной комиссии "дата" не вызывался, что административным ответчиком не оспаривалось.
В материалах личного дела призывника ВасИ. И.Л. отсутствует актуальная справка по состоянию на дату принятия оспариваемого решения, подтверждающая обучение в общеобразовательном учреждении по программе среднего общего образования, в то время как в силу пункта 17 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 N.., решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу выносится призывной комиссией на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию. Факт предоставления в призывную комиссию имеющейся в материалах личного дела справки ГБОУ "... " Санкт-Петербурга" от 21.02.2017 N... ВасИ. И.Л. отрицает.
При таких обстоятельствах, решение призывной комиссии, осуществляющей призыв на военную службу граждан Российской Федерации, проживающих на территории внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ "Юго-Запад" от 23 июня 2017 года N... о предоставлении ВасИ. И. Л. отсрочки от призыва на военную службу, не может быть признано законным и обоснованным. Решение суда первой инстанции в части отказа в признании незаконным решения призывной комиссии МО "Юго-Запад" о предоставлении ВасИ. И.Л. отсрочки от призыва на военную службу судебная коллегия полагает подлежащим отмене.
В части отказа в удовлетворении требований административного иска об оспаривании действий по призыву ВасИ. И.Л. на военную службу в период осеннего призыва 2017 года судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии положениями статьи 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
Согласно пункту 3 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N.., призыв на военную службу осуществляет призывная комиссия, создаваемая в каждом муниципальном образовании, имеющем статус муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения, решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
В силу требований пункта 1 статьи 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии, а также явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.
Согласно частью 3 названной на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Исходя из содержания вышеприведенных правовых норм, принятию призывной комиссией решения, в том числе и о предоставлении отсрочки от призыва, предшествует проведение ряда необходимых в силу закона мероприятий, в том числе по вызову призывника для уточнения учетных данных, проведения медицинского освидетельствования на предмет определения категории годности к военной службе.
Из материалов дела усматривается, что ВасИ. И.Л. вызывался повестками на мероприятия в рамках осеннего призыва 2017 года: "дата" и "дата" - для прохождения медицинского освидетельствования, "дата" - на заседание призывной комиссии.
Поскольку ВасИ. И.Л. на момент начала осеннего призыва 2017 года достиг возраста 18 лет, состоит на воинском учете и не пребывает в запасе вооруженных сил, в отношении него правомерно осуществлялись мероприятия связанные с призывом на военную службу, в том числе в связи с необходимостью прохождения медицинского освидетельствования для определения годности к военной службе.
То обстоятельство, что по поданному административным истцом "дата" заявлению о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу призывной комиссией не было принято решение, о незаконности оспариваемых действий не свидетельствует. Требований о признании незаконным бездействия, выразившегося в уклонении от принятия решения по названному заявлению в рамках настоящего дела заявлено не было. Решение о призыве на военную службу призывной комиссией в рамках призывной кампании осени 2017 года также в отношении ВасИ. И.Л. не выносилось.
Правовых доводов, свидетельствующих о незаконности оспариваемых действий, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 7 февраля 2018 года отменить в части отказа в удовлетворении требований административного искового заявления ВасИ. И. Л. о признании незаконным решения призывной комиссии о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу.
Признать незаконным решение призывной комиссии, осуществляющей призыв на военную службу граждан Российской Федерации, проживающих на территории внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ "Юго-Запад", от 23 июня 2017 года N 15 о предоставлении ВасИ. И. Л. отсрочки от призыва на военную службу.
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.