Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Бутковой Н.А.
судей
Ильичевой Е.А, Ивановой Ю.В.
при секретаре
Якунер К.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 21 мая 2018 года апелляционную жалобу Ивановой М. А. на решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 27 ноября 2017 года по административному делу N... по административному исковому заявлению Ивановой М. А. к администрации Московского района Санкт-Петербурга об оспаривании решения.
Заслушав доклад судьи Бутковой Н.А, объяснения представителя административного истца Ивановой М.А. - Бенеш Е.С, представителя административного ответчика - Денденковой Ю.Н, судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Иванова М.А. обратилась в Московский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском, в котором просила признать незаконным решение администрации Московского района Санкт-Петербурга от 04 июля 2017 года N... -О об отказе учесть награждение работников топливно-энергетического комплекса в виде Благодарности как ведомственного знака отличия в труде и обязать отдел социальной защиты населения Московского района Санкт-Петербурга присвоить ей звание "Ветеран труда".
В обоснование заявленного иска Иванова М.А. указала, что имеет Благодарность, объявленную ей "дата" Министерством энергетики Российской Федерации за большой личный вклад в развитие топливно-энергетического комплекса и многолетний добросовестный труд, в связи с чем обратилась в отдел социальной защиты населения администрации Московского района Санкт-Петербурга с заявлением о присвоении звания "Ветеран труда", однако 04 июля 2017 года районная администрация Московского района Санкт-Петербурга направила отказ в присвоении указанного звания, со ссылкой на отсутствие у истца ведомственного знака отличия за заслуги в труде, являющегося основанием для присвоения искомого звания. По мнению истца, оспариваемое решение нарушает ее право на присвоение почетного звания, поскольку Министерством труда и социального развития Российской Федерации в письме N 4545-СК "О ведомственный знаках отличия в труде, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" была обобщена практика отнесения той или иной награды к ведомственным знакам отличия в труде, которые дают право на присвоение звания "Ветеран труда", а также указано, что "Приведенный перечень не является исчерпывающим, поэтому отказ в присвоении звания "Ветеран труда" только по причине отсутствия названия той или иной награды в этом перечне является необоснованным.
Решением Московского районного суда Санкт-Петербурга от 27 ноября 2017 года в удовлетворении требований административного иска отказано.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Судебная коллегия, выслушав объяснения представителей административного истца и ответчика, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Судом первой инстанции в ходе рассмотрения дела установлены следующие обстоятельства.
Приказом Министра энергетики Российской Федерации от 14 декабря 2016 года N... п Ивановой М.А. объявлена Благодарность за большой личный вклад в развитие топливно-энергетического комплекса и многолетний добросовестный труд.
С 15 июля 2002 года по настоящее время Иванова М.А. работает в ООО "ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт" в должности оператора заправочных станций АЗС N... " "адрес"", что подтверждается справкой от "дата" за N...
"дата" Иванова М.А. обратилась в комиссию по присвоению звания "Ветеран труда" с заявлением о присвоении звания "Ветеран труда", представив в качестве документов, подтверждающих право на присвоение звания паспорт, копию трудовой книжки, Благодарность, фотографии.
Решением комиссии по присвоению по присвоению звания "Ветеран труда" при администрации Московского района Санкт-Петербурга от 29.06.2017, оформленным протоколом N 25, Ивановой М.А. в присвоении звания "Ветеран труда" отказано со ссылкой на положения ст.7 Федерального закона "О ветеранах" и указанием, что ведомственным знаком отличия Министерства энергетики Российской Федерации, дающим право на присвоение звания "Ветеран труда", является медаль "За заслуги в развитии топливно-энергетического комплекса" 2 степени, которая представлена не была.
Письмом администрации Московского района Санкт-Петербурга от 04 июля 2017 года Иванова М.А. уведомлена об отказе в присвоении ей звания "Ветеран труда".
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от "дата" N 5-ФЗ "О ветеранах", Законом Санкт-Петербурга "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" от "дата" N.., Постановлением Правительства Российской Федерации от "дата" N.., Приказом Минэнерго от "дата" N... и пришел выводу о том, что объявленная Ивановой М.А. Благодарность не относится к ведомственным знакам отличия, являющимся основанием для присвоения звания "Ветеран труда".
Данный вывод суда первой инстанции следует признать правильным.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", в редакции, действующей с 01.07.2016, (далее - Закон N 5-ФЗ), ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Пунктом 4 части 1 статьи 7 Закона N 5-ФЗ, установлено, что порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 1.1 статьи 7 Закона N 5-ФЗ, Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации. Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями и награждения указанными знаками отличия определяется указанными органами, организациями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2016 N 578 утверждено Положение об учреждении ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и о награждении указанными знаками.
Согласно пункту 2 названного выше Положения, знаки отличия являются видом награждения федеральными органами исполнительной власти лиц за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики).
Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" в Санкт-Петербурге регулируется Законом Санкт-Петербурга от 09.10.2006 N 447-70 "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда".
В соответствии со статьей 1 Закона Санкт-Петербурга от 09.10.2006 N 447-70 звание "Ветеран труда" присваивается гражданам Российской Федерации, имеющим место жительства в Санкт-Петербурге, и гражданам без определенного места жительства при условии постановки их на учет в порядке, установленном Правительством Санкт-Петербурга, награжденным ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющим трудовой (страховой) стаж (не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин), учитываемый для назначения пенсии, или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Приказом Минэнерго России от 17.02.2017 N 108 "О ведомственной награде Министерства энергетики Российской Федерации" учреждена ведомственная награда Министерства энергетики российской Федерации - медаль "За заслуги в развитии топливно-энергетического комплекса".
Согласно Положению о медали "За заслуги в развитии топливно-энергетического комплекса", утвержденному этим же Приказом Минэнерго России, медалью могут быть награждены лица, осуществляющие трудовую (служебную) деятельность в сфере топливно-энергетического комплекса, нефтехимической промышленности и теплоснабжения" (далее - ТЭК), за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 20 лет для Медали I степени и не менее 15 лет для Медали II степени. Медаль II степени является ведомственным знаком отличия Министерства, дающим право на присвоение звания "Ветеран труда".
Приказом Минэнерго РФ от 14.07.2008 N 11 "О ведомственных наградах Министерства энергетики Российской Федерации", действовавшим на момент объявления истцу Благодарности, был утвержден список ведомственных наград, в перечень которых входила и Благодарность Министерства энергетики Российской Федерации, а также Положение о Благодарности Министерства Энергетики Российской Федерации, в соответствии с которым Благодарность Министерства энергетики Российской Федерации объявлялась рабочим, специалистам, служащим, руководителям организаций топливно-энергетического комплекса и нефтехимической промышленности, работникам центрального аппарата Министерства, его территориальных органов и подведомственных Министерству организаций при стаже работы в отраслях не менее 2 лет, добившимся высоких результатов в труде.
Таким образом, объявленная административному истцу 14 декабря 2016 года благодарность не соответствует тем критериям, которые действующим законодательством (пункт 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах") предъявляются к ведомственным знакам отличия в труде при присвоении звания "Ветеран труда".
На момент объявления благодарности (14 декабря 2016 года) Иванова М.А. не имела стажа работы в отрасли, превышающего 15 лет. Наличие такого стажа в настоящее время правового значения не имеет.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для признания оспариваемого решения незаконным, правильно применил нормы материального права.
Ссылка административного истца жалобы на письмо Министерства труда и социального развития РФ от 15 сентября 1997 года N 4545-СК "О ведомственных знаках отличия в труде, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" судебная коллегия считает несостоятельным, поскольку данное письмо нормативно-правовым актом не является, в нем, по сути, приведена обобщенная практика рассмотрения вопросов по определению ведомственных знаков отличия в труде при присвоении звания "Ветеран труда", сложившаяся по состоянию на 1997 год. Указанное письмо утратило силу в связи с изданием письма Министерства труда Российской Федерации от 7 октября 1998 г. N 5635-КС, применение которого, в свою очередь, признано неправомерным на основании проведенной юридической экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации и которое отозвано письмом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 2 июня 2008 г. N 3854-ЮВ.
Совместное письмо Минтруда Российской Федерации N 2026-ВЯ, Минсоцзащиты Российской Федерации N 4276/1-30 от 10.11.1995 "О ведомственных знаках отличия в труде, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда", на которые также имеется ссылка в апелляционной жалобе, не прошло государственную регистрацию в Минюсте России, не обладает признаками нормативного правового акта и не подлежат применению при разрешении настоящего спора.
Иные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию административного истца с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно. Всем представленным доказательствам суд дал надлежащую правовую оценку, оснований для несогласия с которой у судебной коллегии не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Московского районного суда Санкт-Петербурга от 27 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.