Санкт-Петербургский городской суд в составе:
судьи Леонтьева С.А.
при секретаре Михайловой Т.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Козловой Г. В. об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества в размере его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Козлова Г.В. обратилась в Санкт-Петербургский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просит суд установить в отношении недвижимого имущества, 1\45 доли которого принадлежит ей на праве собственности - нежилого помещения, этаж: подвал, общей площадью 1399 кв.м, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, "адрес", с кадастровым номером N.., кадастровую стоимость, равную рыночной стоимости в размере 37 000 000 рублей по состоянию на 01.12.2014 года.
В подтверждение требований административным истцом представлен отчёт, составленный оценщиком ООО "Юридическое бюро оценки и экспертизы" по состоянию на 01.12.2014 года (далее - отчёт об оценке).
В качестве правового обоснования заявленных требований административный истец ссылается на ст.24.18 Закона об оценочной деятельности, согласно которой основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, в том числе, является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
После получения экспертного заключения, представителем административного истца требования уточнены, просит установить кадастровую стоимость объекта в размере рыночной в соответствии с заключением судебной экспертизы в размере 28 000 000 рублей.
Представитель административного истца в судебное заседание явилась, требования поддерживает, указывает, что стоимость объекта недвижимости следует установить исходя из заключения судебной экспертизы.
Представитель административного ответчика - Комитета имущественных отношений по Санкт-Петербургу, в суд явился, считает, что кадастровая стоимость должна быть установлена в размере рыночной стоимости, определенной в заключении судебной экспертизы.
Представитель ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу в суд не явился, о времени и месте судебного заседания надлежаще уведомлен, с ходатайствами об отложении разбирательства дела не обращался, в связи с чем его неявка не является препятствием к рассмотрению дела по существу.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае оспаривания результатов кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Понятие кадастровой стоимости определено в п. 3 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N 4)" (утв. Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 года N 508). Под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Таким образом, действующими нормами федерального законодательства предусмотрена возможность определения кадастровой стоимости объекта недвижимости либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления его рыночной стоимости, определенной индивидуально для этого объекта недвижимости.
Отношения, возникающие при осуществлении оценочной деятельности, регулируются Федеральным законом N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135).
Согласно п. 8 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 N 508, кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки (ФСО N 4).
Как следует из материалов дела административному истцу на праве собственности принадлежит 1\45 доли нежилого помещения, этаж: подвал, общей площадью 1399 кв.м, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, "адрес", с кадастровым номером N...
Кадастровая стоимость данного объекта недвижимости определена в размере 133 826 770,72 руб. по состоянию на 01.12.2014 года, что подтверждено кадастровой справкой о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии с отчетом N641\17 об оценке рыночной стоимости данного объекта недвижимости, проведенного по заказу административного истца, оценщиком ООО "Юридическое бюро оценки и экспертизы" рыночная стоимость объекта недвижимости составляет 37 000 000 рублей по состоянию на 01.12.2014.
В ходе рассмотрения настоящего дела, учитывая мотивированные возражения административного ответчика (КИО СПб) по ходатайству данного административного ответчика, судом назначена судебная экспертиза данного отчета.
Перед экспертом поставлен вопрос о соответствии отчета требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности и (или) стандартов и правил оценочной деятельности. В случае отрицательного ответа на первый вопрос, предложено установить рыночную стоимость объекта недвижимости.
Согласно заключению судебного эксперта от 01.03.2018 года N03-2018 отчет об оценке не соответствует требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. При составлении отчета допущены нарушения, которые повлияли на определение итоговой величины рыночной стоимости: неправильно определены факторы, влияющие на стоимость недвижимости; допущены ошибки при выполнении математических действий; информация, использованная оценщиком, не является достоверной, достаточной, проверяемой.
Рыночная стоимость объекта недвижимого имущества составляет 28 000 000 рублей по состоянию на 01.12.2014 года.
Оценивая заключение судебной экспертизы, суд принимает во внимание, что экспертиза проведена лицом, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, эксперт обладает достаточным профессиональным стажем и необходимой квалификацией для данной деятельности: стажем работы эксперта оценщика с 1997 года, является оценщиком 1 категории, имеет квалификацию эксперта в области оценочной деятельности.
Заключение содержит все необходимые сведения, влияющие на определение рыночной стоимости объекта недвижимого имущества и не имеет противоречий и ошибочных сведений, влияющих на определение итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки.
Представитель административного истца и представитель явившегося административного ответчика доводов о необоснованности и противоречивости экспертного заключения не высказывали, ходатайств о проведении повторной или дополнительной экспертизы не заявляли, указали, что считают возможным установить рыночную стоимость нежилого помещения в размере, определенном судебным экспертом.
Учитывая изложенное, объяснения участников процесса, иные представленные доказательства, суд считает возможным при определении рыночной стоимости объекта руководствоваться заключением судебной экспертизы.
Суд не находит оснований для определения рыночной стоимости объекта в размере, определенном в отчете, поскольку, как обоснованно указано в заключении судебной экспертизы, в отчете выявлены ошибки, отчет не соответствует требованиям законодательства в области оценочной деятельности, административный истец после уточнения требований просит установить стоимость в ином размере.
С учетом изложенного, оценивая заключение судебной экспертизы в совокупности с другими представленными доказательствами, суд полагает возможным установить кадастровую стоимость объекта недвижимости в размере, определенном в заключении судебной экспертизы.
При этом, суд принимает во внимание, что в соответствии с п.24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N28", суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.
При таких обстоятельствах, административное исковое заявление подлежит частичному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 249 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Козловой Г.В. удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости - нежилого помещения, назначение: нежилое, этаж: подвал, общей площадью 1399 кв.м, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, "адрес", с кадастровым номером N.., в размере рыночной стоимости 28 000 000 рублей по состоянию на 01.12.2014 года.
Датой обращения административного истца с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости считать 04.12.2017 года.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в апелляционную инстанцию Санкт-Петербургского городского суда.
Судья С.А.Леонтьев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.