Санкт-Петербургский городской суд в составе:
судьи Леонтьева С.А.
при секретаре Михайловой Т.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Дудко В. Н, Петрушенковой Л. А. об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества в размере его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Дудко В.Н. и Петрушенкова Л.А. обратились в Санкт-Петербургский городской суд с административным исковым заявлением, в котором просят суд установить в отношении недвижимого имущества, принадлежащего им на праве собственности - нежилого помещения площадью 1199,3 кв.м, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, "адрес" с кадастровым номером N.., кадастровую стоимость, равную рыночной стоимости в размере 23 730 000 рублей на дату установления кадастровой стоимости по состоянию на 01.12.2014 года.
В обоснование указывает, что кадастровая стоимость объекта определена в размере 122 621 452,74 руб.
В подтверждение своих требований заявителем представлен отчёт N918\2017-ОЦ от 14.11.2017 года ООО "СИНЭО" об оценке рыночной стоимости объекта по состоянию на 01.12.2014 года (далее - отчёт об оценке).
В качестве правового обоснования заявленных требований административный истец ссылается на ст.24.18 Закона об оценочной деятельности, согласно которой основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, в том числе, является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В ходе рассмотрения дела, после проведения судебной экспертизы, представитель административных истцов требования изменил, просил установить кадастровую стоимость объекта в размере рыночной, определенной судебным экспертом, составляющей 23 700 000 рублей.
Представитель административных истцов в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал.
Представитель административного ответчика - Комитета имущественных отношений по Санкт-Петербургу, в суд явился считает, что кадастровая стоимость должна быть установлена в размере рыночной стоимости, определенной в заключении судебной экспертизы.
Представители ответчиков - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу и ФГБУ "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Санкт-Петербургу, в суд не явились, о времени и месте судебного заседания надлежаще уведомлены, с ходатайством об отложении разбирательства дела не обращались, в связи с чем их неявка не является препятствием к рассмотрению дела по существу.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае оспаривания результатов кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Понятие кадастровой стоимости определено в п. 3 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N 4)" (утв. Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 года N 508). Под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Таким образом, действующими нормами федерального законодательства предусмотрена возможность определения кадастровой стоимости объекта недвижимости либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления его рыночной стоимости, определенной индивидуально для этого объекта недвижимости.
Отношения, возникающие при осуществлении оценочной деятельности, регулируются Федеральным законом N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135).
Согласно п. 8 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 N 508, кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки (ФСО N... ).
Как следует из материалов дела административным истцам принадлежат на праве собственности доли в праве общей долевой собственности на вышеуказанное нежилое помещение (паркинг, машино-место) - нежилое помещение площадью 1199,3 кв.м, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, "адрес" с кадастровым номером N.., что подтверждено выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Кадастровая стоимость данного объекта недвижимости определена в размере 122 621 452,74 руб. по состоянию на 01.12.2014 г.
В соответствии с отчетом N918\2017-ОЦ от 14.11.2017 года об оценке рыночной стоимости данного объекта недвижимости, проведенного по заказу административного истца, рыночная стоимость объекта недвижимости составляет 23 730 000 руб. по состоянию на 01.12.2014.
В ходе рассмотрения настоящего дела, учитывая мотивированные возражения административного ответчика - Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга, по ходатайству данного административного ответчика, судом назначена судебная экспертиза отчета.
Перед экспертом поставлен вопрос о соответствии отчета требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности и (или) стандартов и правил оценочной деятельности. В случае отрицательного ответа на первый вопрос, предложено установить рыночную стоимость объекта недвижимости.
Согласно заключению эксперта N04-2018 от 19.03.2018 года представленный административным истцом отчет следует признать не соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности. При составлении отчета допущены иные нарушения, которые повлияли на определение итоговой величины рыночной стоимости: неправильно определены факторы, влияющие на стоимость недвижимости; допущены ошибки при выполнении математических действий; информация, использованная экспертом, не является достоверной достаточной и проверяемой.
Рыночная стоимость объекта недвижимого имущества по состоянию на 01.12.2014 года составляет 23 700 000 рублей.
Оценивая заключение судебной экспертизы, суд принимает во внимание, что экспертиза проведена лицом, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, эксперт обладает достаточным профессиональным стажем и необходимой квалификацией для данной деятельности: стажем работы экспертом в оценочной деятельности с 1997 года, имеет квалификационный аттестат эксперта в области оценочной деятельности.
Заключение содержит все необходимые сведения, влияющие на определение рыночной стоимости объекта недвижимого имущества и не имеет противоречий и ошибочных сведений, влияющих на определение итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки.
Представители административного истца и явившегося административного ответчика доводов о необоснованности и противоречивости экспертного заключения не высказывали, ходатайств о проведении повторной или дополнительной экспертизы не заявляли.
При этом, как указывалось выше, представитель административного истца заявил об изменении исковых требований, просит установить кадастровую стоимость объекта в размере рыночной, установленной судебной экспертизой и составляющей 23 700 000 рублей.
Учитывая изложенное, объяснения участников процесса, иные представленные доказательства, суд считает возможным при определении рыночной стоимости объекта, руководствоваться заключением судебной экспертизы.
С учетом изложенного, оценивая заключение судебной экспертизы в совокупности с другими представленными доказательствами, суд полагает возможным установить кадастровую стоимость объекта недвижимости в размере, определенном в заключении судебной экспертизы.
При таких обстоятельствах, административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 249 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Дудко В. Н. и Петрушенковой Л. А. удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости - нежилого помещения площадью 1199,3 кв.м, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, "адрес" с кадастровым номером N.., кадастровую стоимость, равную рыночной стоимости в размере 23 700 000 рублей по состоянию на 01.12.2014 года.
Датой обращения Дудко В. Н. и Петрушенковой Л. А. с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости считать 18.12.2017 года.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в апелляционную инстанцию Санкт-Петербургского городского суда.
Судья С.А.Леонтьев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.