Судья Санкт-Петербургского городского суда Куприк С.В., при секретаре Корогодове Д.А., рассмотрев 07 июня 2018 года в судебном заседании в помещении суда дело об административном правонарушении по жалобе на решение судьи Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 31 января 2018 года в отношении
ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга", ИНН 7830000425, КПП 783450001, ОГРН 102789256254, юридический адрес: Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, д. 42;
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора РФ в области окружающей среды по СЗФО - главного специалиста-эксперта отдела надзора за водными ресурсами Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по СЗФО "... " Н.А. от 17 ноября 2017 года ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. ст.8.14 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 90 000 рублей.
Вина ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" установлена в том, что действиями ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" при сбросе 05.10.2017 года в 17 час 50 мин. сточных вод по выпуску ОбщМет, расположенному по адресу: г. Санкт-Петербург, п. Металлострой садоводство Красноармейское, нарушены правила водопользования при осуществлении сброса сточных вод в водный объект, а именно: сброс водный объект р. Славянка загрязняющего вещества нефтепродукты превышением установленного лимита на сброс, в нарушение ч. 1 ст. 16, ч ст.34, ч.2 ст.39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ч. 1 ст. 44, ч.2 ст.55, ст.56, 60 Водного Кодекса Российской Федерации.
Решением судьи Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 31 января 2018 г. вышеуказанное постановление оставлено без изменения, жалоба защитника ООО "Водоканал Санкт-Петербурга" Трофимовой Л.В. - без удовлетворения.
Защитник ООО "Водоканал Санкт-Петербурга" Трофимова Л.В. обратилась в Санкт-Петербургский городской суд с жалобой, в которой просит принятые по делу решения отменить, производство по делу прекратить.
В обоснование доводов жалобы указала, что принятое по делу решение является незаконным и необоснованным, в ходе рассмотрения дела не были установлены фактические обстоятельства дела. Так, пробы сточных вод были отобраны двумя независимыми и аккредитованными лабораториями и значительно отличаются. Согласно протоколу анализа проб ЗАО "Центр исследования и контроля воды" N 4-103/17 от 09.10.2017, имеющемуся в материалах административного дела, содержание нефтепродуктов в сточных водах выпуска - 0,52 мг/дм3. То есть, концентрация нефтепродуктов не превышает значения, установленные Росприроднадзором ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" разрешением на сбросы веществ и микроорганизмов в водные объекты в пределах лимитов на сбросы от 05.12.2016 г..N26-6078-С-16/17. То есть концентрация нефтепродуктов не превышает значения, установленные Росприроднадзором, и находится в пределах разрешенных лимитов. По результатам филиала ФБУЗ "Центра гигиены и эпидемиологии в г..Санкт-Петербург" содержание нефтепродуктов в сточных водах выпуска составила - 3,8 мг/дм3. Результаты лаборатории ЗАО "Центр исследования и контроля воды" свидетельствуют об отсутствии превышений установленных лимитов на сброс сточных вод. ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" ходатайствовало об отложении рассмотрения дела для проведения межлабораторных сличительных испытаний проб сточных вод, однако Росприроднадзор отказал в удовлетворении ходатайства. Кроме того, согласно протоколу N 4-103/17 от 09.10.2017, содержание нефтепродуктов в водном объекте ниже выпуска - 0,5 мг/дм3. По результатам филиала ФБУЗ "Центра гигиены и эпидемиологии в г..Санкт-Петербург" содержание нефтепродуктов ниже выпуска 0,19 мг/дм3. В то же время в месте впадения р. Славянка в р. Нева, где ГУП " Пиларн " ликвидировал разлив нефтепродуктов, концентрация нефтепродуктов - 12,7 мг/дм3, что подтверждается результатами анализа филиала ФБУЗ "Центра гигиены и эпидемиологии в г..Санкт-Петербург" и отражено в оспариваемом постановлении.
Таким образом, на самом выпуске и ниже выпуска ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" концентрация нефтепродуктов значительно меньше, чем в месте сбора нефтепродуктов. Следовательно, результатами анализов отбора проб, выполненных двумя независимыми и аккредитованными лабораториями доказано, что выпуск ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" не мог быть источником загрязнения р. Славянки 2800 кг нефтепродуктов. Кроме того, субъект административного правонарушения, выразившегося в загрязнении р. Славянка Росприроднадзором до сих нор не выявлен. Самостоятельным основанием для привлечения ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" к административной ответственности могло послужить обнаружение должностным лицом Росприроднадзора данных, указывающих на наличие события административного правонарушения - превышение лимитов на выпуске сточных вод, находящемся в хозяйственном ведении ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга". Однако Росприроднадзор возбудил дело и провел административное расследование по факту загрязнения р. Славянки нефтепродуктами, а привлек ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" по факту превышения лимитов на сброс сточных вод на выпуске. Поводом для возбуждения административного дела послужило одно событие, а лицо привлечено к ответственности за другое событие, поскольку состав по первоначальному событию отсутствовал. Вина ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" в загрязнении реки Славянки 2800 кг нефтепродуктов ни должностным лицом, ни судом не была установлена.
Законный представитель ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" в Санкт-Петербургский городской суд не явился, согласно материалам дела о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял, в связи с чем, полагаю возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Защитник ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" Трофимова Л.В. в судебном заседании доводы жалобы поддержала в полном объеме.
Допрошенные в качестве свидетелей инспекторы Росприроднадзора по СЗФО "... " Н.А. и "... " А.В. подтвердили обстоятельства, установленные по делу об административном правонарушении в отношении ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга". Показали, что ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" подлежит ответственности по ч.1 ст. 8.14 КоАП РФ, поскольку в ходе осмотра территории было установлено, что ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" является единственным потенциальными источником загрязнения р. Славянка. Кроме того, выше выпуска ОбщМет акватория р. Славянка не имела визуальных признаков загрязнения, после выпуска ОбщМет зафиксировано загрязнение, а ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" не выполнило обязанность по контролю качества сточных вод и их очищением за ОбщМет, которое является абонентом ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга". Замечаний по процедуре отбора проб у ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" не имелось. Результаты исследования ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в г. Санкт-Петербурга" отобранных проб являются надлежащими доказательствами вины. В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" должностным лицом были установлены фактические обстоятельства по делу, а вина ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" в совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ установлена и подтверждается исследованными в ходе рассмотрения доказательствами.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав участников процесса, считаю, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим обстоятельствам.
В соответствии с ч.2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ, юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В соответствии с ч.1 ст. 44 Водного Кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ, использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных Водным Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
В соответствии с ч.2 ст. 55 Водного Кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ, при использовании водных объектов юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с Водным Кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.
В соответствии с ч.6 ст. 56 Водного Кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ, запрещается сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений, превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
В соответствии с п.1 ч.6 ст. 60 Водного Кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ, при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).
В соответствии с п. 28 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", централизованная система водоотведения (канализации) - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения.
В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.
То есть, исходя из вышеизложенных норм законодательства, ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга", являясь организацией водопроводно-канализационного хозяйства, обязана принимать, транспортировать и очищать сточные воды своих абонентов.
ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга", являясь организацией водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ), должно регулярно осуществлять контроль качества сточных вод, отводимых абонентом в централизованную систему водоотведения (ЦСВ), на предмет их соответствия/несоответствия допустимым концентрациям загрязняющих веществ, установленным в соответствии с требованиями ФЗ N416 "О водоснабжении и водоотведении".
Департаментом 05.12.2016 выдано ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" Разрешение на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты в пределах лимитов на сбросы N26-6078-С-16/17 по выпуску ОбщМет в р. Славянка, сроком действия до 05.12.2017.
Согласно протоколу лабораторных исследований Филиала N1 ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербург" N6913 от 06.10.2017 установлено:
- результат измерений пробы N3 (точка отбора: природная вода водного объекта, р. Славянка 50 м выше выпуска ОбщМет) составил 0,030 мг/дм3, что не превышает предельно допустимую концентрацию по нефтепродуктам, установленную для водных объектов рыбохозяйственного водопользования (ПДКрыбхоз. = 0,05 мг/дм );
- в пробе N1 (точка отбора: сточная вода из выпуска ОбщМет) зафиксировано наличие превышений концентраций нефтепродуктов над установленными нормативами допустимого сброса веществ и микроорганизмов в водный объект в пределах лимитов на сброс - в 7,6 раза (фактическая концентрация нефтепродуктов составила = 3,8 мг/дм, установленный лимит на сброс = 0,5 мг/дм );
- в пробе N2 (точка отбора: природная вода водного объекта, р. Славянка, в месте выпуска сточных вод) зафиксировано наличие превышений концентраций нефтепродуктов над предельно допустимыми концентрациями, установленными для водных объектов рыбохозяйственного водопользования (ПДКрыбхоз. = 0,05 мг/дм ) - в 31,8 раза (фактическая концентрация нефтепродуктов составила = 1,59 мг/дм3);
- в пробе N4 (точка отбора: природная вода водного объекта р.Славянка, 100-150 м ниже выпуска ОбщМет) зафиксировано наличие превышений концентраций нефтепродуктов над предельно допустимыми концентрациями, установленными для водных объектов рыбохозяйственного водопользования (ПДКрыбхоз. = 0,05 мг/дм3) - в 3.8 раза (фактическая концентрация нефтепродуктов составила = 0,19 мг/дм ).
Согласно протоколу лабораторных исследований Филиала N1 ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербург" N6914 от 06.10.2017 установлено:
- в пробе N1 (точка отбора: природная вода водного объекта р. Славянка, в месте впадения в р. Нева, у Рыбацкого моста) зафиксировано наличие превышений концентраций нефтепродуктов над предельно допустимыми концентрациями, установленными для водных объектов рыбохозяйственного водопользования (ПДКрыбхоз.) - в 254 раза (фактическая концентрация нефтепродуктов составила = 12,7 мг/дм ).
- в пробе N2 (точка отбора: природная вода водного объекта р. Нева, примерно 50 м от места впадения р. Славянка) зафиксировано наличие превышений концентраций нефтепродуктов над предельно допустимыми концентрациями, установленными для водных объектов рыбохозяйственного водопользования (ПДКрыбхоз.) - в 48 раз (фактическая концентрация нефтепродуктов составила = 2,4 мг/дм ).
Действиями ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" при сбросе 05.10.2017 года в 17 час 50 мин. сточных вод по выпуску ОбщМет, расположенному по адресу: г. Санкт-Петербург, п. Металлострой садоводство Красноармейское, нарушены правила водопользования при осуществлении сброса сточных вод в водный объект, а именно: сброс водный объект р. Славянка загрязняющего вещества нефтепродукты превышением установленного лимита на сброс, в нарушение ч. 1 ст. 16, ч ст.34, ч.2 ст.39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ч. 1 ст. 44, ч.2 ст.55, ст.56, 60 Водного Кодекса Российской Федерации.
Таким образом, ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга", не исполнив в полном объеме свои обязанности как организации ВКХ по своевременному контролю абонентов и как водопользователя по обеспечению качества сточных вод, сбрасываемых в водный объект.
Факт совершения административного правонарушения и вина ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" в его совершении подтверждены совокупностью доказательств исследованных в ходе рассмотрения дела, а именно: протоколом об административном правонарушении от 03.11.2017 г.; актом обследования территории от 05.10.2017 г.; протоколами лабораторных исследований ФБУЗ "Центра Гигиены и Эпидемиологии в г. Санкт-Петербурге N 6913 и N 6914 от 06.10.2017 г.; копией разрешения на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорагнизмов в водные объекты N 26-6078-С-16/17, и иными доказательствами, оцененными в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ.
Сведений о какой-либо заинтересованности должностных лиц находившихся при исполнении служебных обязанностей, по делу не установлено, поэтому оснований ставить под сомнение факты, указанные должностными лицами в процессуальных документах, и изложенные в судебном заседании относительно события административного правонарушения, не имеется.
Таким образом, обстоятельства данного административного правонарушения установлены на основании полно и всесторонне исследованных материалах дела об административном правонарушении, совокупность доказательств является достаточной для объективного вывода о виновности ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.14 КоАП РФ.
Довод жалобы о том, что в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении должностным лицом Росприроднадзора не было удовлетворено ходатайство об отложении рассмотрения дела для проведения межлабораторных сличительных испытаний проб сточных вод не является основанием к отмене принятых по делу решений. Поскольку должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, вправе как удовлетворить, так и отказать в удовлетворении ходатайства (в зависимости от конкретных обстоятельств дела). Выводы должностного лица об отказе в удовлетворении заявленного в ходе рассмотрения дела ходатайства мотивированы в постановлении должностного лица от 17 ноября 2017 г, оснований не согласится с которыми не имеется.
Результаты ЗАО "Центр исследований и контроля воды" по отбору воды не могут быть приняты во внимание, поскольку данные образцы отобраны не в соответствии с положениями ст. 26.5 КоАП РФ и ст. 27.10 КоАП РФ.
Учитывая, что образцы проб, предоставленные на исследование ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в г. Санкт-Петербурга" были отобраны при участии ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга", и замечаний на процедуру отбора у ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" не имелось, оснований не доверять результатам исследований ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в г. Санкт-Петербурга" не имеется.
Доводы жалобы защитника Трофимовой Л.В. на постановление о привлечение к административной ответственности и решение судьи районного суда по существу повторяют позицию защиты при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении в суде первой инстанции, выражают несогласие с оценкой обстоятельств дела, которые были предметом исследования и оценки суда, и не могут быть приняты во внимание как основания к отмене постановленного по делу решения.
Версия стороны защиты в ходе судебного разбирательства в районном суде была надлежащим образом проверена, в решении суда получила надлежащую оценку, и обоснованно опровергнута.
Наказание за совершение административного правонарушения назначено с соблюдением положений ст. 4.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного юридическим лицом административного правонарушения, отсутствия отягчающих и смягчающих административную ответственность обстоятельств в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч.1 ст. 8.14 КоАП РФ.
Нарушений норм материального и процессуального административного права в ходе производства по делу об административном правонарушении, позволяющих рассматривать состоявшиеся судебные постановления как незаконные и необоснованные, не установлено, в связи с чем, оснований для их отмены или изменения не имеется.
С учётом изложенного и, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление государственного инспектора РФ в области окружающей среды по СЗФО - главного специалиста-эксперта отдела надзора за водными ресурсами Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по СЗФО "... " Н.А. от 17 ноября 2017 года и решение судьи Колпинского районного суда Санкт-Петербурга от 31 января 2018 года в отношении ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.14 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу защитника ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" Трофимовой Л.В. - без удовлетворения.
Судья С.В. Куприк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.