Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Бережновой О.Н., судей Федоровой Г.А., Холмогорова И.К., при секретаре Комюстюровой А.А.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе истца на решение Мирнинского районного суда Республики Саха (Якутия) от 19 апреля 2018 года, которым
по делу по иску Первушиной О.В. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда в Российской Федерации в г. Якутске Республики Саха (Якутия) о признании недействительным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии
ПОСТАНОВЛЕНО:
В иске Первушиной О.В. к Государственному учреждению - Управление пенсионного Фонда Российской Федерации в Мирнинском районе Республики Саха (Якутия) о признании недействительным отказа и назначении досрочной трудовой пенсии отказать.
Заслушав доклад судьи Бережновой О.Н, объяснения представителя истца Аввакумовой Н.Н, представителя ответчика Ворониной А.С, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Первушина О.В. обратилась в суд к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мирнинском районе Республики Саха (Якутия) (далее - Пенсионный фонд) с иском о признании недействительным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии, указывая, что решением N... от 27.11.2017 ей отказано в досрочном назначении пенсии по старости ввиду отсутствия специального стажа. Считает отказ незаконным, так как она в период с 01.08.2004 по 31.01.2007 истец работала в АК "АЛРОСА" (ПАО) в должности "должность1" 4 разряда (2 года 6 месяцев), с 01.02.2007 по 31.01.2008 в качестве "должность1" 5 разряда, с 01.02.2008 по 30.11.2012 (4 года 9 месяцев в качестве "должность2" 3 категории, далее с 01.12.2012 по день обращения в Пенсионный фонд в качестве "должность2" 2 категории (4 года 7 месяцев и 2 дня). Полагает, что указанные периоды должны были включены в специальный стаж, с учётом чего специальный стаж составляет 12 лет 10 месяцев и 2 дня работы.
По мнению истца, работы на указанных должностях соответствуют стажу работы, дающей право на льготное пенсионное обеспечение и предусмотренной Списком N 2 разделом N XIV подразделом N 2151100а позицией N... в соответствии со статьей 27 пунктом 1 пп.2 Федерального закона "О страховых пенсиях в Российской Федерации".
Центр сортировки алмазов (далее ЦСА) является структурным подразделением АК "АЛРОСА" (ПАО) и проводит предварительную сортировку и оценку сырья, иной деятельности, кроме предварительной сортировки и оценки алмазов не осуществляет.
Тождество работы эксперта по оценке алмазов характеру и условиям труда сортировщика алмазов и сортировщиков бриллиантов без применения робототехники подтверждается справкой, уточняющей особый характер работы или условия труда за периоды работы, справкой АК "АЛРОСА" (ПАО) от 10.10.2017 г, должностными инструкциями ведущего эксперта по оценке алмазов, эксперта по оценке алмазов, картой специальной оценки условий труда N 31. Согласно карты аттестации рабочего места по условиям труда общая оценка условий труда всех вышеуказанных должностей, на которых работала истец, по степени вредности и опасности факторов производственной среды и трудового процесса составляет 3.1, такой же степенью вредности 3.1 оценены условия работы сортировщика алмазов цеха сортировки.
Просит признать решение Пенсионного фонда об отказе в досрочном назначении досрочной трудовой пенсии незаконным; включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, указанные периоды работы, обязать ответчика назначить истцу трудовую пенсию с 03.07.2017, взыскать с ответчика судебные расходы.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
Не согласившись с данным решением суда, истец обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять новое решение об удовлетворении иска, указывая, что суд неправильно определилобстоятельства дела, неправильно применил нормы материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
В соответствии с ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии со ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Из смысла ч. 3 указанной нормы следует, что в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, засчитываются периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Согласно п.п. "б" п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и Правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение".
В соответствии с кодом позиции 2151100а-18630, 2151100а-18632 подраздела 21511000 пункта 11 "Обработка алмазов в бриллианты без применения робототехники" раздела XIV "Металлообработка" указанного Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда право на досрочное пенсионное обеспечение предоставлено сортировщикам алмазов, сортировщикам бриллиантов, занятым на производстве по обработке алмазов в бриллианты без применения робототехники.
Таким образом, исходя из положений вышеуказанных норм, регулирующих право граждан на назначение досрочной пенсии за работу в тяжелых и вредных условиях труда, юридическое значение имеет выполнение работы именно в поименованной по списку сфере металлообработки производства по обработке алмазов в бриллианты без применения робототехники.
Как следует из материалов дела, 03.07.2017 Первушина О.В. обратилась в Пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400 от 28.12.2013 "О страховых пенсиях".
Решением заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав застрахованных лиц N... от 27.11.2017 истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 2 ч.1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемого специального стажа.
Комиссией не установлен факт работы истца на производстве по обработке алмазов в бриллианты без применения робототехники в соответствии с подразделом 11 раздела ХIV "Металлообработка" Списка N 2, утвержденного постановлением Кабинета Министров от 26.01.1991 N 10. Эксперты по оценке алмазов не предусмотрены указанным Списком 2 подраздела 11 раздела ХIV "Металлообработка". Правилами N 516 от 11.07.2002 не предусмотрено включение в специальный стаж на соответствующих видах работ периодов отпусков без сохранения заработной платы.
Согласно материалам дела Первушина О.В. с 03.11.2003 работала "должность3" 4 разряда Центра сортировки алмазов АК "АЛРОСА" (ЗАО), с 01.08.2004 по 31.01.2007 работала в должности "должность1" 4 разряда, с 01.02.2007 по 31.01.2008 в должности "должность1" 5 разряда, с _______ по 31.11.2012 в должности "должность2" 3 категории, с _______ по 31.04.2016 в должности "должность2" 2 категории участка экспертной оценки Центра сортировки, с 01.05.2016 по настоящее время работает на участке оценки "должность2" 2 категории.
В соответствии с п. 2.3. должностной инструкции сортировщика алмазов участка оценки ЦСА сортировщик алмазов наряду с иными обязанностями осуществляет сортировку алмазов по установленным технологическим регламентам.
Эксперт по оценке алмазов ЦСА наряду с иными обязанностями обязан осуществлять сортировку и аттестацию алмазов по установленным технологическим регламентам, а также уметь выполнять операции по сортировке, что следует из п. 2.2. его должностной инструкции.
Как следует из справки, уточняющей особый характер работы или условий труда за периоды работы, которые засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии со статьями 30, 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", выданной ЦСА АК "АЛРОСА" (ПАО) 21.11.2017 N.., Первушина О.В. с 03.11.2003 по настоящее время действительно работает в ЦСА АК "АЛРОСА" (ПАО) в должности "должность1". В должности "должность1" в производстве "Металлообработка" работала полный рабочий день, полную рабочую неделю с 01.08.2004 по 31.01.2008.
Указанная справка выдана на основании первичных документов: приказов по личному составу ЦСА АК "АЛРОСА", лицевых счетов работника, карточки учета кадров формы Т-2, журнала учета рабочего времени, замещения штатного расписания.
Из справки от 22.06.2017 N.., выданной ЦСА АК "АЛРОСА" (ПАО), следует, что Первушина О.В. действительно работает в ЦСА АК "АЛРОСА" (ПАО) с 03.11.2004 по настоящее время в должности "должность2" 2 категории (Цех: участок оценки), в том числе с 03.11.2003 по 31.07.2004 "должность3", с 01.08.2004 по 31.01.2007 "должность1" 4 разряда, с 01.02.2007 по 31.01.2008 "должность1" 5 разряда, с 01.02.2008 по 30.11.2012 "должность2" 3 категории, с 01.12.2012 по настоящее время "должность2" 2 категории.
Вместе с тем суд первой инстанции установил, что истец производит сортировку и аттестацию алмазов по установленным технологическим регламентам, но каких-либо операций по технологической обработке алмазов в бриллианты никогда не производила, Центр сортировки алмазов деятельностью по обработке алмазов в бриллианты в процессе обогащения руды, добываемой ГОКами АК "АЛРОСА" (ПАО), не занимается.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции дал надлежащую оценку указанным доказательствам, а также должностным инструкциям сортировщика алмазов ЦСА, эксперта по оценке алмазов ЦСА, карте N... специальной оценки условий труда и пришел к правильному выводу об отсутствии тождественности занимаемых истцом в указанные периоды должностей должности сортировщика алмазов и бриллиантов без применения робототехники.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах, установленных в ходе рассмотрения дела, а также в соответствии с нормами материального права.
Так, в соответствии с п. 2.1 Положения о структурном подразделении АК "АЛРОСА" (ПАО) Центр сортировки алмазов основной целью деятельности ЦСА являются отправка алмазов, полученных в процессе обогащения руды, добываемой горно-обогатительными комбинатами Компании и другими организациями, действующими на территории РС (Я), в Единую сбытовую организацию АК "АЛРОСА" (ПАО) по ценам предварительной оценки.
Для достижения поставленных целей ЦСА решает задачи по приему, сортировке, оценке, отправке и хранению алмазов на основании приказов и распоряжений президента или уполномоченных им лиц и по накоплению, систематизации и аналитической обработки информации по сортировке алмазов (п. 2.2 Положения).
Для достижения цели и решения задач ЦСА осуществляет функции, в том числе планировки и проведения работ и услуг по приему алмазов, разделению алмазов на условно ситовые классы и размерно-весовые группы, сортировке алмазов, определению средней цены, формированию партий алмазной продукции и др. (п. 3.1 Положения). Данный перечень работ, осуществляемых ЦСА, где работает истица, не включает в себя деятельность по обработке алмазов в бриллианты.
В связи с этим наличие одного лишь факта осуществления истцом работы в должности "должность1", поименованной Списком, недостаточно для включения в страховой стаж истца периода данной деятельности, так как законодатель связывает право на досрочное назначение пенсии работу в указанной должности в сфере обработки алмазов в бриллианты без применения робототехники.
Кроме того, как следует из выписки из лицевого счета застрахованного лица, приобщенного судом апелляционной инстанции как дополнительное доказательство по ходатайству ответчика для определения обстоятельства, имеющих значение для дела, АК "АЛРОСА" (ПАО) не уплачивал в отношении истца страховые взносы по дополнительному тарифу, предусмотренные ст. 33.2 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", что также свидетельствует косвенно о том, что спорный период работы истца не подлежит включению в специальный стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости.
Доводы истца относительно тождественности выполняемой ею работы в вышеуказанных должностях характеру и условиям труда сортировщиков алмазов, занятым на обработке алмазов в бриллианты без применения робототехники, несостоятельны, так как, как следует из разъяснений, содержащихся в п. 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Как указано выше, ЦСА, в котором работает истец, имеет иные цели и задачи, иное направление деятельности, не занимается обработкой алмазов в бриллианты без применения робототехники.
При этом ссылка истца на заключение государственной экспертизы условий труда N... от 03.03.2018, справку N... от 16.04.2018, выданную мастером по режиму СБ ЦСА М. о соответствии характера и условий труда "должность2" условиям труда и характеру работ сортировщика алмазов также несостоятельна, так как тождественность согласно указанным разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ устанавливается только судом.
Кроме того, как следует из карты специальной оценки условий труда эксперта 2 категории, работник, занятый на данном рабочем месте, не имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии.
Иные доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны состоятельными, поскольку они направлены на переоценку установленных судом обстоятельств. Указанные доводы являлись предметом рассмотрения в суде, исследованы судом и изложены в постановленном решении. Оснований для переоценки представленных доказательств у судебной коллегии не имеется, так как выводы суда полностью соответствуют обстоятельствам данного дела.
Руководствуясь ст. ст. 327, 328, 329, 335 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мирнинского районного суда Республики Саха (Якутия) от 19 апреля 2018 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий О.Н. Бережнова
Судьи Г.А. Федорова
И.К. Холмогоров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.