Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе:
председательствующего судьи Бережновой О.Н,
судей Холмогорова И.К, Федоровой Г.А,
при секретаре Васильевой Л.Э,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя истца на решение Мирнинского районного суда Республики Саха (Якутия) от 17 апреля 2018 года, которым
по делу по иску Чернышова А.Б. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мирнинском районе Республики Саха (Якутия) о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, включении периодов работы в специальный стаж, возложении обязанности назначить пенсию
постановлено:
Требования Чернышова А.Б. удовлетворить частично.
Включить в специальный трудовой стаж Чернышова А.Б, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы с 23 мая 1990 года по 31 декабря 1990 года в должности ********, с 13 марта 1992 года по 24 сентября 1993 года и с 4 октября 1993 года по 31 декабря 1997 года в должности ********.
В удовлетворении требований Чернышова А.Б. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Мирнинском районе Республики Саха (Якутия) о признании решений незаконными, возложении обязанности назначить досрочную пенсию - отказать.
Заслушав доклад судьи Федоровой Г.А, объяснения представителя ответчика Ворониной А.С, судебная коллегия
установила:
Чернышов А.Б. обратился в суд с иском к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Мирнинском районе Республики Саха (Якутия) (далее ГУ УПФ в Мирнинском районе) о признании решений ответчика N... от 2 ноября 2016 г. и N... от 22 сентября 2017 г. об отказе в назначении досрочной пенсии незаконными, включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, возложении на ответчика обязанности назначить пенсию с момента первоначального обращения 16 августа 2016 г.
Заявленные требования обосновывал тем, что истец в 2016 г. и 2017 г. обращался с заявлением о назначении пенсии, ему дважды было отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа. Не были включены в специальный стаж периоды работы: 7 месяцев 9 дней в качестве ученика ******** с 23 мая по 31 декабря 1990 г.; 18 лет 4 месяца 17 дней периоды работы с 13 марта 1992 г. по 7 августа 2010 г. в Республике Казахстан.
Указывая на то, что оспариваемые отказы в назначении пенсии являются незаконными, просил суд удовлетворить иск.
Судом постановлено указанное выше решение.
Не согласившись с вынесенным решением суда, представитель истца Корнеев О.В. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит изменить оспариваемое решение и включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии период работы с 01.01.1998 по 07.08.2010.
Сторона истца, надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явилась, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявила, в связи с чем суд апелляционной инстанции в соответствии с п. 1 ст. 165.1 ГК РФ, ч. 4 ст. 167 ГПК РФ приходит к выводу о рассмотрении дела в отсутствие стороны истца.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя ответчика, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Статьей 8 ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет.
Пунктом "и" ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" определено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 данного федерального закона, при наличии величины индивидуального коэффициента в размере не менее 30 лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет.
Согласно ч. 2 ст. 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Согласно ч. 3 ст. 2 ФЗ "О страховых пенсиях", если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные названным Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (далее - Соглашение), в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В силу пункта 2 статьи 6 Соглашения для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств- участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до 13.03.1992 г.
Никаких изменений, дополнений, касающихся возможности учета трудового стажа, приобретенного на территории любого из государств-участников этого Соглашения, за иной период, в данное Соглашение не вносилось.
Письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 года N 1-369-18 разъяснено, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время не только до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств- участников Соглашения.
В соответствии со ст. 12 Закона Республики Казахстан от 17.06.1991 г. "О пенсионном обеспечении граждан в Республике Казахстан" работники, непосредственно занятые полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых, на строительстве шахт и рудников имеют право на пенсию независимо от возраста, если они были заняты на этих работах не менее 25 лет, а работники ведущих профессий на этих работах: горнорабочие очистного забоя, проходчики, забойщики на отбойных молотках, машинисты горных выемочных машин при условии, если они были заняты на этих работах не менее 20 лет.
С 01.01.1998 г. институт досрочной пенсии вышеуказанной категории работников в Республике Казахстан отменен в связи с принятием Закона Республики Казахстан от 20.06.1997 г. N 136-1.
Пенсионный фонд Российской Федерации в письме от 17.01.2017 г. разъяснил Отделениям Пенсионного фонда Российской Федерации и Управлениям Пенсионного фонда Российской Федерации в федеральных округах, что в случае, если условия назначения досрочных страховых пенсий по старости в государствах-участниках Соглашения отличны от условий, предусмотренных пенсионным законодательством Российской Федерации (отмены института досрочной пенсии), то рассматриваемые периоды в этих государствах могут быть учтены при определении права на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации только до 01.01.2013 г. либо до даты отмены института досрочной пенсии.
Согласно ответам органов в области пенсионного обеспечения Республики Казахстан установлено следующее.
Законом Казахской ССР "О пенсионном обеспечении граждан в Казахской ССР" право на пенсию по возрасту на льготных условиях имели работники, занятые полный рабочий день на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, по Списку N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей, утверждаемому Правительству Республики Казахстан, и по результатам аттестации рабочих мест: мужчины по достижению 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на указанных работах.
С 1 января 1998 года в Республике Казахстан начал действовать Закон Республики Казахстан от 20 июня 1997 года N 136 "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан" (утратил силу Законом РК от 21 июня 2013г. N 105-V), который ориентирован на введение в Республике накопительной пенсионной системы, в связи с чем существовавшие ранее льготные (досрочные) пенсии отдельным категориям граждан с 1998 года были отменены.
Судом установлено, что Чернышев А.Б. в 2016 г. и в 2017 г. обращался с заявлением в ГУ УПФ досрочном назначении пенсии в соответствии с п. "и" ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ " О страховых пенсиях".
Решением ГУ УПФ от 02 ноября 2016 г. N... в назначении пенсии отказано ввиду отсутствия требуемого стажа работы 25 лет, не включен период работы в качестве ******** в период с 23 мая по 31 декабря 1990 г. 7 месяцев 9 дней.
Решением ГУ УПФ от 22 сентября 2017 г. N... Чернышеву А.Б. отказано в назначении пенсии ввиду отсутствия требуемого специального стажа, не учтены периоды работы с 13 марта 1992 г. по 7 августа 2010 г. в Республике Казахстан.
В судебном заседании установлено, что Чернышев А.Б. работал с 23 мая 1990 г. по 7 августа 2010 г. на территории Республики Казахстан полный рабочий день на подземных работах по следующим специальностям;
- с 23 мая по 31 декабря 1990 г. ******** с полным рабочим днем в подземных условиях
- с 1 января 1991 г. по 24 сентября 1993 г. ********.
- с 04 октября 1993 г. по 31 октября 1997 г. ********.
- с 01 февраля 1997 г. по 31 декабря 1999 г. ********.
- с 01 января 2000 г. по 30 сентября 2005 г. ********.
- с 1 октября 2005 г. по 7 августа 2010 г. ********.
- с 24 февраля 2011 г. истец работал в АК " ********" (ПАО).
Решением ГУ УПФ от 22 сентября 2017 г. в качестве льготного стажа учтен период работы Чернышева А.Б. на территории Казахстана с 1 января 1991 г. по 12 марта 1992 г.
Принимая во внимание, что условия назначения досрочных пенсий по старости в Республике Казахстан, как в государстве - участнике Соглашения отличны от условий, предусмотренных пенсионным законодательством Российской Федерации (институт досрочных пенсий отменен), то стаж работы истца, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости может быть учтен только до даты отмены института досрочных пенсий в Республике Казахстан.
В связи с чем при определении права на досрочную страховую пенсию по старости Чернышова А.Б. по законодательству Российской Федерации спорные периоды его работы в Республике Казахстана не подлежат зачету в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и должны учитываться на общих основаниях в календарном порядке.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, об отказе включить спорные периоды работы в специальный стаж и назначить Чернышову А.Б. досрочную страховую пенсию по старости соответствует требованиям пенсионного законодательства, права на досрочную страховую пенсию в соответствии с п. "и" ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" истец на момент обращения в пенсионный орган не имел.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они в полной мере соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным сторонами и истребованным судом доказательствам, которым дана надлежащая правовая оценка согласно требованиям ст. 67 ГПК РФ, в их совокупности.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в соответствии с Соглашением о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 г. у истца наступило право на досрочную страховую пенсию по старости, не могут быть приняты во внимание, по следующим основаниям.
Статьей 10 Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 г. установлено, что компетентные учреждения (органы) государств - участников Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.
Из изложенного следует, что при новом установлении пенсий в рамках названного Соглашения с бывшими республиками СССР территориальным органам Пенсионного фонда Российской Федерации необходимо осуществлять подтверждение трудового (страхового), льготного стажа, приобретенного на территории государств-участников соглашения, а также подтверждение о сохранении института досрочных страховых пенсий путем направления запросов в адрес компетентных учреждений (органов) этих государств. Решение об установлении пенсии должно выноситься на основании документов о трудовом (страховом) стаже и только при условии надлежащего их подтверждения.
При установлении пенсии на территории Российской Федерации в рамках Соглашения с бывшими республиками СССР для подтверждения льготного стажа, приобретенного на территории государств-участников после 01.01.1992 г. необходимо подтверждение компетентного органа о включении данного периода на территории данного государства в стаж, дающий право на досрочную пенсию по законодательству этого государства.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что пенсионным органом соответствующие запросы были направлены, однако компетентные учреждения (органов) Республики Казахстан не подтвердили того обстоятельства, что истец имеет право на досрочное пенсионное обеспечение на территории данного государства, данное обстоятельство не было подтверждено соответствующими доказательствами и истцом (л.д. 8).
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд не мог принимать во внимание письмо Пенсионного фонда РФ от 17.01.2017 г, поскольку оно не является нормативно-правовым актом, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку при разрешении спора суд руководствовался приведенными выше нормами материального права, письмо пенсионного органа, носящее разъяснительный характер, оценено судом в совокупности с иными собранными по делу доказательствами.
Иные доводы апелляционной жалобы основанием к отмене решения суда не являются, поскольку были предметом исследования при рассмотрении дела судом первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку с изложением соответствующих мотивов. Основания для переоценки выводов суда отсутствуют.
Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, судом не допущено.
Руководствуясь частью 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Мирнинского районного суда Республики Саха (Якутия) от 17 апреля 2018 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий О.Н. Бережнова
Судьи И.К. Холмогоров
Г.А. Федорова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.