Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Громацкой В.В. и судей Местниковой С.А., Никодимова А.В.,
при секретаре Захаровой А.Е,
рассмотрела в открытом судебном заседании "16" июля 2018 года
апелляционнуюжалобу представителя ответчика на решение Якутского городского суда РС (Я) от 10 мая 2018 г, которым
по делу по иску Подойницына И.Л. к Федеральному государственному учреждению "Восточно-региональному управлению жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о взыскании жилищной субсидии на покупку жилья, судом
ПОСТАНОВЛЕНО:
Иск Подойницына И.Л. к Федеральному государственному учреждению "Восточно-региональному управлению жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о взыскании жилищной субсидии на покупку жилья,- удовлетворить частично.
Взыскать с Федерального государственного учреждения "Восточно-регионального управления жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации в пользу Подойницына И.Л. недополученную жилищную субсидию в размере 3 713 208 рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере 25 000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 26 766 рублей 04 копеек.
В остальной части иска отказать.
Заслушав доклад судьи Громацкой В.В, объяснения истца Подойницына И.Л. и его представителя Расторгуевой А.И, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец Подойницын И.Л. обратился в суд с иском к ответчику Федеральному государственному учреждению "Восточно-региональному управлению жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о взыскании жилищной субсидии на покупку жилья, мотивируя тем, что вступившим в законную силу решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 05 марта 2015 года судом постановлено признать решение Федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства Обороны Российской Федерации от 20.10.2014 г. N... незаконным, обязать Федеральное государственное казенное учреждение "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства Обороны Российской Федерации перечислить жилищную субсидию на банковские счета Подойницына И.Л. в размере, установленном законодательством. 17 августа 2017 года истцу была перечислена жилищная субсидия в размере ******** рублей на одного истца без учета членов семьи. Семье истца состоящего из 4 человек положено 72 кв.м. Ответчик недоплатил истцу жилищную субсидию
на ******** рублей, с учетом выплаченной жилищной субсидии сумма долга ответчика после индексации составляет ******** рублей ******** копеек. С уточнением исковых требований просил взыскать с ответчика недополученную жилищную субсидию в размере 3 713 208 рублей, индексацию в размере 822 144 рубля 63 копейки, расходы по оплате услуг представителя в размере 40000 рублей, а также расходы по оплате государственной пошлины.
Судом вынесено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Орлова А.Н. просит решение отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела и основаны на неверном толковании норм права.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражения на нее в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
На основании п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее по тексту Федеральный закон "О статусе военнослужащих") государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с абз. 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья илив связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих", норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Приказом Министра обороны РФ от 21.07.2014 г. N 510 утвержден Порядок предоставления субсидий для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в вооруженных силах РФ, и гражданам РФ, уволенным с военной службы.
Согласно п. 3 указанного Порядка, предоставленная военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей жилищная субсидия может быть использована ими исключительно в целях приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений) на условиях, при которых они утратят основания для признания их нуждающимися в жилых помещениях.
Удовлетворяя частично исковые требования истца, суд исходил из того, что Постановлением Конституционного Суда РФ от 02.02.1998 N 4-П "По делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713" сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан. Таким образом, установив фактическое проживание истца с членами своей семьи, уровень его жилищной обеспеченности должен рассчитываться исходя из состава всей семьи.
С указанным выводом суда судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены исследованными доказательствами.
Вступившим в законную силу решением Якутского городского суда РС (Я) от 05 марта 2015 г. исковые требования Подойницына И.Л. к ФГКУ "Восточное - региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ о признании решения незаконным удовлетворены. Постановлено признать решение Федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства Обороны Российской Федерации от 20.10.2014 г. N... незаконным, обязать Федеральное государственное казенное учреждение "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства Обороны Российской Федерации перечислить жилищную субсидию на банковские счета Подойницына И.Л. в размере, установленном законодательством.
Судом установлено, что Подойницын И.Л. с 25.11.2009г.признан нуждающимся совместно с составом семьи: супругой Н, сыном Л., дочерью А, что подтверждается протоколом N... заседания жилищной комиссии войсковой части N... от 25.11.2009 года.
Судом установлено, что жилое помещение, в котором проживает семья Подойницына И.Л, расположенное по адресу:... получено родителями супруги истца М, К. в 1974 г. на состав семьи 6 человек.
Подойницын И.Л состоит в зарегистрированном браке. От брака имеет двоих детей. 25.11.2009 г. он признан нуждающимся в получении постоянного жилья.
По решению Якутского городского суда от 05 марта 2015г. установлено, что Подойницын И.Л. признан нуждающимся совместно с составом семьи
4 человека: супругой Н, сыном Л, дочерью А.
В соответствии с ч.2 ст.61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда.
Факт создания истцом Подойницыным И.Л. своей семьи и проживание в квартире родителей жены свидетельствует о том, что супруга истца перестала являться членом семьи своих отца и матери.
Кроме того, местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов (пункт 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как следует из положений Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 (ред. от 03.04.2017) "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", регистрация по месту жительства не определяет права на жилое помещение, а выступает лишь обязательной формой учета места жительства или временного пребывания гражданина.
Расчеты истца по недополученной жилищной субсидии в размере
3 713 208 рублей суд признал верными, поскольку расчет произведен в соответствии с формулой расчета, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 03 февраля 2014 г. N 76.
Таким образом, при разрешении спора суд правильно определилхарактер спорных правоотношений, обстоятельства, имеющие значение для дела, и закон, которым следует руководствоваться, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального права, установленным по делу обстоятельствам, основаны на исследованных судом доказательствах, которым дана надлежащая правовая оценка.
Доводов направленных к отмене судебного решения апелляционная жалоба не содержит.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда соответствуют установленным судом обстоятельствам, материалам дела и требованиям закона, и оснований для признания их неправильными, о чем ставится вопрос в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит.
Оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 10мая 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий: В.В. Громацкая
Судьи: С.А. Местникова
А.В. Никодимов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.