Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Осиповой А.А.,
судей Бережновой О.Н, Матвеевой М.К,
с участием прокурора Никонова В.В,
при секретаре Захаровой А.Е,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя ответчика на решение Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) от 11 мая 2018 г, которым по иску заместителя прокурора Ленского района РС(Я) в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Муниципального образования "город Ленск" об обязанности осуществления действий по государственной регистрации права муниципальной собственности на бесхозяйный канализационный септик,
п о с т а н о в л е н о:
Иск заместителя прокурора Ленского района РС(Я) удовлетворить.
Обязать администрацию Муниципального образования "город Ленск" осуществить действия по государственной регистрации права муниципальной собственности на бесхозяйные канализационные септики, расположенные по адресу: г. Ленск, пер. Ленский, 4 (септик Г4); г. Ленск, ул. Октябрьская, 17 (септик Г2); г. Ленск, ул. Октябрьская, 19 (септик Г1); г. Ленск, ул. Ленина, 60 (септик Г4); г. Ленск, ул. Ленина, 60 (септик Г7); г.Ленск, ул. Ленина, 62 (септик Г4); г. Ленск, ул. Ленина, 62 (септик Г5).
Заслушав доклад судьи Осиповой А.А, объяснение представителя истца прокурора Никонова В.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Заместитель прокурора Ленского района РС(Я) в интересах неопределенного круга лиц обратился с указанным иском к АМО "город Ленск", ссылаясь на то, что в ходе проведенной проверки на предмет соблюдения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, использования муниципальной собственности, установлено, что до настоящего времени на имущество в виде канализационных септиков, расположенных в г. Ленске по адресам: пер. Ленский, 4 (септик Г4), ул. Октябрьская, 17 (септик Г2), ул. Октябрьская, 19 (септик Г1), ул. Ленина, 60 (септик Г4), ул. Ленина, 60 (септик Г7), ул. Ленина, 62 (септик Г4), ул. Ленина, 62 (септик Г5), право муниципальной собственности в органе государственной регистрации не зарегистрировано, указанное имущество принято на учет в качестве бесхозяйных объектов 16 января 2017 г. Отсутствие надлежащим образом оформленных прав на объекты не позволяет администрации города осуществлять полномочия и обязанности по отношению к указанным объектам, владеть, пользоваться, предусматривать и расходовать бюджетные средства на содержание канализационных септиков, что нарушает права неопределенного круга лиц на получение надлежащих услуг по водоотведению, отсутствие собственника объекта затрудняет нормальную эксплуатацию канализационных септиков, что может привести к загрязнению сточными водами, что создает угрозу для здоровья населения. Просил обязать АМО "город Ленск" осуществить действия по государственной регистрации права муниципальной собственности на бесхозяйные канализационные септики, расположенные по адресу: г. Ленск, пер. Ленский, 4 (септик Г4), ул. Октябрьская, 17 (септик Г2), ул. Октябрьская, 19 (септик Г1), ул. Ленина, 60 (септик Г4), ул. Ленина, 60 (септик Г7), ул. Ленина, 62 (септик Г4), ул. Ленина, 62 (септик Г5).
Судом вынесено вышеприведенное решение.
Не согласившись с решением суда, представитель ответчика подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение по тем основаниям, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, указывает на то, что канализационные септики относятся к общедомовому имуществу собственников многоквартирных домов, доказательств нарушения прав неопределенного круга лиц, собственников жилых помещений по указанным адресам не представлено, септики в апреле 2017 г. переданы на обслуживание ООО "ЛПЖХ".
В судебное заседание представитель ответчика не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель истца прокурор Никонов В.В. в судебном заседании с доводами жалобы не согласился, полагает решение подлежащим оставлению без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее в порядке ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), заслушав мнение прокурора, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения.
Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции исходил из доказанности факта нарушения администрацией МО "город Ленск" требований закона, устанавливающих обязанность ответчика по принятию мер, направленных на государственную регистрацию права на бесхозяйное недвижимое имущество, находящееся на территории г.Ленска.
Данный вывод суда соответствует установленным по делу фактическим обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам, и сделан при правильном применением норм материального права.
Так, в соответствии с п.1 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Пунктом 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931, также предусмотрено, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Положениями п. 4 ч. 1 ст. 14, п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что к вопросам местного значения поселения и городского округа относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Как следует из материалов дела, канализационные септики находятся на территории муниципального образования "город Ленск", расположены по адресам: г. Ленск, пер. Ленский, 4 (септик Г4), ул. Октябрьская, 17 (септик Г2), ул. Октябрьская, 19 (септик Г1), ул. Ленина, 60 (септик Г4), ул. Ленина, 60 (септик Г7), ул. Ленина, 62 (септик Г4), ул. Ленина, 62 (септик Г5).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.
Следовательно, канализационная сеть предназначена для водоотведения.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 6 вышеназванного Закона установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоотведения относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию системы сетей и сооружений водоотведения, в том числе, бесхозяйных систем водоотведения, а также обеспечить признание права муниципальной собственности на бесхозяйные системы водоотведения.
Из материалов дела следует, что сведения о зарегистрированных правах на канализационные септики в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют.
Учитывая, что при рассмотрении дела было установлено отсутствие собственника спорных канализационных септиков, при этом, доказательств, опровергающих указанные выше обстоятельства, не представлено, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что данные канализационные септики являются бесхозяйными.
Поскольку из содержания п. 3 ст. 225 ГПК РФ следует, что орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, так как законодателем не указаны иные участники гражданского оборота, имеющие на это право, обязанность по осуществлению действий по постановке на учет бесхозяйных участков канализационных сетей, суд первой инстанции правильно возложил на администрацию МО "город Ленск", как орган местного самоуправления.
Довод жалобы о том, что спорные канализационные септики переданы в эксплуатацию ООО "ЛПЖХ" и обслуживаются им, не освобождает ответчика от обязанности по осуществлению действий по постановке на учет бесхозяйных канализационных септиков и подлежит отклонению, поскольку факт нахождения имущества на балансе лица само по себе не является доказательством права собственности или законного владения (абз. 4 п. 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Довод жалобы о том, что канализационные септики являются элементами многоквартирных домов, следовательно, являются общим имуществом граждан, проживающих в этих домах, подлежит отклонению, поскольку канализационный септик относится к недвижимому имуществу и не может относиться к общему имуществу собственников жилых помещений многоквартирного жилого дома ввиду его нахождения за пределами жилого дома и его прилегающей территории. Пунктом 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491, установлено, что границей сетей водоснабжения и водоотведения, входящих в состав общего имущества, является внешняя граница стены многоквартирного дома.
Довод жалобы о том, что нарушение прав неопределенного круга лиц, собственников жилых помещений в многоквартирных домах не доказано, несостоятелен, так как бездействие ответчика может привести к возникновению вреда здоровью неопределенного круга лиц, как жителей дома, так и иных граждан. Отсутствие собственника объектов затрудняет нормальную эксплуатацию канализационных септиков, что может привести к загрязнению сточными водами, относящимися к опасным отходам, окружающей среды в границах территории города, что создает угрозу для здоровья населения.
Иные доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, опровергаются совокупностью представленных в материалы дела доказательств, которым судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка с учетом требований ст. 67 ГПК РФ.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, основанным на правильном толковании и применении норм материального права при соблюдении норм процессуального права.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) от 11 мая 2018 г. по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий: А.А.Осипова
Судьи: О.Н.Бережнова
М.К.Матвеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.