Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Оконешниковой М.М., судей Кычкиной Н.А., Игнатьевой А.Р., при секретаре Богатыревой Л.А., с участием представителя административного истца Зимнуховой Е.Э., рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе административного ответчика ОА "г. Якутск" на решение Якутского городского суда от 28 апреля 2018 года
по делу по административному иску Саргсян С.А. к Департаменту градостроительства Окружной администрации города Якутска о признании незаконным решения органа местного самоуправления, которым
ПОСТАНОВЛЕНО:
Признать незаконным отказ Департамента градостроительства Окружной администрации города Якутска от 16 февраля 2018 года в выдаче Саргсян С.А. разрешения на строительство индивидуального жилого помещения.
Обязать Департамент градостроительства Окружной администрации города Якутска рассмотреть вопрос о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома Саргсян С.А. на земельном участке площадью *** кв.м. с кадастровым N...
Заслушав доклад судьи Игнатьевой А.Р, пояснения лица, участвующего по делу, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Саргсян С.А. обратилась в суд с вышеуказанным административным иском. В обоснование своих требований указала, что является собственником земельного участка с кадастровым N.., расположенного по адресу:.., площадью *** кв.м, с видом разрешенного использования под индивидуальное жилищное строительство. 08.02.2018 при обращении к административному ответчику о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, получила отказ ввиду несоответствия представленных документов требованиям к строительству, а именно - отсутствия допустимого размещения объектов капитального строительства по причине несоответствия проекту межевания территории квартала " N... " (среднеэтажная жилая застройка). Административный истец не согласен с указанным отказом, поскольку при принятии или изменении правил землепользования и застройки, которыми изменено территориальное зонирование и вид разрешенного использования, у пользователя земельного участка сохраняется возможность продолжать использование земельного участка, имевшее место до такого изменения. Земельный участок истца не является зарезервированным, свободен от обременении и прав третьих лиц, ограничений прав на участок в соответствии с изменениями, внесенными в Правила землепользования и застройки ГО "город Якутск", не имеется.
Просила признать незаконным отказ Департамента градостроительства ОА г. Якутска от 16.02.2018, обязать ответчика выдать истцу разрешение на строительство дома на земельном участке с кадастровым N... по адресу:...
Судом вынесено вышеуказанное решение.
Административный ответчик оспаривает законность и обоснованность решения суда. В апелляционной жалобе ответчик просит отменить и принять новое решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Собственники земельных участков могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом видом разрешенного использования. Согласно норм ЗК РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения собственниками земельных участков. Виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в составе градостроительных регламентов, которые в свою очередь, утверждаются в составе Правил землепользования и застройки. Данный земельный участок расположен в территориальной зоне ОД-ЗБ, то есть это общественно-деловая зона, соответственно строительство индивидуального жилого дома на участке не соответствует виду разрешенного использования участка.
Изучив материалы административного дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Частью 1 ст.218 КАС РФ гражданину предоставлено право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если гражданин полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Саргсян С.А. является собственником земельного участка с кадастровым N.., расположенного по адресу:.., площадью *** кв.м, имеет разрешенное использование - под индивидуальное жилищное строительство.
Указанный земельный участок приобретен в собственность истцом на основании договора купли-продажи от 09.03.2017.
На земельном участке расположен жилой дом площадью *** кв.м. 1970 года постройки.
Право собственности заявителя на земельный участок зарегистрировано в установленном порядке, не оспаривается сторонами.
Судом установлено, в целях строительства нового жилого дома, со сносом имеющегося 08.02.2018 Саргсян С.А. обратилась в Департамент с заявлением о выдаче разрешения на строительство нового индивидуального жилого дома.
Однако заявителю отказано в выдаче разрешения со ссылкой на то, что согласно правил землепользования и застройки указанный земельный участок, расположенный по адресу:.., находится в зоне среднеэтажной жилой застройки, в которой не предусмотрено строительство индивидуальных жилых домов.
Разрешая спор, суд пришел к выводу о незаконности отказа в выдаче заявителю разрешения на строительство, поскольку земельный участок на момент принятия оспариваемого решения, так и на момент рассмотрения спора, располагается в зоне Ж-2А, которая относится к жилым зонам.
Судебная коллегия полагает указанный вывод суда законным, основанным на материалах дела, соответствующим требованиям законодательства.
Согласно ч. 1 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы, в частности, правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка (ч. 7 ст. 51 ГрК РФ).
В силу абз. 1 п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
В соответствии с ч. 2 ст. 37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной (в том числе жилой зоне) устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков.
Для земельных участков каждой территориальной зоны виды разрешенного использования, на основании абз. 2 п. 3 ст. 85 ЗК РФ, определяются градостроительным регламентом, который для каждой территориальной зоны устанавливается правилами землепользования и застройки индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (абз. 2 п. 2 ст. 85 ЗК РФ).
В силу п. 2 ст. 36 ГрК РФ градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны.
Из материалов дела следует, что принадлежащий административному истцу, земельный участок располагается в составе жилой зоны.
Исходя из п. 5 ст. 85 ЗК РФ, земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.
В силу статьи 209 ГК РФ собственник вправе свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью.
В соответствии со ст. 263 ГК РФ, собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос - при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о назначении земельного участка.
Отказ истцу в выдаче разрешения на строительство жилого дома на принадлежащем ему земельном участке в составе жилых зон, нарушает его права собственника, приводит к конфликту частного и публичного интереса, при разрешении которого, суд обоснованно сослался на то, что Департамент не предоставил доказательств наличия каких-либо ограничений на спорный земельный участок по состоянию на дату обращения заявителя с заявлением о выдаче разрешения на строительство жилого дома, не возможности сочетания строительства индивидуального жилого дома с разрешенным видом использования земельного участка - среднеэтажная жилая застройка.
Судебная коллегия полагает также правомерной и ссылку суда на то, что при утверждении новых градостроительных регламентов необоснованно не было учтено фактическое использование земельного участка.
Доводы апелляционной жалобы Департамента не ставят под сомнение законность и обоснованность решения суда, аналогичны доводам, изложенным в обоснование возражений против требований заявителя. Указанным доводам заинтересованного лица судом дана оценка в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.
Руководствуясь ст.ст.309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 28 апреля 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий М.М. Оконешникова
Судьи Н.А. Кычкина
А.Р. Игнатьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.