Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Оконешниковой М.М., судей Кычкиной Н.А., Игнатьевой А.Р.,
при секретаре Гороховой А.Ю,
с участием представителя административного истца Ушницкой З.М, представителя административного ответчика Голоковой В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Якутского городского суда РС (Я) от 28 апреля 2018 года по делу по административному исковому заявлению Нечаевой Е.И. к Окружной администрации города Якутска о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, которым
постановлено:
Признать незаконным отказ Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска в предварительном согласовании предоставления Нечаевой Е.И. для использования под индивидуальное жилищное строительство земельного участка, расположенного по адресу:... ", изложенный в уведомлении от 15 февраля 2018 года N...
Обязать Окружную администрацию города Якутска в установленные порядке и сроки, в соответствии с требованиями действующих нормативных правовых актов повторно рассмотреть заявление Нечаевой Е.И. от 25 января 2018 года о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу:... ".
Заслушав доклад судьи Оконешниковой М.М, выслушав пояснения сторон, судебная коллегия
установила:
Нечаева Е. И. обратилась в суд с вышеуказанным административным иском, в обоснование своих требований указывая, что как многодетная семья состоит на учете на улучшение жилищных условий, предоставление земельного участка под строительство жилья, обратилась к административному ответчику о предоставлении свободного земельного участка, в чем необоснованно было отказано. Просила признать незаконным отказ Окружной администрации г. Якутска и обязать ее согласовать границы земельного участка ориентировочной площадью 668 кв.м.
Судом принято указанное выше решение.
Не согласившись с решением суда, представитель ответчика обратился с апелляционной жалобой, в которой просит об отмене решения, ссылается на доводы, аналогичные указанным в суде первой инстанции.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность принятого судом решения в пределах доводов жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
Согласно п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ; 2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 ст. 39.16 ЗК РФ; 3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в пп. пп. 1 - 23 ст. 39.16 ЗК РФ.
В ст. 39.16 ЗК РФ перечислены основания отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. Иных оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, кроме указанных выше, земельным законодательством не предусмотрено.
25 января 2018 года Нечаева Е. И. обратилась в Департамент имущественных и земельных отношений (далее - ДИЗО) Окружной Администрации г. Якутска с заявлением о предварительном согласовании предоставления ей земельного участка, расположенного по адресу:.., под индивидуальное жилищное строительство.
15 февраля 2018 года ДИЗО ОА г. Якутска направило ей уведомление N... о невозможности предварительного согласования предоставления данного земельного участка.
Согласно положениям ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Суд первой инстанции, разрешая настоящий спор, установил, что законность оснований отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка не доказана, не представлены достоверные сведения о расположении линий градостроительного регулирования (красных линий) относительно испрашиваемого земельного участка, о нахождении участка на территории общего пользования. В связи с этим суд пришел к выводу о том, что отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка по основанию, предусмотренному ч. 24 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ, является незаконным.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами, получившими оценку по правилам статьи 84 КАС РФ.
По делу установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, свидетельствующие о законности оспариваемого решения, отсутствии правовых оснований для удовлетворения административного иска.
Так, в качестве оснований отказа в предварительном согласовании предоставлении земельного участка орган местного самоуправления указал, что испрашиваемый земельный участок не соответствует проекту межевания территории квартала " N... " и находится на территории общего пользования, также он не соответствует ограничениям по линии градостроительного регулирования (красным линиям), кроме того, его границы расположены на территории некоммерческой организации ДСК " ********".
Согласно ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
Как усматривается из материалов дела и было установлено судом первой инстанции, распоряжением Окружной Администрации г. Якутска от 13 апреля 2018 года N... внесены изменения в Проект межевания территории квартала " N... ", в соответствии с которыми в границах испрашиваемого административным истцом земельного участка планируется образование земельного участка под индивидуальное жилищное строительство (п. 46 приложения N... к распоряжению). Приложением N... к данному распоряжению является схема образования земельного участка под индивидуальное жилищное строительство площадью 670 кв.м, при этом сведений о наличии каких-либо "красных" линий, пересекающих территорию данного участка, в данной схеме не имеется.
Соответственно, после внесенных в ПМТ изменений испрашиваемый истцом земельный участок не относится к землям общего пользования.
Административным ответчиком доказательств того, что в связи с образованием данного земельного участка красные линии и территория общего пользования на этом месте остались в прежнем виде, не было представлено.
Таким образом, ссылку ответчика на то, что испрашиваемый земельный участок не соответствует проекту межевания территории квартала " N... " и находится на территории общего пользования, не соответствует ограничениям по линии градостроительного регулирования (красным линиям), как основание для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, как правильно определилсуд, нельзя признать законной.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отказ ответчика в предварительном согласовании предоставления земельного участка не является законным и обоснованным.
Вопреки доводам жалобы о нахождении испрашиваемого земельного участка на границах ДСК " ********", судом первый инстанции также была дана оценка данному обстоятельству и в ходе судебного заседания представителем ДСК " ********" были представлены схемы территории данного некоммерческого объединения, согласно которым подтверждено расположение испрашиваемого земельного участка за пределами земель, предоставленных ДСК.
Доводы апелляционной жалобы и обстоятельства, на которые в их обоснование ссылается в жалобе ответчик, не опровергают выводов суда первой инстанции. Имеющимся в деле доказательствам судом дана надлежащая правовая оценка, выводы суда соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом в соответствии с нормами права, регулирующими спорные правоотношения.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Якутского городского суда РС (Я) от 28 апреля 2018 года по делу по административному исковому заявлению Нечаевой Е.И. к Окружной администрации города Якутска о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: М.М. Оконешникова
Судьи Н.А. Кычкина
А.Р. Игнатьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.