Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Оконешниковой М.М., судей Кычкиной Н.А., Игнатьевой А.Р.,
при секретаре Гороховой А.Ю,
с участием представителей административного истца Саблиной А.В, Копанской О.А, представителя административного ответчика Голоковой В.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Якутского городского суда РС (Я) от 28 апреля 2018 года по делу по административному исковому заявлению Торяник В.И. к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска об оспаривании решения, которым
постановлено:
В удовлетворении административного иска Торяник В.И. к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска об оспаривании решения отказать.
Заслушав доклад судьи Оконешниковой М.М, выслушав пояснения сторон, судебная коллегия
установила:
Истица обратилась в суд с вышеуказанным административным иском, мотивируя тем. что 16 ноября 2017 года направила в О А г. Якутска заявление о предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка, расположенного по адресу:... Сообщением от 14 ноября 2017 года ответчик отказал в предоставлении испрашиваемого земельного участка, в связи с тем, что не представлен документ, подтверждающий распределение земельного участка истцу, как члену СОТ. Поскольку земельный участок образован из земельного участка, предоставленного ранее садово-огородническому некоммерческому объединению, приобретен истцом как членом такого объединения, на основании решения собрания членов СОТ, в который истица была принята взамен выбывшего члена СОТ Г... просит признать отказ административного ответчика незаконным, обязать ответчика предоставить испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером N... в собственность, взыскать судебные расходы в сумме 22500 руб.
Судом принято указанное выше решение.
Не согласившись с указанным решением, истец подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда и вынести новое решение об удовлетворении административных исковых требований.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения административного истца, представителя административного ответчика, приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
Отказывая административному истцу в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что на момент обращения к административному ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка, административный истец не подтвердил свое право приобретения испрашиваемого земельного участка без торгов, решение о распределении ранее конкретного земельного участка, индивидуальные характеристики (местоположение) которого соответствуют испрашиваемому истцом, отсутствует. Также судом было указано на то обстоятельство, что из кадастровой выписки запрашиваемого земельного участка от 07.07.2010 следует, что часть земельного участка с кадастровым номером N... накладывается на территорию земельного участка, права на который зарегистрированы.
Судебная коллегия не согласна с указанными выводами.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п. 3 ст. 39.5 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка, образованного в результате раздела земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества и относящегося к имуществу общего пользования, данной некоммерческой организации или в случаях, предусмотренных федеральным законом, в общую собственность членов данной некоммерческой организации.
В силу п. 2 ст. 39.17 ЗК РФ к заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные пп. 1 - 4 ст. 39.15 настоящего Кодекса.
В соответствии с абзацем первым пункта 9.1 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность (абзац второй).
Пунктом 2.7 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что до 31 декабря 2020 г. члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:
- земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу названного федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение;
- по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения;
- земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
В рассматриваемом случае орган местного самоуправления, отказывая в предварительном согласовании его предоставления, сослался на то, что административный истец не подтвердил свое право приобретения испрашиваемого земельного участка без торгов.
Как следует из обстоятельств дела, на основании распоряжения заместителя Главы Администрации города Якутска N... от 18 ноября 1997 года, за членами СОТ " ********", в том числе за Г. закреплено право пожизненного наследуемого владения земельными участками, расположенными по адресу...
В связи с тем, что Г. земельный участок не осваивала, членские взносы в СОТ не вносила, протоколом общего собрания членов СОТ " ********" Г. была исключена из членов СОТ, вместо нее была принята Торяник В.И. с закреплением земельного участка N...
В силу ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Так, решением Якутского городского суда от 18 января 2017 года прекращено право пожизненного наследуемого владения Г. на земельный участок, расположенный по адресу:... с кадастровым номером N...
Таким образом, судом подтверждены обстоятельства, что Г. была включена в члены СОТ " ********", а Торяник В.И, была принята в члены данного СОТ вместо нее.
Из вышеизложенного следует, что обращение истца о предоставлении земельного участка в собственность подлежало рассмотрению по существу муниципальным органом, материалами дела подтверждается то обстоятельство, что истец является членом садово-огороднического товарищества и вправе претендовать на предоставление используемого им земельного участка в собственность, поскольку истцом были предоставлены все необходимые документы.
Доказательств того, что испрашиваемый участок изъят из оборота, зарезервирован для государственных или муниципальных нужд или в отношении него федеральным законом установлен запрет на приватизацию, что могло бы послужить основанием для отказа в его предоставлении, стороной ответчика суду не представлено.
Таким образом, административный ответчик представил документы, устанавливающие распределение земельных участков в товариществе, совокупность сведений в которых вполне достаточна для удовлетворения заявления.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции не обратил внимания на имеющиеся обстоятельства дела и доказательства, имеющиеся в материалах дела.
При таких обстоятельствах, оснований для отказа в удовлетворении административного искового заявлении истца по указанным выше основаниям у суда первой инстанции не имелось.
Судебная коллегия также считает необходимым отметить, что исходя из разъяснений, указанных в пункте 61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, так как в этом случае, изменяться основания принятого решения органа, чье решение оспаривается.
При этом суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.
Например, при недоказанности обстоятельств, указанных в оспариваемом решении органа государственной власти и послуживших основанием для его принятия, суд не вправе отказать в признании такого решения незаконным, ссылаясь на наличие установленных им иных оснований (обстоятельств) для принятия подобного решения.
Вопреки данным разъяснениям, суд первой инстанции отказал в удовлетворении административного иска, также ссылаясь на наличие иных, не указанных в оспариваемом отказе ДИЗО ОА г. Якутска в предоставлении земельного участка.
При таких данных, судебная коллегия, отменяя решение суда первой инстанции, полагает необходимым направить дело в суд первой инстанции на новое рассмотрение, поскольку лишена возможности устранить допущенные судом нарушения и принять решение, отвечающее требованиям законности и обоснованности в указанной части.
Выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, неверная оценка обстоятельств дела, а также неправильное истолкование закона повлекли принятие незаконного и необоснованного решения.
Отменяя решение суда первой инстанции, судебная коллегия в соответствии с пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства РФ считает необходимым принять новое решение об удовлетворении административного искового заявления в части признания незаконным оспариваемого решения ответчика, с возложением на ДИЗО ОА г. Якутска обязанности рассмотреть заявление Торяник В.И. с соблюдением требований закона, в установленный законом срок.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Якутского городского суда РС (Я) от 28 апреля 2018 года по делу по административному исковому заявлению Торяник В.И. к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска об оспаривании решения отменить.
Принять по делу новое решение, которым отменить отказ Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска от 14.11.2017 г. N... об оформлении в собственность земельного участка.
Обязать Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска в установленные порядке и сроки, в соответствии с требованиями действующих нормативных правовых актов повторно рассмотреть заявление Торяник В.И. об оформлении в собственность земельного участка с кадастровым номером: N.., расположенного по адресу:...
Направить
Председательствующий: М.М. Оконешникова
Судьи Н.А. Кычкина
А.Р. Игнатьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.