Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Оконешниковой М.М., судей Кычкиной Н.А., Игнатьевой А.Р.,
при секретаре Гороховой А.Ю,
с участием представителя административного истца Архипова Э.И,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Якутского городского суда РС (Я) от 10 мая 2018 года по делу по административному исковому заявлению Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Станция скорой медицинской помощи" к Государственной инспекции труда в Республике Саха (Якутия) об оспаривании предписания, которым
постановлено:
В удовлетворении административного иска отказать.
Заслушав доклад судьи Оконешниковой М.М, выслушав пояснения представителя, судебная коллегия
установила:
ГБУ РС (Я) "Станция скорой медицинской помощи" обратилось в суд с вышеуказанным административным иском, мотивируя тем, что 13 марта 2018 года государственным инспектором труда было вынесено предписание N5-169- 1IB/84/21/3 об обязании устранить нарушения ст. 212 ТК РФ, ст. 17 ФЗ-246 "О специальной оценке условий труда", а именно - провести внеплановую специальную оценку условий груда на рабочем месте врача выездной бригады скорой медицинской помощи. Истец считает данное предписание незаконным, ссылается на то, что несчастный случай на производстве от 16 марта 2017 года имел место по вине третьего лица - К, который был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.15 КоАП РФ.
Судом принято указанное выше решение.
Не согласившись с решением суда, административный истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит об отмене решения, ссылается на то, что судом неправильно определены обстоятельства дела. Указывает, что судом не было учтено то обстоятельство, что несчастный случай с работником произошел по вине третьего лица, в связи с чем вынесенное предписание не может быть признано законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, проверив законность и обоснованность принятого судом решения, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, 16 марта 2017 года ГБУ РС (Я) "Станция скорой медицинской помощи" составлен акт о несчастном случае на производстве N.., согласно которому 26 февраля 2017 года в 11 часов 35 минут врач выездной бригады скорой медицинской помощи Ф. при исполнении должностных обязанностей попала в дорожно-транспортное происшествие, в результате которого получила травму.
Из обстоятельств дела следует, что виновником данного ДТП является К.: постановлением ОБДПС ГИБДД МУ МВД России "Якутское" от 16 марта 2017 года он привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.15 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 1500 руб.
По данному факту на основании распоряжения руководителя Государственной инспекции труда - главного государственного инспектора труда в РС (Я) Г. N5-169-18-ПВ/84/21/1 от 02 марта 2018 года проведена внеплановая документарная проверка в отношении ГБУ PC (Я) "Станция скорой медицинской помощи", по результатам которой в адрес ГБУ PC (Я) "Станция скорой медицинской помощи" выдано предписание о проведении внеплановой специальной оценки условий труда на рабочем месте врача выездной бригады скорой медицинской помощи в срок до 13 апреля 2018 года.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что нарушения трудового законодательства в ГБУ РС (Я) "Станция скорой медицинской помощи" имели место быть, в связи с чем государственный инспектор труда правомерно вынес предписание об их устранении.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции ошибочными, не соответствующими фактическим обстоятельствам дела, основанными на неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
В соответствии со ст. 212 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников; государственный надзор и контроль за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда; профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников (ст. 210 ТК РФ).
В силу абз. 11 ч. 2 ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Федеральный закон N 426-ФЗ) специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
П. 6 ст. 17 указанного закона установлено, что внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в случае, если произошел на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявлено профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов.
Из материалов дела усматривается, что 26.02.2017 в 11 час. 54 мин. на повороте улицы Строда п. Жатай со стороны Намского тракта произошло столкновение автотранспортных средств, в результате которого Ф. - врачу скорой медицинской выездной бригады скорой медицинской помощи, находившейся в служебной автомашине, причинены ушибы мягких тканей головы, ушиб, растяжение шеи, степень тяжести повреждений - легкая. К административной ответственности за нарушение Правил дорожного движения привлечен К. - водитель автомашины "Тойота Суксид".
Данный несчастный случай произошел по вине третьего лица, соответственно у ГИТ в РС (Я) не было правовых оснований, установленных статьей 17 вышеназванного Закона, для проведения внеплановой специальной оценки условий труда.
Таким образом, оспариваемое предписание не может быть признано законным и обоснованным.
Указанные обстоятельства не были приняты во внимание при разрешении дела, в связи с чем обжалуемое решение подлежит отмене ввиду несоответствия выводов суда первой инстанции обстоятельствам административного дела, неправильного применения норм материального права (подпункт 3 части 2 статьи 310 КАС РФ) с принятием нового решения об удовлетворении административного иска по основаниям, указанным выше.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Якутского городского суда РС (Я) от 10 мая 2018 года по делу по административному исковому заявлению Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Станция скорой медицинской помощи" к Государственной инспекции труда в Республике Саха (Якутия) отменить.
Принять новое решение, которым административный иск удовлетворить.
Признать незаконным и отменить предписание главного государственного инспектора труда в РС (Я) N5-169- 1IB/84/21/3 от13 марта 2018 года.
Председательствующий: М.М. Оконешникова
Судьи Н.А. Кычкина
А.Р. Игнатьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.