Верховный Суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи - Красиковой О.Е,
при секретаре - Володиной Е.С.
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Нурсолтанова Н к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай, Правительству Республики Алтай об установлении кадастровой стоимости жилого дома равной его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Нурсолтанов Н.М. обратился в Верховный Суд Республики Алтай с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай, Правительству Республики Алтай об установлении на период с 1 января 2018 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, кадастровой стоимости жилого дома с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", в размере 57100 рублей.
Требования мотивированы тем, что жилой дом является 1970 года постройки, в Едином государственном реестре недвижимости имеются сведения о кадастровой стоимости в размере 341426 рублей 50 копеек. При этом сведения носят справочный характер в связи с тем, что включение указанных сведений в отношении объектов недвижимости, кадастровая стоимость которых внесена до 30 июня 2014 года, не было предусмотрено действующим законодательством. Установленная кадастровая стоимость значительно превышает рыночную стоимость жилого дома и не является достоверной. Нурсолтанов Н.М. является участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" на основании ФЗ N 125 от 25 октября 2002 года. В 2018 году согласно очередности он возможно будет являться получателем социальной выплаты в виде жилищного сертификата. Поскольку он произвел отчуждение жилого дома в 2018 году, то размер социальной выплаты определяется за минусом стоимости жилого дома на величину его кадастровой стоимости. Согласно отчета об оценке от 14 марта 2018 года рыночная стоимость объекта оценки, по состоянию на дату оценки 25 ноября 2011 года составляет 57100 рублей. Также административный истец ссылается на положения ст. 20, ст. 245 Кодекса административного судопроизводства РФ, ст. 24.18, ст. 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", на положения Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости".
Административный истец Нурсолтанов Н.М. и его представитель Вяткина О.В. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и мете рассмотрения дела. Представитель Вяткина О.В. в предварительном судебном заседании просила установить кадастровую стоимость жилого дома в размере 57100 рублей по состоянию на 12 декабря 2012 года.
Представитель Правительства Республики Алтай Орлова Е.В. в судебном заседании не явилась, направили ходатайство о рассмотрении дела без ее участия, где указала на отсутствие возражений по поводу удовлетворения исковых требований.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай не направило для участия в деле своего представителя, извещены надлежащим образом.
В судебном заседании представитель Министерства регионального развития Республики Алтай Язаров А.А. не возражал относительно удовлетворения административного искового заявления, пояснил, что Нурсолтанов Н.М. действительно состоит в списке на получение жилищного сертификата.
Нурсолтанова Н.Н. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что административный истец являлся собственником жилого дома, расположенного по адресу: "адрес".
В отношении данного объекта недвижимого имущества установлена кадастровая стоимость, определенная по состоянию на 12 декабря 2012 года в размере 341426 рублей 50 копеек (выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 18 января 2018 года).
Судом установлено, что Нурсолтанов Н.М. состоит на учете граждан "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, предусмотренных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", по категории "Выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" с 03 марта 2003 года в категории пенсионеры, состав семьи три человека.
18 апреля 2018 года Нурсолтанов Н.М. произвел отчуждение по договору купли-продажи принадлежащего ему на праве собственности жилого дома, расположенного: "адрес", в собственность Нурсолтанова Н.Н.
В соответствии с абз. 4 ст. 6 Федерального закона от 25 октября 2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", в случае, если после постановки гражданина на учет в качестве имеющего права на получение жилищной субсидии этот гражданин и (или) члены его семьи осуществили отчуждение принадлежащих им на праве собственности жилых помещений или перевод жилого помещения в нежилое помещение в течение пяти лет, предшествующих дате выдачи ему государственного жилищного сертификата, размер предоставляемой жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения, либо на величину кадастровой стоимости жилого помещения, применяемой для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по состоянию на дату заключения такого договора (перевода жилого помещения в нежилое помещение). При этом для расчета значения, на которое уменьшается размер жилищной субсидии, учитывается наибольшая из указанных сумм.
В соответствии с ч. 2 ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в суде в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" следует, что с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы 1 и 2 ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности, ст. 373, ст. 388, ст. 400 Налогового кодекса РФ).
Учитывая, что Нурсолтанов Н.М. состоит на указанном выше учете с 2003 года, 18 апреля 2018 года произвел отчуждение принадлежащего ему жилого дома и до настоящего времени государственный жилищный сертификат не получил, суд полагает, что результаты определения кадастровой стоимости названного жилого помещения влияют на права и обязанности Нурсолтанова Н.М. как участника подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, предусмотренных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", по категории "Выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", и имеют юридическое значение для целей определения размера, причитающейся ему социальной выплаты.
Юридическое значение, в данном случае имеет факт обращения в суд с административным иском до даты выдачи административному истцу жилищного сертификата.
Согласно ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с ч. 1 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Нурсолтановым Н.М. в обоснование заявленных требований о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости жилого дома был представлен отчет об оценке N 02-01/0586-18, подготовленный ООО "СФ "РЭТ-Алтай", в котором по состоянию на 12 декабря 2012 года рыночная стоимость объекта капитального строительства: жилой дом, кадастровый номер N, округленно составляет 57100 рублей.
Суд относит представленный отчет к числу допустимых и достоверных доказательств применительно к положениям статьи 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, поскольку он соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правому регулированию оценочной деятельности. Отчет выполнен компетентным специалистом в области оценочной деятельности, имеющим опыт работы в области оценки, основано на материалах, изложенные в оценки выводы обоснованы, не противоречивы.
Доказательств, свидетельствующих об ошибочности суждений оценщика и опровергающих правильность выводов отчета об оценки, лицами, участвующими в деле, суду не представлено, с ходатайствами о назначении судебной оценочной экспертизы указанные лица не обращались.
Учитывая, что доказательств, опровергающих установленную экспертом величину рыночной стоимости жилого дома с кадастровым номером: N, общей площадью 56,8 кв.м по адресу: "адрес", которые свидетельствовали бы о его рыночной стоимости в ином размере, лицами, участвующими в деле не представлено, суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление Нурсолтанова Н.М. обоснованно и подлежит удовлетворению.
С учетом изложенного и исходя из вышеприведенных положений Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что кадастровая стоимость вышеназванного жилого дома должна быть установлена в размере, определенном в отчете об оценке от 14 марта 2018 года N 02-01/0586/18 по состоянию на 12 декабря 2012 года в размере 57100 рублей 00 копеек.
Поскольку административное исковое заявление Нурсолтанова Н.М. об установлении кадастровой стоимости жилого дома равной его рыночной стоимости подано в суд 17 мая 2018 года, то в соответствии с правилами ст. 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания - то есть с 01 января 2018 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
То обстоятельство, что рыночная стоимость объекта недвижимости устанавливается решением суда на дату определения кадастровой стоимости этого объекта, не влияет на определение момента, с которого установленная вступившим в законную силу судебным актом рыночная стоимость применяется в качестве кадастровой стоимости.
По смыслу ст. 24.18, ст. 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.
Согласно ч. 6 ст. 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Таким образом, настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости.
Руководствуясь ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Нурсолтанова Н к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай, Правительству Республики Алтай об установлении кадастровой стоимости жилого дома равной его рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость жилого дома, общей площадью 56,8 кв.м с кадастровый номером N, расположенного по адресу: "адрес" равной его рыночной стоимости в размере 57100 (пятьдесят семь тысяч сто) рублей по состоянию на 12 декабря 2012 года.
Установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2018 года до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
Датой обращения с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости жилого дома следует считать дату обращения административного истца в суд - 17 мая 2018 года.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Алтай в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья О.Е. Красикова
Мотивированное решение изготовлено 22 июня 2018 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.