Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи - Солоповой И.В,
судей - Шинжиной С.А, Ялбаковой Э.В,
при секретаре - Абашкиной А.Ф,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Кудачиной ЛГ - Деминой МФ на решение Усть-Канского районного суда Республики Алтай от 19 января 2018 года, которым
отказано в удовлетворении искового заявления Кудачиной ЛГ к СПК "Ябоган", Кукакову РА, Юлкиной ЛА, Кукаковой ГМ о признании договора купли-продажи земельной доли от 19 мая 2012 года действительным, регистрации перехода права собственности на земельную долю.
Заслушав доклад судьи Ялбаковой Э.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кудачина Л.Г. обратилась в суд с исковым заявлением к СПК "Ябоган", Кукакову Р.А, Юлкиной Л.А. о признании права собственности на земельные участки. С учетом уточненных исковых требований Кудачина Л.Г. просила признать договор купли-продажи земельной доли от 19 мая 2012 года, заключенный между Кудачиной Л.Г. и Кукаковым А.И. в лице представителя Муниной Н.Т, действительным, зарегистрировать переход права собственности на земельную долю площадью 19,8 га в составе земель СПК "Ябоган", признать за Кудачиной Л.Г. право собственности на земельные участки с кадастровыми номерами N, N, указать в судебном решении, что решение суда является основанием для регистрации права собственности Кудачиной Л.Г. на земельные участки с кадастровыми номерами N, N. Требования мотивированы тем, что 19 мая 2012 года между Кудачиной Л.Г. и Кукаковым А.И, в лице представителя Муниной Н.Т, заключен договор купли-продажи земельной доли, по условиям которого Кудачина Л.Г. получила в собственность земельную долю общей площадью 19,8 га. Стоимость земельной доли сторонами определена в сумме 15 000 рублей. Денежные средства, переданные через представителя Кукакова А.И. последним получены, что подтверждается распиской к договору купли-продажи земельной доли. Право собственности Кукакова А.И. на земельную долю подтверждалось выпиской из постановления главы администрации Усть-Канского района N 326 от 21.09.1994 года "О закреплении земель сельскохозяйственного назначения в собственность граждан". 28 декабря 2012 года между Кудачиной Л.Г. и Кукаковым А.И, в лице представителя Муниной Н.Т, заключен договор купли-продажи земельных участков, согласно которому Кудачина Л.Г. получила в собственность земельные участки с кадастровыми номерами N, N, за земельные участки было оплачено 60 000 рублей. Стороны договорились, что все действия по регистрации прав на имя Кукакова А.И. будут произведены его представителем Муниной Н.Т. В сентябре 2013 года земельные участки были поставлены на кадастровый учет.
До получения выписок представитель Кукакова А.И. обратилась в СПК Ябоган" и по акту приема-передачи Кукакову А.И. были переданы вышеназванные земельные участки, после чего представитель обратилась с заявлением в Управление Россреестра в целях регистрации права собственности на земельный участок на имя Кукакова А.И. Согласно решению от 16 июня 2014 года регистрация права на земельные участки была приостановлена. Кукаков А.И. умер "дата". Кудачина Л.Г. дважды заключала договор купли-продажи: договор купли-продажи земельной доли и договор купли-продажи земельных участков. От регистрации договора купли-продажи Кукаков А.И. не уклонялся, так как договор купли-продажи земельных участков с истицей заключил, затем необходимо было проводить работы по уточнению границ, регистрировать право собственности на земельные участки на Кукакова А.И. В связи со смертью Кукакова А.И. доверенность утратила силу, в связи с чем, истица обратилась в суд с настоящим иском.
Определением суда от 04 октября 2017 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена Кукакова Г.М.
Определением суда от 19 января 2018 года производство по делу по исковому заявлению Кудачиной Л.Г. к СПК "Ябоган", Кукакову Р.А, Юлкиной Л.А, Кукаковой Г.М. о признании договора купли-продажи земельной доли действительным, регистрации перехода права собственности на земельную долю, признании права собственности на земельные участки в части исковых требований о признании за Кудачиной Л.Г. права собственности на земельный участок с кадастровым номером N, земельный участок с кадастровым номером N и указании в судебном решении, что решение суда является основанием для регистрации права собственности Кудачиной Л.Г. на земельные участки с кадастровыми номерами N, N, прекращено в связи с отказом от иска.
Суд вынес вышеизложенное решение, с которым в апелляционной жалобе представитель Кудачиной Л.Г. - Демина М.Ф. выражает несогласие, просит отменить решение суда, указывая на его незаконность, нарушение норм материального и процессуального права. Жалоба мотивирована тем, что суд не дал оценки тому обстоятельству, что на день открытия наследства земельная доля Кукакова А.И. была отчуждена и не могла быть включена в наследственную массу. Наследники с 2012 года знали, что спорная земельная доля продана и объектом наследственных прав не является, перешли во владение Кудачиной Л.Г. со дня подписания договора, за земельные участки оплачено 60 000 рублей. У суда не было оснований для вывода о неправомерности заявленных требований в связи с отсутствием согласия СПК "Ябоган" на отчуждение доли Кукакова А.И. Признание иска свидетельствовало о том, что СПК "Ябоган" согласен с отчуждением доли в пользу Кудачиной Л.Г. Все члены СПК знали об отчуждении доли, никто не оспаривал данный договор. В СПК "Ябоган" документы за период с 2012 года по 2014 года утеряны. Также, суд ошибочно применил нормы Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", поскольку возникшие правоотношения регулируются только Федеральным законом от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации".
В возражениях на апелляционную жалобу Кукакова Г.М, действующая за себя и по доверенности за Кукакова Р.А, Юлкину (Кукакову) Л.А. указывает на законность и обоснованность решения суда.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав Кудачину Л.Г. и ее представителя Демину М.Ф, поддержавших доводы жалобы, Кукакову Г.М. и ее представителя Бахрамаеву С.В, возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения, в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, распоряжением от 02.02.1993 года N совхоз "Ябоганский" реорганизован в ТОО "Ябоган".
Постановлением администрации Усть-Канского района от 21 сентября 1994 года N о закреплении земель в собственность и выдаче свидетельств, удостоверяющих право собственности на землю ТОО "Ябоган" за ТОО "Ябоган"" на правах общей совместной собственности закреплено 30 431 га сельхозугодий, в том числе пашни 7 216 га, сенокосов 608 га, пастбищ 22 607 га.
Из п.4 указанного Постановления от 21 сентября 1994 года усматривается, что утверждена земельная доля на одного человека по ТОО "Ябоган" в размере 19,8 га сельхозугодий, в том числе пашни 4,7 га, сенокосов 0,4 га, пастбищ 14,7 га.
Согласно Постановлению администрации Усть-Канского района N от 01 июня 1999 года в результате реорганизации ТОО "Ябоган" был преобразован в СПК "Ябоган".
Согласно выписки из решения администрации Усть-Канского района о приватизации земель сельскохозяйственного назначения от 30 декабря 2003 года серии N, при реорганизации совхоза "Ябоганский" Кукаков А.И. был наделен земельной долей 19,8 га.
Решением Арбитражного суда Республики Алтай от 02 июня 2008 года за СПК "Ябоган" признано 366/1481 доли, что составляет 7246,8 га, в том числе 1720 га пашни, 146,4 га - сенокосы, 5380,2 га - пастбища в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 29347 га, расположенный по адресу: "адрес" с кадастровым номером N.
Из определения о разъяснении решения суда от 13 сентября 2009 года следует, что право собственности за СПК "Ябоган" признано за счет земельных долей граждан, внесших их в уставной капитал. Под номером 199 указан Кукаков А.И.
В последствии СПК "Ябоган" выделило земельный участок общей площадью 71672019+/-74077 кв.м. с кадастровым номером N и признало право собственности на него, что подтверждается Выпиской из ЕГРН, дата государственной регистрации права собственности 28 января 2011 года.
18 мая 2012 года по договору купли-продажи Кукаков А.И. продал Кудачиной Л.Г, действующей в лице представителя Муниной Н.Т, земельную долю размером 19,8 га, в том числе пашни 4,7 га, сенокосы 0,4 га, пастбища 14,7 га. В п.1.2 Договора указано, что земельная доля находится в составе земель СПК "Ябоган", площадью 119393 кв.м.
"дата" года Кукаков А.И. умер.
Из выписки из ЕГРН следует, что земельные участки с кадастровыми номерами N и N поставлены на кадастровый учет в государственном кадастре 23.09.2013 года.
Регистрация права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами N и N приостановлена ввиду несоблюдения процедуры выдела земельного участка в счет земельной доли, что следует из уведомления Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Алтай от 16.06.2014 года.
В силу п. 16 Постановления Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1992 года N 708 "О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса", владелец имущественного пая и земельной доли мог использовать их следующими способами: получить при выходе из хозяйства с целью создания крестьянского (фермерского) хозяйства; внести в качестве взноса в создаваемое товарищество, акционерное общество или кооператив; продать или сдать в аренду другим владельцам долей (паев).
В соответствии с частью 3 статьи 34 ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" кооператив является собственником имущества, переданного ему в качестве паевых взносов, а также имущества, произведенного и приобретенного кооперативом в процессе его деятельности.
Кооператив отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом (пункт 1 статьи 37 Закон о сельскохозяйственной кооперации).
Высшим органом управления кооперативом, полномочным решать любые вопросы, касающиеся деятельности кооператива, согласно статье 20 ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" является общее собрание членов кооператива, к исключительной компетенции которого относится, в том числе, рассмотрение и принятие решений по вопросам отчуждения земли и основных средств производства, если иное не установлено уставом кооператива.
Согласно п. 6.5 Устава СПК "Ябоган" член кооператива вправе с согласия Правления Кооператива передать свой паевой взнос другому члену кооператива и выйти таким образом из Кооператива. Передача пая гражданину, не являющемуся Членом Кооператива, допускается только с согласия Кооператива. Решение принимает Правление Кооператива. В этом случае члены кооператива пользуются преимущественным правом покупки такого пая.
Оценивая представленные по делу доказательства и разрешая данный спор, суд обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Кудачиной Л.Г. к СПК "Ябоган", Кукакову Р.А, Юлкиной Л.А, Кукаковой Г.М. о признании договора купли-продажи земельной доли от 19 мая 2012 года действительным, регистрации перехода права собственности на земельную долю, поскольку Кукаков А.И. являлся членом СПК "Ябоган", и выдел земельной доли, внесенной в уставный капитал кооператива, возможен только в порядке, предусмотренном ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации".
Однако доказательств о совершении Кукаковым А.И. действий по выделению в собственность земельных участков из земель СПК "Ябоган" в счет земельной доли, внесенных в качестве паевого взноса не представлено, был нарушен соответствующий порядок, поскольку не представлено доказательств определения место нахождения выделяемых земельных участков решением общего собрания членов кооператива. Заключая договор купли-продажи земельной доли 18 мая 2012 года Кукаков А.И. не владел на праве собственности земельными участками в счет продаваемой земельной доли. Земельные участки с кадастровыми номерами N и N были поставлены на кадастровый учет СПК "Ябоган" в государственном кадастре 23.09.2013 года, то есть уже после смерти Кукакова А.И..
Исходя из указанных обстоятельств, суд правомерно пришел к выводу, что Кудачина Л.Г. не доказала возникновения правовых оснований для регистрации перехода права собственности на земельную долю за ней в отношении испрашиваемых земельных участков.
Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значения для дела, дана верная оценка доводам и возражениям сторон и представленным ими доказательствам и принято законное и обоснованное решение в пределах заявленных оснований исковых требований.
Довод жалобы о том, что признание иска представителем ответчика СПК "Ябоган" свидетельствовало о согласии СПК "Ябоган" на отчуждение доли в пользу Кудачиной Л.Г, не влечет отмену решения суда, поскольку Кукаковым А.И. при жизни процедура по выделению земельных участков в счет земельной доли не была соблюдена, соответственно предмет договора купли-продажи от 18 мая 2012 года не был определен.
Остальные доводы жалобы не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, основаны на ошибочном толковании положений действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, поэтому отмену постановленного по делу решения повлечь не могут. Оснований не согласиться с выводами в решении суда не имеется.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда является законным и обоснованным, и не усматривает оснований для его отмены, в том числе по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Усть-Канского районного суда Республики Алтай от 19 января 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Кудачиной ЛГ - Деминой МФ - без удовлетворения.
Председательствующий И.В. Солопова
Судьи С.А. Шинжина
Э.В. Ялбакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.