Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи - Сарбашева В.Б,
судей - Антуха Б.Е, Кокшаровой Е.А,
при секретаре - Володиной Е.С.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Макарюк Елены Анатольевны на решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 16 мая 2018 года, которым
Макарюк Елене Анатольевне отказано в удовлетворении исковых требований к Бюджетному учреждению Республики Алтай "Управление социальной поддержки населения города Горно-Алтайска", Администрации города Горно-Алтайска о признании незаконным бездействия администрации города Горно-Алтайска в отношении Макарюк Елены Анатольевны по не постановке на учет (не включению в список) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями; признании незаконным отказа Бюджетного учреждения Республики Алтай "Управление социальной поддержки населения города Горно-Алтайска" от 12.02.2018 года N 285 о включении Макарюк Елены Анатольевны, "дата" года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированным жилых помещений по месту жительства; обязании Бюджетного учреждения Республики Алтай "Управление социальной поддержки населения города Горно-Алтайска" включить Макарюк Елену Анатольевну, "дата" года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений по месту жительства в г. Горно-Алтайске.
Заслушав доклад судьи Кокшаровой Е.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Макарюк (Жданова) Е.А. обратилась в Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай с исковым заявлением к БУ РА "Управление социальной поддержки населения города Горно-Алтайска" о признании незаконным отказа от 12.02.2018 года N 285 о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением, обязании ответчика включить ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением. Требования мотивированы тем, что истец является сиротой с 1996 года, постановлением Администрации г. Горно-Алтайска от 25.01.1996 года N 3/20 истцу был назначен опекун в связи со смертью родителей. На учет в качестве нуждающейся в обеспечении жильем Макарюк Е.А. должна была быть поставлена в категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей органом исполнительной власти, который на тот период времени осуществлял функции по учету таких граждан. В результате незаконного бездействия Макарюк Е.А. не была поставлена своевременно на учет на получение жилья. В обоснование своих требований истец ссылается на положения ЖК РФ, Федерального закона N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В уточненном исковом заявлении истец просит о признании незаконным бездействия администрации города Горно-Алтайска по не постановке истца на учет, признании незаконным отказа БУ РА "Управление социальной поддержки населения города Горно-Алтайска" от 12.02.2018 года, обязании БУ РА "Управление социальной поддержки населения города Горно-Алтайска" включить истца в список детей сирот.
Суд вынес вышеуказанное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Макарюк Е.А. В обоснование жалобы указывает, что жилищным законодательством предусмотрен заявительный порядок постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Считает, что достаточным является сам факт наличия соответствующего статуса "ребенок-сирота", поэтому совершение дополнительных действий, в частности, обращение с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не требуется. В результате незаконного бездействия органа исполнительной власти МО "Администрация г. Горно-Алтайск" Макарюк Е.А. не была своевременно поставлена на учет для получения жилья. Указывает, что в силу закона граждане указанной категории должны обеспечиваться жилым помещения вне очереди, то есть сразу после окончания учебного заведения. Кроме того, указывает на решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 18.07.2011 года по гражданскому делу N2-1552/2011, которое по ее мнению, имеет преюдициальное значение для разрешения данного дела.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Макарюк Е.А. Пьянкова Д.А, поддержавшего апелляционную жалобу, обсудив доводы жалобы, проверив решение суда в соответствии с требованиями ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в виду следующего.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что истец до достижения возраста 23 лет не была поставлена на учет для получения жилого помещения в качестве лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; доказательств обращения истца для постановки на учет до достижения возраста 23 лет не представлено, притом, что препятствий для соответствующего обращения у Макарюк Е.А. не имелось.
Оснований не согласиться с данными выводами суда коллегия не усматривает, полагает их верными и обоснованными.
Судом установлено, что Жданова Елена Анатольевна (Макарюк Е.А.) родилась "дата", ее отцом являлись Ж.А.П, матерью Ж.Н.Н, что подтверждается свидетельством о рождении серии IV-ТО N, выданным Гор. ЗАГС г. Горно-Алтайска Алтайского края.
Постановлением Администрации г. Горно-Алтайска от 25.01.1996 года N3/20 П.Л.Н. была назначена опекуном над несовершеннолетней Ждановой Е.А, "дата" года рождения, в связи со смертью ее родителей.
25.01.2018 года Макарюк Е.А. будучи в возрасте 35 лет обратилась в БУ РА "Управление социальной поддержки населения города Горно-Алтайска" с заявлением о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением, в ответ которому директором БУ РА "Управление социальной поддержки населения города Горно-Алтайска" С.Т.В. 12.02.2018 года отказано Макарюк Е.А. во включении в список, по причине ее обращения с заявлением после достижения 23-летнего возраста.
Согласно ответа Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 28.03.2018 года Макарюк Е.А. в Министерство с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, нуждающихся в предоставлении специализированного жилого помещения, не обращалась, в указанном списке не значится.
Из ответа администрации города Горно-Алтайска от 29.03.2018 года следует, что письменных заявлений от Макарюк Е.А, а также от ее опекуна П.Л.Н. по вопросу обеспечения жилым помещением по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей истца, в Администрацию города Горно-Алтайска не поступало.
Согласно ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21.12.1996 N 159-ФЗ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Из статьи 1 указанного Федерального закона следует, что к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и имеющих право на дополнительные гарантии в соответствии с Федеральным законом N 159-ФЗ, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей.
Предоставление жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Как следует из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 г, предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки. Отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения. Требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением может быть удовлетворено в случае признания таких причин уважительными.
В данном случае указанные требования закона истцом соблюдены не были. До достижения 23 лет Макарюк Е.А. на учет нуждающихся в получении жилья не встала, с соответствующим заявлением в уполномоченные органы не обращалась. И хотя в период, когда истица находилась в несовершеннолетнем возрасте, от нее не требовалось заявление для постановки на указанный учет, вместе с тем, вопреки доводам жалобы, это не означает, что на органе опеки и попечительства, образовательном учреждении или ином учреждении бессрочно лежит обязанность по принятию мер по обеспечению истца жильем.
Судебная коллегия считает необоснованными доводы жалобы о том, что несвоевременность обращения истца с заявлением о постановке на учет для предоставления жилого помещения и необеспечения ее жилым помещением связана исключительно с ненадлежащим исполнением полномочий органом опеки и попечительства, администрацией образовательного учреждения по защите ее прав, на тот период являющейся несовершеннолетней, учитывая, что после достижения совершеннолетия на протяжении оставшихся 5 лет до достижения 23-летнего возраста Макарюк Е.А. не была лишена возможности самостоятельно реализовать свои права и обратиться в установленном законом порядке в уполномоченный орган по вопросу постановки ее на учет для получения жилья, однако свое право не реализовала.
В силу ст. 21 Гражданского кодекса Российской Федерации способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста. Незнание истцом законодательства в сфере жилищных прав не является уважительной причиной для их неиспользования.
Иных причин, которые можно посчитать уважительными, в том числе в соответствии с Обзором практики рассмотрения судами дел, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 20.11.2013 года, как то: незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, состояние здоровья, которое объективно не позволяло встать на учет, попытки встать на учет нуждающихся были, но отказано в связи с отсутствием необходимых документов, истцом не приведено и доказательств об этом не представлено.
Ссылки в апелляционной жалобе на решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 18.07.2011 года по делу N2-1552/2011 не влекут отмену обжалуемого судебного акта, поскольку приведенный судебный акт был постановлен на основании иных обстоятельств дела, преюдициального значения по данному делу не имеет.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы основаны на субъективном толковании норм материального права, выводов суда не опровергают, повторяют позицию, изложенную в исковом заявлении, которой судом первой инстанции дана надлежащая оценка в мотивировочной части решения, и не могут повлечь отмены правильного по существу судебного постановления.
Правовых оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены решения в апелляционном порядке, судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 16 мая 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Макарюк Елены Анатольевны - без удовлетворения.
Председательствующий судья - В.Б. Сарбашев
Судьи - Б.Е. Антух
Е.А. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.