Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Кожиной Е.А.
судей краевого суда Щаповой И.А.
Жилинского А.Г.
при секретаре Печеревиной О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 21 июня 2018 года гражданское дело по искам Пляскиной Г. В, Пельменевой Н. С. к администрации муниципального района "Читинский район" о признании постановления незаконным,
по апелляционным жалобам представителя Пляскиной Г.В.- Щербакова И.Г, представителя Пельменевой Н.С. - Миронова А.Е.
на решение Центрального районного суда г.Читы от 02 марта 2018 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исков Пляскиной Г. В, Пельменевой Н. С. к администрации муниципального района "Читинский район" о признании постановления незаконным - отказать".
Заслушав доклад судьи Щаповой И.А, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Пляскина Г.В. обратилась в суд с иском, ссылаясь на то, что постановлением администрации муниципального района "Читинский район" от 14.07.2017 N 1501 она вместе с семьей в составе 9 человек была снята с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, которое вынесено на основании протокола заседания жилищной комиссии при администрации муниципального района "Читинский район" от 14.07.2017 N17. При этом указанное постановление не содержит фактических обстоятельств, которые послужили основанием для применения п.2 ч.1 ст.56 Жилищного кодекса РФ, нарушает ее права на жилище. Поскольку считает, что основания, дающие право ей состоять на учете лиц, нуждающихся в жилых помещениях, не отпали, просила суд признать незаконным приведенное выше постановление администрации муниципального района "Читинский район" (л.д.1).
Протокольным определением от "Дата" к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены члены семьи Пляскиной Г.В.: Иванов С. Н, Иванов Н. С, Иванова С. С, Иванов С. А, Аганин Е. В, Пельменева Н. С, Безъязыкова К. М, Иванова О. Н. (т.1 л.д.54-55).
В свою очередь Пельменева Н.С. также обратилась в суд с административным иском, в котором просила признать незаконным отказ администрации муниципального района "Читинский район" о признании ее малоимущей и в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, незаконным (т.1 л.д.88).
В ходе рассмотрения дела представитель Пельменевой Н.С. - Миронов А.Е. исковые требования уточнил, просил признать незаконным постановлением администрации муниципального района "Читинский район" от 14.07.2017 N 1501 о снятии Пельменевой Н.С. с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, с семьей в составе 9 человек (т.2 л.д.1).
Определением суда от 19.12.2017 суд перешел к рассмотрению административного иска Пельменевой Н.С. по правилам Гражданского процессуального кодекса РФ (т.1 л.д.172).
Протокольным определением от 30.01.2018 указанные иски объединены в одно производство (т.2 л.д. 13).
Судом постановлено приведенное выше решение (т.2 л.д.107-110).
В апелляционной жалобе представитель Пляскиной Г.В. Щербаков И.Г. просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. Указывает, что Пляскина Г.В. является инвалидом 1 группы. Ссылаясь на Определение Конституционного суда РФ от 12.04.2011 N 551-0-0, приводит доводы о том, что предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. Для инвалидов право на обеспечение жильем за счет средств жилищного фонда РФ и субъекта РФ закреплено ФЗ "О социальной защите инвалидов РФ". В связи с чем, считает, что для обеспечения жильем инвалидов по данному основанию признание их малоимущими не требуется, единственное условие для обеспечения жильем инвалидов является их нуждаемость. При этом, суд, установив, что Пляскина Г.В. не является нуждающейся в жилом помещении, указанное обстоятельство не исследовал, не выносил на обсуждение сторон, не предлагал лицам представить подтверждающие тому доказательства (т.2л.д.132).
В дополнениях к апелляционной жалобе представитель Пляскиной Г.В. Щербаков И.Г. также выразил несогласие с выводом суда о том, что суммарная площадь двух жилых помещений, принадлежащих истцу и членам его семьи составляет более учетной нормы, считает, что судом в этой части была неправильно истолкована ч.2 ст.51 ЖК РФ. Решением совета муниципального района "Читинский район" норма предоставления жилого помещения по договору социального найма составляет 14 кв.м на одного члена семьи, состоящей из двух и более человек. Состав членов семьи Пляскиной Г.В. - 9 человек. Площадь квартиры, где они проживают составляет 60,1 кв.м. Кроме того, суд при определении общей суммарной площади суммирует еще и общую площадь жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", принадлежащем на праве собственности членам семьи Пляскиной Г.В. - Ивановой О.Н. и Иванову Н.С, не учитывая, что им принадлежит всего по ? доли каждому. Полагает, что верной будет суммарная площадь 107,9 кв. м (60,1 +47,8), то есть менее учетной нормы, размер которой составляет 126 кв.м.
В своей апелляционной жалобе представитель Пельменевой Н.С. Миронов А.Е. просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований Пельменевой Н.С. Указывает, что оспариваемое постановление администрации не содержит фактических обстоятельств, которые послужили основанием для применения п.2 ч.1 ст.56 Жилищного кодекса РФ. Постановление нарушает права Пельменевой Н.С. на жилище. Полагает, что основания, дающие право стоять его доверителю на учете лиц, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, не отпали (т.2л.д.136).
Третьи лица Иванов С.Н, Иванов Н.С, действующий за себя и как законный представитель Ивановой О.Н, Иванова С.С, Иванов С.А, Аганин Е.В, Безъязыкова К.М, представитель ответчика администрации муниципального района "Читинский район" в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не заявляли. От третьих лиц поступили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
Руководствуясь ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционных жалоб, заслушав истца Пляскину Г.В, её представителя Щербакова И.Г, истца Пельменеву Н.С, её представителя Миронова А.Е, судебная коллегия приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях.
При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Реализация права на жилище может быть обусловлена определенными требованиями, в том числе установленными нормами, содержащимися в частях 2 и 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, условиями реализации гражданином права на предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного или муниципального жилищного фонда. Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Согласно части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев. По смыслу этой нормы, условие о принятии на указанный учет не связано с видом жилищного фонда, из которого могут быть предоставлены жилые помещения той или иной категории граждан.
Следовательно, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является, по общему правилу, обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда. При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 14, пункт 3 части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), наличия же специального закона соответствующего субъекта Российской Федерации о наделении указанных органов полномочиями по ведению такого учета не требуется. Что касается порядка ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, то в силу части 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации он устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1).
Жилищный кодекс РФ гарантирует гражданам право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления оснований для снятия их с учета, предусмотренных ст. 56 ЖК РФ, а также право на обжалование в судебном порядке решений о снятии с учета (ст. 55, ч. 2 ст. 56 ЖК РФ).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Из материалов дела усматривается, что согласно выписке из протокола N заседания жилищной комиссии при администрации муниципального района "Читинский район" от 21 июля 2016 года, Пляскина Г.В, "Дата" г.р, и члены ее семьи в количестве 9 человек: Иванов С.Н, "Дата" г.р, Иванов Н.С, "Дата" г.р, Иванова С.С, "Дата" г.р, Иванов С.А,, "Дата" г.р, Аганин Е.В, "Дата" г.р, Пельменева Н.С, "Дата" г.р, Безъязыкова К.М, "Дата" г.р, Иванова О.Н, "Дата" г.р. были признаны нуждающимися в предоставлении жилого помещения, предоставляемого по договорам социального найма (т.1 л.д.65).
В ходе проведенной прокуратурой района проверки по жалобе Пляскиной Г.В. в адрес администрации муниципального района "Читинский район" было направлено представление об устранении нарушений действующего законодательства, поскольку при постановке на учет семьи истца не выяснялись вопросы о нуждаемости семьи в предоставлении жилого помещения, их малоимущности.
Решением жилищной комиссии на основании представления прокуратуры Читинского района от 04.08.2016 N 1653ж-2016, ст.54 Жилищного кодекса РФ, Пляскиной Г.В. с семьей в составе 9 человек отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении (т.1 л.д.70).
Решением Читинского районного суда Забайкальского края от 07.02.2017 названное выше решение жилищной комиссии было признано незаконным (т.1 л.д.71-73).
25 апреля 2017 года жилищной комиссией при администрации муниципального района "Читинский район" принято решение принять на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении Пляскину Г.В. с семьей в составе названных 9 человек (л.д.74).
Постановлением Администрации муниципального района "Читинский район" N 1501 от 14.07.2017 Пляскина Г.В. с семьей в составе 9 человек, в том числе Пельменевой Н.С, сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на основании п.2 ч.1 ст.56 Жилищного кодекса РФ - утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма (т.1 л.д. 7).
Постановление вынесено на основании протокола заседания жилищной комиссии при администрации муниципального района " "адрес"" от "Дата" N, в котором указано о том, что основанием для принятия такого решения являются поступившие ответы на межведомственные запросы в подтверждение статуса истца и членов её семьи о нуждаемости в жилом помещении (т. 2, л.д. 20-21).
Не согласившись с данным постановлением, Пляскина Г.В, Пельменева Н.С. обратились в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска, поскольку истцами не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии у них предусмотренных законом прав состоять на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции согласна, поскольку они в решении подробно мотивированы, основаны на подлежащих применению к спорным правоотношениям нормах материального права и представленных сторонами доказательствах, которым судом дана надлежащая оценка в их совокупности.
Доводы жалобы о том, что Пляскина Г.В. является инвалидом 1 группы и для обеспечения жильем по данному основанию признание её малоимущей не требуется, поскольку единственным условием для обеспечения жильем инвалидов является их нуждаемость, подлежат отклонению судебной коллегией как основанные на неверном толковании норм материального права.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется также в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (статья 17). До 1 января 2005 г. инвалиды, нуждавшиеся в улучшении жилищных условий, принимались на учет и обеспечивались жилыми помещениями с учетом льгот, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в порядке, закрепленном жилищным законодательством. При этом Жилищный кодекс РСФСР не предусматривал специального порядка обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан, а для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не требовалось их признания малоимущими.
Однако, с 1 января 2005 г. федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, изменил правила обеспечения жилыми помещениями инвалидов.
Согласно статье 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ) инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 г, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Федерального закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (часть вторая); в свою очередь, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после 1 января 2005 г, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 1 марта 2005 г, и Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с указанной даты (часть третья).
Поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации и федеральный закон, действующие на момент обращения истца в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и о предоставлении жилого помещения, не предусматривают иного порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, то его право на обеспечение жилой площадью подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, т.е. в случае признания малоимущим.
При таких обстоятельствах, суждения в жалобе по поводу суммарной площади принадлежащих Пляскиной Г.В. и членам ее семьи на праве собственности помещений, которая по расчетам апеллянта составляет107,9 кв. м, что менее учетной нормы, не влекут отмены постановленного решения суда, поскольку в совокупности не образуют необходимый состав условий (признание в установленном законом порядке малоимущим и нуждающимся в жилом помещении) для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Кроме того, при вынесении решения судом было принято во внимание, что члену семьи истца Иванову С.И. ( "Дата" г.р.) с 2012 по 2017 годы принадлежали на праве собственности 14 земельных участков, в том числе с видом разрешённого использования для перспективного жилья, право собственности на которые в дальнейшем прекращено с 2013 по 2017 годы. В настоящее время за указанным лицом зарегистрировано право собственности на земельный участок площадью 1 171 кв.м. с кадастровым номером N. У еще одного члена семьи истцов Ивановой С.С. имелся в собственности земельный участок, общей площадью 1000 кв.м. для ИЖС, право на который у нее прекращено 30.11.2015.
Данные действия членов семьи истцов по отчуждению принадлежащего им имущества судом верно расценены как намеренное ухудшение жилищных условий с целью приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, что в силу положений ст. 53 Жилищного кодекса РФ препятствует постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в течении пяти лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Учитывая приведенные выше нормы права и обстоятельства, установленные в ходе рассмотрения дела, доводы жалобы Пельменевой Н.С. о нарушении её жилищных прав принятым администрацией муниципального района "Читинский район" постановлением от 14.07.2017, которым она, как член семьи заявителя, вместе с Пляскиной Г.В. снята с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, подлежат отклонению как безосновательные.
В целом доводы апелляционных жалоб по существу сводятся к иному толкованию норм материального права, регулирующих возникшие между сторонами спорные правоотношения, к переоценке выводов суда, в связи с чем не влекут отмену оспариваемого решения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г.Читы от 02 марта 2018 года оставить без изменения, апелляционные жалобы представителя Пляскиной Г.В.- Щербакова И.Г, представителя Пельменевой Н.С. - Миронова А.Е.- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Копия верна судья Забайкальского краевого суда Щапова И.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.