Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего Гиниатуллиной Ф.И,
судей Гаянова А.Р, Митрофановой Л.Ф,
при секретаре судебного заседания Рыбушкиной Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гаянова А.Р. гражданское дело по апелляционной жалобе Закирова З.Л. на решение Вахитовского районного суда города Казани от 25 января 2018 года, которым иск Закирова З.Л. к Министерству внутренних дел по Республике Татарстан о перерасчете выслуги лет для назначения пенсии оставлен без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ответчика Министерства внутренних дел по Республике Татарстан Яхиной Р.Б, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Закиров З.Л. обратился в суд с исковым заявлением к Министерству внутренних дел по Республике Татарстан о перерасчете выслуги лет для назначения пенсии.
В обосновании искового заявления указано, что Закиров З.Л. как сотрудник органов внутренних дел вышел на пенсию по выслуге лет.
15 июля 2004 года истец уволился со службы Госнаркоконтроля России по Республики Татарстан и ему была рассчитана выслуга лет в календарном исчислении 24 года 9 месяцев 22 дня, в льготном исчислении 4 года 16 дней, суммарно 28 лет 10 месяцев 8 дней.
Однако с таким расчетом выслуги лет Закиров З.Л. не согласен. Указывает, что на момент увольнения из налоговой полиции 30 июня 2003 года ему была выдана выписка из приказа, где его стаж был определен в 24 года 9 месяцев 8 дней в календарном исчислении и 3 года 8 месяцев 10 дней в льготном исчислении, а всего 28 лет 5 месяцев 18 дней.
В дальнейшем он проходил службу в органах по контролю за оборотом наркотиков в период с 1 июля 2003 года по 15 июля 2004 года, однако из выписки из приказа об увольнении ему стало известно о том, что его выслуга лет в календарном исчислении определена в 24 года 9 месяцев 22 дня, в льготном исчислении 4 года 16 дней, суммарно 28 лет 10 месяцев 8 дней, то есть, не смотря на более чем 1 год службы, к выслуге лет было добавлено лишь 15 дней.
Кроме того указывает, что в период с 4 июня 1989 года по 13 июля 1989 года в период очного обучения в ведомственном учебном заведении Министерства внутренних дел он был направлен в служебную командировку в город Фергану в связи с чрезвычайным положением - вооруженными массовыми беспорядками в данном городе. Период командировки в город Фергану в условиях чрезвычайного положения был зачтен в срок службы в календарном исчислении.
Закиров З.Л. указывает на то, что в стаж выслуги лет подлежат включению период его обучения в профтехучилище N 21 в течении 7 месяцев, период работы в СУ-856 в течении 3 месяцев 16 дней, период работы в должности помощника секретаря налоговой полиции 16 дней.
Закиров З.Л. просил включить ему в выслугу лет период прохождения службы в органах по контролю за оборотом наркотиков в календарном исчислении 1 год 14 дней, в льготном исчислении 4 месяца 4 дня, общую выслугу 1 год 4 месяца 18 дней, а также включить в льготном исчислении период прохождения служебной командировки с 4 июня 1989 года по 13 июля 1989 года в период очного обучения в ведомственном учебном заведении Министерства внутренних в связи с чрезвычайным положением в количестве 80 дней, установив общую выслугу лет в размере 30 лет 00 месяцев 26 дней, признать его участником боевых действий и произвести перерасчет пенсии.
Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика в судебном заседании с иском не согласился.
Суд принял решение в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе истец ставит вопрос об отмене решения суда ввиду незаконности и необоснованности. При этом указывает, что необходимо к календарному исчислению выслуги лет - 1 год 00 месяцев 14 дней - начислить льготное исчисление выслуги лет - 00 лет 04 месяца 05 дней, в результате чего общая выслуга лет в Госнаркоконтроле России составит 01 год 04 месяца 19 дней.
Образовательное учреждение ССПТУ-21 имеет статус начального профессионального образования, относится к средним специальным учебным заведением, истец получил начальное профессиональное образование, относящееся к среднему специальному.
Считает, что направление в служебную командировку в город Фергану для выполнения специальных задач подлежит зачету в льготном исчислении. Кроме того, сотрудники ОВД, участвовавшие в поддержании правопорядка при чрезвычайном положении в городе Фергане, являются участниками боевых действий.
Истец в суд апелляционной инстанции не явился. Извещения о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции направлены, судебная коллегия на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
В соответствии с частью 5 статьи 127 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 г. N 5238-I "О федеральных органах налоговой полиции", действовавшего до 1 июня 1993 г, пенсионное обеспечение сотрудников налоговой полиции и их семей производилось по нормам и в порядке, которые установлены Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших срочную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Порядок прохождения службы в федеральных органах налоговой полиции регулировался положением о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утвержденным Верховным Советом Российской Федерации (часть 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 24.07.1993 N N 5238-I).
Из материалов дела видно и по делу установлено, что до выхода на пенсию Закиров З.Л. проходил службу в вооруженных силах, работал в различных должностях органов внутренних дел, налоговой полиции, службы по контролю за оборотом наркотиков.
Всего Закирову З.Л. при увольнении была определена общая выслуга 28 лет 10 месяцев 8 дней, из которых календарная выслуга 24 года 9 месяцев 22 дня, льготная 4 года 16 дней (л.д.78-80).
Из представленного суду расчета следует, что в указанную выслугу включены периоды военной службы с 22 апреля 1979 года по 6 мая 1981 года в календарном исчислении 2 года 15 дней, период службы в органах внутренних дел с 16 сентября 1991 года по 15 января 1996 года в календарном исчислении 14 лет 4 месяца, период службы в налоговой полиции в различных должностях с 9 февраля 1996 года по 30 июня 2003 года в календарном исчислении 7 лет 4 месяца 22 дня, в льготном исчислении 3 года 8 месяцев 11 дней, период службы в органах по контролю за оборотом наркотиков с 1 июля 2003 года по 15 июля 2004 года в календарном исчислении 1 год 15 дней, в льготном исчислении 4 месяца 5 дней.
Всего определена выслуга лет в календарном исчислении 24 года 9 месяцев 22 дня, в льготном исчислении 4 года 16 дней, суммарно 28 лет 10 месяцев 8 дней.
Разрешая спор, суд первой инстанции, основываясь на правильном толковании и применении действующего законодательства, верно установив обстоятельства, имеющие значение для дела, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о несогласии с указанными выводами суда первой инстанции не могут повлечь за собой отмену принятого решения в силу следующего.
Согласно имеющейся в материалах дела выписки из приказа N 65-лс от 30.06.2003, на момент увольнения из налоговой полиции по состоянию на 30 июня 2003 года стаж Закирова З.Л. составлял 24 года 9 месяцев 8 дней в календарном исчислении и 3 года 8 месяцев 10 дней в льготном исчислении, а всего 28 лет 5 месяцев 18 дней (л.д. 10).
Однако данная выписка содержит в себе арифметическую ошибку в виде неверных математических расчетов выслуги лет (ошибочно подсчичано на 1 год больше), поскольку период службы в налоговой полиции с 9 февраля 1996 года по 30 июня 2003 года в календарном исчислении составляет в календарном исчислении 7 лет 4 месяца 22 дня, соответственно, в льготном исчислении 3 года 8 месяцев 11 дней.
Таким образом, на момент увольнения со службы в органах налоговой полиции с учетом службы в армии и в органах внутренних дел, выслуга лет Закирова З.Л. в календарном исчислении составляла 23 года 9 месяцев 7 дней в календарном исчислении и 3 года 8 месяцев 11 дней в льготном.
В дальнейшем к данной выслуге лет был добавлен период прохождения службы в органах по контролю за оборотом наркотиков с 1 июля 2003 года по 15 июля 2004 года в календарном исчислении 1 год 15 дней, в льготно 4 месяца 5 дней.
С учетом вышеперечисленных периодов общая календарная выслуга лет Закирова З.Л. правомерно определена как 24 года 10 месяцев 22 дня, льготная - 4 года 15 дней, а всего 28 лет 10 месяцев 08 дней.
Довод апелляционной жалобы истца о том, что к службе в Госнаркоконтроле России по Республики Татарстан в календарном исчислении 1 год 00 месяцев 04 дня подлежит прибавить льготное исчисление выслуги лет - 00 лет 04 месяца 05 дней, при котором общая выслуга лет в Госнаркоконтроле составит 01 год 04 месяца 19 дней, подлежит отклонению в виду несостоятельности. При расчете выслуги лет для назначения пенсии (ежемесячное социальное пособие) истца Управлением ФСНП России по Республики Татарстан уже был включен период прохождения им службы в органах по контролю за оборотом наркотиков с 1 июля 2003 года по 15 июля 2004 года с учетом льготного исчисления - 00 лет 04 месяца 05 дней.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим, постоянно или временно выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, предоставляются дополнительные социальные гарантии и компенсации, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относятся: военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" установлено, что 1 к ветеранам боевых действий относятся, в том числе, военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 указанного Федерального закона перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к настоящему Федеральному закону. Изменения в указанный перечень вносятся федеральным законом.
Указанный Перечень не содержит событий, произошедших в мае-июне 1989 года в Узбекской ССР, следовательно, не имеется оснований для признания Закирова З.Л. ветераном боевых действий.
Из представленной суду архивной справки Федеральной службы войск Национальной гвардии Российской Федерации (л.д. 17) следует, что Закиров З.Л. в составе личного состава Высшего политического училища ВЛКСМ МВД СССР был направлен в командировку в г. Фергану для выполнения специальных задач с 4 июня 1989 года по 13 июля 1989 года.
В материалах дела отсутствуют доказательств того, что в указанный период в городе Фергане было объявлено чрезвычайное положение или наличие вооруженных конфликтов. Более того, город Фергана не включен в перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (приложение к Федеральному закону "О ветеранах").
Из вышеперечисленного следует, что судом первой инстанции на законных основаниях было отказано в удовлетворении исковых требований в части зачета в льготном исчислении периода с 4 июня 1989 года по 13 июля 1989 года, во время которого в период очного обучения в ведомственном учебном заведении Министерства внутренних дел Закиров З.Л. был направлен в служебную командировку в город Фергану.
Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что оснований для включения учебы в ССПТУ-21 с 1 сентября 1978 года по 19 апреля 1979 года в стаж выслуги лет не имеется.
Согласно пункту 50 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации (утверждено Постановлением Верховного Совета Российской Федерации т 20 мая 1993 года N 4991-1) лицам, имеющим специальные звания налоговой полиции, включается в выслугу лет помимо времени, предшествовавшего военной службе, время предшествовавшей службы в органах внутренних дел на должностях рядового и начальствующего состава, время работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном законодательством для сотрудников Государственной налоговой службы Российской Федерации, а также засчитывается время учебы в высших и средних специальных учебных заведениях из расчета два месяца учебы за один месяц службы.
Действуя в рамках представленных ему полномочий, Правительство Российской Федерации в постановлении от 22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации" предусмотрело, что выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывать время обучения их до поступления на службу в гражданских образовательных организациях высшего образования либо в профессиональных образовательных организациях в пределах пяти лет из расчета два месяца учебы за один месяц службы (подпункт 2 пункта 2).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.1995 N 155 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу в федеральных органах налоговой полиции, и их семьям" действие положения постановления Правительства Российской Федерации N 941 распространено на сотрудников налоговой полиции.
Правительством Российской Федерации установлен перечень образовательных учреждений профессионального образования, время обучения в которых до поступления на службу засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы лицам, имеющим право на пенсионное обеспечение на условиях и по нормам, предусмотренными приведенными выше законодательными актами, среди которых учреждения профессионального образования не указаны.
Из представленного суду аттестата следует, что Закиров З.Л. окончил сельское профессионально-техническом училище N 21 по профессии машинист-тракторист 3 класса, обучался в период с 1 сентября 1978 года по 19 апреля 1979 года.
Согласно действовавшего в период обучения истца законодательства, профессионально-технические училища относились к учреждениям начального профессионального образования, осуществляли реализацию образовательных программ начального профессионального образования, обеспечивающих приобретение обучающимися конкретной профессии соответствующего уровня квалификации с получением или без получения среднего (полного) общего образования.
В соответствии со статьей 65 Закона РСФСР от 2 августа 1974 года "О народном образовании", среднее специальное образование осуществляется в техникумах, училищах и других учебных заведениях, отнесенных в установленном порядке к средним специальным учебным заведениям.
Однако сведений о том, что полученное Закировым З.Л. образование является средним специальным образованием, не представлено.
В силу статьи 45 Закона РСФСР от 2 августа 1974 года "О народном образовании" профессионально-техническое образование молодежи осуществляется в профессионально - технических учебных заведениях единого типа - средних профессионально-технических училищах, обеспечивающих планомерную подготовку квалифицированных рабочих кадров.
Таким образом, Закировым З.Л. было получено профессионально-техническое, а не среднее специальное образование. При этом период учебы в ССПТУ-21 с 1 сентября 1978 года по 19 апреля 1979 года в стаж службы для назначения пенсии не включается.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Закирову З.Л, судом первой инстанции с достаточной полнотой исследованы обстоятельства дела и дана надлежащая оценка представленным доказательствам по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался заявитель в суде первой инстанции в обоснование своих требований, они были предметом внимания суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных участниками процесса доказательств в их совокупности в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Выводы суда первой инстанции не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу установлены правильно, нормы материального права к спорным правоотношениям применены верно, существенных нарушений норм процессуального права не допущено, соответственно, оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вахитовского районного суда города Казани от 25 января 2018 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Закирова З.Л. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.