Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Г.А. Сахиповой,
судей Г.Р. Гафаровой, К.А. Плюшкина,
при секретаре судебного заседания Ю.Н. Ишимбаевой
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Г.А. Сахиповой апелляционную жалобу Ф.Ф. Махияновой на решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 19 апреля 2018 года, которым ее иск удовлетворен частично и постановлено: возложить обязанность на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижнекамском районе и г. Нижнекамске Республики Татарстан включить в специальный страховой стаж Ф.Ф.Махияновой, в льготном исчислении один год работы как один год шесть месяцев, период работы с 08 августа 1984 года по 31 октября 1989 года в должности операционной медицинской сестры хирургического отделения Войсковой части N15619.
В остальной части иска отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Ф.Ф. Махияновой - Л.Ф. Ахметгареева, поддержавшего апелляционную жалобу, судебная коллегия
установила:
Ф.Ф. Махиянова обратилась в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижнекамском районе и г. Нижнекамске Республики Татарстан о включении периодов работы в страховой стаж, назначении досрочной пенсии.
В обоснование требований указала, что решением ответчика ей отказано в назначении досрочной пенсии по старости за отсутствием требуемого специального стажа. С данным решением истица не согласна, так как ответчик некоторые периоды ее работы необоснованно исчислял не в льготном, а календарном порядке, а именно:
с 25 августа 1981 года по 07 августа 1984 года в должности младшей медицинской сестры по уходу за больными хирургического отделения войсковой части N 15619 (далее по тексту ВЧ N 15619);
с 08 августа 1984 года по 31 октября 1989 года в должности операционной медицинской сестры хирургического отделения ВЧ N 15619;
с 01 ноября 1989 года по 31 января 1990 года в должности медсестры анестезиологического отделения Центральной городской больницы г. Сарани;
с 23 мая 1990 года по 31 декабря 1990 года в должности медсестры анестезиста Центральной городской больницы г. Сарани;
с 01 октября 1996 года по 31 декабря 2002 года в региональном медицинском объединении г Сарани Карагандинской области Республики Казахстан в должности медицинской сестры анастезиста отделения реанимации и анестезиологии;
с 01 января 2003 года по 17 сентября 2016 года в Коммунальном государственном казенном предприятии "Центральная больница" г. Сарани Республики Казахстан в должности медсестры-анестезиста отделения анестезиологии и реанимации;
с 01.01.2002 по 30.06.2006, с 01.10.2008 по 31.10.2008, с 01.03.2009 по 31.03.2009, с 01.09.2011 по 30.09.2011, с 01.09.2012 по 30.09.2012, с 01.10.2015 по 31.10.2015, с 01.08.2016 по 17.09.2016 исключены из общего страхового стажа.
Не соглашаясь с таким решением, истец просила его незаконным, включить в льготном исчислении указанные выше периоды работы в стаж в льготном исчислении и назначить пенсию с 07 декабря 2016 года.
В ходе судебного разбирательства представитель истца от исковых требования в части включения в стаж работы в льготном исчислении период работы с 25 августа 1981 года по 07 августа 1984 года в должности младшей медицинской сестры по уходу за больными хирургического отделения ВЧ N 15619 отказался, производство по делу в данной части прекращено.
В судебном заседании ответчик иск не признал.
Суд иск удовлетворил частично в изложенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе истца ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного. При этом в жалобе приводятся те же доводы, что и в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции. Указывается на отсутствие правовых оснований для отказа в зачете спорных периодов работы истца в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, в льготном исчислении. Считает, что трудовой стаж, имевший место в государствах - участников Соглашения стран СНГ от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ. По мнению заявителя апелляционной жалобы, факт осуществление истцом лечебной деятельности подтверждается документально.
Представитель ответчика, будучи извещенным о времени и месте заседания суда апелляционной инстанции, не явился.
С учетом положений части 3 статьи 167, абзаца второго части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в его отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда по правилам абзаца 1 части 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
На основании положений части 1 и 2 статьи 6 Соглашения стран СНГ от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (участниками Соглашения являются, в том числе, Российская Федерация и Республика Казахстан) назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу указанного Соглашения.
Согласно пункту 20 части 1, частям 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 1 января 2015 года, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного Федерального закона (60 лет мужчины, 55 лет женщины), лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу указанного Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии,
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу указанного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Из материалов дела усматривается, что решением УПФ России по РТ в Нижнекамском районе и г. Нижнекамске от 10 мая 2017 года истцу отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемой продолжительности стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения 30 лет. По подсчетам ответчика, специальный стаж истца составил 9 лет 11 месяцев 11 дней.
Ответчиком в специальный стаж без применения льготного порядка исчисления включены периоды работы:
с 25 августа 1981 года по 07 августа 1984 года в должности младшей медицинской сестры по уходу за больными хирургического отделения войсковой части N 15619 (далее по тексту ВЧ N 15619);
с 08 августа 1984 года по 31 октября 1989 года в должности операционной медицинской сестры хирургического отделения ВЧ N 15619, поскольку Списками, утвержденными Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464, Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066, от 29.10.2002 N 781 наименование учреждения "воинская часть" не предусмотрена;
с 01 ноября 1989 года по 31 января 1990 года в должности медсестры анестезиологического отделения Центральной городской больницы г. Сарани, так как Списком, утвержденным постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991 N464 льготный порядок исчисления стажа один год работы как один год и шесть месяцев предусмотрен среднему медицинскому персоналу отделений (палат) анестезиологии- реанимации;
с 23 мая 1990 года по 31 декабря 1990 года в должности медсестры анестезиста Центральной городской больницы г. Сарани, так как Списком, утвержденным постановлением СМ РСФСР от 06.09.91 N464, льготный порядок исчисления стажа один год работы как один год и шесть месяцев предусмотрен среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, отделений (групп) анестезиологии-реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии, в имеющихся документах отделение не указано;
с 01 октября 1996 года по 31 декабря 2002 года в региональном медицинском объединении г Сарани Карагандинской области Республики Казахстан в должности медицинской сестры анастезиста отделения реанимации и анестезиологии;
с 01 января 2003 года по 17 сентября 2016 года в Коммунальном государственном казенном предприятии "Центральная больница" г. Сарани Республики Казахстан в должности медсестры-анестезиста отделения анестезиологии и реанимации, так как организация имеет иную организационно-правовую форму, отличную от учреждения, наименование организации с 1996 по 2002 списками, утвержденными постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.91. N464, постановлением Правительства РФ от 22.09.99 N1066, от 29.10.02 N781, не предусмотрено, данных о структурном подразделении не имеется;
с 01.01.2002 по 30.06.2006, с 01.10.2008 по 31.10.2008, с 01.03.2009 по 31.03.2009, с 01.09.2011 по 30.09.2011, с 01.09.2012 по 30.09.2012, с 01.10.2015 по 31.10.2015, с 01.08.2016 по 17.09.2016 исключены из общего страхового стажа, так как отсутствует уплата обязательных пенсионных взносов Республики Казахстан.
Рассматривая требования истца о возложении на ответчика обязанности включить в подсчет специального стажа периоды с 01 ноября 1989 года по 31 января 1990 года в льготном исчислении, как 1 год за 01 год и 06 мес, суд пришел к выводу о том, что они удовлетворению не подлежат. Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции.
Согласно Списку профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", утв. Постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991 г. N 464, который можно применить к правоотношениям с 01.01.1992 года по 31.10.1999 года включительно, право на включение периода работы в льготном исчислении, как 1 год за 01 год 06 мес. было предоставлено врачам-анестезиологам-реаниматорам, среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии-реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии
Из справки от 29 марта 2016 года N м-364-фл усматривается, что с 01 ноября 1989 года истец принята в Центральную городскую больницу г. Сарани на должность медсестры анастезиологического отделения. С 01 февраля 1990 года анестезист Ф.Ф.Махиянова переведена палатной медсестрой анестезиологического и реанимационного отделения, с 23 мая 1990 переведена медсестрой анестезистом.
При этом из содержания данной справки и трудовой книжки истца не следует, что она была переведена в отделение (группа) анестезиологии - реанимации", "отделение (палата) реанимации и интенсивной терапии", работа в которых дает право на включение в подсчет специального стажа в льготном исчислении, как 1 год за 01 год и 06 мес.
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований о включении в специальный стаж истца периодов с 01 октября 1996 года по 31 декабря 2002 года в региональном медицинском объединении г. Сарани Карагандинской области Республики Казахстан, суд первой инстанции так же пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для назначения досрочной трудовой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации. Судебная коллегия находит указанный вывод верным.
В соответствии со статьей 37 Закона "О пенсионном обеспечении граждан в республике Казахстан" от 17 июня 1991 г N 675-ХП право на пенсию за выслугу лет отдельным категориям работников народного образования, здравоохранения и социального обеспечения предусматривалось. Однако Законом Республики Казахстан от 16.07.1996 г. N 32-1 действие статьи 37 Закона "О пенсионном обеспечении граждан в республике Казахстан" от 17 июня 1991 г. N 675-ХП до 01.01.2001 года было приостановлено.
Впоследствии Закон "О пенсионном обеспечении граждан в республике Казахстан" от 17 июня 1991 г N с 01.01.1998 г. был признан утратившим силу.
Таким образом, решение суда в части включения в стаж истца спорного периода ее работы с 01 октября 1996 года по 31 декабря 2002 года было принято с учетом изложенных обстоятельств, следовательно, является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Специальный стаж истца на дату обращения в пенсионные органы составлял менее требуемых 30 лет, следовательно, вывод суда об отказе в удовлетворении требований о назначении истцу досрочной страховой пенсии по старости отвечает требованиям действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы, направленные на оспаривание судебного решения, судебная коллегия не может признать состоятельными, поскольку отсутствуют правовые основания для иной оценки представленных сторонами и исследованных судом доказательств, приведенные выводы суда не противоречат материалам настоящего дела и истцом не опровергнуты, позиция истца основана на неправильном толковании норм действовавшего и действующего законодательства.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 19 апреля 2018 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Ф.Ф. Махияновой - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.