Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Фахрутдиновой Р.А,
судей Гиниатуллиной Ф.И, Шакировой З.И,
при секретаре судебного заседания Каримове С.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Фахрутдиновой Р.А. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Министерства образования и науки Республики Татарстан Зайнуллина А.Р. на решение Вахитовского районного суда города Казани от 26 марта 2018 года, которым постановлено:
Иск удовлетворить.
Признать незаконным решение Министерства образования и науки Республики Татарстан от 25 октября 2017 года об отказе Миначеву Ильнуру Кадировичу во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Обязать Министерство образования и науки Республики Татарстан включить Миначева Ильнура Кадировича в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Обязать Министерство образования и науки Республики Татарстан включить Миначева Ильнура Кадировича в реестр получателей жилых помещений по договору найма специализированного жилого помещения на основании договора найма на 2018 год.
Обязать Министерство образования и науки Республики Татарстан предоставить Миначеву Ильнуру Кадировичу специализированное жилое помещение в порядке, установленном Законом Республики Татарстан от 12 января 2013 года N 8-ЗРТ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в статью 8 Закона Республики Татарстан "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" и Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 312 от 04 мая 2013 года "О мерах по реализации Закона Республики Татарстан от 12 января 2013 года N 8-ЗРТ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в статью 8 Закона Республики Татарстан "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан".
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя ответчика Министерства образования и науки Республики Татарстан Зайнуллина А.Р, поддержавшего доводы жалобы, истца Миначева И.К. и его представителя Нигматуллину Р.Р, возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Миначев И.К. обратился с иском к Министерству образования и науки Республики Татарстан о признании незаконным решения об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В обоснование иска указано, что 25 октября 2017 года решением Министерства образования и науки Республики Татарстан Миначеву И.К. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями. В своем решении ответчик указывает на то, что отец Миначева И.К. умер, когда истец находился в возрасте 5 лет, а мать была признана недееспособной решением суда от 12 мая 2016 года, то есть когда истцу было 24 года.
Однако, как следует из иска, Министерство образования и науки Республики Татарстан не учло, что постановлением главы администрации Дрожжановского района Республики Татарстан от 28 августа 2003 года N 544 Миначев И.К. был принят в приемную семью, находясь в возрасте 12 лет. Распоряжением Исполнительного Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан от 19 октября 2009 года N 206 "О постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий" поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с правом получения Государственного жилищного сертификата.
На основании изложенного истец просит отменить решение Министерства образования и науки Республики Татарстан от 25 октября 2017 года и возложить на ответчика обязанность обеспечить Миначева И.К. жилой площадью, предусмотренной статьёй 8 Федерального Закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В суде первой инстанции истец Миначев И.К. заявленные требования поддержал.
Представитель ответчика Министерства образования и науки Республики Татарстан иск не признал.
Судом принято решение об удовлетворении иска в приведённой формулировке.
В апелляционной жалобе представитель Министерства образования и науки Республики Татарстан просит об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного. Указывает, что наличие у истца статуса ребёнка-сироты, ребёнка, оставшегося без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, документально не подтверждён. Мать Миначева И.К. признана недееспособной, когда ему было 24 года. Кроме того, податель жалобы указывает на, что истец в установленном законом порядке с заявлением о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения в министерство не обращался.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика Министерства образования и науки Республики Татарстан Зайнуллин А.Р. поддержал доводы апелляционной жалобы, истец Миначев И.К. и его представитель Нигматуллин Р.Р. возражали доводам жалобы.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
Согласно статье 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 1 Закона Республики Татарстан от 12 января 2013 года N 8-ЗРТ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в статью 8 Закона Республики Татарстан "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда подлежат: дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.
Граждане, указанные в части 1 данной статьи, однократно подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда уполномоченным органом исполнительной власти Республики Татарстан по месту жительства, а в случае невозможности определения их постоянного места жительства - по месту пребывания указанных лиц в образовательных организациях, медицинских организациях, организациях, оказывающих социальные услуги, создаваемых в установленном законодательством порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На основании статьи 2 вышеуказанного Закона законные представители детей-сирот представляют заявления о включении детей-сирот в список детей-сирот, имеющих право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда, в уполномоченный орган непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг или на бумажном носителе не позднее 30 дней со дня достижения детьми-сиротами возраста 14 лет или возникновения после достижения детьми-сиротами возраста 14 лет предусмотренных Федеральным законом и данным Законом оснований для предоставления указанным детям-сиротам жилых помещений.
Заявления о включении в список также могут представить в уполномоченный орган: 1) дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, объявленные полностью дееспособными (эмансипированными), если они не были в установленном данным Законом порядке включены в список до приобретения ими полной дееспособности, - до достижения ими совершеннолетия; 2) лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они не были в установленном указанным Законом порядке включены в список до 18 лет или не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 года.
Уполномоченный орган не позднее трёх рабочих дней со дня принятия решения о включении либо об отказе во включении ребенка-сироты в список направляет гражданину, подавшему соответствующие документы, документ, подтверждающий принятие решения о включении либо об отказе во включении ребенка-сироты в список, с приложением заключения о возможности либо невозможности проживания в ранее занимаемых жилых помещениях.
В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 04 мая 2013 года N 312 "О мерах по реализации Закона Республики Татарстан от 12 января 2013 года N 8-ЗРТ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в статью 8 Закона Республики Татарстан "Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан" уполномоченным органом исполнительной власти Республики Татарстан по работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по их обеспечению жилыми помещениями определено Министерство образования и науки Республики Татарстан.
Из материалов дела следует, что Миначев И.К. родился 15 июня 1991 года.
23 июля 1996 года умер отец Миначева И.К. Минчев К.С.
Постановлением главы администрации Дрожжановского района Республики Татарстан от 28 августа 2003 года N 544 Миначев И.К. принят в приёмную семью.
Распоряжением Исполнительного комитета Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан от 19 октября 2009 года N 206 "О постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий" Миначев И.К. поставлен на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий с правом получения Государственного жилищного сертификата.
02 июня 2014 года Миначев И.К. исключен из реестра детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в связи с отсутствием документов подтверждающих статус "сироты, ребенка оставшегося без попечения родителей".
Решением Дрожжановского районного суда Республики Татарстан от 12 мая 2016 года Миначева Н.З. (мать истца) признана недееспособной.
13 июля 2016 года Миначевым И.К. подано заявление о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
29 июля 2016 года решением Министерства образования и науки Республики Татарстан N 74 Миначеву И.К. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями, в связи с отсутствием документов, подтверждающих статус "ребенка - сироты, оставшегося без попечения родителей".
25 октября 2017 года решением Министерства образования и науки Республики Татарстан Миначеву И.К. повторно отказано во включении в указанный список. В своем решении Министерство образования и науки Республики Татарстан указало, что отец истца умер, когда истец находился в возрасте 5 лет, а мать была признана недееспособной 12 мая 2016 года, то есть когда истцу было 24 года.
Признавая незаконным решение Министерства образования и науки Республики Татарстан об отказе во включении Миначева И.К. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями, суд первой инстанции указал, что истец приобрёл статус лица, которое подлежит обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда, как оставшийся без попечение родителей до 18 лет.
Судебная коллегия с данными выводами суда согласна.
Абзац четвертый статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Как следует из преамбулы Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", а также из статьи 1 указанного Закона, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
По смыслу указанных выше правовых норм право на предоставление дополнительных гарантий имели лица из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, вставшие на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении в возрасте до 23-х лет.
Гарантируемая лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей социальная поддержка в виде обеспечения жильем, предоставляется в случае постановки их на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях до достижения ими 23-х лет.
В соответствии с пунктом 9 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года, право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Из материалов дела следует, что постановлением главы администрации Дрожжановского района Республики Татарстан от 28 августа 2003 года N 544 Миначев И.К. принят в приёмную семью.
Распоряжением Исполнительного комитета Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан от 19 октября 2009 года N 206 "О постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий" Миначев И.К. поставлен на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий с правом получения Государственного жилищного сертификата, как оставшийся без попечения родителей.
Согласно справке, выданной исполнительным комитетом Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан 09 октября 2013 года, Миначев И.К. состоит на учёте в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с правом получения жилищного сертификата с 12 ноября 2009 года.
Таким образом, довод апелляционной жалобы о том, что статус истца, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Миначевым И.К. не подтверждён, несостоятелен, поскольку наличие данного статуса у истца, до достижения им 23-х летнего возраста, подтверждается вышеприведёнными документами.
Не может быть принят во внимание и довод представителя ответчика о том, что истец в установленном законом порядке с заявлением о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения к ответчику не обращался.
Так, из учётного дела Миначева И.К. следует, что 13 июля 2016 года Миначевым И.К. было подано заявление о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений с приложением копий сопутствующих документов. Указанное заявление и приложенные к нему документы были приняты сотрудником соответствующего ведомства, о чем в заявлении сделана отметка.
Кроме того, как пояснил представитель Министерства образования и науки Республики Татарстан в суде апелляционной инстанции, все необходимые документы для постановки истца на учёт последним были представлены, однако причиной отказа в такой постановке явилось отсутствие документального подтверждения его статуса ребёнка-сироты, ребёнка, оставшегося без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Иные доводы апелляционной жалобы правовых оснований для отмены решения суда не имеют, повторяют правовую позицию ответчика, изложенную в суде первой инстанции, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, сводятся к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу обстоятельствам дал суд первой инстанции, и основаны на неверном толковании норм материального права.
На основании изложенного решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьёй 199, пунктом 1 статьи 328, статьей 329, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вахитовского районного суда г. Казани от 26 марта 2018 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства образования и науки Республики Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.