Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Гилманова Р.Р,
судей Абдуллиной Г.А. и Пичуговой О.В,
при секретаре судебного заседания Горбуновой В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьиГилманова Р.Р. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Иванникова А.Н. - Рыбникова К.А. на решение Елабужского городского суда Республики Татарстан от 25 апреля 2018 года, которым Иванникову А.Н. отказано в удовлетворении иска к Министерству образования и науки Республики Татарстан, Исполнительному комитету Елабужского муниципального района Республики Татарстан, отделу опеки и попечительства Исполнительного комитета Елабужского муниципального района Республики Татарстан, государственному бюджетному учреждению для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Елабужский детский дом" о признании незаконным и отмене решения жилищной комиссии об отказе во включении в реестр детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, возложении обязанности на жилищную комиссию включить в указанный реестр по договору найма специализированных жилых помещений.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Иванникова А.Н. - Рыбникова К.А, поддержавшего доводы жалобы, представителя Министерства образования и науки РТ - Зайнуллина А.Р, возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Иванников А.Н. обратился в суд с иском к Министерству образования и науки Республики Татарстан (далее - Министерство образования и науки РТ), Исполнительному комитету Елабужского муниципального района Республики Татарстан, отделу опеки и попечительства Исполнительного комитета Елабужского муниципального района Республики Татарстан, государственному бюджетному учреждению для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Елабужский детский дом" (далее - ГБУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Елабужский детский дом") о признании незаконным и отмене решения жилищной комиссии об отказе во включении в реестр детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, возложении обязанности на жилищную комиссию включить в указанный реестр по договору найма специализированных жилых помещений. В обоснование иска указано, что Иванников А.Н. является лицом, оставшимся без попечения родителей, и относится к категории граждан подлежащих обеспечению жилым помещением из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений. 04 июля и 01 августа 2017 года им были поданы заявления в Министерство образования и науки РТ о включении в реестр детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Решением жилищной комиссии Министерства образования и науки РТ за N61 от 25 октября 2017 года Иванникову А.Н. в удовлетворении заявления было отказано в связи с утратой статуса и не полным пакетом документов.
С указанным решением истец не согласен, поскольку является лицом, оставшимся без попечения родителей, воспитывался в Елабужском и Буинском детских домах с 1993 года по 2003 год. С ноября 1993 года поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лицо, относящееся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 23 октября 2003 года был зарегистрирован в квартире... по "адрес", где проживали его родители. При достижении 18 лет Иванников А.Н. выпущен из Елабужского детского дома, но руководством детского дома в отдел опеки и попечительства Елабужского муниципального района необходимые документы для получения благоустроенного жилого помещения не направлялись, договор найма на закрепленное за истцом жилое помещение с ним не заключался.
На основании изложенного истец просил суд признать незаконным и отменить решение жилищной комиссии N 61 от 25 октября 2017 года и обязать включить его в реестр детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Представитель истца Иванникова А.Н. - Рыбников К.А. в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель Министерства образования и науки Республики Татарстан - Усманов Н.Ф. иск не признал.
Представители Исполнительного комитета Елабужского муниципального района РТ, отдела опеки и попечительства Исполнительного комитета Елабужского муниципального района РТ, ГБУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Елабужский детский дом" в судебное заседание не явились.
Суд в удовлетворении иска отказал.
В апелляционной жалобе представитель Иванникова А.Н. - Рыбников К.А. просит отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении иска. В жалобе отмечается, что суд при вынесении решения ошибочно сослался на преамбулу Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, в то время как Федеральным законом от 17 декабря 2009 года N 315-ФЗ слова "их числа в возрасте до 23 лет" заменены словами "числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Кроме того, срок обращения с соответствующим заявлением пропущен истцом по независящим от него обстоятельствам ввиду бездействия органа опеки и попечительства.
Представитель истца Иванникова А.Н. - Рыбников К.А. в суде апелляционной инстанции доводы жалобы поддержал.
Представитель Министерства образования и науки РТ Зайнуллина А.Р. в суде апелляционной инстанции возражал против удовлетворения жалобы.
Иные лица, участвующие в деле и извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в суд апелляционной инстанции не явились.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с п.п. 1. 3, 9 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Судом установлено, что Иванников А.Н, "дата" года рождения, с 1993 года по 2003 год воспитывался в ГБУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с 1993 года по 2002 год - Буинский детский дом, с 18 июня 2002 года по 28 августа 2003 года - Елабужский детский дом, как лицо, оставшееся без попечения родителей. По выпуску из Елабужского детского дома, 28 августа 2003 года он устроен на полное государственное обеспечение в Профессиональное училище-8 г. Елабуги. В связи с отсутствием при училище общежития Иванников А.Н. временно проживал в Социальном приюте "Новый дом".
На основании распоряжения Главы администрации Елабужского района и г. Елабуга N771 от 30 ноября 1993 года за несовершеннолетними Иванниковым А.Н. было закреплено право проживания со своими родителями в квартире... дома "адрес", являющейся муниципальной собственностью.
Поскольку, по мнению истца, данное помещение стало непригодным для проживания, 04 июля 2017 года и 01 августа 2017 года он обратился в Министерство образовании и науки Республики Татарстан с просьбой о его включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями.
Решениями Министерства образования и науки Республики Татарстан от 03 августа 2017 года за N 31 и от 25 октября 2017 года за N 61 истцу отказано во включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в связи с утратой статуса и представлением неполного пакета документов.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Иванникова А.Н, суд первой инстанции, руководствуясь приведенными выше нормами материального права, исходил из того, что на момент обращения истца с заявлением о постановке на учет его возраст составлял 28 лет и в настоящее время он не относится к категории лиц, установленных Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ.
Данные выводы суда являются правильными.
В утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 20 ноября 2013 года "Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями" разъяснено, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки. Вместе с тем отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому судам следует выяснять причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
При рассмотрении споров, связанных с правом граждан указанной категории на получение мер государственной поддержки, судам следует учитывать, что вопрос о праве лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилой площадью вне очереди, если до достижения ими возраста 23 лет они не встали (не были поставлены) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, необходимо разрешать исходя из конкретных обстоятельств, по которым указанные лица не встали на такой учет.
Как следует из материалов дела, надлежащих доказательств, свидетельствующих о своевременном обращении с заявлением о предоставлении жилого помещения или о постановке на учет для получения жилого помещения в органы местного самоуправления, Иванниковым А.Н. не представлено.
Эти обстоятельства судом первой инстанции тщательно исследованы и им дана соответствующая правовая оценка.
Таким образом, выводы суда о том, что в данном случае достижение истцом определенного возраста должно рассматриваться по аналогии с пресекательным сроком, по истечении которого утрачивается субъективное материальное право на обеспечение им жильем в льготном порядке, являются правильными.
Доводы жалобы об уважительности причин пропуска установленного законом срока с требованием о предоставлении ему жилого помещения со ссылкой бездействие органа опеки и попечительства являются необоснованными и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку данных объективно свидетельствующих о его нуждаемости и наличии существенных препятствий его самостоятельному обращению с указанным требованием, в материалах дела не содержатся.
Более того, из пояснений представителей третьих лиц, участвовавших в деле, усматривается, что на время выпуска из Елабужского детского дома за Иванниковыми было закреплено благоустроенное жилое помещение, учетная норма на 2006 год составляла 12 кв. м, Иванников А.Н. в списках для получения жилого помещения не состоял. Отделом опеки и попечительства Исполнительного комитета Елабужского муниципального района РТ Иванникову А.Н. были направлены письма о необходимости самостоятельного обращения с заявлением о постановке на учет для получения жилого помещения в органы местного самоуправления. В настоящее время квартира... по "адрес" приведена в непригодное для проживания состояния самими жильцами, имеется значительная задолженность по оплате за жилищно-коммунальные услуги, в связи с чем в квартире отключены газ и электричество.
Эти обстоятельства истцовой стороной не оспаривались.
При таком положении доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона не противоречат, нарушений норм процессуального права судом также не допущено.
Решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы истца не имеется.
Руководствуясь ст. 199, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Елабужского городского суда Республики Татарстан от 25 апреля 2018 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобупредставителя Иванникова А.Н. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий -
Судьи :
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.